Стэнли Милграм в 60-е годы провел серию опытов в Йельском Университете. Студентам было объявлено, что проводится эксперимент для выявления влияния наказания на обучение. Пришло много добровольцев. Эксперимент проводился следующим образом. Студент («учитель») садился за пульт управления, в котором были рубильники, для того, чтобы наказывать другого студента («ученика») электрическим разрядом. «Ученик» сидел привязанный к стулу, и к нему были прикреплены провода, подающие электрический ток, он был за стеной, «Учитель» его не видел, а только слышал, но предварительно ему показали «Ученика». «Ученик» должен был выучить ответы на вопросы, «учитель» зачитывал вопросы, и за допущенные ошибки в ответах мог наказывать «ученика» с помощью удара электрического тока, используя свой пульт управления, на котором были рубильники для подачи разряда, и шкала, показывающая – какой силы разряд действует на «ученика», на которой были отмечены разряд, причиняющий вред здоровью, и смертельный. Первый рубильник давал минимальный разряд 15 вольт, затем были рубильники, на которых разряды были все больше и больше, максимальным наказанием мог быть удар тока мощностью 450 вольт. Каждый раз, при неправильном ответе, «Учитель» должен был использовать следующий рубильник, т.е., увеличивать разряд.
На самом деле, испытуемым был «учитель». А роль «ученика» играл актер. Ток на самом деле не подавался. В ходе эксперимента Милграм хотел выяснить, до какого предела издевательств над другим человеком дойдет испытуемый, и что способствует подобному поведению.
В эксперименте участвовал еще человек. Он был в белом халате, в очках, сидел за столом неподалеку от «учителя» и что-то писал. При любом обращении к нему «учителя», он должен был отвечать: «Все под контролем, продолжайте эксперимент».
Эксперимент проходил следующим образом.
В начале, «ученик» отвечал на вопросы, иногда ошибался, и «получал в наказание» слабые разряды тока. С каждым неверным ответом, разряд увеличивался, «ученик» начинал возмущаться, «учитель» обращался к мужику в белом халате с вопросом, тот поднимал глаза от писанины, и отвечал: «Все под контролем, продолжайте эксперимент».
К удивлению самого Милграма и всего психологического сообщества, 65% испытуемых «учителей» дошли до предела, до 450 вольт. Они испепелили человека за стеной. Более 80% - использовали разряды, причиняющие боль и вред здоровью, несмотря на душераздирающие крики, мольбы и протесты «ученика».
Как вы думаете, каковы причины того, что «учитель» не останавливался, как только начинал причинять дискомфорт «ученику»? Причем, важно отметить, что испытуемым не нравилось то, что они делали, они страдали, переживали, но почему-то жали и жали эти кнопки.
Надеюсь, понятно описала эксперимент?