michail
Пользователь
В докладе присутствует цитирование выступления предыдущего Президента Российской Федерации на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» от 8 февраля 2008 года и проекта Минэкономразвития Российской Федерации о «Концепции долгосрочного социально-экономического развития России».
Вопрос возрождения и развития Российской экономики стоит давно и остро. После распада Советского Союза, «шоковой терапии» и дефолта страна находилась в крайне тяжёлом состоянии. На протяжении десятилетия происходил спад экономических мощностей и возможностей. К концу «девяностых» кризис достиг пика:
Следствием фактического отделения Чеченской Республики от России стало нападение боевиков на Дагестан. Велась открытая подготовка к агрессии против России, отторжению её исконных территорий. Армия была фактически деморализована и небоеготова. Предприятия оборонно-промышленного комплекса задыхались в долгах, теряли кадры и производственную базу.
Сама Россия представляла из себя «лоскутную» территорию. В большинстве субъектов Федерации действовали законы, противоречащие Конституции России. Государственная власть была малоэффективна. Свидетельством тому стало ослабление всех государственных институтов и пренебрежение законом.
Значительная часть экономики контролировалась олигархическими или откровенно криминальными структурами. В глубочайшем кризисе оказалось сельское хозяйство.
Финансы страны были опустошены и практически полностью зависели от внешних заимствований. И это, в конечном счёте, привело к дефолту 1998 года, который обернулся разорением многих предприятий, ростом бедности и безработицы.
Инфляция съедала и без того невысокие доходы граждан России. В 1999 году она составляла 36 с половиной процента. На начало 1999 года пришелся и пик задолженностей по заработным платам, пенсиям и пособиям (некоторые пособия не выплачивались совсем). На предприятиях задержки с выплатами зарплат достигали двух лет.
По отношению к 1991 году реальные доходы граждан составляли лишь 40 процентов, пенсии – и того меньше. В результате почти треть населения имела доходы ниже прожиточного минимума. Тяжёлое состояние дел в экономике и социальной сфере и, конечно, потеря многих ценностных ориентиров нанесли психологический удар обществу. Усилили социальные болезни, коррупцию, преступность. Обострился и демографический кризис. Рождаемость падала, смертность росла. В таких условиях требовалось создавать и реализовывать план возрождения России.
За 2000 – 2008 годы объём иностранных инвестиций в российскую экономику вырос в 7 раз. В предыдущий период чистый отток капиталов ежегодно составлял 10–20, а то и 25 миллиардов долларов. А в 2007 году отмечен рекордный абсолютный приток капитала в Россию – 82,3 миллиарда долларов.
Капитализация фондового рынка по отношению к 1999 году выросла в 22 раза. По этому показателю мы еще в 2006 году обогнали эффективно развивающиеся рынки: Мексику, Индию, Бразилию и даже среди развивающихся стран – такую страну как Южная Корея. На конец 1999 года фондовый рынок составлял 60 миллиардов долларов, а в конце 2007 года – 1 триллион 330 миллиардов долларов США.
Товарооборот России с зарубежными странами увеличился более чем в 5 раз. Ежегодно за границей бывает более 6 миллионов наших граждан.
В прошлом году мы достигли самого большого прироста ВВП за последние 7 лет – 8,1 процента. По итогам 2007 года, согласно данным международных экспертов, Россия опередила такие страны «восьмёрки», как Италия и Франция, по объёму ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности, и вошла в семёрку крупнейших экономик мира.
Государственный внешний долг сократился до 3 процентов ВВП, что считается одним из самых низких и лучших показателей в мире.
Реальные доходы людей за 8 лет выросли в 2,5 раза, пенсии – также почти в 2,5 раза. Безработица и уровень бедности уменьшились более чем в 2 раза.
Преодолены тенденции роста смертности и снижения рождаемости.
Но до сих пор есть показатели по которым мы не догнали свой же уровень 89-90 года прошлого века. До сих пор высок уровень бедности, и до сих пор смертность превышает рождаемость. Надо решать эти и многие другие вопросы. Российская экономика должна крепнуть и развиваться, должна заполнять международные рынки по своим правилам на равных правах.
В данный момент до 2010 года свёрстаны и бюджет, и утверждён конкретный план развития. Но сейчас уже необходимо заглянуть за этот горизонт. Вот почему речь идёт о долгосрочной стратегии до 2020 года.
