Я сейчас пишу статью по данной тематике, начало ее уже было опубликовано в данной теме, теперь будет продолжение. Сразу отмечу, что статья достаточно большая и публиковаться она будет в сокращении и частями. Вот часть вторая:
Итак, в прошлый раз мы закончили необходимостью признать, что так называемые «общечеловеческие ценности» есть не что иное, как ценности романо-германской цивилизации, а «цивилизованное человечество» воплощается в самом романо-германском народе. О моральной стороне данного вопроса уже говорилось в первой части данной работы, в связи, с чем повторяться не имеет смысла. Отметим лишь, что эгоцентризм проявляется не только у народов, но и у отдельных людей, что не идет на пользу ни тем, ни другим.
Обратимся же к практической стороне вопроса принятия или отвержения европейской (романо-германской культуры). В данном вопросе нам необходимо будет снова обратиться к одному из известнейших русских ученых-языковедов, историку Николаю Сергеевичу Трубецкому.
Н.С. Трубецкой в своей работе «Европа и человечество» предложил пять вопросов, на которые следует ответить, прежде чем принимать или отвергать романо-германскую культуру. Первый вопрос сформулирован следующим образом – «Можно ли объективно доказать, что культура романо-германцев совершеннее всех прочих культур, ныне существующих или когда-либо существовавших на земле?»
Вот на него мы и попытаемся ответить в данной части.
В предыдущей работе было указано, что признание совершенства романо-германской культуры над всеми иными культурами существующими или существовавшими есть ни что иное как эгоцентризм в одном из крайних своих проявлений. В обыденной жизни подобные идеи подпадают под определение «мания величия», но в данном случае мы говорим не об обыденной жизни, а о культуре.
Возможно, под превосходством романо-германской культуры есть научные основания, изученные и доказанные учеными специалистами и все рассуждения есть лишь плод бесплодного умствования. Попытаемся разобраться…
В основе европейской науки лежит не что иное, как эволюционистская теория, суть которой заключена в утверждении, что на протяжении всей истории человечество шло, да и продолжает идти по пути мирового прогресса. Данный путь понимается учеными как прямая дорога, по которой суждено двигаться человеческой цивилизации, но путь этот долог и не все народы имеют достаточно сил и сходят с него, останавливаясь на разных точках. Согласно этой теории, окинув взглядом всю картину существующего ныне человечества, мы увидим всю историю эволюции, ведь каждый народ отстал на определенном этапе. Таим образом и культуры различных народов различаются лишь на те фазисы, когда произошла «остановка» одного из народов.
Вот тут-то и возникает вопрос, а как можно определить, какой именно фазис эволюции занимает та или иная культура? Для ответа на данный вопрос нам требуется, как минимум знание, где есть начало, а где конец линии мирового прогресса. Только в таком случае можно раскидать культуры по линии в зависимости от пройденного народом пути. На как мы можем узнать начало и конец эволюции, не имея общей картины эволюции?
Единственным вариантом в данном случае является поиск сходств и различий между разными культурами. Таким образом, мы можем сгруппировать наиболее схожие культуры и распределить их так, чтобы более схожие культуры стояли рядом, а сильно различающиеся на отдалении друг от друга. Но, даже проведя такую кропотливую работу, будет невозможно определить начало и конец эволюционной цепочки, так же как неимоверно сложно правильно нарисовать радугу человеку, который ее никогда не видел, даже имея все необходимые краски. А ведь культур гораздо больше семи…
Опираясь на сказанное выше, приходиться констатировать, что, если теория эволюции, предложенная европейцами верна, то восстановить картину эволюции человечества невозможно.
