Стратегия развития российской экономики

michail

Пользователь
В докладе присутствует цитирование выступления предыдущего Президента Российской Федерации на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» от 8 февраля 2008 года и проекта Минэкономразвития Российской Федерации о «Концепции долгосрочного социально-экономического развития России».

Вопрос возрождения и развития Российской экономики стоит давно и остро. После распада Советского Союза, «шоковой терапии» и дефолта страна находилась в крайне тяжёлом состоянии. На протяжении десятилетия происходил спад экономических мощностей и возможностей. К концу «девяностых» кризис достиг пика:
Следствием фактического отделения Чеченской Республики от России стало нападение боевиков на Дагестан. Велась открытая подготовка к агрессии против России, отторжению её исконных территорий. Армия была фактически деморализована и небоеготова. Предприятия оборонно-промышленного комплекса задыхались в долгах, теряли кадры и производственную базу.
Сама Россия представляла из себя «лоскутную» территорию. В большинстве субъектов Федерации действовали законы, противоречащие Конституции России. Государственная власть была малоэффективна. Свидетельством тому стало ослабление всех государственных институтов и пренебрежение законом.
Значительная часть экономики контролировалась олигархическими или откровенно криминальными структурами. В глубочайшем кризисе оказалось сельское хозяйство.
Финансы страны были опустошены и практически полностью зависели от внешних заимствований. И это, в конечном счёте, привело к дефолту 1998 года, который обернулся разорением многих предприятий, ростом бедности и безработицы.
Инфляция съедала и без того невысокие доходы граждан России. В 1999 году она составляла 36 с половиной процента. На начало 1999 года пришелся и пик задолженностей по заработным платам, пенсиям и пособиям (некоторые пособия не выплачивались совсем). На предприятиях задержки с выплатами зарплат достигали двух лет.
По отношению к 1991 году реальные доходы граждан составляли лишь 40 процентов, пенсии – и того меньше. В результате почти треть населения имела доходы ниже прожиточного минимума. Тяжёлое состояние дел в экономике и социальной сфере и, конечно, потеря многих ценностных ориентиров нанесли психологический удар обществу. Усилили социальные болезни, коррупцию, преступность. Обострился и демографический кризис. Рождаемость падала, смертность росла. В таких условиях требовалось создавать и реализовывать план возрождения России.
За 2000 – 2008 годы объём иностранных инвестиций в российскую экономику вырос в 7 раз. В предыдущий период чистый отток капиталов ежегодно составлял 10–20, а то и 25 миллиардов долларов. А в 2007 году отмечен рекордный абсолютный приток капитала в Россию – 82,3 миллиарда долларов.
Капитализация фондового рынка по отношению к 1999 году выросла в 22 раза. По этому показателю мы еще в 2006 году обогнали эффективно развивающиеся рынки: Мексику, Индию, Бразилию и даже среди развивающихся стран – такую страну как Южная Корея. На конец 1999 года фондовый рынок составлял 60 миллиардов долларов, а в конце 2007 года – 1 триллион 330 миллиардов долларов США.
Товарооборот России с зарубежными странами увеличился более чем в 5 раз. Ежегодно за границей бывает более 6 миллионов наших граждан.
В прошлом году мы достигли самого большого прироста ВВП за последние 7 лет – 8,1 процента. По итогам 2007 года, согласно данным международных экспертов, Россия опередила такие страны «восьмёрки», как Италия и Франция, по объёму ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности, и вошла в семёрку крупнейших экономик мира.
Государственный внешний долг сократился до 3 процентов ВВП, что считается одним из самых низких и лучших показателей в мире.
Реальные доходы людей за 8 лет выросли в 2,5 раза, пенсии – также почти в 2,5 раза. Безработица и уровень бедности уменьшились более чем в 2 раза.
Преодолены тенденции роста смертности и снижения рождаемости.
Но до сих пор есть показатели по которым мы не догнали свой же уровень 89-90 года прошлого века. До сих пор высок уровень бедности, и до сих пор смертность превышает рождаемость. Надо решать эти и многие другие вопросы. Российская экономика должна крепнуть и развиваться, должна заполнять международные рынки по своим правилам на равных правах.
В данный момент до 2010 года свёрстаны и бюджет, и утверждён конкретный план развития. Но сейчас уже необходимо заглянуть за этот горизонт. Вот почему речь идёт о долгосрочной стратегии до 2020 года.
По итогам заседания Государственного совета Российской Федерации, проходившего ещё 21 июля 2006 года, Президентом России было поручено разработать Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. Цель разработки Концепции – определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, укрепления национальной безопасности и динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе, укрепления позиций России в мировом сообществе.
В соответствии с этой целью в Концепции сформулированы:
• характеристика целей долгосрочного социально-экономического развития страны с учетом основных вызовов предстоящего периода;
• стратегия – способы, направления и этапы – достижения поставленных целей, а также формы и механизмы стратегического партнерства государства, бизнеса и общества в достижении целей Концепции;
• цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной политики в развитии социальной сферы, науки и технологий, структурных преобразований в экономике;
• цели и приоритеты внешнеэкономической политики;
• параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития в долгосрочной перспективе.
В Концепции подробно рассматриваются проблемы развития человеческого потенциала, экономических институтов, национальной конкурентоспособности, внешнеэкономической политики, регионов:

