Некоторые основные общие признаки
Сомнительные группировки имеют целью "спасти" мир и человека и вывести их на "верную дорогу". По их мнению, этого следует добиваться немедленно и всеми силами. В них пользуется почитанием какой-нибудь "святой гуру", великий духовный вождь, новый порок или проповедник "божьей милостью". Их репутация является залогом истины для того или иного объединения.
Подобная чрезмерно возносимая личность пользуется абсолютным авторитетом и одновременно играет роль заботливого отца или заботливой матери.
Сообществу и его руководителям приписывают всесильность, которая внушает смирение и почтение. Структура власти организации как во внутреннем, так и во внешнем проявлении, отстаивается неуклонно. Критические возражения, идущие изнутри и извне, блокируются. Для достижения обещанных личных целей применяются особые методы и упражнения.
Такое сообщество следует какому-то одному основному учению, которое в большей или меньшей степени отличается от руководящих посылок обыкновенного общества. Якобы имеющие место откровения и видения призваны доказать истинность данного учения.
"Единственный и последний шанс!"
Сообщество утверждает, что оно предлагает всем единственный спасительный секрет успеха. Альтернативы этому учению якобы не существует. Тот, кто принадлежит иной вере или преследует в жизни свои собственные цели, неизбежно погибнет. Гибель грозит каждому человеку в отдельности, всему человечеству и космосу, ее невозможно предотвратить.
Внешний мир, который сообщество отвергает установкой на свое "спасение", считается злым, скверным, проклятым и является либо объектом борьбы, либо объектом сочувствия.
"Размышлять - значит молиться черту!"
Разумное мышление нередко отрицается, против него ведется борьба. Все науки клеймятся как чертовское дело. Основополагающим считается исключительно открытое сообществу учение, или якобы вечная истина, или какая-то тайная доктрина. Самостоятельное, основанное на разуме мышление осуждается как низкая, приземленная рассудочность или как греховный бунт против высшей власти творца. Критическими и логическими соображениями пренебрегают так же, как и свободными, самостоятельными поступками или принятием на себя политической ответственности в демократическом смысле.
"Доброе и правильное или злое и ложное?"
Явные противоречия или нестроения в сообществе отрицаются, или же ответственность за них перекладывается на внешний мир. Демагогические утверждения и предвзятые мнения делают разумное взаимопонимание невозможным. Псевдоаргументы разного свойства призваны оправдать идеи и практическую деятельность, которые могут доходить до религиозного прославления революций и "священной войны". Создаются "образы врага". Ведутся поиски виновных и изобретаются маниакальные теории разнообразных заговоров. Они всё объясняют: виновные известны, члены сообщества стоят за правое дело, им не в чем себя упрекнуть.
Мир резко поделен на добрых и злых. Нет необходимости разбираться с другими людьми и с самим собой.
"Новая жизнь"
Члены сомнительных сообществ, как кажется, становятся новыми людьми. Меняется не только поведение, но и вся личность новообращенных. В зависимости от степени этой перемены, родственники и друзья бывают удивлены, смущены или вовсе теряются. Изменение личности и бытовых привычек каждого члена сообщества тесно связано с повседневной жизнью, определяемой этим сообществом. Распорядок дня в разных объединениях более или менее строго регламентирован по часам. Личного времени мало или нет вообще: еда, работа, занятия, контакты с другими, а также половая жизнь, часто подлежат обязательным требованиям. После миссионерской работы, медитации и молитвы, занятий и упражнений почти не остается времени для других вещей.
"Жизнь на острове или за высокой оградой?"
Такое сообщество отмежевывается от внешнего мира, изолирует себя и подвергается все большей изоляции со стороны общества.
Его члены все больше ограничивают свою жизнь и свой горизонт, приспосабливаются к сообществу и тем самым в значительной мере изолируют себя.
"Самоотречение или эксплуатация?"
Сомнительным сообществам ставят в вину не только ограничение свободы воли своих членов в повседневной жизни. Помимо этой опеки, экстремистски настроенные секты безжалостно эксплуатируют рабочую силу и финансовые средства своих членов. Они умело подогревают стремление к самопожертвованию, к участию в деле "спасения мира", а также неопределенный страх и чувство вины и используют это в своих интересах.
"Под фальшивой вывеской?"
Сомнительные сообщества чаще всего с первого раза остаются неузнанными. Они делают все, чтобы показать себя в лучшем виде: провозглашают исключительно бескорыстные цели, в обращении с другими подчеркнуто заботливы и приветливы и готовы с наигранным альтруизмом предложить наилучшее решение всех личных проблем. И лишь при более внимательном взгляде, если уж вовсе не "на собственном горьком опыте", удается распознать скрытые мотивы и закулисные дела. Поскольку руководители сомнительных сообществ - настоящие мастера перетолковывать все вещи на свой лад и преуменьшать их серьезность, существует опасность, что человек даст ввести себя в заблуждение или даже сам начнет добросовестно заблуждаться.