Пока Марина изучает присланную работу, хочу акцентировать внимание еще вот на чем.
Как известно, "продуктом" культовой обработки является новая личность человека. Ее можно обозначить как культовую личность.
Из литературы о культах (Сингер "Культы среди нас", "Маски авторитарности" Крамера и Олстеда, книги Хассена) можно составить портрет культовой личности.
1. Заниженная самооценка
2. Боязнь или неспособность принимать самостоятельные решения
3. Постоянная потребность в руководителе (гуру)
4. Эмоциональная нестабильность
5. Неспособность справляться с эмоциями
6. Дискомфорт в обществе не-культистов
7. Лживость
8. Постоянная неуверенность в себе
Это достаточно общий портрет, углубляться в детали я не стал.
А вот характерные черты аддикта. (взято
отсюда)
1. Сниженная переносимость трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций.
2. Скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством.
3. Внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами.
4. Стремление говорить неправду.
5. Стремление обвинять других, зная, что они невиновны.
6. Стремление уходить от ответственности в принятии решений.
7. Стереотипность, повторяемость поведения.
8. Зависимость.
9. Тревожность.
Собственно, комментарии излишни. Аддикт уже является культовой личностью, насильственное изменение ему не нужно. Достаточно лишь "подсадить" его на пиковые эмоции и вуаля - клиент готов. Нормальные люди (неаддикты) изменению не поддаются (так считает Пати).
Тогда возникает вопрос. Почему в тренингах при переходе от ступени на ступень "отваливается" примерно половина участников? Аддикт не может самостоятельно слезть со своей зависимости, а только поменять ее на другую.
Если принять, что в лайфспринге и т.п. психокультах остаются только аддикты, то почему они не остаются там навсегда?