Иудейские мифы

PebeHok2

Пользователь
Многие отрицают тот факт, что в Библии вообще есть какие-то мифы. Большинство мифов имеют дело с богами и богинями, принимающими участие в людских делах, прославляют соперничающих героев, тогда как Библия признает Единого Всемогущего Бога. Но это далеко не так…

Все священные документы добиблейской поры на древнееврейском языке были утеряны или намеренно скрыты от глаз будущих поколений. Они включают в себя «Книгу Яхве» и «Книгу Яшара», эпическое повествование о скитаниях евреев в пустыне и их приходе в Ханаан. То, что они были созданы в поэтической манере, признанной древними иудеями, можно подтвердить отрывками из них, приведенными в Числах 21:14; 10:13 и 2 Книге Царств 1:18. Третья книга составляет семь частей указаний Иисуса, где он говорит о Ханаане (Иисус Навин 18:9). «Книга жизни Адама» (Бытие) предоставляет подробный перечень первых десяти поколений людей от Адама до Ноя. «Книга Яхве» (Исайя 34:16), вероятно, содержала мифологический бестиарий. Некоторые другие утерянные книги, упоминаемые в Библии, например «Дела Соломона», «Книга генеалогии», «Цари Иудеи», «О царях Израиля», «О сыновьях Израиля», наверняка содержали мифологические цитаты.
Зато сохранилось довольно много священных документов тех времен, когда Библия была канонизирована. Евреи Европы и Африки были плодовиты на литературные труды. Они комментировали Моисеев закон или сочиняли исторические, моралистические, анекдотические, назидательные комментарии к библейским текстам. В обоих случаях у авторов был в запасе большой мифологический материал, потому что миф всегда служил для поддержания сбивающих с толку законов, обычаев или общественных ритуалов.
Итак, канонические книги считались написанными по божественному внушению, отчего любой намек на политеизм из них вымарывался, но с апокрифическими книгами обращались более терпимо. Многие замалчиваемые мифы даже получили доступ в безусловно ортодоксальные мидраши. Например, в Книге Исхода мы читаем, что все кони фараона, колесницы его и всадники его преследовали сынов Израилевых до середины моря (Исход 14:23). Согласно одному из мидрашей (Mekhilta diR. Shimon 51, 54; Mid. Wayosha 52), Господь принял обличье кобылы и увлек похотливых египетских коней в воду. Деметра, богиня с головой кобылы, как рассказывали, точно таким же образом утопила кавалерию царя Пелопса в реке Алфее (известный греческий миф). Однако для благочестивого читателя мидраша это была придуманная метафора, показывающая, что может сделать Бог, желающий защитить Свой Избранный Народ.
Библия лишь изредка намекает на потерянные мифологические богатства. Частенько отсылка столь немногословна, что ее даже не замечаешь. Некоторые, например, читают: «После него был Самегар, сын Анафов, который шестьсот человек филистимлян побил воловьим рожном; и он также спас Израиль» (Судей 3:31), — и они отождествляют мать Самегара с жадной до крови угаритской богиней любви, девственной Анат, в чью честь был назван Иеремиев священный город Анафоф. Миф о Самегаре невосстановим, и все же герой, должно быть, наследовал материнскую воинственную удаль; да и воловье рожно, которым он побил филистимлян, несомненно, было даром ее отца, бога-быка Эла.
Книга Бытия тем не менее все еще содержит кое-какие описания древних богов и богинь — униженных в качестве смертных женщин и мужчин, ангелов, чудовищ или демонов. Ева, названная в Книге Бытия женой Адама, отождествляется историками с богиней (Heba), женой хеттского бога бури, которая скакала обнаженной на спине льва и у греков стала богиней Гебой (Hebe), женой Геракла. Владыка Иерусалима во времена Телль Амарны (XIV в. до н. э.) называл себя Абду-Геба, то есть «слугой Евы». А Лилит, предшественница Евы, совершенно исчезла из Библии, хотя о ней помнит Исайя, как о живущей в пустынных руинах. Судя по описаниям в мидрашах ее беспорядочной сексуальной жизни, она была богиней плодородия и в шумерском религиозном тексте «Гильгамеш и ива» появляется как Лиллейк.
Существуют добиблейские упоминания ангела Самаэля, иначе Сатаны. Впервые он появляется в истории как бог-покровитель Самаля, маленького хеттско-арамейского царства, находившегося к востоку от Харрана. Еще один поблекший бог из древнееврейского мифа — Раав, морской царь, который неудачно бросил вызов Иегове (Яхве), Богу Израиля (как греческий бог Посейдон бросил вызов своему брату Всемогущему Зевсу). Иегова, согласно Исайе, убил Раава мечом. Угаритское божество, которому поклонялись как Ваал-Зевуву или Зевулу, в Экроне был обижен в качестве Веельзевула царем Охоаией (4 Царств 1:2; и далее), а много столетий спустя галилеяне обвинили Иисуса в торговле с этим «царем демонов».
Семь божеств-планет, заимствованных в Вавилоне и Египте, стали семью подсвечниками меноры — священного семисвечника. Они были соединены в единого абстрактного Бога в Иерусалиме — и точно так же с ними поступили священники Гелиополиса, Библа, друиды галлов и иберийцы из Тортозы. Презрительные упоминания богов враждебных племен, униженных Иеговой, постоянно появляются в исторических книгах Библии: например, Дагона филистимлян, Хамоса моавитян, Милхома аммонитян.
Насколько нам известно от Филона из Библа, Дагон был планетарной силой. Однако Бог из ранних частей Книги Бытия практически неотличим от любого другого племенного божества.

