Не смотря на все стремления моего оппонента перевести дискуссию из чистого определения параметров русской цивилизации, ее сходств и различий с цивилизацией западной, хочется подвести некоторые итоги касательно вопроса о языке. На данный момент в нашем распоряжении имеется определенный набор материалов, анализ которого может хоть в кой-то пролить свет на природу русского языка.
Как мы можем наблюдать русский язык (как и любой другой) появился отнюдь не на пустом месте. Из курса языкознания помнится, что языки появились при взаимодействии со средой и социумом. То есть человек по большому счету брал звуки для своего языка у природы, формировал словарный состав языка при взаимодействии с соседними племенами и народами…
Так, например, русский (как уже было сказано в этой теме) возник не абы, откуда, а на основе праславянского диалекта. Вот тебе цитата: «Праславянский диалект индоевропейского праязыка вместе с наиболее близким к нему прибалтийским занимал некоторое срединное положение. На юге к нему примыкали диалекты праиллирийские и прафракийские, очень мало нам известные. На востоке праславянский диалект соприкасался с одной группой праиндоиранских диалектов, объединенных целым рядом деталей произношения, грамматики и словаря. Наконец, на западе славяне граничили с группой западноиндоевропейских диалектов (прагерманским, праиталийским и пракельтским), которые представляли собой гораздо менее однородное целое, чем диалекты праиндоиранские, но все же были объединены друг с другом целым рядом общих черт произношения, грамматики и словаря.
Благодаря своему срединному положению праславянские диалекты в одних своих особенностях сходились с праиндоиранскими, в других – с западноиндоевропейскими, иногда играя роль посредников между этими двумя группами индоевропейских говоров. В отношении произношения праславянские диалекты объединились с праиндоиранскими некоторыми общими изменениями согласных, а с западноиндоевропейскими, может быть, только известными оттенками произношения некоторых гласных звуков. А так как согласные в общем больше поражают слух, нежели гласные, то надо думать, что общее внешнее впечатление от индоевропейской речи в праславянском произношении скорее напоминало восточный (праиндоиранский) выговор, чем выговор западный. В отношении грамматики особой близости праславянского диалекта с праиндоиранским, по-видимому, не наблюдалось. Но и с западноевропейской группой праславянские диалекты связывались скорее общими утратами некоторых старых грамматических категорий или смешением первоначально различных форм, чем созданием новых. В общем, в отношении грамматики праславянские диалекты вместе с наиболее к ним близкими прибалтийскими, представляют собой совершенно особый своеобразный тип».
Само собой, в русском языке огромное количество заимствований из других языков, в том числе и из языков романо-германских, это не кто и не пытается отрицать, ибо это есть очевидный факт. Только при этом в нем также достаточно заимствований и из других языков, что так же есть факт и с этим нужно считаться. Да и странно бы было, если бы в русском языке вообще не было заимствований, учитывая его долгую историю.
Мы сравнили русский алфавит с английским, немецким и пришли к выводу, что часть букв русского алфавита вполне могут иметь латинское происхождение (учитывая долгую историю взаимодействия с романо-германцами в этом нет ничего удивительного). Только при этом опять же не стоит забывать, что и латинский алфавит появился отнюдь не на пустом месте. В VIII веке до н. э. в Греции была принята новая версия алфавита взамен прежнего письма. Этот новый греческий алфавит сложился на основе финикийского письма, и, надо сказать, некоторые буковки там есть очень похожие и на латинские, и на русские. Что говорит отнюдь не о родстве всех языков, а о взаимодействии их друг с другом, что вполне естественно.
Тут еще много чего писать можно, только в этом нет необходимости. Что же у нас получилось. В плюсе сходства с романо-германцами в области языка мы имеем общую часть словарного запаса и еще несколько схожих букв, ну максимум третью часть алфавита. Может я чего-то и упустил, но это детали. В минусе, то есть различиях, мы имеем все остальное (фонетика, синтаксис, морфология, пунктуация… и еще всякая светотень). Конечно, и там могут быть отдельные совпадения, но это лишь подтверждает правило…
Конечный вывод я делать не буду, просто потому, что мы не противопоставляем одни языки другим, а пытаемся вычленить сходства и различия… И те, и другие налицо, поэтому не нужно отождествлять русский язык с чьей-то традицией кроме своей собственной. Наш язык самодостаточное полностью сложившееся образование, это данность.
