Фантомы в небе России
Мы хотим обороняться ЗРС, не имеющими ракеты, и летать на истребителях без «своего» двигателя
Сергей Михайлов
17.07.2010
Главком ВВС, генерал-полковник Александр Зелин сделал очередное бравурное заявление: ВВС России планируют закупить 60 истребителей пятого поколения и значительное количество зенитно-ракетных систем (ЗРС) С-500. Ранее сообщалось: российская система ПВО нового поколения С-500, как предполагается, будет разработана к 2015-му. Это ракетная система дальнего действия и высотного перехвата с повышенным потенциалом противоракетной обороны.
Главком также объявил: «Мы до 2020 года закупим значительное количество данных систем. Речь идет не о пяти зенитно-ракетных полках, на вооружении у которых будут стоять системы С-400, а о значительно большем количестве. Речь идет, в том числе, не только о системах С-400, но и о системах С-500». Ранее начальник зенитных ракетных войск Военно-воздушных сил, генерал-майор Сергей Попов сообщил, что С-500 будет способна уничтожить даже перспективные воздушные цели. По словам главного зенитчика нашей страны, «сделан очередной следующий шаг, как минимум, опережающий нашего вероятного противника на 15-20 лет». А первый заместитель министра обороны Владимир Поповкин, говоря об С-500, отметил, что она будет способна бороться не только с тактическими, оперативно-тактическими, стратегическими ракетами, но и поражать боевые блоки, летящие со скоростью 7 километров в секунду. Об истребителе пятого поколения было сказано, что ВВС в 2013-м должны получить предварительное заключение, которое позволит начать закупку самолета пятого поколения. С 2015-2016 годов истребитель будто бы начнет поступать в войска. «Предварительно это будет более 60 аппаратов», - сказал А. Зелин. И опять: непонятно, более – это сколько? 61, 62 или 666? Главком не исключил, что первая партия самолетов пятого поколения поступит в войска на «не родном» двигателе: «В настоящее время мы поднимаем самолет пятого поколения на не родном двигателе, то есть не на том, который будет на серийном образце». При этом он все-таки выразил надежду, что к началу серийных поставок машина новый двигатель получит. «Во всяком случае, если первая партия будет с этим не родным двигателем, то остальная серия - с новым», - уверенно заявил генерал-полковник.
Обращает на себя внимание то, что все закупки-поставки планируется совершить ближе к 2020-му году. «Двадцать-двадцать» давно стали какой-то мантрой для людей, просто не умеющих получать осязаемые результаты здесь и сейчас.
По их наивному мнению, в неблизком, хотя и не столь уж далеком, и, наверное, очень мистическом по цифрам году, случится чудо – все образуется и утрясется само собой. В этой связи даже не хочется вспоминать легенду о Насреддине, который обещал научить ишака читать – «потом», в обозримом будущем. Где через десять лет будут те, кто сегодня уверенно обещают нам надежную защиту России от всех ударов с воздуха и даже из космоса? Получим мы хоть какое-то гарантированное прикрытие силами ПВО к обещанному году? Прикрытие, наверное, получим, но защиту – вряд ли.
Ситуация с С-400 очень напоминает ситуацию с «Булавой». Еще в советское время, особенно в 1980-2000 годы, шла ожесточенная внутренняя конкуренция двух КБ, специализировавшихся на создании зенитно-ракетных комплексов. Или – систем, как стало модно говорить сегодня, потому что у нас теперь все должно быть обязательно системно. НПО «Антей», которое возглавлял Вениамин Ефремов, создавало ЗРК для ПВО Сухопутных войск. ЦКБ «Алмаз» под руководством Бориса Бункина разрабатывало мощные зенитно-ракетные комплексы для прикрытия стратегических объектов. Исходя из решаемых задач, комплексы «Антея» изначально отличались высокой подвижностью и отличными ТТХ. ЗРК, сделанные в «Алмазе», были малоподвижными, но мощными. Один С-200, способный нести ядерную боевую часть, чего стоил! Спрашивается, чего это соперничать двум КБ, которые решали разные задачи? А дело в том, что Вениамин Ефремов смог создать высокомобильный комплекс С-300В для прикрытия сухопутных армейских группировок. И этот комплекс почти по всем параметрам превосходил С-300ПМУ, которым так гордились в «Алмазе», считая, что никому ничего подобного сделать больше не удастся. Удалось. И гораздо лучше!
Близкие по характеристикам С-300ПМУ и С-300В, тем не менее, отличались очень существенно. Прежде всего – ракетами. Ракеты, созданные для С-300В уральским КБ «Новатор», оказались, что удивительно, мощнее тех, что проектировали в Москве для С-300ПМУ. Мощнее не только по боевой части, но и по всему, что характеризует ракету именно как ракету. В неофициальных поединках во время стрельб на полигоне Ашулук комплексы С-300В и их экипажи неизменно показывали гораздо лучшие результаты, чем С-300ПМУ. Когда в 1990-х годах в Вооруженных силах началась кампания унификации всего и вся, системы ПВО участи сей не избежали. Многие эксперты считают, что базовым комплексом дальнего действия надо было выбирать С-300В, тем более что был готов комплекс действительно нового поколения С-300ВМ «Антей-2500». Пусть и проходил он по документам как модернизация уже имевшегося ЗРК. С-300ВМ был способен отслеживать пуски вражеских ракет с дистанции в 2500 километров и поражать практически все аэродинамические цели, летящие со скоростью до 4500 км/час.
