michail
Пользователь
3.1. Демографическая политика и политика народосбережения
Снижение численности населения в 1990-х – начале 2000 годов является одним из основных вызовов для долгосрочного развития России. При сохранении негативных тенденций численность населения может снизиться
со 142,1 млн. человек в 2007 году до 140 млн. человек к 2020 году,
до 133- 137 млн. человек к 2030 году.
Целью государственной демографической политики является снижение темпов естественной убыли населения, стабилизация численности населения и создание условий для ее роста, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни. Необходимо обеспечить стабилизацию численности населения на уровне не ниже 142-143 млн. человек к 2015 году и создание условий для повышения к 2025 году численности населения
до 145 млн. человек и средней продолжительности жизни до 75 лет.
Приоритетными направлениями государственной демографической политики Российской Федерации являются следующие.
Первое - снижение смертности населения, прежде всего высокой смертности (мужчин) в трудоспособном возрасте от внешних причин:
снижение смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий (за счет повышения качества дорожной инфраструктуры, дисциплины на дорогах, организации дорожного движения, повышения качества и оперативности медицинской помощи пострадавшим) и других внешних причин;
профилактика, своевременное выявление на ранних стадиях и лечение сердечно-сосудистых и других заболеваний, которые дают высокий процент смертности среди населения;
снижение смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, профилактика и своевременное выявление профессиональных заболеваний, разработка и реализация совместно с работодателями и объединениями профсоюзов мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
создание развитой инфраструктуры жизнеобеспечения и реабилитации лиц, работающих в экстремальных условиях;
снижение материнской и младенческой смертности.
Второе – сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение роли профилактики заболеваний и формирование здорового образа жизни.
Формирование здорового образа жизни должно стать важнейшим направлением политики в области охраны здоровья. При этом основой пропаганды здорового образа жизни должно стать наряду с информированием о вреде низкой физической активности, нерационального и несбалансированного питания, потребления алкоголя, табака, наркотических и токсических веществ также обучение навыкам по соблюдению правил гигиены труда и режима труда, учебы, режима и структуры питания.
Усиление профилактики заболеваний и охрана общественного здоровья требует:
развития условий для ведения здорового образа жизни, включая обеспечение мониторинга и современного уровня контроля (надзора) за соответствием продукции, предназначенной для человека, а также факторов среды обитания человека требованиям действующего законодательства;
проведения прикладных научных и эпидемиологических исследований по обоснованию совершенствования законодательства и методической базы;
организации и развития медико-профилактической помощи путем внедрения современных медико-профилактических технологий;
разработки и внедрения механизмов стимулирования у граждан Российской Федерации ответственного отношения к своему здоровью.
Важный вклад в формирование здорового образа жизни должно внести создание условий для развития туризма, занятий физической культурой и спортом различных групп населения, что предусматривает.
Третье - повышение уровня рождаемости, в том числе за счет рождения в семьях второго и последующих детей:
укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, семейного воспитания;
развитие системы поддержки семьи в связи с рождением и воспитанием детей, обеспечение государственной материальной поддержки семей, имеющих детей;
предоставление возможности применения по налогу на доходы физических лиц социального вычета по лечению детей, находящихся на попечении родителей до 24 лет, возможность применения вычета опекунами, возможность применения вычета по дошкольному образованию;
поддержка семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей; профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства, обеспечение защиты прав и законных интересов детей;
повышение качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, включая развитие перинатальных технологий;
укрепление репродуктивного здоровья населения, государственная поддержка лечения бесплодия, проведение комплекса мероприятий, направленных на профилактику и снижение числа абортов;
повышение качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, включая развитие перинатальных технологий;
профилактика, раннее выявление нарушений в состоянии здоровья детей и подростков, развитие и внедрение высокоэффективных методов лечения в педиатрии;
поэтапная ликвидация рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда;
реализация программ по предоставлению доступного семейного жилья;
развитие различных механизмов, позволяющих сочетать родителям работу и выполнение семейных обязанностей;
совершенствование инфраструктуры дошкольного образования.
Четвертое - управление миграционными процессами в целях снижения дефицита трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики. Проведение активной региональной социально-экономической политики, направленной на сохранение численности населения на Дальнем Востоке и в Сибири. Содействие переезду в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Привлечение квалифицированных иностранных специалистов, в том числе выпускников российских высших учебных заведений, молодежи из иностранных государств для обучения и стажировки в Российской Федерации. Оптимизация миграционных процессов в связи с формированием общего рынка труда в рамках интеграционных процессов на евразийском пространстве, создание цивилизованных условий для труда и жизни мигрантов в России, защита их гражданских прав.
Пятое – обеспечение защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Должна произойти смена приоритетов в государственной политике по обеспечению безопасности населения и территорий от опасностей и угроз различного характера – вместо «культуры реагирования» на чрезвычайные ситуации на первое место должна встать «культура предупреждения».
Для этого необходимо:
совершенствование системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, разработка и внедрение новых форм и методов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
создание общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей;
разработка и реализация практических мер по повышению безопасности населения и защищенности критически важных объектов;
создание региональных и субъектовых центров управления в кризисных ситуациях;
развитие и совершенствование технических средств и технологий повышения защиты населения и территорий от опасностей, обусловленных возникновением чрезвычайных ситуаций, а также средств и технологий ликвидации чрезвычайных ситуаций;
развитие инфраструктуры информационного обеспечения и ситуационного анализа рисков чрезвычайных ситуаций;
создание инфраструктуры комплексной безопасности федеральных автомобильных дорог с использованием авиационных технологий;
создание системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации – аудита безопасности.