Если сравнивать с древнегреческой мифологией (что близко по происхождению), то греческие боги и богини могли играть комедийные или драматические роли, интригуя в пользу любимых героев, потому что мифы рождались в разных городах-странах, которые то дружили, то враждовали. Среди евреев же, едва Северное царство было разрушено ассирийцами, мифы стали монолитными и централизованными, и их центром почти всегда был Иерусалим.
В библейском мифе герои иногда представляют царей, иногда — династии, иногда — племена. Двенадцать «сыновей» Иакова, по-видимому, когда-то были независимыми племенами, которые соединились и образовали израильскую федерацию. Местные боги и население не обязательно были арамеянами, хотя во главе стояли арамейские священники. Единственно Иосиф может быть идентифицирован отчасти как историческая личность. В Библии сказано, что все «сыновья» Иакова, кроме Иосифа, взяли в жены сестер-близнецов, и это дает основание предположить: наследование происходило по материнской линии, хотя правление было патриархальным. Дина, единственная дочь Иакова, рожденная без сестры-близнеца, очевидно, представляла полуматриархальное племя, включенное в Израильскую конфедерацию. Книга Бытия повествует о том, как Дина была изнасилована Сихемом, а мидраш — о том, как она стала женой Симеона, но это надо читать как политический, а не семейный документ. В Книге Бытия есть и другие намеки на матриархальную культуру, например, право матери давать имена своим сыновьям, которое все еще существует у арабов, и матрилокальный брак: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Бытие 2:24). Этот палестинский обычай подтвержден рассказом о женитьбе Самсона на Далиле (Книга Судей), и он объясняет, почему Авраам, арамейский патриарх, пришедший в Палестину с гиксосскими ордами в начале второго тысячелетия до нашей эры, приказал слуге Елиезеру купить Исааку невесту у своих родичей по мужской линии в Харране, исключив тем самым женитьбу своего сына на ханаанской женщине, ибо ему пришлось бы тогда стать членом ее клана.
Каждый правитель, решившийся изменить государственные институты, либо, подобно царю Осии, вынужденный идти на реформы, должен или сделать приписку к старому религиозному обоснованию, или написать новое, а это чревато манипуляцией или полной переделкой мифов. Было очевидно, что если Иудея — маленькое буферное царство между Египтом и Ассирией — намерено сохранить политическую независимость, необходимо ввести более строгую религиозную дисциплину и научить мужское население владеть оружием. Но до этого многие израильтяне успели перейти в ханаанейскую веру, в которой главную роль играли богини, а цари были их возлюбленными. Однако, как бы это ни было хорошо для мирных времен, такая религия не могла укрепить евреев и сделать их способными сопротивляться египетским и ассирийским армиям. Немногочисленное, но упрямое еврейское меньшинство было ведомо гильдией пророков, которое сочло необходимым рядиться под пастухов и скотоводов в честь своего деревенского Бога. Эти пророки поняли, что единственная надежда на национальную независимость лежит в авторитарном монотеизме, и постоянно осуждали прославление богинь в ханаанейских священных рощах. Книга Второзакония, написанная во времена Осии, запрещает многочисленные ханаанейские ритуалы, среди них про¬ституцию, содомию и все виды идолопоклонничества. Наследственная передача короны Давида убедила всех вавилонских изгнанников принять ту же веру. Когда Зрубавел заново отстроил храм Иеговы, у Него больше не было конкурентов. Все Ваалы, Астарты, Анаты и прочие ханаанейские божества, насколько известно, умерли ко времени возвращения иудеев из рабства. Книга Бытия, которая гораздо теснее связана с греческой, финикийской, хеттской, угаритской, шумерской и прочими мифологиями, чем большинство правоверных иудеев и христиан желает при¬знать, неоднократно редактировалась начиная с VI в. до н. э. с морализаторской целью. Миф о Хаме был изначально идентичен мифу о заговоре Зевса, Посейдона и Гадеса против бесстыдного бога Крона. Самый младший из троих — Зевс — оказался самым бесстрашным и осмелился кастрировать Крона, после чего стал Небесным Царем. Однако о кастрации Ноя, произведенной Хамом (или Ханааном), нет ни слова в Книге Бытия (9:24) вплоть до следующей строки: «Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его». Отредактированная версия, имеющая целью нравственный урок сыновнего почитания, приговаривает Хама к вечной службе старшим братьям всего лишь за то, что ему случайно пришлось увидеть наготу своего отца. Все же библейским редакторам не удалось убрать все «ненужные» упоминания о человеческих жертвоприношениях и идолопоклонничестве, например о поклонении терафиму. Праздник кущей, или ханаанейский праздник сбора винограда, не мог быть выброшен так что его только лишили сексуальной окраски и превратили в радостное прославление Всемогущего Бога с помощью воспоминания о шатрах, которые израильтяне ставили в пустыне. Также ханаанейский Праздник мацы был переосмыслен в память об израильском Исходе из Египта.
