Новая педагогическая система
В школе Щетинина, которой так восхищаются В. МегрЕ и Ана$тасия, нет классов, возрастных групп, уроков, привычных программ, привычных учебников, привычных учителей, привычной иерархии, привычных форм отчетности. Классно-урочная организация трансформирована на манер западных педагогов-новаторов Монтессори и теософа Р. Штейнера (Вальдорфская система). В школе нет и преподавателей в традиционном смысле. В качестве преподавателей внутри выступают в зависимости от ситуации либо более старшие ученики, либо руководители подразделений школы, либо приглашенные со стороны специалисты (фото Артема Соловейчика).
Вся школа в Текосе изолирована от остального мира и состоит из нескольких домов разной этажности, расположенных в живописном месте у подножия горы. В каждом доме живут дети разных возрастов - ученики школы. Они составляют группу, отряд, малый коллектив. В школе такую группу людей называют НПП0 - научно-педагогическое производственное объединение. В доме с этой разновозрастной группой учеников живет и руководит ею старший или старшая, которые когда-то закончили школу Щетинина и получили педагогическое образование. У домов-отрядов есть названия "с историей": "Сура", "Урал" и так далее. Каждый дом - отряд, коллектив, НППО - выбирает себе в качестве основного тот или иной образовательный предмет или образовательную область. Математика, химия, биология и так далее. НППО может выходить с инициативой на расширение образовательной области или на создание совершенно новой для школы области, как, например, океанология. Преподается рукопашный бой. В НППО каждый ученик проходит предмет в трех ипостасях: как ученик, как преподаватель и как методист. Для этого ученик должен получить углубленные знания в каком-либо предмете по его выбору. Впрочем, педагогическое "самообслуживание" не представляется эффективным вне школы: не известно ни одного случая плодотворной работы выпускника щетининской школы за ее пределами.
Одна из главных особенностей учебного процесса заключается в том, что все ученики школы проходят программу средней школы за один год. В школу приходят дети в среднем лет девяти-десяти. "Детей в школу Щетинина везут с разных концов России и СНГ. От некоторых родители просто избавляются, ибо не справляются с их воспитанием" ("Первое сентября", № 51, 1999".
НПП0 живет по принципу частично самообеспечивающейся общины (или казармы). Ученики сами себя обслуживают, сами делают ремонт и пр. За образец взяты boarding schools (интернаты) США.
Шк0ла Щеtинина - это замкнутая система тоталитарного характера: вся информация, проникающая внутрь "группы Щеtинина", проходит тщательнейшую фильтрацию и жесточайший контроль со стороны "Учителя" и его ближайшего окружения. Телевизор, радио полностью исключены из жизни группы как "источники грязи". Книги, газеты, журналы можно читать только после личной санкции Щеtинина. По словам адептов группы, письма перед выдачей адресатам перлюстрируются, а телефонные разговоры записываются на пленку и прослушиваются. Свидания с родителями строго регламентированы и не могут быть продлены более установленного срока. Область брачных отношений также регламентируется Щетининым. При этом поощряется заключение браков, если брачующиеся, уехав в родные места, откроют филиал школы.
Нужные качества у адептов достигаются через восприятие "концепции родовой школы", которая предполагает восприятие себя как частицы "рода". При этом психическое воздействие состоит в том, что маленьким детям внушаются вневременные и внепространственные параметры возраста "За мною - века. Я княжьего (?) рода…", что не может не травмировать их психику.
Уход из "группы Щеtинина" расценивается прежде всего как "предательство Учителя". Кроме того, удерживающим фактором являются социальные льготы, получаемые членами группы: возможности бесплатного (в том числе высшего многократного) образования; освобождение от службы в армии - сначала как студентам, а потом как сельским учителям. Ко всему прочему адепт, проведший многие годы на полном довольствии, за пределами группы оказывается полностью дезадаптирован.
Несмотря на то, что у Щеtинина нет религиозного учения, православные исследователи (отец Алексей Касаткин, "Под колпаком") квалифицируют его структуру как секту, имеющую все признаки таковой. С другой стороны, например, журнал "Огонек" писал: "Поиски М. П.Щеtинина созидают новую педагогику - педагогику сотрудничества - в противовес той "педагогике застоя", которые долгие годы обслуживала схоластику и начетничество в важнейшей отрасли общественного знания - науке о том, как растить человека. В этом драматическом противостоянии рождается новая школа на основе равноправия детей и взрослых - взамен школы канцелярской скуки, подавления личности ребенка и педагога, что одержит верх?" (№ 29, 1987).
Концепции Щеtинина основаны на ньюэйджеровском замесе в русифицированной версии: космические мотивы и мотивы "все во всем" и "все едино" переплетаются с националистическими и провокационными юдофобскими лозунгами. "Это подобное всем в нас роднит нас, соединяет со всеми, а всех соединяет с нами. Знание, и чувство в себе смысла Единого позволяет человеку читать книгу звезд и жить по прочитанному в звездах в одной лаве с ними… Каждый человек - Вечное Изначалье. И вечный Итог, и - Вечный исток" ("Родочеловек"). Обращает на себя единство терминологии у разных авторов и в разных проектах, построенных по принципам "Нового века" ( Знание, Исток, Энергообмен и пр.). Критикуя современную школу, Щетинин утверждает тип нового человека - "человека универсального": "…Кривая здоровья падает от класса к классу, одновременно с угасанием умственных сил. Школа не сообразна природе детей, она не для них, не во имя расцвета их талантов, не во имя укрепления и развития здоровья, духовного, физического, нравственного. Адрес ее усилий узкий, как лезвие ножа, - знания, умения, навыки. Не ребенок, не личность, не развитие всей безмерности задатков, всего универсального Я, а продукты обучения" ("На пути к человеку"). Используя национальную риторику и атрибуты казачья охрана в Текосе, православные ритуалы освящении, христианские праздники и пр.), Щеtинин вводит в заблуждение не только обывателей, но и высокопоставленных административных чиновников.
Школа, которую некоторые журналисты претенциозно называют "русское чудо" и "школа для элиты", напоминает полигон для испытания новых педагогико-психологических приемов, аналогичных тем, что практикуются в "Химере", "Никольск-Горке", "Китеже" и, возможно, других подобных школах, а также в системе "развивающего обучения", повсеместно внедряемого в общеобразовательную школу. В рамках тоталитарной структуры отрабатываются общинные методы "самоуправления", "самообразования", "саморазвития", "самообслуживания" и "самооценки", а также методы коррекции поведения - разумеется, в нужном направлении. Уровень знаний, вероятно, приносится в жертву воспитанию личности человека-универсалиста, впитавшего тоталитаризм как социально-регулирующую норму.