Результатом данных мер должно стать сокращение к 2020 году количества погибших в результате чрезвычайных ситуаций различного характера по отношению к 2006 г. на 20-22%; пострадавших - на 18-20 процентов
Снижение численности населения в 1990-х – начале 2000 годов является одним из основных вызовов для долгосрочного развития России. При сохранении негативных тенденций численность населения может снизиться
со 142,1 млн. человек в 2007 году до 140 млн. человек к 2020 году,
до 133- 137 млн. человек к 2030 году.
Целью государственной демографической политики является снижение темпов естественной убыли населения, стабилизация численности населения и создание условий для ее роста, а также повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни. Необходимо обеспечить стабилизацию численности населения на уровне не ниже 142-143 млн. человек к 2015 году и создание условий для повышения к 2025 году численности населения
до 145 млн. человек и средней продолжительности жизни до 75 лет.
Приоритетными направлениями государственной демографической политики Российской Федерации являются следующие.
Первое - снижение смертности населения, прежде всего высокой смертности (мужчин) в трудоспособном возрасте от внешних причин:
снижение смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий (за счет повышения качества дорожной инфраструктуры, дисциплины на дорогах, организации дорожного движения, повышения качества и оперативности медицинской помощи пострадавшим) и других внешних причин;
профилактика, своевременное выявление на ранних стадиях и лечение сердечно-сосудистых и других заболеваний, которые дают высокий процент смертности среди населения;
снижение смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, профилактика и своевременное выявление профессиональных заболеваний, разработка и реализация совместно с работодателями и объединениями профсоюзов мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
создание развитой инфраструктуры жизнеобеспечения и реабилитации лиц, работающих в экстремальных условиях;
снижение материнской и младенческой смертности.
Второе – сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение роли профилактики заболеваний и формирование здорового образа жизни.
Формирование здорового образа жизни должно стать важнейшим направлением политики в области охраны здоровья. При этом основой пропаганды здорового образа жизни должно стать наряду с информированием о вреде низкой физической активности, нерационального и несбалансированного питания, потребления алкоголя, табака, наркотических и токсических веществ также обучение навыкам по соблюдению правил гигиены труда и режима труда, учебы, режима и структуры питания.
Усиление профилактики заболеваний и охрана общественного здоровья требует:
развития условий для ведения здорового образа жизни, включая обеспечение мониторинга и современного уровня контроля (надзора) за соответствием продукции, предназначенной для человека, а также факторов среды обитания человека требованиям действующего законодательства;
проведения прикладных научных и эпидемиологических исследований по обоснованию совершенствования законодательства и методической базы;
организации и развития медико-профилактической помощи путем внедрения современных медико-профилактических технологий;
разработки и внедрения механизмов стимулирования у граждан Российской Федерации ответственного отношения к своему здоровью.
Важный вклад в формирование здорового образа жизни должно внести создание условий для развития туризма, занятий физической культурой и спортом различных групп населения, что предусматривает.
Третье - повышение уровня рождаемости, в том числе за счет рождения в семьях второго и последующих детей:
укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, семейного воспитания;
развитие системы поддержки семьи в связи с рождением и воспитанием детей, обеспечение государственной материальной поддержки семей, имеющих детей;
предоставление возможности применения по налогу на доходы физических лиц социального вычета по лечению детей, находящихся на попечении родителей до 24 лет, возможность применения вычета опекунами, возможность применения вычета по дошкольному образованию;
поддержка семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей; профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства, обеспечение защиты прав и законных интересов детей;
повышение качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, включая развитие перинатальных технологий;
укрепление репродуктивного здоровья населения, государственная поддержка лечения бесплодия, проведение комплекса мероприятий, направленных на профилактику и снижение числа абортов;
повышение качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, включая развитие перинатальных технологий;
профилактика, раннее выявление нарушений в состоянии здоровья детей и подростков, развитие и внедрение высокоэффективных методов лечения в педиатрии;
поэтапная ликвидация рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда;
реализация программ по предоставлению доступного семейного жилья;
развитие различных механизмов, позволяющих сочетать родителям работу и выполнение семейных обязанностей;
совершенствование инфраструктуры дошкольного образования.
Четвертое - управление миграционными процессами в целях снижения дефицита трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики. Проведение активной региональной социально-экономической политики, направленной на сохранение численности населения на Дальнем Востоке и в Сибири. Содействие переезду в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Привлечение квалифицированных иностранных специалистов, в том числе выпускников российских высших учебных заведений, молодежи из иностранных государств для обучения и стажировки в Российской Федерации. Оптимизация миграционных процессов в связи с формированием общего рынка труда в рамках интеграционных процессов на евразийском пространстве, создание цивилизованных условий для труда и жизни мигрантов в России, защита их гражданских прав.
Пятое – обеспечение защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Должна произойти смена приоритетов в государственной политике по обеспечению безопасности населения и территорий от опасностей и угроз различного характера – вместо «культуры реагирования» на чрезвычайные ситуации на первое место должна встать «культура предупреждения».
Для этого необходимо:
совершенствование системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, разработка и внедрение новых форм и методов защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
создание общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей;
разработка и реализация практических мер по повышению безопасности населения и защищенности критически важных объектов;
создание региональных и субъектовых центров управления в кризисных ситуациях;
развитие и совершенствование технических средств и технологий повышения защиты населения и территорий от опасностей, обусловленных возникновением чрезвычайных ситуаций, а также средств и технологий ликвидации чрезвычайных ситуаций;
развитие инфраструктуры информационного обеспечения и ситуационного анализа рисков чрезвычайных ситуаций;
создание инфраструктуры комплексной безопасности федеральных автомобильных дорог с использованием авиационных технологий;
создание системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации – аудита безопасности.
Результатом данных мер должно стать сокращение к 2020 году количества погибших в результате чрезвычайных ситуаций различного характера по отношению к 2006 г. на 20-22%; пострадавших - на 18-20 процентов