По итогам заседания Государственного совета Российской Федерации, проходившего ещё 21 июля 2006 года, Президентом России было поручено разработать Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. Цель разработки Концепции – определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, укрепления национальной безопасности и динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе, укрепления позиций России в мировом сообществе.
В соответствии с этой целью в Концепции сформулированы:
• характеристика целей долгосрочного социально-экономического развития страны с учетом основных вызовов предстоящего периода;
• стратегия – способы, направления и этапы – достижения поставленных целей, а также формы и механизмы стратегического партнерства государства, бизнеса и общества в достижении целей Концепции;
• цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной политики в развитии социальной сферы, науки и технологий, структурных преобразований в экономике;
• цели и приоритеты внешнеэкономической политики;
• параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития в долгосрочной перспективе.
В Концепции подробно рассматриваются проблемы развития человеческого потенциала, экономических институтов, национальной конкурентоспособности, внешнеэкономической политики, регионов:
1) Развитие человеческого потенциала включает в себя системные преобразования двух типов:
а) направленные на развитие конкурентоспособности человеческого капитала, рабочей силы и социальных секторов экономики;
б) улучшающие качество социальной среды и условий жизни людей.
Они охватывают среднесрочные и долгосрочные цели, приоритеты и основные направления демографической политики, политики модернизации здравоохранения и образования, развития пенсионной сферы и социальной помощи, развития культуры, формирование эффективных рынков труда и жилья.
Снижение численности населения в 1990-х – начале 2000 годов является одним из основных вызовов для долгосрочного развития России. При сохранении негативных тенденций численность населения может снизиться со 142,1 млн. человек в 2007 году до 140 млн. человек к 2020 году, до 133- 137 млн. человек к 2030 году.
Поэтому в программе развития человеческого потенциала отдельно выделены демографическая политика и политика народосбережения.
Необходимым является обеспечение стабилизации численности населения на уровне не ниже 142-143 млн. человек к 2015 году и создание условий для повышения к 2025 году численности населения до 145 млн. человек и средней продолжительности жизни до 75 лет.
Также на ряду с демографическими вопросами в программе развития человеческого потенциала присутствуют развитие здравоохранения, развитие физической культуры и спорта, развитие образования, развитие культуры и средств массовой информации, развитие рынка труда, повышение доступности жилья, развитие социальных институтов и социальная политика, молодежная политика, развитие пенсионной системы, экологизация экономики и экология человека.
2) Переход к инновационному социально-ориентированному типу развития невозможен без формирования в России институциональной среды, способствующей росту предпринимательской и инновационной активности на основе свободы творчества, самореализации каждого человека. Такая институциональная среда характеризуется:
высоким уровнем личной безопасности человека (безопасная среда обитания, низкий уровень преступности, эффективная система правоприменения);
развитыми институтами демократии, функционированием эффективных структур и механизмов гражданского общества, общественным контролем за деятельностью государства и бизнеса, низким уровнем коррупции и высоким доверием к институтам власти и проводимой политике;
развитой конкурентной средой;
благоприятными условиями для массового появления новых компаний, в том числе в инновационных секторах экономики;
защищенностью прав собственности (включая интеллектуальную), контрактных обязательств, независимой судебной системой;
эффективным функционированием развитых рынков земли и иной недвижимости, системы финансовых институтов, адаптированной к потребностям инновационной экономики;
эффективностью государственного управления и местного самоуправления, отвечающих современным потребностям социально-экономического развития.
3) Повышение национальной конкурентоспособности является комплексной задачей, успех которой определяется развитием человеческого капитала, экономических институтов, реализацией и укреплением уже имеющихся конкурентных преимуществ России в энерго-сырьевых отраслях и транспортной инфраструктуре и созданием новых конкурентных преимуществ, связанных с диверсификацией экономики и формированием мощного научно-технологического комплекса и экономики знаний.
Наряду с приоритетным развитием человеческого капитала и сервисной экономики важнейшим сектором реализации знаний, занятости населения и производства доходов в предстоящие 10-15 лет будут базовые отрасли промышленности, транспорта, строительства и аграрного сектора. Именно в этих секторах Россия обладает значительными конкурентными преимуществами, и в то же время именно здесь накопились основные барьеры роста и провалы в эффективности. Интенсивное технологическое обновление всех базовых секторов экономики, опирающееся уже на новые информационные нано- и биотехнологии является важнейшим условием успеха инновационного социально-ориентированного развития и успеха страны в глобальной конкуренции.
