Как пишет в "Независимой газете" экономист, профессор Никита Кричевский, оценивая амбициозные ориентиры программы, - поначалу она внушала оптимизм экспертам, тем, что, как предполагалось, большинство населенных пунктов будет иметь круглогодичный доступ к основным коммуникациям, а транзитные перевозки через территорию России составят 90-100 млн тонн в год.
Далее эксперт оценил реальные результаты работы Минтранса.
По протяженности автомобильных дорог с 2005 по 2008 год зафиксирован рост - 82 тысяч км, но произошло это не благодаря действиям Минтранса, а за счет включения с 2006 года в дороги общего пользования дорог местного значения, пишет он. В результате лишь за 2006 год показатель дорог общего пользования "скакнул" сразу на 120 тысяч км, или на 20,7%. Между тем удельный вес дорог с твердым покрытием в общей протяженности автодорог неуклонно снижается: если в 2005 году он составлял 91,3%, то уже к 2008 году - 83,4%.
Ежегодные потери российской экономики от плохого состояния дорог и недостаточного уровня их развития превышают 1,8 трлн рублей, или более 2% ВВП, что, кстати, больше, чем расходы государства на оборону.
Плохая дорожная инфраструктура приводит к тому, что транспортная составляющая в себестоимости продукции в России достигает 20%, тогда как в развитых странах этот показатель не превышает 8%. Если в Европе средняя скорость перемещения грузов равна 1000 км в день, то в России не более 300 км. Наконец, себестоимость автомобильных перевозок в России в 1,5 раза выше, чем в странах ЕС, а расход топлива превышает европейский на 30%.
Средняя стоимость строительства дорог в 2010-2015 годах должна составить приблизительно 17,6 млн долларов за 1 км. Есть и чемпионы типа трассы Краснодар-Новороссийск (32 млн долларов) или первый участок магистрали Москва-Петербург (65 млн долларов за 1 км). В целом даже планируемая стоимость дорожного строительства в России выше по сравнению с ЕС-27 в 2,6 раза, с США - в 3 раза, с Китаем - в 7,3 раза.