Тем не менее, европейские ученые утверждают, что им это удалось. Каким образом?! Оказывается все очень просто, европейские ученые просто приняли за высшую точку эволюции, венец мироздания свою собственную цивилизацию!!! Таким образом, картина эволюции приняла следующую форму: на вершине ее стоят романо-германцы и те народы, которые восприняли их культуру. Ниже следуют «культурные народы древности», под коими необходимо понимать народы, которые имеют с европейцами наибольшее сходство. Еще ниже культурные народы Азии (письменность, государственность и т.д. имеют некоторые сходства с романо-германцами). «Старые культуры Америки» (Мексика, Перу) имеют меньше сходства, поэтому и располагаются чуть ниже. Все эти народы именуются «культурными», потому что имеют сходства с романо-германцами, далее следуют «малокультурные» народы, ну и на нижней ступени расположились «дикари», на том основании, что их культура имеет меньше всего сходств с романо-германцами.
Но о каких объективных доказательствах правильности данной теории может идти речь, если единственное, что помогло романо-германской культуре стать во главе эволюционной лестницы, был эгоцентризм европейских ученых! По сути дела данная «эволюционистская теория» не может рассматриваться никак иначе, кроме как классификацией народов и культур по признаку их сходства с современными романо-германцами.
Тем не менее, даже признавая свою исключительность романо-германцы пытаются подвести под данную теорию эволюции некоторые доказательства. Попытаемся их рассмотреть. Одно из самых часто употребляемых доказательств есть утверждение, что европейцы фактически побеждают дикарей, примеров таких «побед» история сохранила предостаточно. Хотя в истории и предостаточно случаев победы кочевников над оседлыми народами, не смотря на то, что кочевники в теории эволюции помещаются ниже оседлых народов на том основании, что имеют меньше всего сходств с романо-германцами. Да и сами «культурные народы древности» были разрушены именно «варварами». Следовательно, данный аргумент не может быть принят в доказательство теории эволюции, т.к. романо-германцы не могут доказать утверждение, что народ-победитель всегда или почти всегда в культурном отношении выше народа-побежденного, одного доказательства побед самих романо-германцев над другими народами тут крайне недостаточно.
Другим не менее часто упоминаемым аргументом в поддержку романо-германского превосходства над другими народами и культурами является утверждение, что, будь-то бы, «дикари» не способны воспринимать некоторые европейские понятия, примером справедливости данного утверждения приводят рассказ о папуасе, которого вывезли в Англию, обучали в школе и даже дали возможность поступить в университет, но он де, поучившись немного, сбежал к себе на родину, где стал жить таким же дикарем, каким и был раньше. Также принято утверждать, что «дикари» не имея способностей приобщиться к романо-германской культуре, в попытках «цивилизироваться» спиваются или сходят с ума.
Правда, при этом как-то не принято говорить, что и у европейцев немного способностей проникнуть и познать культуру «дикарей», и историй о попытках европейцев жить как «дикари» тоже предостаточно: многие не выдержав просто убегали в Европу к устоявшимся и привычным условиям жизни. Также предостаточно сведений о том, как подобные «энтузиасты» спивались или сходили с ума. Так, например, французский живописец Гоген, пытавшийся стать «настоящим таитянином», поплатился за свое «чудачество» помешательством, позднее стал алкоголиком и погиб в пьяной драке. Видимо, дело здесь не в отсталости одних и «избранности» других, а в банальном разновекторном направлении развития и жизненном укладе, а, следовательно, и различии психологических установок. Именно поэтому психология и культура «дикарей» так сложна для понимания романо-германцев, и наоборот. Только дело тут, как уже было показано выше, не в уровне цивилизованности народов…
Еще одним доводом в поддержку европейского эгоцентризма является утверждение, что психология «дикарей» весьма близка к психологии детей, отсюда делается вывод, что «дикари» остановились в своем развитии и, соответственно, стоят ниже «взрослых» европейцев. Правда, и тут европейские ученые не вполне объективны, так как опускают тот факт, что впечатление «взрослых детей» при соприкосновении европейцев с «дикарями» является взаимным, те есть и «дикари» воспринимают европейцев отнюдь не как старших братьев по разуму, а как больших детей.
