Всемилостевиейший Государь.
Простите, что я дерзаю беспокоить Ваш досуг настоящим письмом.
Вашему Величеству угодно было решить вопрос о назначении крестянского совещания с целью приведения в благоустройство быта крестьянского населения. Рассматриваемое дело может дать богатейшие плоды или погибнуть в зависимости от того, кто будут те лица, коим оно будет поручено и как они будут направлены.
Но в чём заключается самое дело? Дело это заключается в том: мощь России должна ли продолжать развиваться с той же силой, с какой она развивалась с освобождения крестьян, или же рост должен ослабеть, а может быть и идти назад?
Крымская война открыла глаза наиболее зрячим; они осознали, что Россия не может быть сильна при режиме, покоящемся на рабстве. Ваш великий Дед (Александр II - моё прим.) Самодержавным мечом разрубил гордиев узел. Он выкупил душу и тело своего народа у их владельцев. Россия преобразилась, она удесятерила свои силы, свой ум и свои познания. Нужно окончить то, что начал Александр II и не мог докончить Александр III. Император Аксандр II выкупил душу и тело кретьян, Он сделал их свободными от помещичьей власти, но не сделал их свободными сынами Отечества, не устроил их быта на началах прочной закономерности. Император АлександрIII, поглощённый восстановлением нашего международного положения, укреплением боевых сил, не успел довершить дело своего Августейшего Отца. Эта задача досталась в наследство Вашему Императорскому Величеству. Она выполнима и её нужно выполнить.
Ваше Величество имеет 130 млн подданных. Из них едва ли более половины живут а остальные прозябают. Наш бюджет до освобождения крестьян был 350 млн рублей, освобождение дало возможность довести его до 1400 млн рублей. Между тем бюджет Франции при 38 млн жителей составляет 1260 млн рублей, бюджет Австрии при населении в 43 млн составляет 1100 млн рублей. Если бы благосостояние наших плательщиков было равносильно благосостоянию плательщикам Франции, то наш бюджет мог бы достигнуть 4200 млн рублей.
Каждый человек по природе своей ищет лучшего. Но для того, чтобы в человеке развился сказанный импульс, необходимо поставить его в соответствующую обстановку. У раба этот инстинкт гаснет. Раб, сознавая, что улучшение его бытия и бытия его ближних неосуществимо, гаснет. Крестьянин находится в рабстве произвола. Его благосостояние зависит не только от усмотрения местных представителей высшей власти, но иногда от людей сомнительной нравственности. Им начальствуют и он видит начальство и в земском, и в исправнике, и в становом, и в уряднике, и в фельдшере, и в старшине, и в волостном писаре, и, наконец, в каждом "барине". Он находится в положительном рабстве у схода, у его горланов.
Крестьянина наделили землёй. Но крестьянин не владеет этой землёй на совершенно определённоми праве, точно ограниченном законом. При общинном землевладении крестьянин не может даже знать, какая земля его (до чего же похоже на сталинские колхозы - моё прим.)
Император Александр II даровал России правосудие гражданское и уголовное. Эта реформа охраняет права и обязанности верноподданных своих Монархов путём закона, а не усмотрения. Крестьянские гражданские и уголовные дела разрешаются не по общим для всех установленных законам, а по особым, часто по обычаю, проще говоря по произщволу и усмотрению. Податное дело не в лучшем положении. Прямые налоги часто взыскиваются не по законно освящённым для каждого лица нормам, а скопом, по усмотрению. Губернатор с полицией может взыскать и двойной оклад, а может ничего не взыскать. Круговая порука, созданная параллельно общинному землевладению, делает ответственным крестьянина не за себя, а за всех, а потому иногда приводит к полной безответственности. Земство устанавливает сборы без всякого влияния правительства. Оно может обложить землепашца свыше его сил, и к сему нет тормоза
Что касается мирских сборов, собираемых с крестьян, то тут полнейший произвол. Эти налоги ушли не только от государственной власти, но даже от государственного сведения. А просвещение? О том, что оно находится в зачатке, это всем известно, как и то, что мы отстали в этом отношении не только от европейских, но и от азиатских и многих заатлантических стран. Просвещение нужно двинуть - и нужно двинуть энергично. Оттого, что дитя может упасть и повредиться, нельзя не учить его ходить. Нужно только, чтобы просвещение было всецело в руках правительства.
Крестьянство освобождено от рабовладетелей, но находится в рабстве произвола, беззаконности и невежества. В таком положении оно теряет стимул закономерно добиваться улучшения своего благосостояния. У него парализуется жизненный нерв прогресса. Поэтому нельзя помочь горю одинокими, хотя и крупными мерами материального характера. Нужно прежде всего поднять дух крестьянства, сделать из них действительно свободных и верноподданных сынов Ваших. Государство, при настоящем положении крестьянства, не может мощно идти вперёд, не может в будущем иметь то мировое значение, которое ему предуказано природой вещей. От сказанного неустройства пролистекают все те явления, которые как надоедливые болячки постоянно дают себя чувствовать. То вдруг является голод. Тратят громадные деньги на голодающих, которые собирают с будущих и прошедших голодающих и воображают, что делают дело. Эти современные голодающие только вяще приучаются быть голодающими в будущем. То подымается вопрос о земельном кризисе. Странный кризис, когда всюду цена на землю растёт. Разжигаются аппетиты, подымается вопрос о доблестях отдельных сословий и даже о поддержке ими Престола. Как будто Самодержавный Престол до сих пор держался на чём-либо ином, как не на всём русском народе; на сем незыблемом базисе он и будет вечно покоиться. Боже, сохрани Россию от престола, опирающегося не на весь народ, а на отдельные сословия!. Наконец, крестьянское неустройство какая радость для всех явных и скрытых врагов Самодержавия; здесь благодатное поле для их действия. Наши журналы, газеты, подпольные листки злонамеренно и благодушно смакуют эту тему.
Но конечно, такое первостепенной государственной важности дело, если оно даже будет поручено людям просвещённым, не может иметь успеха, если эти лица не будут одушевлены твёрдым желанием Отца русского народа сделать из крестьянина действительно свободного человека. От Вас ныне, Государь, зависит сделать Богом Вам вручённый народ счастливым и тем открыть новые пути к возвеличению Вашей империи.
Преклонно прошу, Государь, простить мне, что я позволил себе с полной откровенностью высказать то, что у меня наболело на душе.. Но если Ваши министры будут бояться докладывать то, что они думают, то кто же Вам об этом будет говорить?
Вашего Императорского Величества верный слуга Сергей Витте.
Петербург, октябрь 1898 г.