Небольшая историко-философская справка (а то трепимся, ни пойми о чем)…
Вообще буддизм – это вера в перевоплощение, учение о пути освобождения и достижения Нирваны, высочайшего духовного состояния озаренности истинным знанием.
Философия буддизма создана на основе ведийских текстов. Вообще Гаутама (Будда), создавая буддизм, таким образом пытался реформировать брахманизм (индуизм), очистить его от наслоений культовой практики, разрушить кастовую систему, установить справедливость в обществе на основе признания равенства людей. Толкования учения Будды его последователями привели к тому, что было сформировано два основных направления (количество же школ просто огромно): хинаяна («малая колесница») и махаяна («большая колесница»). Хинаяна проповедует индивидуальный путь спасения. Махаяна – указывает на необходимость служения людям. Около 5 века возникает еще одно учение – ваджраяна («алмазная колесница»). Для философии ваджраяны характерен синтез всех школ буддизма с учетом практики йоги, почитания верховного учителя – ламы. Именно из этой школы идет учение о стане духовного благоденствия, где мир духовный сочетается с материальным – Шамбале; о существовании духовного Братства, с которым были связаны все духовные Учителя человечества. Проникая в другие страны буддизм как бы соединялся с верованиями населявших их народов. Так наряду с уже существующими школами в Тибете появляется самое древнее верование бонпо, заимствовавшее многое из буддизма и тентризма. В Китае буддизм приспосабливался к местным условиям и развивался в синтетической форме с даосизмом – Чань-Б. В Японии – с синтоизмом – Дзен-Б.
В европейской философии буддизм и его первоисточники начинают изучаться только в 19 веке. Это самый поздний приход в европейское общество одной из самых древний религий (возник буддизм практически одновременно с христианством и исламом).
Священными книгами и первоисточниками являются: «Лалита-вистара» (Жизнеописание Будды), «Трипитака» (Три корзины) – свод священных книг, содержащих космогонию, правила жизни монахов, логику, изречения Будды («Джаммапада»), «Абхидхарма» (Энциклопедия буддизма), ряд Сутр (многие сотни томов) и др.
Основная философско-этическая идея буддизма связана с Учением о «четырех благородных истинах», преподанных Буддой в первой Бенарейской проповоди:
1). Существует страдание воплощенного бытия, проистекающее из постоянных рождений и смертей;
2). Причина этих страданий в омраченности, в жажде самоудовлетворения, в болезнях, в несовершенстве;
3). Прекращение страданий заключается в достижении состояния просветленного вмещения, при котором создаются возможности выхода из кругооборота бытия на земле;
4). Путь к прекращению страданий состоит в постепенном усилении элементов, направленных на совершенствование для уничтожения причин бытия на земле, и в приближении к великой истине.
Так же существует «восьмеричный путь» к истине: 1) мышление, 2) речь, 3) действие, 4) распознавание, 5) жизнь, 6) труд, 7) воспоминания и самодисциплина, 8) концентрация.
Космология буддизма описывает мир, состоящим из трех лок (сфер): камалока (чувственный, реальный мир), рупалока (мир форм, иллюзорный), арупалока (мир без форм, сфера чистого сознания).
Одним из важнейших в буддизме является учение Калачакры («Колесо времеии»). Его суть во взаимосвязи человека и Вселенной. Эзотерическая доктрина этого учения связана с астрологическими знаниями о периодах эволюции Вселенной и жизни человека. Мир в буддизме представляется как бесконечное сочетание дхарм – элементарных частиц, своего рода вспышек жизненной энергии. Весь мир – «волнение» дхарм. Психологическое страдание есть постоянное переживание беспокойства. Страдание, равно как и удовлетворение, создают следствия для новых рождений и сочетаний дхарм. Если не изменять характера переживаний, то человек не сможет выйти из круга рождений и смертей (сансары). Своими поступками, чувствами, мыслями человек складывает карму (судьбу). Благородная и нравственная жизнь улучшает судьбу. Препятствуют достижению Нирваны 10 оков: иллюзия личности, сомнение, суеверие, привязанность к земле, желание наслаждения и успокоения, гордость, самодовольство, невежество.
«Из трех видов действий наиболее губительно ни слово, ни телесный поступок, но мысль» - изречение Будды.
Человек – это звено между двумя последующими состояниями жизни. Освобождение достигается прекращением «волнения» дхарм, то есть уничтожением желаний, страстей, мыслей, всего, что не отвечает правильному «восьмеричному пути». Нирвана есть состояние абсолютного спокойствия, проникновение в истинную сущность вещей, безгрешность и независимость от внешнего. Именно в состоянии озарения притекают истинные знания.
Для достижения освобождения в ряде школ буддизма разработаны целые методики, служащие преобразованию психофизических характеристик личности, ускоряющих ее эволюцию.
Буддизм учит отказу от собственности, равенству всех людей, жизни в общине. Он выступает против ритуальных форм религиозной жизни (в идеале), но в ходе исторического развития ритуальность появилась. Будда стал олицетворяться с Универсумом, возникла теория Космического тела Будды, то есть возникла идея верховного единого Божества. Из буддийской общины (сангхи), выросли монастыри, церкви, иерархия священнослужителей.
В мире сейчас более 1,5 миллионов монахов и монахинь – буддистов…