Войны будущего будут носить очень маневренный характер. Средства удара и защиты должны оперативно менять места дислокации и быть в состоянии с ходу вступать в бой.
ЗРК С-300В обладает способностью, недостижимой сегодня ни одной зенитно-ракетной системой в мире. Он реально, а не по бумажным отчетам, может развернуться и быть готовым открыть огонь в течение пяти минут. Поскольку С-300ВМ должны были прикрывать войска, в том числе и на марше, то приводить в боевое положение свои радарные установки и даже пусковые трубы ракет детище Вениамина Ефремова начинало, еще находясь в движении. Кто видел, как это происходит, наверняка испытал сильное впечатление. А вот «мобильный» С-300ПМУ должен был доехать до заранее подготовленных позиций, встать, и не спеша привести себя в боевое положение. При большой сноровке личного состава и наличии заранее подготовленных позиций минут за пятнадцать развернуться, наверное, можно. С-300В, стоит напомнить, нужно пять минут для полной готовности к бою и никаких позиций – этот ЗРК способен стрелять там, где встал.
Выбор С-300ВМ «Антей-2500» в качестве базового комплекса ПВО страны и Сухопутных войск был, скорее всего, действительно оправдан. Но случилось все иначе. Ефремов и Бункин умерли, «Антей» и «Алмаз» объединили в единое целое и головным разработчиком ЗРС большой дальности назначили то, что раньше было ЦКБ «Алмаз». Базой стал комплекс С-300ПМУ-1. Конструкторскому коллективу «Антея» отвели роль очень второго плана. В конце 1990-х было много рекламного шума вокруг С-300ПМУ-2 «Фаворит». Он позиционировался не только любимчиком тогдашнего командования ВВС-ПВО, но и долгожданной надеждой простых зенитчиков Российской армии. У которых он должен быть в почете - априори. Так надо! И где сейчас надежа и опора ВВС-ПВО, этот самый «Фаворит»? На смену ему пришел настоящий «Триумф». Так нарекли С-400, у которого, похоже, буквенной индексации нет. Он же унифицировано-универсальный. Прямо как морская «Булава», безуспешно создаваемая на базе сухопутного «Тополя».
«Триумф» - не какой-то там блатной «Фаворит». Он уже в деле! Под Москвой, при оглушительных фанфарах и в присутствии многочисленной прессы на боевое дежурство встал первый дивизион ЗРС С-400. А в недрах очевидно гениального по своим интеллектуальным возможностям Головного системного конструкторского бюро концерна «Алмаз-Антей» уже рождается ЗРС, естественно, пятого поколения – С-500! Назовут ту систему, наверное, «Триумф победителя». И к священному сроку «двадцать-двадцать» в составе ПВО России будет аж больше пяти зенитно-ракетных полков, оснащенных не только С-400, но и С-500. Действительно, триумф победителей.
Кого и над кем, или чего и над чем?
Во всей этой фаворитно-триумфальной победе «лучших в мире» ПВО не хватает одной существенной детали – ракеты. Про то, чем же все-таки собираются сбивать вражеские цели, летящие с первой космической скоростью, скромно умалчивается.
Относить это умолчание к некой гостайне несерьезно. Основой современных ЗРС все-таки являются комплексы управления. А здесь все на всеобщее обозрение и даже на экспортную продажу. Ситуацию похожа на такую вот картину: стоит солдат, облаченный в боевую амуницию будущего – он весь в синтетической броне, имеет немыслимые оптико-электронные системы наблюдения и целеуказания, на плече компьютер висит – а в руках вместо стрелкового оружия XXI века лук со стрелами или, того смешнее, рогатка. Ну и какого противника поразит этот навороченный киборг голыми, по сути, руками?
Можно предположить, что ракеты, создававшиеся для С-300ПМУ, лишены модернизационного потенциала, а новые делать просто некому. Старые мастера ушли, пришедшие им на смену из числа молодых, скорее всего, мало на что способны. А может быть, просто технологии утрачены? На одной из выставок МАКС мне приходилось слышать сетования военных на то, что новейший С-400 в своей стреляющей части – тот же С-300ПМУ, создававшийся при царе Горохе. И, скорее всего, как говорят специалисты, «Триумф» придется вооружать ракетами, созданными когда-то для ЗРК С-300ВМ «Антей-2500».