Теперь, как я и обещал, отдохнем и попытаемся рассмотреть жалкие потуги бестолочей как западного, так и восточного лагеря, постоянно ищущих братьев то на востоке, то на западе и неоднократно получающих по зубам и там, и там. Но ведь нет. Вот она природа ослепленных светлыми посылами полулюдей, готовых не думая бросить свою страну в любое пекло ради очередной корыстной цели приобщения к новым разновидностям стеклянных бус, за которые веками покупают продажное быдло, обещая горы счастья практически ни за что!
Вот ты пишешь, что люди уже живут по западному, носят западное барахло (сделанное в КНР), стремятся жить и вести себя по западному, даже думать по западному (видимо, имеется в виду полное пренебрежение этой босой полуварварской страной и стремление во что бы то ни стало приобщить себя к «цивилизованному миру», что-то типа нашей интеллигенции XVIII-XIX веков). На что я тебе отвечу словами одного умного человека: «Люди могут пить кока-колу и носить джинсы, а в свободное время мастерить бомбу, чтобы взорвать один из американских лайнеров». Ты вот про бизнесменов пишешь, только почему-то не отмечаешь тот факт, что когда японский и бразильский бизнесмены, одетые в европейские костюмы, ведут переговоры по-английски, они прекрасно понимают, что говорят не два представителя западной цивилизации, а японец и бразилец. У русских точно также, каждый человек идентифицирует себя со своей страной, своей религией, своей историей и противопоставляет себя чужим, другим, иным, не таким как он сам. Если тебе приходилось хоть раз говорить с амером, немцем, англичанином, ты не просто видел разницу между ними и собой, ты ее ощущал, ощущал всем – кожей, мозгом, интуицией. Да, если с ними выпить, они становятся более похожи на людей, как мы, но разница есть всегда. Ведь русские не скот, зачем гнать их куда-то, заставлять, приобщать, «окультуривать». Им не надо объяснять смысл культурных ценностей Запада, то что ближе к нам люди возьмут сами, то что никак не вписывается в рамки нашего мировоззрения не вобьешь и колом.
Ты восклицаешь, почему мы с ослиным упрямством ищем свой путь, но его не надо искать, по нему просто надо идти, потому что этот путь наш, русский. Ты говоришь, что этот путь ведет к катастрофе, что доказывалось не раз, но катастрофы не будет до тех пор, пока мы как быдло делаем то, что скажут в «цивилизованном» мире, стоит только раз заартачиться и тут же европейская улыбка превращается в звериный оскал. История ничему не учит, тут ты прав, и снова, и снова появляются когорты оплаченных пророков, призывающих повернуться к Европе мягким местом, да нагнутся, чтобы приобщить Русь к «европейским» ценностям, и как только такая ситуация начинает кому-то из нашей еще не до конца продавшей душу элиты казаться несколько не равноправной, как тут же слышится истошный вой со всех сторон «цивилизованного» мира о русском варварстве, империализме… и тут же начинают строиться в походные порядки армии тех, кто еще вчера должен был нас защищать, и кого кровью наших солдат защищали мы…
Сколько еще, я вас спрашиваю, будем мы гробить свой народ за чужие идеалы?! Страны уже нет одна видимость, люди мрут и не рождаются, заводы стоят, армия страшна только своим…ну, еще грузинам. Неужели западный «Проект Россия» победит святой Китеж?! Верить в это не хочу!!! Именно поэтому и важно для нас определить сходства и различия русской и западной цивилизаций как с языком получилось. Это важно сегодня, до завтра можем и не дожить…
И тебе, белогвардеец, из творчества Тютчева о либералах-западниках:
Напрасный труд – нет их не вразумишь –
Чем либеральней, тем они наглее,
Цивилизация для них фетиш,
Но не доступна им ее идея.
Как перед ней не жмитесь, господа,
Вам не снискать признанья от Европы:
В ее глазах вы будете всегда,
Не слуги просвещенья, а холопы.