Оч рада, что читаете-просматриваете.
Вообще, мы перезаболели Караби. Еще не успели вернуться, опомниться от эмоций, от пережитого адреналина, от экстрима и впечатлений, как уже на последней остановке начали планировать как снова попасть туда, строить маршрут, сговариваться на следующую поездку.
А я мечтаю отвезти туда мужа с его сыном - ребята вот-вот отзвонились, уже въехали в Крым, скоро будут.
После этой поездки двойственное чувство. Я многого не увидела, ведь мы захватили только юго-восточный язык плато, мы не спустились в пещеры, не увидели красот подземного мира - ни богатого убранства залов, ни роскошных драпировок пещер, ни ледяных сталагмитов и подземных озер, ни петроглифов и наскальный рисунков,- большая часть сокровищ Караби скрыта от обывателя. Огромные пространства - 120 кв км не позволяют в один день охватить все.
Но с другой стороны, я понимаю, что эта труднодоступность и уединенность, отсутствие массовых маршрутов и проходимых туристических троп позволяет сохранить уникальность и редкую красоту. Что говорить - всегда найдутся любители отщипнуть что-нибудь на память, отколоть кусок сталактита, выдрать реликтовое растение, просто бросить под куст стояночный мусор.
Вспомнился мой любимый Тарханкут - несколько лет назад при подмоге волонтеров и поддержке иностранных благотворителей, с урочищ и балок было вывезено несколько самосвалов мусора. А сколько не сумели убрать?
Потому и не хочется туда ехать летом - из-за толпы туристов, импровизированных зловонных туалетов под каждым кустом, свалок, в которые превращают путешественники окрестности своих стоянок. Живут как будто после них ничего и никого не будет.
Хорошо, что Караби не имеет обводненности и на нем сложно разбить палаточный лагерь. Меньше народу - чище природа.
Еще вспомнилось, как я до развода вдрызг поругалась с мужем, когда он попытался стыдливо заткнуть куда-то в куст пустую пластиковую бутылку. Ух, я тогда разошлась. Но, кажется, убедила его, что здесь нет Джамшуда с тележкой и метлой.
Но что-то я разбрюзжалась, вместо рассказа.
Спуск планировали мимо перевала Чигенитра. Чуете, как слово звучит? Я катала его певучесть на языке, как лакомство. Хотя перевод с татарского более чем прозаичен - крапива. Но Караби изобилует удивительными топонимами - Кара-тау, Ликон, Казанлы, Кубриали-Кыр...
Греческие названия перемешаны с тюркскими и современными, например - Испанец (это родник) или Дедов Курень - партизанская точка.
А само название - Караби - точного перевода не имеет. Кто переводит как "сильный князь", кто - "черный паук", кто - "место неонлонных бедствий", но единого мнения об правильном значении нет.
И снова я отвлекаюсь
Кое-где на плато были заметны остатки раскатов стен. Историки говорят, что это те самые юстинианские стены V-VIвека, о которых говорят летописи. А наш проводник считает, что эти стены выложены пастухами, чтоб скот не разбредался - ведь на Караби пастбища сдавались в аренду и туда гнали скот не только из России и Украины, но даже из Румынии.
И сейчас рассказывают, что на Караби можно встретить табуны одичавших лошадей.
Мы же постоянно встречали следы их пребывания, но самих увидели лишь издали. Проводники говорят, что они не подпускают никого.
Зато вот турчик из лошадиных черепов.
Дальше наш путь лежал через Долину Папоротников. Это феерично - под пологом леса все сплошь укрыто перистыми зарослями:
Снимала на ходу. Остановок мы не делали.
Где-то по дороге через лес на нашем УАЗе взорвалась покрышка. Пока проводники меняли колесо, я в метрах 10 от машины под буками набрала полный подол рубахи лисичек и белых грибов. Но от счастья совершенно забыла сфотографировать свою удачу.