Одна из главных идей иудейской мифологии — постепенное низведение женщин от божественных существ до движимого имущества. Иегова наказывает Еву за Падение Мужчины. Чтобы еще больше унизить богиню Еву — в Книге Бытия сохранился ее титул Мать Всего Живого, — мифографы представили дело так, будто она была создана из ребра Адама. В основе этого анекдотичного положения, несомненно, слово tsela, имеющее значения «ребро» и «спотыкание». Но мифографы более позднего времени придумали, будто Ева была сотворена из колючего хвоста Адама. Греки тоже сделали женщину ответственной за несчастливую судьбу человека, приняв сказку Гесиода о сосуде Пандоры, из которого глупая жена Титана выпустила на волю болезни, пороки, старость. Имя Пандоры — «все дары» — когда-то, заметим, было титулом Богини-Творительницы.
И через тысячу лет греческие мифы перечисляли все еще действующие проклятия и табу; в греческом аду содержались предостерегавшие остальных преступники вроде Тантала, съевшего запретное кушанье, Данаид, убивших своих мужей, Пейрифоя, посягнувшего на богиню. Но греки ничего не меняли в своих мифах из ханжеского благочестия, в отличие от приношения в жертву Авраамом своего сына Исаака, которое имело место первого числа месяца Тишри, когда весь Израиль дует в бараний рог, чтобы напомнить Богу о благочестии Авраама и испросить прощения за свои грехи. Или взять козла отпущения, который в Праздник Искупления напоминает о том, как патриархи обманули Иакова, залив тунику Иосифа с длинными рукавами (или «многоцветные одежды») кровью ягненка.
Греческие мифы не использовались как тексты для политической проповеди. Рассказ о плохом обращении Иакова с Исавом был пророческим в том смысле, что в один прекрасный день Исав должен избавиться от ярма Иакова, и, кстати, явно служил оправданием едомитянского восстания против Иудеи во времена правления царя Иорама. Тексту было придано новое значение, когда римские завоеватели согласились признать едомитянина Ирода Злодея царем иудеев. И тогда Едом стал синонимом Рима, а фарисеи посоветовали иудеям не устраивать вооруженного восстания, но терпением и терпимостью искупить плохое обращение их предка с Исавом. Всеобъемлющее историческое предвидение было дано израильским героям, включая знание еще не существовавшего Моисеева закона; и кто бы в Священном Писании ни совершал серьезное действие, понятно, что он навечно определял судьбу своих потомков. Таким образом, Иаков, идя на встречу с Исавом, делит своих людей и свой скот на три части, посылая подарки с каждой группой, но через некоторый промежуток времени; он предупреждает своих потомков, что они должны всегда опасаться худшего. Как сказано в мидраше, Иаков молился: «Господи, когда обрушится на детей Твоих, оставь между ними расстояние, как я сделал на берегу реки Иавок». Что касается апокрифических «Заветов двенадцати патриархов», то они свидетельствуют о точном знании патриархами будущей истории.
Иаков крадет стада и отары у своих родственников, меняя их окрас, но и греческий герой Автолик делает то же самое, следовательно, оба мифа имеют палестинское происхождение. Автолик — умный вор, и не более того. Но Иаков, переименованный в Израиля, должен был стать святым предком всех иудеев, поэтому его воровство следовало оправдать на основании того, что Лаван дважды обманул его самого. И вместо использования вульгарного волшебства, подобно Автолику, в отношении чужой собственности, Иаков выводит скот определенного окраса и утверждает свое владение законным способом.
Из подвигов греческих героев не выводили никаких нравственных уроков, разве что предостережение против непостоянства судьбы. Если разрушение Трои не принесло ничего, кроме неудачи, всем значительным греческим героям, да и знаменитым воинам более раннего времени Тесею и Беллерофонту был определен не лучший конец, то Авраам, Исаак, Иаков и Иосиф мирно скончались в своих постелях и были похоронены рядом, со своими отцами. Этот контраст еще сильнее бросается в глаза, когда мы вспоминаем, что история взаимоотношений Иосифа и Зулейки, жены Потифара, идентична истории взаимоотношений Беллерофонта и его мачехи Антеи. Старшие иудейские пророки тоже были людьми, отмеченными свыше: Енох и Илия поднимались на Небеса, но и греческий провидец Тиресий знал об участи Фив и умер, спасаясь бегством, на пути к Дельфийскому храму. И хотя Моисей, который освободил свой народ от египетского Сфинкса, то есть от власти фараона, должен был искупить некую вину на горе Фасга, он был с почетом похоронен и оплакан всем Израилем, более того, похоронен Самим Богом; тогда как Эдип, который тоже спас свой народ от фиванского Сфинкса и был примерно такого же происхождения, как Моисей, умер в позорном изгнании, преследуемый фуриями, защитницами материнского права.