4) Усиление влияния мировой экономики на социально-экономическое развитие России будет происходить на фоне ужесточения глобальной конкуренции, повышения роли инновационных факторов развития в странах-лидерах и перестройки мирового экономического порядка. В этой связи существенно возрастет роль внешнеэкономической политики как одного из важнейших факторов социально-экономического развития России, инновационного обновления и повышения конкурентоспособности экономики, а также решения ключевых социальных задач.
Сложившаяся модель участия России в международном разделении труда, основанная преимущественно на экспорте энергоносителей, не сможет стать основой для укрепления позиции России на расширяющихся мировых рынках. Даже при условии выхода на устойчивый рост внешнеторговых поставок энергоносителей и сырья в 1-2% в год, общее расширение российского экспорта будет существенно уступать ожидаемой динамике мировой торговли (6-8% в год). Соответственно, доля России в мировом экспорте при такой модели участия в среднесрочной перспективе будет снижаться. Без прорыва на новые рынки товаров и услуг с высокой долей добавленной стоимости Россия обречена на уменьшение своей роли в развитии мировой экономики и вытеснение ее из эффективного участия в мировом разделении труда.
5) Сбалансированное территориальное развитие Российской Федерации будет ориентировано на обеспечение условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономик регионов при обеспечении политического и правового единства страны.
Достижение этой цели будет обеспечено в ходе реализации государственной региональной политики, нацеленной на реализацию потенциала развития каждого региона, преодоления инфраструктурных и институциональных ограничений, создания равных возможностей для людей и содействия развитию человеческого потенциала, проведения целенаправленной работы по развитию федеративных отношений, реформирования систем государственного управления и местного самоуправления.
Концепция в печатном виде представляет собой двести одиннадцать страниц. В ней очень мало точных проектов, лишь намечены направления развития. Изначально было три варианта развития: инерционный, энерго-сырьевой и инновационный. Но рассмотрев их было решено остановиться на последнем (инновационном).
Представить все из этих направлений в рамках семинара не представляется возможным. Если же вас заинтересовал этот документ, вы можете получить его и все материалы на сайте минэкономразвития.
Вопрос возрождения и развития Российской экономики стоит давно и остро. После распада Советского Союза, «шоковой терапии» и дефолта страна находилась в крайне тяжёлом состоянии. На протяжении десятилетия происходил спад экономических мощностей и возможностей. К концу «девяностых» кризис достиг пика:
Следствием фактического отделения Чеченской Республики от России стало нападение боевиков на Дагестан. Велась открытая подготовка к агрессии против России, отторжению её исконных территорий. Армия была фактически деморализована и небоеготова. Предприятия оборонно-промышленного комплекса задыхались в долгах, теряли кадры и производственную базу.
Сама Россия представляла из себя «лоскутную» территорию. В большинстве субъектов Федерации действовали законы, противоречащие Конституции России. Государственная власть была малоэффективна. Свидетельством тому стало ослабление всех государственных институтов и пренебрежение законом.
Значительная часть экономики контролировалась олигархическими или откровенно криминальными структурами. В глубочайшем кризисе оказалось сельское хозяйство.
Финансы страны были опустошены и практически полностью зависели от внешних заимствований. И это, в конечном счёте, привело к дефолту 1998 года, который обернулся разорением многих предприятий, ростом бедности и безработицы.
Инфляция съедала и без того невысокие доходы граждан России. В 1999 году она составляла 36 с половиной процента. На начало 1999 года пришелся и пик задолженностей по заработным платам, пенсиям и пособиям (некоторые пособия не выплачивались совсем). На предприятиях задержки с выплатами зарплат достигали двух лет.
По отношению к 1991 году реальные доходы граждан составляли лишь 40 процентов, пенсии – и того меньше. В результате почти треть населения имела доходы ниже прожиточного минимума. Тяжёлое состояние дел в экономике и социальной сфере и, конечно, потеря многих ценностных ориентиров нанесли психологический удар обществу. Усилили социальные болезни, коррупцию, преступность. Обострился и демографический кризис. Рождаемость падала, смертность росла. В таких условиях требовалось создавать и реализовывать план возрождения России.