1) Развитие человеческого потенциала включает в себя системные преобразования двух типов:
а) направленные на развитие конкурентоспособности человеческого капитала, рабочей силы и социальных секторов экономики;
б) улучшающие качество социальной среды и условий жизни людей.
Они охватывают среднесрочные и долгосрочные цели, приоритеты и основные направления демографической политики, политики модернизации здравоохранения и образования, развития пенсионной сферы и социальной помощи, развития культуры, формирование эффективных рынков труда и жилья.
Снижение численности населения в 1990-х – начале 2000 годов является одним из основных вызовов для долгосрочного развития России. При сохранении негативных тенденций численность населения может снизиться со 142,1 млн. человек в 2007 году до 140 млн. человек к 2020 году, до 133- 137 млн. человек к 2030 году.
Поэтому в программе развития человеческого потенциала отдельно выделены демографическая политика и политика народосбережения.
Необходимым является обеспечение стабилизации численности населения на уровне не ниже 142-143 млн. человек к 2015 году и создание условий для повышения к 2025 году численности населения до 145 млн. человек и средней продолжительности жизни до 75 лет.
Также на ряду с демографическими вопросами в программе развития человеческого потенциала присутствуют развитие здравоохранения, развитие физической культуры и спорта, развитие образования, развитие культуры и средств массовой информации, развитие рынка труда, повышение доступности жилья, развитие социальных институтов и социальная политика, молодежная политика, развитие пенсионной системы, экологизация экономики и экология человека.

2) Переход к инновационному социально-ориентированному типу развития невозможен без формирования в России институциональной среды, способствующей росту предпринимательской и инновационной активности на основе свободы творчества, самореализации каждого человека. Такая институциональная среда характеризуется:
высоким уровнем личной безопасности человека (безопасная среда обитания, низкий уровень преступности, эффективная система правоприменения);
развитыми институтами демократии, функционированием эффективных структур и механизмов гражданского общества, общественным контролем за деятельностью государства и бизнеса, низким уровнем коррупции и высоким доверием к институтам власти и проводимой политике;
развитой конкурентной средой;
благоприятными условиями для массового появления новых компаний, в том числе в инновационных секторах экономики;
защищенностью прав собственности (включая интеллектуальную), контрактных обязательств, независимой судебной системой;
эффективным функционированием развитых рынков земли и иной недвижимости, системы финансовых институтов, адаптированной к потребностям инновационной экономики;
эффективностью государственного управления и местного самоуправления, отвечающих современным потребностям социально-экономического развития.

3) Повышение национальной конкурентоспособности является комплексной задачей, успех которой определяется развитием человеческого капитала, экономических институтов, реализацией и укреплением уже имеющихся конкурентных преимуществ России в энерго-сырьевых отраслях и транспортной инфраструктуре и созданием новых конкурентных преимуществ, связанных с диверсификацией экономики и формированием мощного научно-технологического комплекса и экономики знаний.
Наряду с приоритетным развитием человеческого капитала и сервисной экономики важнейшим сектором реализации знаний, занятости населения и производства доходов в предстоящие 10-15 лет будут базовые отрасли промышленности, транспорта, строительства и аграрного сектора. Именно в этих секторах Россия обладает значительными конкурентными преимуществами, и в то же время именно здесь накопились основные барьеры роста и провалы в эффективности. Интенсивное технологическое обновление всех базовых секторов экономики, опирающееся уже на новые информационные нано- и биотехнологии является важнейшим условием успеха инновационного социально-ориентированного развития и успеха страны в глобальной конкуренции.