Греческие мифы к такому элементу, как время, относятся без должной аккуратности. Царица Елена сохраняла свою красоту все десять лет осады Трои и еще десять лет после этого, а некоторые утверждают, что она родила царю Тесею дочь, причем задолго до начала осады. Эти два сюжета были сочинены не одним автором, и греческие ученые признали: или были две Елены, или один из мифографов допустил ошибку. В иудейских мифах Сарра остается неотразимо прекрасной, даже пережив девяностый год рождения; она беременеет, носит Исаака и кормит молоком не только его, но и всех соседских малышей. Патриархи, герои и цари живут почти по тысяче лет. Великан Ог переживает Ноев потоп, переживает Авраама и в конце концов умирает от руки Моисея. Время удлиняется. Адам видит все будущие поколения висящими на его гигантском теле; Исаак изучает Моисеев закон (открытый десятью эпохами позднее) в академии Сима, который жил за десять эпох до него. В самом деле, герой иудейского мифа не только находится под явным влиянием поступков, слов и мыслей своих предков и осознает свое влияние на судьбу своих потомков, он точно так же находится под влиянием поступков своих потомков и сам влияет на своих предков. Так, царь Иеровоам поставил золотого тельца в Дане, и это греховное действо ослабило силу Авраама, когда он за тысячу лет до этого преследовал там врагов.
Удивительные вмешательства раввинов в текст Книги Бытия продолжались и в Средние века: образованные исследователи пытались ответить на такие вопросы, например, как освещался ковчег, как кормили животных, был ли Феникс в ковчеге и т.д.

