Как считали
«Еще до начала подсчета голосов комиссия должна по спискам избирателей сосчитать, сколько человек проголосовало. Это сделали совершенно незаметно для наблюдателей, нам уже с чернового листочка цифру огласили, — вспоминает Анна Воронцова, наблюдатель от “Яблока” на участке № 2099. — Когда бюллетени высыпали из урны, в куче были заметны пачки свернутых бюллетеней — явный вброс. Но когда наш член комиссии с правом решающего голоса (они имеют право трогать бюллетени) их находила, остальные члены комиссии вырывали у нее пачку из рук и разбрасывали бюллетени по столу с криком: “Не видим никакой пачки!” Пересчитывали их одновременно человек десять, а потом назвали нам результат».
«Должны были заполнять большой протокол на стене — сколько избирателей в книгах, сколько бюллетеней погашено и т. д. Но нам сказали: “Мы не будем его заполнять, мы сейчас посчитаем и сделаем черновичок”, — рассказывает Анна, наблюдатель от “Яблока” в УИК № 92. — “Какой черновичок?” — спрашиваем. — “А мало ли что”, — отвечает председатель. Подсчитали, сколько не выдано бюллетеней, сумму я записала. Вывалили на стол бюллетени, разгребли по кучкам, стали считать, оказалось, что у нас почти 400 бюллетеней лишних. Мы удивились: как это? Председатель пошел пересчитывать, говорит, наверное, мы неправильно посчитали. На это мы ему ответили, что не могли ошибиться на 400 человек. Хотели пойти с ним, но он сказал, что удалит нас, если мы пойдем. Вернулся примерно через час, сказал, что в книгах на 300 больше. А невыданных бюллетеней — меньше (чтобы сошлось). Он так реагировал, как будто все всё понимают, взрослые люди собрались. Когда мне выдали итоговый протокол, там у “Яблока” было уже на 50 голосов меньше. Когда я спросила, почему так, мы же считали бюллетени, он ответил: хотите берите, хотите нет. Потом, когда я зашла на сайт ЦИК, я увидела, что у “Яблока” еще на 50 голосов меньше, у “Справедливой России” на 50 меньше, а у “Единой России” — на 100 больше».
«По нашим подсчетам, на участок пришли 1100-1200 человек. Но потом оказалось, что проголосовали 1668, — вспоминает адвокат Дмитрий Черный, бывший членом участковой комиссии с правом совещательного голоса от “Яблока” на участке № 1680. — Видимо, был вброс 400 с лишним голосов, но доказать мы этого не можем: конфигурация участка была такая, что мы не могли одновременно контролировать все урны и столы. Подсчитали бюллетени — оказалось, что у “Единой России” 721 голос (42,7%). Я понимал, что мы уже проиграли этот участок, потому что наша задача была — обеспечить честные выборы. Но решил получить протокол, мне заверили копию, я пошел спокойно домой. А утром проснулся в 11 часов и выяснил, что, оказывается, за “Единую Россию” проголосовали уже 912 человек (54,7%)».
«При подсчете голосов выяснилось, что куда-то пропали 200 бюллетеней, — вспоминает Дмитрий Сурнин, бывший наблюдателем от “Яблока” на участке № 1701. — Избиратели их получили, но в урну не бросили». Скорее всего, унесли, объяснили члены комиссии. Но, уверен Сурнин, исчезнувшие бюллетени всплыли на следующий день: согласно официальным результатам выборов, число проголосовавших увеличилось с 1121 человека (зафиксировано в выданных наблюдателям протоколах) до 1312. «Яблоко» и «Справедливая Россия» потеряли по 100 голосов, у «Единой России» добавилось 400. Вечером 4 декабря у нее было 24,2%, на следующий день оказалось 50,5%.
Бывало и еще проще. «Весь избирательный день прошел идеально, — рассказывает член УИК № 6 с правом совещательного голоса от “Яблока” Дмитрий Фиников. — А потом председатель Валентин Колбас не провел итоговое заседание комиссии, не выдал протоколы, а просто уехал. Документы из участка уносить не имели права без проведения итогового заседания. Зампредседателя комиссии несколько раз хотел забрать документы в ТИК, я ему не позволял. Но в итоге он увез документы в сопровождении сотрудников милиции». У Финикова есть фотографии бюллетеней в упаковках с указанием количества голосов, поданных за партии на этом участке: «Единая Россия» — 128, «Яблоко» — 134, КПРФ — 202, «Справедливая Россия» — 113. Но на сводной таблице в ТИК он увидел и сфотографировал другие цифры: «Единая Россия» — 515, «Яблоко» — 4, КПРФ — 29, «Справедливая Россия» — 83.