4) Усиление влияния мировой экономики на социально-экономическое развитие России будет происходить на фоне ужесточения глобальной конкуренции, повышения роли инновационных факторов развития в странах-лидерах и перестройки мирового экономического порядка. В этой связи существенно возрастет роль внешнеэкономической политики как одного из важнейших факторов социально-экономического развития России, инновационного обновления и повышения конкурентоспособности экономики, а также решения ключевых социальных задач.
Сложившаяся модель участия России в международном разделении труда, основанная преимущественно на экспорте энергоносителей, не сможет стать основой для укрепления позиции России на расширяющихся мировых рынках. Даже при условии выхода на устойчивый рост внешнеторговых поставок энергоносителей и сырья в 1-2% в год, общее расширение российского экспорта будет существенно уступать ожидаемой динамике мировой торговли (6-8% в год). Соответственно, доля России в мировом экспорте при такой модели участия в среднесрочной перспективе будет снижаться. Без прорыва на новые рынки товаров и услуг с высокой долей добавленной стоимости Россия обречена на уменьшение своей роли в развитии мировой экономики и вытеснение ее из эффективного участия в мировом разделении труда.
5) Сбалансированное территориальное развитие Российской Федерации будет ориентировано на обеспечение условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономик регионов при обеспечении политического и правового единства страны.
Достижение этой цели будет обеспечено в ходе реализации государственной региональной политики, нацеленной на реализацию потенциала развития каждого региона, преодоления инфраструктурных и институциональных ограничений, создания равных возможностей для людей и содействия развитию человеческого потенциала, проведения целенаправленной работы по развитию федеративных отношений, реформирования систем государственного управления и местного самоуправления.

Концепция в печатном виде представляет собой двести одиннадцать страниц. В ней очень мало точных проектов, лишь намечены направления развития. Изначально было три варианта развития: инерционный, энерго-сырьевой и инновационный. Но рассмотрев их было решено остановиться на последнем (инновационном).
Представить все из этих направлений в рамках семинара не представляется возможным. Если же вас заинтересовал этот документ, вы можете получить его и все материалы на сайте минэкономразвития.
 

michail

Пользователь
во всём мною изложенном просто присутсвуют факты, о действительности которых я утверждаю ссылаясь на его выступление... Тут частично он сказал, в основном в начале.
 

scrptn

Пользователь
Напомнило план гномов:
1. Собрать панталоны
2. ???
3. ПРОФИТ!!!11
 

lasurs

Снежный Барс
Тут частично он сказал, в основном в начале.
В таком случае можно признать, что человек правильно оценил проблемы и вызовы, с которыми столкнулась наша страна, жаль, что сие прозрение наступило лишь по прошествии двух сроков его президентства. Тугодум, однако.
 

michail

Пользователь
Вообще я бы посоветовал посмотреть на сам документ, что бы иметь более полное представление. Лично у меня он вызвал впечатление какой-то попытки создания идеологии "Единой России", которой им давно не хватает. И вот они по чуть-чуть начали, абстрактно так. А вообще, интересно оно тем, что это первый долгосрочный план за прошедшие двадцать лет. Видимо, мы и правда, так сказать, встаём на ноги...
 

lasurs

Снежный Барс
Ну и как товарищ Пукин предлагает возрождать России, привлекать инвестиции?!
 

lasurs

Снежный Барс
я доклад на эту тему готовил - пришлось)
Я очень был бы тебе признателен, если б ты в нескольких абзацах пересказал, что конкретно считает необходимым сделать наш ВВП для возрождения страны. не люблю, когда много воды и очень обтекаемых многозначных выражений...
 

michail

Пользователь
3. Развитие человеческого потенциала:
3.1. Демографическая политика и политика народосбережения;
3.2. Развитие здравоохранения;
3.3. Развитие физической культуры и спорта;
3.4. Развитие образования;
3.5. Развитие культуры и средств массовой информации;
3.6. Развитие рынка труда;
3.7. Повышение доступности жилья;
3.8. Развитие социальных институтов и социальная политика;
3.9. Молодежная политика;
3.10. Развитие пенсионной системы;
3.11. Экологизация экономики и экология человека;
4. Развитие экономических институтов и поддержание макроэкономической стабильности:
4.1. Формирование институциональной среды инновационного развития;
4.2. Долгосрочные приоритеты денежно-кредитной и бюджетной политики;
4.3. Долгосрочные приоритеты развития финансовых рынков и банковского сектора;
5. Развитие национальной конкурентоспособности:
5.1. Развитие науки, национальной инновационной системы и технологий;
5.2. Развитие высокотехнологичных отраслей;
5.3. Развитие базовых отраслей промышленности;
5.4. Долгосрочные приоритеты реформирования естественных монополий;
5.5. Развитие конкурентных преимуществ в транспортной инфраструктуре;
5.6. Развитие энергетической инфраструктуры и повышение энергоэффективности экономики;
5.7. Развитие конкурентных преимуществ в сфере природопользования;
5.8. Развитие аграрного и рыбохозяйственного комплексов;
6. Внешнеэкономическая политика:
6.1. Цель и принципы внешнеэкономической политики;
6.2. Приоритетные направления внешнеэкономической политики;
6.3. Географическая диверсификация внешнеэкономических связей России;
7. Региональное развитие:
7.1. Основные принципы государственной политики регионального развития;
7.2. Инновационная и социальная ориентация регионального развития;
7.3. Полюса регионального развития;
7.4. Совершенствование системы государственного регионального управления;