За 2000 – 2008 годы объём иностранных инвестиций в российскую экономику вырос в 7 раз. В предыдущий период чистый отток капиталов ежегодно составлял 10–20, а то и 25 миллиардов долларов. А в 2007 году отмечен рекордный абсолютный приток капитала в Россию – 82,3 миллиарда долларов.
Капитализация фондового рынка по отношению к 1999 году выросла в 22 раза. По этому показателю мы еще в 2006 году обогнали эффективно развивающиеся рынки: Мексику, Индию, Бразилию и даже среди развивающихся стран – такую страну как Южная Корея. На конец 1999 года фондовый рынок составлял 60 миллиардов долларов, а в конце 2007 года – 1 триллион 330 миллиардов долларов США.
Товарооборот России с зарубежными странами увеличился более чем в 5 раз. Ежегодно за границей бывает более 6 миллионов наших граждан.
В прошлом году мы достигли самого большого прироста ВВП за последние 7 лет – 8,1 процента. По итогам 2007 года, согласно данным международных экспертов, Россия опередила такие страны «восьмёрки», как Италия и Франция, по объёму ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности, и вошла в семёрку крупнейших экономик мира.
Государственный внешний долг сократился до 3 процентов ВВП, что считается одним из самых низких и лучших показателей в мире.
Реальные доходы людей за 8 лет выросли в 2,5 раза, пенсии – также почти в 2,5 раза. Безработица и уровень бедности уменьшились более чем в 2 раза.
Преодолены тенденции роста смертности и снижения рождаемости.
Но до сих пор есть показатели по которым мы не догнали свой же уровень 89-90 года прошлого века. До сих пор высок уровень бедности, и до сих пор смертность превышает рождаемость. Надо решать эти и многие другие вопросы. Российская экономика должна крепнуть и развиваться, должна заполнять международные рынки по своим правилам на равных правах.
В данный момент до 2010 года свёрстаны и бюджет, и утверждён конкретный план развития. Но сейчас уже необходимо заглянуть за этот горизонт. Вот почему речь идёт о долгосрочной стратегии до 2020 года.
По итогам заседания Государственного совета Российской Федерации, проходившего ещё 21 июля 2006 года, Президентом России было поручено разработать Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации. Цель разработки Концепции – определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, укрепления национальной безопасности и динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе, укрепления позиций России в мировом сообществе.
В соответствии с этой целью в Концепции сформулированы:
• характеристика целей долгосрочного социально-экономического развития страны с учетом основных вызовов предстоящего периода;
• стратегия – способы, направления и этапы – достижения поставленных целей, а также формы и механизмы стратегического партнерства государства, бизнеса и общества в достижении целей Концепции;
• цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной политики в развитии социальной сферы, науки и технологий, структурных преобразований в экономике;
• цели и приоритеты внешнеэкономической политики;
• параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития в долгосрочной перспективе.
В Концепции подробно рассматриваются проблемы развития человеческого потенциала, экономических институтов, национальной конкурентоспособности, внешнеэкономической политики, регионов:
1) Развитие человеческого потенциала включает в себя системные преобразования двух типов:
а) направленные на развитие конкурентоспособности человеческого капитала, рабочей силы и социальных секторов экономики;
б) улучшающие качество социальной среды и условий жизни людей.
Они охватывают среднесрочные и долгосрочные цели, приоритеты и основные направления демографической политики, политики модернизации здравоохранения и образования, развития пенсионной сферы и социальной помощи, развития культуры, формирование эффективных рынков труда и жилья.
Снижение численности населения в 1990-х – начале 2000 годов является одним из основных вызовов для долгосрочного развития России. При сохранении негативных тенденций численность населения может снизиться со 142,1 млн. человек в 2007 году до 140 млн. человек к 2020 году, до 133- 137 млн. человек к 2030 году.
Поэтому в программе развития человеческого потенциала отдельно выделены демографическая политика и политика народосбережения.
Необходимым является обеспечение стабилизации численности населения на уровне не ниже 142-143 млн. человек к 2015 году и создание условий для повышения к 2025 году численности населения до 145 млн. человек и средней продолжительности жизни до 75 лет.
Также на ряду с демографическими вопросами в программе развития человеческого потенциала присутствуют развитие здравоохранения, развитие физической культуры и спорта, развитие образования, развитие культуры и средств массовой информации, развитие рынка труда, повышение доступности жилья, развитие социальных институтов и социальная политика, молодежная политика, развитие пенсионной системы, экологизация экономики и экология человека.