В таких обстоятельствах Н.С. Трубецкой предлагает обратить внимание на сам термин «дикари» и его значение с точки зрения европейца. Как уже было упомянуто выше, европейцы воспринимают как «дикарей» те народы, которые по своей культуре и психологии наиболее отличаются от современных романо-германцев. Следовательно, ответ нужно будет искать в области психологии.
Н.С. Трубецкой предлагает следующие утверждения:
1. Психика каждого человека состоит из элементов врожденных и благоприобретенных.
2. Среди черт врожденной психики надо различать черты индивидуальные, семейные, племенные, расовые, общечеловеческие, общемлекопитающие и общеживотные.
3. Благоприобретенные черты стоят в зависимости от среды, в которой вращается данный субъект, от традиций его семьи, социальной группы и от культуры его народа.
4. В самом раннем детстве вся психика состоит из черт врожденных; с течением времени к ним все в большей степени присоединяются черты благоприобретенные, причем некоторые из врожденных черт вследствие этого затушевываются или вовсе исчезают.
5. В психологии каждого человека нам непосредственно понятны и доступны только те черты, которые общи у него с нами.
Теперь обратимся к примерам. При встрече двух человек, принадлежащих к одинаковой среде и воспитанных в одних и тех же культурных традициях, эти люди без труда поймут друг друга, так как кроме некоторых врожденных, индивидуальных черт психики все остальные у них общие. Если же встречаются люди, принадлежащие к совершенно различным культурам, то каждый из них поймет в психике собеседника только некоторые врожденные моменты, в то время как благоприобретенных или не поймет, или просто не заметит, так как в данной области между этими людьми нет ничего общего. Чем больше различия между культурами, тем больше психология каждого будет представляться другому как состоящая из врожденных черт, а подобная психика, где преобладают врожденные черты, всегда представляется как элементарная, присущей детям. Именно поэтому психология «дикаря», то есть человека, который по своей культуре и быту сильно отличается от современного европейца, воспринимается как детская, элементарная, только вот восприятие это взаимно. Но если подвергнуть сравнению детей «дикаря» и европейца, то можно увидеть, что в психическом отношении дети гораздо ближе друг к другу, чем их родители.
Таким же образом может быть проанализированно утверждение, что у «дикаря» есть сходства с психологией животного. Так, если в компанию к двум детенышам (европейца и «дикаря») прибавить и детеныша животного, то можно заметить сходство в их психике, и все потому, что они имеют общие черты, а именно, черты общеживотной и общемлекопитающей психологии. Пусть этих черт будет не много, но они будут, в процессе развития часть их будет утрачена, часть будет видоизменена, но тем не менее кое какие моменты все же останутся, что, конечно же, ни в коем случае не говорит об отсталости одних и преимуществах других народов. В связи с этим, следует сказать, что европеец и «дикарь» испытывают одни и те же чувства при встрече друг с другом и воспринимают друг друга одинаково.
Кстати, следует отметить, что черты элементарной, детской психики усматриваются не только между различными культурами, но и между различными социальными группами одного и того же народа, особенно если социальные различия очень сильны и если высшие классы приняли иноземную культуру. Так, например, многие русские интеллигенты (врачи, медсестры, офицеры), общаясь с простыми людьми не раз отмечали, что это «взрослые дети». С другой стороны и простой народ, говоря о барине, усматривал в его действиях элементы наивной полудетской психологии и чудачества.
Как было сказано выше, понятие «дикари» рассматривается современными романо-германцами как народы, которые по своей культуре и быту сильно отличаются от современных романо-германцев. Таким образом, европейская наука смогла отнести в состав «дикарей» все народы, сильно отличающиеся от современных романо-германцев. Единственным общим признаком для всех этих народов-«дикарей» является их явное отличие от романо-германских народов. Признак, надо сказать, весьма субъективный и отрицательный. Основываясь на оптическом обмане непохожести психики этих народов по сравнению с психикой европейца, романо-германцы определили все народы, просто далекие от современных романо-германцев по своей культуре в разряд «первобытных». И европейцев нисколько не смущает тот факт, что туда были отнесены, например, эскимосы и кафры, бушмены и веддассы, народы друг на друга совершенно не похожие. Да и чего, собственно, смущаться, ведь все они так сильно отличаются от современной романо-германской цивилизации?!