Приехали, дальше некуда. Стоило ли городить огород и тратить немалые деньги на проектирование новой системы ПВО, если по основным параметрам она ничем не превзошла «Антей-2500», ожидающий, когда его поставят в строй, уже более двадцати лет? И остающимся при этом лучшим в мире! Стоит напомнить, что С-300ВМ, в том числе, создавался и как противоракетный. А в системе С-400 эту способность еще предстоит реализовать. Про С-500 и говорить не имеет смысла. Эта фантомная фантазия – не более того. «Фаворит» до ума не довели, схватились за «Триумф», в котором, похоже, запутались окончательно. Что делать? Начинать проектировать систему пятого поколения – С-500. И главное – трезвонить об этом великом достижении - начале проектирования - как можно громче и как можно чаще. Глядишь, народ, а, прежде всего, высшие власти, увлекутся пятым поколением ЗРС, про четвертое – С-400 – и не вспомнят. А когда придет время спрашивать – вспомните, что ответил Насреддин любопытному насчет того, как же он предъявит падишаху читающего ишака.
Еще более печальная ситуация с боевой авиацией, с тем самым истребителем пятого поколения – ПАК ФА, перспективным авиационным комплексом фронтовой авиации. Ракеты – они хоть беспилотные, упадут при испытаниях, ну и… А в самолете – пилот сидит. Летчики, особенно испытатели – люди очень суеверные.
В прежние времена никогда про опытный самолет не говорили, что он в такое-то вот время обязательно будет стоять на вооружении.
Публично заявлять о том, что через пять лет ПАК ФА начнет поступать в войска, в высшей степени неосмотрительно, а с точки зрения летного суеверия – просто страшно. Неужели генерал-полковник А. Зелин, сам классный пилот, этого не знает и не понимает? Когда на прошлом МАКСе у взлетной полосы бросили искореженный фюзеляж боевого самолета, подготовленного к утилизации, многие содрогнулись. Быть беде! И точно, разбился командир «Русских витязей»…
У нас нет полноценного ПАК ФА. У нас, тем более, нет истребителя пятого поколения. Есть летающий макет этого истребителя, его прообраз. К 2013-му, в лучшем случае, завершатся испытания этого макета и будет принято решение об окончательном облике самолета будущего, начато его проектирование. Откуда при таком раскладе в 2015-м может начаться серийный выпуск ПАК ФА, закупка его ВВС? А как можно говорить, что первые партии истребителей пятого поколения будут иметь «не свои» двигатели? Именно двигатель придает истребителю основные черты нового поколения. А у нас двигатель пятого поколения, о чем сообщалось многократно, даже не начинали еще проектировать, так как не было конкурса на новый мотор. Ну, и какой истребитель получат ВВС в 2015-м и даже в 2020-м? Только фантомный, виртуальный, который будет прекрасно симулировать полет и боевые действия на каком-нибудь тренажере, но не в реальности. К тому же, как можно летчику-профессионалу, пусть и генералу, говорить о том, что первые строевые ПАК ФА будут летать на каком-то промежуточном двигателе, а буквально следом серийно станут выпускать истребители уже с родными моторами пятого поколения. Так ведь, если меняется движок на принципиально новый, то весь комплекс летных испытаний надо проходить с нуля. А это годы полетов, и еще не факт, что эти полеты будут идти как по маслу.
Недавно на самом верху государственной власти было сказано, что для завершения работ по созданию ПАК ФА, то есть, истребителя пятого поколения, требуется 30 миллиардов рублей. Они будут выделены. Огромные, казалось бы, деньги. Вот только кто и как эту сумму рассчитал и доложил наверх? 30 миллиардов рублей – меньше миллиарда евро. И это - на весь, совершенно новый, прорывной по всем параметрам самолет. Надо понимать, что не только на доводку планера, но и на завершение работ по созданию революционной авионики, а, главное, двигателя.
В Германии все никак не могут завершить работы над новым транспортным самолетом - отнюдь не революционного облика. Проблема в двигателе. Не заладился он с самого начала, хоть ты тресни. Так вот, для доработки всего лишь силовой установки транспортного самолета правительство Германии выделяет пять миллиардов евро. Пять - на один двигатель, и меньше миллиарда евро - на весь самолет. Да не простой, а революционный – пятого поколения.
Кого обманываем? Сами себя или Счетную палату? 30 миллиардов рублей, конечно же, можно хорошо «попилить». Но принципиально нового истребителя на эти гроши при всем желании не создашь.
Неужели главком ВВС этого не понимает? А если понимает, зачем точные даты ввода в строй новой авиационной техники называет? Наверное, тоже на мудрость Насреддина уповает.
Неотвратимо приближаются выборы – парламентские и президентские. Неизбежно начнут, а может, уже и начали, озвучивать самые оптимистичные прогнозы, раздавать самые заманчивые посулы. Потом выборы пройдут, но останутся, нет, не осадок, а обязательства, данные публично. Выполнять их, даже с учетом шуток Насреддина, все равно кому-то и как-то придется.
Пока же уверенно можно говорить лишь об одном – на защиту России становятся фантомы.
Специально для Столетия