2) Переход к инновационному социально-ориентированному типу развития невозможен без формирования в России институциональной среды, способствующей росту предпринимательской и инновационной активности на основе свободы творчества, самореализации каждого человека. Такая институциональная среда характеризуется:
высоким уровнем личной безопасности человека (безопасная среда обитания, низкий уровень преступности, эффективная система правоприменения);
развитыми институтами демократии, функционированием эффективных структур и механизмов гражданского общества, общественным контролем за деятельностью государства и бизнеса, низким уровнем коррупции и высоким доверием к институтам власти и проводимой политике;
развитой конкурентной средой;
благоприятными условиями для массового появления новых компаний, в том числе в инновационных секторах экономики;
защищенностью прав собственности (включая интеллектуальную), контрактных обязательств, независимой судебной системой;
эффективным функционированием развитых рынков земли и иной недвижимости, системы финансовых институтов, адаптированной к потребностям инновационной экономики;
эффективностью государственного управления и местного самоуправления, отвечающих современным потребностям социально-экономического развития.
3) Повышение национальной конкурентоспособности является комплексной задачей, успех которой определяется развитием человеческого капитала, экономических институтов, реализацией и укреплением уже имеющихся конкурентных преимуществ России в энерго-сырьевых отраслях и транспортной инфраструктуре и созданием новых конкурентных преимуществ, связанных с диверсификацией экономики и формированием мощного научно-технологического комплекса и экономики знаний.
Наряду с приоритетным развитием человеческого капитала и сервисной экономики важнейшим сектором реализации знаний, занятости населения и производства доходов в предстоящие 10-15 лет будут базовые отрасли промышленности, транспорта, строительства и аграрного сектора. Именно в этих секторах Россия обладает значительными конкурентными преимуществами, и в то же время именно здесь накопились основные барьеры роста и провалы в эффективности. Интенсивное технологическое обновление всех базовых секторов экономики, опирающееся уже на новые информационные нано- и биотехнологии является важнейшим условием успеха инновационного социально-ориентированного развития и успеха страны в глобальной конкуренции.
4) Усиление влияния мировой экономики на социально-экономическое развитие России будет происходить на фоне ужесточения глобальной конкуренции, повышения роли инновационных факторов развития в странах-лидерах и перестройки мирового экономического порядка. В этой связи существенно возрастет роль внешнеэкономической политики как одного из важнейших факторов социально-экономического развития России, инновационного обновления и повышения конкурентоспособности экономики, а также решения ключевых социальных задач.
Сложившаяся модель участия России в международном разделении труда, основанная преимущественно на экспорте энергоносителей, не сможет стать основой для укрепления позиции России на расширяющихся мировых рынках. Даже при условии выхода на устойчивый рост внешнеторговых поставок энергоносителей и сырья в 1-2% в год, общее расширение российского экспорта будет существенно уступать ожидаемой динамике мировой торговли (6-8% в год). Соответственно, доля России в мировом экспорте при такой модели участия в среднесрочной перспективе будет снижаться. Без прорыва на новые рынки товаров и услуг с высокой долей добавленной стоимости Россия обречена на уменьшение своей роли в развитии мировой экономики и вытеснение ее из эффективного участия в мировом разделении труда.
5) Сбалансированное территориальное развитие Российской Федерации будет ориентировано на обеспечение условий, позволяющих каждому региону иметь необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения достойных условий жизни граждан, комплексного развития и повышения конкурентоспособности экономик регионов при обеспечении политического и правового единства страны.
Достижение этой цели будет обеспечено в ходе реализации государственной региональной политики, нацеленной на реализацию потенциала развития каждого региона, преодоления инфраструктурных и институциональных ограничений, создания равных возможностей для людей и содействия развитию человеческого потенциала, проведения целенаправленной работы по развитию федеративных отношений, реформирования систем государственного управления и местного самоуправления.
Концепция в печатном виде представляет собой двести одиннадцать страниц. В ней очень мало точных проектов, лишь намечены направления развития. Изначально было три варианта развития: инерционный, энерго-сырьевой и инновационный. Но рассмотрев их было решено остановиться на последнем (инновационном).
Представить все из этих направлений в рамках семинара не представляется возможным. Если же вас заинтересовал этот документ, вы можете получить его и все материалы на сайте минэкономразвития.