По материалам Роберта Грейвса, Рафаэля Патайя
 
Уже в самом начале Книги Бытие даются 2 картины сотворения мира. Причем женщина из ребра Адама создается только в одном - в другом перволюди созданы одновременно...Ну и? Книги писаны людьми, и как бы писатели не извращали историю мира - миру от этого ни жарко, ни холодно! :) Главное - не тупить и не верить слепо ВСЕМУ тому, что написано полуграмотными еврейскими кочевниками несколько тысяч лет назад - мозги Господь людям зря дал, что ли? ;)
 

-ШУМ-

Лотелин
Вобщем я тоже считаю, что при всём уважении к Библии, всему всё же верить не стоит, даже не обязательно потому, что что-то нарочно не соответствует истине, а хотя бы потому, что понимание людей тогда и сейчас, очень сильно отличаются. Люди, писавшие тогда, могли что-то неверно истолковать, либо мы, читая сейчас, можем понимать не так, как хотели донести до нас наши предки.
 

Сталкер

Пользователь
2-ШУМ-
Еще если учесть, что перевод есть перевод, тем более с древнего какого-то языка. Сколько раз она переводилась. А сколько раз она переписывалась с учетом политических веяний ... Ведь тогда не было печати, тогда все - вручную.
 

Варвар

Пользователь
В иудаизме основными сакральными текстами считаются всеж Пятикнижие Моисея и Талмуд, но никак не Библия.
Насчет реальности мифов...
Вопрос.

Сколько правды содержится в современной реальности?
Сколько правды в современных мифах?
 

-ШУМ-

Лотелин
[quote name=\'Варвар\']Сколько правды содержится в современной реальности?
Сколько правды в современных мифах?[/quote]
Что ты имеешь ввиду, под современными мифами?
Что значит сколько правды? Ты не веришь в реальность?
 

Варвар

Пользователь
Это одно из определений понятия "миф"

Современные мифы... Ну к примеру, миф о существовании средства для роста волос на лысой голове... Или там миф о том, что РФ играет важную роль в глобальной экономике... Современный мир просто переполнен мифами и понтами, стоит только чуть от него отстранится. Весь маркетинг на мифотворчестве основан, или?

Под правдой... ну пусть это будет - истинное положение дел...
Совсем недавно практически все, что считалось правдой ну например, в астрономии - было мифами или их наукоподобными аналогами. Т.е. количество правды, знания истинного положения дел было в этой области ничтожно мало... Нынешние теории в этой области собственно тоже мифы, просто они отвечают требованиям науки, логичны, непротиворечивы, проверяемы... Но теории очень быстро оказываются ложными, значит это тоже мифы.

Насчет веры в реальность. Реальность не требует веры, она есть, равно как и я есть ее часть и есть реальность. И старое доброе "Cogito, ergo sum", на мой взгляд есть тому исчерпывающее доказательство...

<font size=\"1\">Добавлено Варвар, [mergetime]1170400749[/mergetime]</font>
Первая строчка - это ссылка, определение - под ней.
 

BotsmanV

Пользователь
Исторически Миф возникает как попытка построения на интуитивнообразном уровне восприятия целостной картины мироздания, способной обобщить эмпирический опыт и дополнить (при помощи умозрительных спекуляций) его ограниченность.
Я считаю, что МИФ- определение, которое ну никак не подходит к такой КНИГЕ, как Бибилия. Да, она писалась-переписывалась, но все же до нас дошли подлинные, т.с. практически первоисточники. А то, что утеряно... Хм... Мне кажется утеряно навсегда. Я к тому, что надо как-то разграничивать понятия миф и история. В статье сказано о "потерях", но почему-то не сказано о таких цивилизациях, как копты. У этого народа есть огромное кол-во записей как подтверждающих, так и опровергающих Библию.
А понимание прошлого... по-моему, это не зависит ни от того времени, в которое живет человек, ни от его социальной, культурной, религиозной и тем более рассовой принадлежности. Библия нам повествует о делах давно минувших, но из каждой строчки следует мораль, которая до сих пор актуальна. Поэтому разбираются пусть ученые, доктора и прочие, а мы то с вами, как ни крути, будем для себя выносить только лишь то, что необходимо нам.
 

Варвар

Пользователь
Возможно, библия просто одна из первых писаных "конституций".
А современных читателей и толкователей сбивает с толку терминология и непонятные им аллюзии...
Плюс действительно, это все таки перевод перевода перевода...
Плюс бабки и власть.
Плюс иллюзия для плебса равенства с царями...
Плюс выгода для правителей и толкователей...
Вот вам и причина ее долговечности...
 

BotsmanV

Пользователь
[quote name=\'Варвар\' date=\'2.2.2007, 11:57\']Вот вам и причина ее долговечности...
[post=\"105540\"]<{POST_SNAPBACK}>[/post]​
[/quote]
Причин можеть быть много. Только как ни крути, а все равно такой фолиант необходимо адаптировать к окружающей действительности. Только вот кто его будет адаптировать?
 