это самое неабстрактное что там есть, ей богу...))
 

lasurs

Снежный Барс
3. Развитие человеческого потенциала:
3.1. Демографическая политика и политика народосбережения;
3.2. Развитие здравоохранения;
3.3. Развитие физической культуры и спорта;
3.4. Развитие образования;
3.5. Развитие культуры и средств массовой информации;
3.6. Развитие рынка труда;
3.7. Повышение доступности жилья;
3.8. Развитие социальных институтов и социальная политика;
3.9. Молодежная политика;
3.10. Развитие пенсионной системы;
Звучит красиво, как и все доклады, только вот что понимать под "демографической политикой и политикой народонаселения" например???
какие реальный шаги предлагается принять в данном направлении???
 
[quote name=\'lasurs\' post=\'366404\' date=\'25.1.2009, 19:10\']что понимать под "демографической политикой и политикой народонаселения" например??? какие реальный шаги предлагается принять в данном направлении???[/quote]
[color=\"#C0C0C0\"]молчу, молчу... тут как раз нужно меньше теоретических слов, а больше реальных действий, дамы и господа...
[/color]
 

lasurs

Снежный Барс
молчу, молчу... тут как раз нужно меньше теоретических слов, а больше реальных действий, дамы и господа... grin.gif
Буду искренне признателен за пару реальных действий с Вашей стороны. Заранее предупреждаю, предупреждения и баны по отношению к моей бренной личности такорвыми не являются...
 

AVVAS

Пользователь
У Российской экономики нет [color=\"#FF0000\"]стратегии[/color],....
Мы не контролируем стратегические факторы ..... Только более менее удачно, или нет, реагируем...
В лучшем случае, ... [color=\"#FF0000\"]тактика[/color] выживания...
 
[quote name=\'michail\' post=\'361867\' date=\'14.1.2009, 11:48\']Представить все из этих направлений в рамках семинара не представляется возможным. Если же вас заинтересовал этот документ, вы можете получить его и все материалы на сайте минэкономразвития.[/quote]

Ну, заинтересовал, допустим... и что конкретно с этим документом делать?

Читать можно до опупения, тут обсуждать каждый абзац до посинения (лаяться - тоже)...

Кучу докладов и рефератов по этому документу еще написать - пошла кипучая работа...


Если уж приняли какой-то вариант, по нему и будут работать - дай Бог, теперь не по принципу "хотели как лучше, а получилось как всегда". Это уж дело той команды, которая сейчас наверху, у штурвалов экономики и финансовых рычагов. Полюбэ от нашего мнения ничего не зависит.

Разве что демографию еще улучшить сможем - в эту сферу правительство пока еще не нашло как вмешаться на бытовом уровне...
 

lasurs

Снежный Барс
У Российской экономики нет стратегии,....
Мы не контролируем стратегические факторы ..... Только более менее удачно, или нет, реагируем...
В лучшем случае, ... тактика выживания...
Прям как трупик, никаких осмысленных действий, только рефлексы...
Если уж приняли какой-то вариант, по нему и будут работать - дай Бог, теперь не по принципу "хотели как лучше, а получилось как всегда". Это уж дело той команды, которая сейчас наверху, у штурвалов экономики и финансовых рычагов. Полюбэ от нашего мнения ничего не зависит.
Ну так в любом случае все, что мы можем сделать это провести анализ, может сделать какой худо бедный прогноз, не более того...
К тому же очень даже не вредно знать, что опять наше родное правительство против нас замышляет...
Опять же можно проанализировать данную стратегию, посмотреть к чему могут привести те или иные меры, может чтог-то свое предложить. Такую технику как мозговой штурм еще никто не отменял...
Разве что демографию еще улучшить сможем - в эту сферу правительство пока еще не нашло как вмешаться на бытовом уровне...
Сказал, как отрезал... Даже и не возразишь, придется соглашаться...
 
Сверху