Еще одним аргументом в защиту превосходства современных романо-германцев над всеми прочими культурами нашей планеты, так же основанном на оптическом обмане, является утверждение, что предки романо-германцев тоже когда-то были дикарями, и что современные «дикари» сегодня занимают ту ступень в развитии, которую европейцы уже давно прошли. Аргумент этот достаточно распространен не только на обывательском уровне, но и в научной среде.
Только вот дело в том, что под «дикарями» понимаются вообще все народы, просто не похожие на современных романо-германцев. Любая культура изменяется с течением времени и современное состояние любой культуры (в том числе и европейской) есть не что иное как результат долгой эволюции. В каждую эпоху культура имеет несколько иной вид, при чем нужно учитывать, что чем ближе к современности, тем культура (в том числе и европейская) ближе к своему современному состоянию. Так, например, в самые отдаленные эпохи культура европейцев отличалась от современного состояния тоже максимально, ну и, соответственно, культуры, максимально отличающиеся от современных романо-германцев, относятся европейскими учеными в группу «первобытные». Ну и что с того?! Раз понятие «первобытная» прилагается европейцами как к культуре своих древнейших предков, так и к современной культуре эскимосов и кафров, то ведь это еще не значит, что все эти культуры тождественны между собой. В глаза бросается лишь одинаковая непохожесть всех этих культур в сравнении с современной европейской.
На том же самом оптическом обмане базируется и утверждение, что культура «дикарей» топчется на месте или наблюдается ее регресс. Дело здесь в том, что европейцы понимают под «прогрессом» лишь постепенное приближение к культуре, являющейся вершиной совершенства, то есть своей собственной. В связи с чем, и наблюдаться этот «прогресс» может лишь в истории романо-германцев, да еще тех народов, которые приняли европейскую культуру, история остальных народов не может рассматриваться не как иначе, кроме как «эпоха застоя и упадка».
Очередным аргументом является утверждение, будь-то бы, умственный багаж европейца в разы отличается от умственного багажа «дикаря», разве найдется человек, который будет это оспаривать?! Конечно же, да. Дикарь обладает всеми теми качествами, которое ценит его племя (раз мы берем в сравнение культурного европейца, то и дикаря возьмем соответствующего, например, охотника), дикарь хранит огромные сведения об окружающем его ландшафте, повадках животных, кроме того, он усвоил достаточно сложную мифологию своего племени, моральный кодекс, правила этикета, произведения литературы (пусть даже устной). Все эти знания хранятся в его голове отнюдь не в хаотичном виде. Таким образом, можно сделать вывод, что голова «дикаря» набита достаточно основательно знаниями, пусть даже они несколько иного вида, чем знания в голове европейца. И в виду такой разнородности материала умственные багажи европейца и дикаря следует признать несравнимыми и несоизмеримыми между собой, поэтому и аргумент этот должен быть снят по причине его необъективности.
Точно также и степень сложности культуры нечего не говорит о степени ее совершенства. Эволюция так же часто идет в сторону упрощения, как и в сторону усложнения, поэтому и степень сложности ни в коем случае не может быть мерилом прогресса.
Таким образом, отвечая на первый вопрос «Можно ли объективно доказать, что культура романо-германцев совершеннее всех прочих культур, ныне существующих или когда-либо существовавших на земле?» приходится отметить, что объективных доказательств превосходства европейской культуры нет, да и не может быть, так как при сравнении культур между собой европейцы сравнивают их лишь по принципу «То, что похоже на нас, – лучше и совершеннее всего, что на нас не похоже».