Варвар

Пользователь
Чаще проще в новую конструкцию новый девайс вмонтировать, чем старый переделывать...
 

Сталкер

Пользователь
до нас дошли подлинные, т.с. практически первоисточники
Мы пользуемся книгами, которые напечатаны в нашем веке (ну или в конце прошлого, 20-го). Они перепечатывались с ранееизданных, те - с еще ранее изданных, те .... переписывались вручную с ранее написанных плюс перевод. утверждать, что мы читаем первоисточник можно только если сравнить этот первоисточник с тем, что мы читаем. Технически это возможно? Где его взять, САМЫЙ ПЕРВЫЙ ЭКЗЕМПЛЯР?
 

BotsmanV

Пользователь
[quote name=\'Сталкер\' date=\'2.2.2007, 15:00\']Технически это возможно? Где его взять, САМЫЙ ПЕРВЫЙ ЭКЗЕМПЛЯР?
[post=\"105767\"]<{POST_SNAPBACK}>[/post]​
[/quote]
Ну, есть возможность приблизиться к этому. Стать археологом, историком. В Питере, допустим, есть одно из ранних изданий Библии.
Все же способов много, но для этого необходимо все в своей жизни поменять. Вопрос: способен ли ты?
 

Uma

Пользователь
Если бы мы всему верили, всем мифам, предсказаниям из этих книг и тому подобному, то мы бы превратились в неврастеников, так много предсказаний бы уже сбылось и мы бы поубивали друг друга.
 

BotsmanV

Пользователь
А беда перевода... Ну так если нострадамуса получается перевести лишь спустя время после описываемых им событиях, чео уж о Библии говорить. Человеческий фактор- он и в Африке. ..
 

Uma

Пользователь
С переводом могут быть проблы, ведь с каждым годом появляються новые и новые способы переводов, и каждая может допустить ошибку, кажый делает свой вывод и по своему все понимает.

Вот и косяк
 

Оле

Пользователь
Здравствуйте, дорогие форумчане! Как-то неприятно зайти на форум и не обнаружить своего сообщения! Модераторам видимо пришлась не по вкусу статья о подлинности Библии! Или ошибочка какая-то вышла?
[quote name=\'Uma\']С переводом могут быть проблы, ведь с каждым годом появляються новые и новые способы переводов, и каждая может допустить ошибку, кажый делает свой вывод и по своему все понимает.[/quote]
На самом деле с переводом проблем нет.
О создании Библии существует ещё больше мифов чем в ней самой. Чаще всего люди, никогда не занимаясь вопросом изучения а как же всё-таки писалась Библия и даже не открывая её - отвечают: Библия -ложь, она много раз переписывалась. В своё время я хоть и не думала, что Библия откровенно лжёт, чтобы управлять людьми, но ставила под сомнение утверждение: она дошла до наших рук неизменной. Собирала информацию и накопала много интересного!
Вот что касается именно переписывания: [color=\"purple\"]"За 400 лет до рождения Христа еврейский Ветхий Завет был завершён .
После написания и составления книг Ветхого Завета начался новый период в истории Библии: теперь главным было как можно точнее и полнее передать текст Библии потомкам. Составители Ветхого Завета преклонялись перед священными книгами и хранили их в самом святом месте. Эти составители были пророками, но один из них, Ездра был и книжником, т.е. представителем священнического сословия, игравшего большую роль в хранении и передаче Библии. Одной из основных функций книжников было то, что они переписывали Закон (еврейскую Библию) и хранили его; они прилежно защищали его от ложных толкований, что было особенно важно во времена неверных Богу первосвященников. Буква за буквой, слово за словом книжники копировали древние свитки. При переписывании они должны были соблюдать очень строгие правила. После окончания работы в текстах подсчитывались буквы и слова, и если одной из них не хватало, работу приходилось начинать заново. Этот строжайший контроль и преклонение перед священными текстами сохранили оригинал текста Библии от разрушительного действия времени.
Для раввинов текст Библии был настолько свят, что они не должны были во время чтения прикасаться к нему руками. Для этого используются изящные золотые или серебряные указки «ят», имеющие форму человеческой руки. Изготовленный и проверенный в соответствии со всеми вышеуказанными правилами манускрипт считался равноценным оригиналу.
С 500 по 1000 г. н.э. существовали школы книжников - масоретов - которые занимались не только копированием, но и редакцией и стандартизацией древнего текста. Их важнейшей задачей было снабдить библейский текст знаками препинания и гласными буквами. Т.к. древнееврейский язык использовал только согласные буквы, то когда он стал выходить из употребления, появились трудности со чтением священных текстов.
Масореты проделали огромную работу. Они снабдили текст Ветхого Завета рядом комментариев на полях и добавили к нему знаки препинания и гласные буквы. Пометки на полях, кроме прочего, содержали число всех букв, слов и фраз в каждой книге и должны были облегчить копирование нового текста. Было подсчитано, сколько раз встречается в отдельной книге и во всём Ветхом Завете определённое слово, даже сколько раз встречалась каждая буква алфавита. Масореты считали не возможным внеси какие-либо изменения в священный текст и поэтому использовали пометки только на полях".[/color]
У евреев существовал такой обычай: после того как была создана свежая копия, её тщательно проверяли, сопоставляя с оригиналом. Если же в ней не было отличий её использовали для дальнейшего переписывания уже с неё. Таким образом исключалась вероятность неправильного прочтения и далее копирования текста в затёртом старом оригинале. Масореты в то время выполняли функцию современного нотариуса, они сверяли копию с оригиналом и заверяли, что они идентичны. А если учесть насколько иудеи свято относились к тексту Ветхого Завета, то все сомнения отпадают. Мосореты и книжники были не просто людьми, у которых работа такая была и они за неё зарплату получали - это были люди, которые знали и чтили Закон, свято оберегали Священное писание от любого вмешательства.
[quote name=\'Сталкер\']утверждать, что мы читаем первоисточник можно только если сравнить этот первоисточник с тем, что мы читаем. Технически это возможно? Где его взять, САМЫЙ ПЕРВЫЙ ЭКЗЕМПЛЯР?[/quote]
Итак можно утверждать, что т.к. копии были абсолютно идентичны оригиналу их можно считать тем самым экземпляром. Я понимаю, для тебя, Сталкер, как и для многих это не убедительно! Но слышал ли ты об археологических находках, например, вот этих:
"Рукописи.
В 1975 году группа итальянских археологов после многолетних поисков в Телль-Мардихе (Сирия) обнаружила целую [color=\"blue\"]древнюю библиотеку [/color]из более чем 15000 глиняных табличек, датируемую временем царства Эблы - то есть ещё до рождения Авраама (2400-2250 лет до н.э.). Эти находки позволяют воссоздать образ древнего Ханаана, полностью совпадающий с библейским. Глиняные таблички содержат и имена лиц, всречающихся в Библии (Евер, Израиль, Авраам). Таблички содержат даже истории о сотворении мира и о потопе, возможно записанные ещё задолго до Моисея.
Важнейшая рукопись династии Бен Ашер [color=\"blue\"]Ленинградский кодекс 1009 года [/color]самая большая и полная рукопись Ветхого Завета.
[color=\"blue\"]Алепский кодекс [/color]датируется началом десятого столетия. Теперь этот манускрипт изучается учёными.
[color=\"blue\"]Каирский кодекс 895 года[/color], содержащий книги ранних и поздних пророков, вероятно старейшая из масоретских рукописей, был переписан и снабжён гласными буквами Моисеем Бен Ашером.
[color=\"blue\"]Петербургский кодекс пророков 916 года[/color] содержит книги поздних пророков. Он был обнаружен в 1839 году в одной синагог в Крыму.
В 1890 году была восстановлена тысячелетняя синагога Старого Каира, и во время работ была открыта замурованная [color=\"blue\"]геница[/color], наполненная неописуемой ценностью рукописями. Число обнаруженных фрагментов манускриптов не менее 200000!
[color=\"blue\"]Палестинский таргум [/color]- его очень древние фрагменты были обнаружены в генице; он передаёт придание, восходящее ещё к дохристианскому периоду. Его текст соответствует тому, что мы читаем сегодня.
Известно большое число рукописей Септуагинты 2 века до н.э. среди них части полной греческой Библии и множество папирусных фрагментов второго столетии н.э.
Хотя эти рукописи почти на 1400 лет моложе самых поздних из древних манускриптов, к ним можно относиться как к точным копиям текста оригинала. Поскольку все сделанные копии были совершенно идентичны оригиналу, новые рукописи считались более ценными, чем повреждённый от многократного использования оригинал.
[color=\"blue\"]Кумранские свитки.[/color]В начале 1947 года. Как показали исследования, свитки пролежали в кувшинах около 1900 лет, они были в поразительно хорошем состоянии, потому что кувшины были старательно запечатаны. При последующих обследованиях местности рукописи были обнаружены в десяти пещерах. Только в пещере н-1 вероятно хранилось не менее 150-200 свитков, в то время как в пещере Н-4 были обнаружены фрагменты более чем 380 свитков! Важнейшие из кумранских находок - обнаруженный в пещере Н-1 знаменитый свиток Исаии А, датируемый вторым столетием до н.э., а также комментарий к книге малого пророка Аввакума и неполный свиток Исаии Б. В пещере Н-4, кроме прочего, был обнаружен фрагмент книги Царств 4-го века до н.э. Из пещеры Н 11 в 1956 году были извлечены хорошо сохранившийся свиток Псалмов, чудесный свиток с частью книги Левит и арамейский таргум Иова. Эти находки настолько обширны, что охватывают все книги Библии (кроме Есфирь)!
Эти древние свитки дали потрясающее доказательство достоверности масоретских текстов. В принципе даже трудно поверить, что переписываемый от руки текст за 1000 лет претерпел так мало изменений. Например, свиток Исаии А: он на 95% совпадает с масоретским текстом, в то время как остальные 5% - незначительные описки или проявление различий в правописании. А там, где кумранские рукописи расходились с масоретским текстом, выявилось их совпадение или с Септуагинтой, или с самарийским Пятикнижием.
[color=\"red\"]Итак мы имеем достаточно оснований для уверенности в том, что находящийся в наших руках текст полностью совпадает с древним оригиналом[/color]. Эта твёрдая уверенность основывается:
1. На малых отличиях масоретского текста,
2. На почти абсолютном совпадении почти всей Септуагинты с масоретским текстом,
3. На совпадении в общих чертах с самарийским Пятикнижием
4. На тысячах фрагментов рукописей из каирской геницы
5. На чётких, педантичных правилах книжников, копировавших тексты от руки,
6. На убедительном подтверждении достоверности еврейского текста кумранскими свитками!
За всеми людьми, принимавшими участие в написании и передаче этой книги потомкам, мы видим руку Бога".
[quote name=\'Сталкер\']Где его взять, САМЫЙ ПЕРВЫЙ ЭКЗЕМПЛЯР?[/quote]
Для классического произведения древности уже дюжина уцелевших манускриптов - сенсация. Но мы знаем не менее чем о 4000 греческих рукописях Нового Завета, к тому же известны не менее 13000 рукописных фрагментов Нового Завета и, кроме того, около 9000 античных рукописных переводов Нового Завета.
Я знаю, что Илиада Гомера была найдена всего в 4-х экземплярах, а тут тысячи экземпляров!!!!!
Подверждений подлинности Библии можно найти гораздо больше. Другое дело, когда человек всячески отвергает все доводы в пользу Её подлинности, потому что ему выгоднее жить не по Слову Божьему... Ведь Библия как никакая другая книга обличает нас с вами...
 

Сталкер

Пользователь
Ведь Библия как никакая другая книга обличает нас с вами...
В чем она может " нас с вами" обличить, будучи написанной тысячелетиями до?
А про найденные таблички из глины и прочие манускрипты - старый прием и уже не интересный. Конечно найдено, только вот считать этот факт (то, что они найдены) подтверждением подлинности событий, описываемых в Библии ... в общем в огороде - бузина, в Киеве - дядька.
 

-ШУМ-

Лотелин
Оле
Очень прошу писать более кратко и доступно для понимания большинства неискушённых читателей.
 

Сталкер

Пользователь
2-ШУМ-
А там нельзя кратко. Кратко - не получится никогда. Чтобы указывать путь, нужно, чтобы человек заблудился. А для этого нужно нагородить лес и побольше.
Просто сказать ,что нашли таблички - так начнут задавать вопросы "и что в них? как оно соотноситься с текстами Библии?" и прочее ... Лучше на две страницы наперечислять кто что нашел (можно еще и от себя нарисовать чо-нить) и даже если кто и хотел спросить - передумает. Во-первых количество убедит, во=вторых желания уже не будет от усталости.
 
Сверху