«ШИНЕЛЬ»
Балет по мотивам одноименной повести Н.В.Гоголя
В спектакле использована музыка композиторов:
И.С. Баха, Д. Шостаковича, А. Шнитке, А. Кнайфеля, О.Каравайчука, Р.Дубинникова
Омский государственный музыкальный театр, г. Омск
В апреле 2010 года состоялась всероссийская премьера необалета в рамках объявленного в России года Н. В. Гоголя.
В октябре 2010 года спектакль получил высшую награду «Золотой диплом» в номинации «Театр-большая форма» VIII Международного форума «Золотой витязь», Сергей Флягин — приз «За лучшую мужскую роль» за партию Башмачкина.
Вчера смотрела необалет "Шинель" по Гоголю, балет-фантазию. Была уверена, что мне понравится, и не ошиблась. Высший пилотаж: гармоничное сочетание музыки, декораций, костюмов, хореографии, грамотное световое решение, плюс сама игра актёров - бессловесная, эмоциональная. Всё создавало атмосферу "внутриучастия", и даже опаздывающие на спектакль зрители не отвлекали от действа. 1:20 без антракта на одном дыхании. Современный балетный стиль, профессионально вплетённый в спектакль. После того, как закрылся занавес, сопровождавшийся музыкой,его открывающей, меня приплющило этой гнетущей гоголевской атмосферой безысходности, жалости, несправедливости. Сказать, что я в восторге, мало.
Либретто спектакля:
Петербург - это ветер, дующий со всех четырёх сторон одновременно; Петербург - это сон, город-сон, странный, загадочный, страшный. Вот и нашему герою, титулярному советнику Акакию Акакиевичу Башмачкину, часто снится один и тот же сон, будто он совсем маленький ребёнок и жива ещё его любимая маменька, и в их маленькой квартирке тепло и уютно, и висит на стене папенькина шинель. Но это лишь сон... Маменьки давно нет, живёт он в холодной каморке, папенькина шинель давно износилась и обветшала. Так и живёт Акакий Акакиевич, каждый день ходит он на службу, в старенькой шинели, чтобы переписывать буквы, слова, документы. Службу свою Башмачкин очень любит, несмотря на издевательства молодых коллег. Лишь однажды, с чего всё и началось, довели его коллеги до такой степени обиды, что покинул он службу в абсолютно расстроенных чувствах. День был морозным. В заснеженном парке прогуливалась степенная публика, почтенные матроны, кормилицы выгуливали своих любимых чад, студенты катали на санках молодых девиц. Волею судьбы Акакий Акакиевич оказался в водовороте озорной детворы, и без того ветхая шинель затрещала по швам, а один из рукавов оказался оторванным. Пришлось ему отправиться к портному, не раз латавшему шинельку. Да тот отказался, и в сердцах довершил начатое детворой. Сраженный горем Башмачкин пытался сложить лоскуты старой папенькиной шинели воедино, но ничего не вышло.... Только любимая работа отвлекала от грустных мыслей. И вот, засыпая за письменным столом, он видит сон, где перо оживает и танцует с ним, выводя красивые буквы... Петербургский рынок с головой накрывает Башмачкина, где он вместе с портным подбирает ткань для новой шинели. Окрылённый мечтой он с радостью летит на службу. Но там, незаметно для себя, засыпает. Снова видит ожившее перо. Чиновники, видя что он уснул, выкрадывают у него рукопись и под общий смех что-то там пишут. Сон Акакия Акакиевича превращается в кошмар, ожившее перо ломается, а сам он в ужасе просыпается и без оглядки убегает со службы... Но вот, всё худшее позади, портной торжественно принёс сверток с новой шинелью. Весь мир словно уплывает от Башмачкина - он снова чувствует себя маленьким мальчиком, защищенным от мира папенькиной шинелью. Он нежно укладывает шинель возле себя и засыпает... Петербург по-новому встречает его в новой шинели. Ему кажется, что мир изменился, и как много разных вещей, происходящих вокруг, он раньше не замечал. Вот и коллеги приглашают его на праздник. Веселые барышни, танцы, шампанское - всё это ново для Акакия Акакиевича. Он захмелел, но снова и снова убегает в гардероб, чтобы полюбоваться новой шинелью. Праздник продолжается, но ему становится скучно, и он покидает шумную вечеринку... Ночь, ветер, жалко тлеющие фонари. Странная девушка увлекает его за собой. Он наивно следует за ней и попадает в засаду. Грабители срывают шинель с Акакия Акакиевича, избивают его. Он в ужасе мечется по пустынной площади, пытаясь найти помощь и защиту. Единственная надежда осталась в душе Башмачкина. Он решается обратиться за помощью в поисках шинели к влиятельному лицу. Но этот визит окончательно добивает Акакия Акакиевича.
Эпилог. Где-то там, в далёком детстве, его ждёт маменька и большая папенькина шинель...
Фото с сайта театра: