Философские споры о философии

Arioch

Пользователь
Sabrina написал(а):
О, и для нанотехнологий философия тоже методологию разрабатывает?
Чё за наука такая - "нанотехнологии"? :)
Есть философия науки. Дисциплина, осмысляющая научные методы, критерии и т.п. Не наука сама по себе, как и любая философия вообще.
 

lasurs

Снежный Барс
Arioch написал(а):
Так ты для себя ройся. Для меня не нужно (или ты считаешь, что я прошу тебя просветить меня в чём-то? :biggrin: )
ну, я думал, что раз тебе так стал интересен этот момент, то ты пороешься и сообщишь открытие своим товарищам по дискуссии...
Arioch написал(а):
Чё за наука такая - "нанотехнологии"? :)
тоже интересно...
 

lasurs

Снежный Барс
предлагаю всем взять учебник по философии и почитать. че это такое и чем оно щас занимается...
 

Arioch

Пользователь
lasurs написал(а):
ну, я думал, что раз тебе так стал интересен этот момент,
Мне этот момент известен.
lasurs написал(а):
то ты пороешься и сообщишь открытие своим товарищам по дискуссии...
Предпочитаю, чтобы товарищи по дискуссии сами для себя делали открытия. Так оно лучше усваивается. А то товарищи по дискуссии любят безапелляционно объявлять чушью "открытие", если с ними просто взять и поделиться.
 

Sabrina

Пользователь
lasurs написал(а):
предлагаю всем взять учебник по философии и почитать. че это такое и чем оно щас занимается...
Кстати, а какие сейчас современные философы? Они, вообще, есть? Или это наука древности?
 

Arioch

Пользователь
Sabrina написал(а):
Кстати, а какие сейчас современные философы? Они, вообще, есть? Или это наука древности?
Разумеется есть. А на вопрос "какие?" - ты перечень фамилий хочешь? Так их не один и не десять, даже не сотни. Есть наиболее заметные, но опять же что тебе дадут просто фамилии? Есть множество предметов философии. :)
 

Лавр

Пользователь
[member="Arioch"], человек (поэт, художник или скульптор) создает свое произведение. Почитатель его таланта должен вынести от ознакомления с ним (произведением) какую-то идею. Идея может быть навязана автором, а может быть и так, что к размышлениям лишь подтолкнет тот автор. Так вот, если считать Гомера стоящим у истоков древнегреческой философии - ты ничуть не ошибешься! Ведь с трудов (философских или нет) его и его же соратников по перу началось развитие этой, опять же, науки. Ты ведь не станешь спорить, что сначала человек ударил палкой по камню, но это ни к чему не привело, а уж потом мысль (пусть и не гуманитарная, а техническая) довела из деревянной палки в металлическую.
 

lasurs

Снежный Барс
Sabrina написал(а):
Кстати, а какие сейчас современные философы? Они, вообще, есть? Или это наука древности?
а хэ знает, философов то много, а есть ли от них толк какой-то...
по мне так, щас хоть какой-то толк (да и то относительный) есть от социальной философии, а чего там в этой науке еще есть, и какая от этого польза, я без понятия...
Arioch написал(а):
Мне этот момент известен.

Предпочитаю, чтобы товарищи по дискуссии сами для себя делали открытия. Так оно лучше усваивается. А то товарищи по дискуссии любят безапелляционно объявлять чушью "открытие", если с ними просто взять и поделиться.
нет, так нет. дело добровольное...
 

Лавр

Пользователь
[member="Sabrina"], есть конечно! Слотердайк или Жижек, но в большинстве своем они говорят и работают над тем, что уже сделали их предшественники.
 

Arioch

Пользователь
Лавр написал(а):
[member="Arioch"], человек (поэт, художник или скульптор) создает свое произведение. Почитатель его таланта должен вынести от ознакомления с ним (произведением) какую-то идею. Идея может быть навязана автором, а может быть и так, что к размышлениям лишь подтолкнет тот автор. Так вот, если считать Гомера стоящим у истоков древнегреческой философии - ты ничуть не ошибешься! Ведь с трудов (философских или нет) его и его же соратников по перу началось развитие этой, опять же, науки. Ты ведь не станешь спорить, что сначала человек ударил палкой по камню, но это ни к чему не привело, а уж потом мысль (пусть и не гуманитарная, а техническая) довела из деревянной палки в металлическую.
Нет, ты опять написал много каких-то слов, но не ответил на вопрос. Кто из философов базировал свои размышления на гомеровском эпосе, могу ли я почитать какой-нибудь значимый философский труд, выросший из "приключений Одиссея"?
 

Лавр

Пользователь
[member="Arioch"], ты упорно не хочешь меня понимать. Ты даже не пытаешься чуть углубиться и прочесть между строк. Конечно, трудно передать интонацию и улыбку. Ну, раз - то так. Говорю прямо и в лоб.
Я НЕ СЧИТАЮ Гомера и прочих художественных авторов повлиявшими на мировую мысль и идею. Я считаю их просто сочинителями. И нет (надеюсь) философских трудов, основанных на работах этих людей.
Так понятно?)))
 

Arioch

Пользователь
Лавр написал(а):
[member="Arioch"], ты упорно не хочешь меня понимать. Ты даже не пытаешься чуть углубиться и прочесть между строк. Конечно, трудно передать интонацию и улыбку. Ну, раз - то так. Говорю прямо и в лоб.
Я НЕ СЧИТАЮ Гомера и прочих художественных авторов повлиявшими на мировую мысль и идею. Я считаю их просто сочинителями. И нет (надеюсь) философских трудов, основанных на работах этих людей.
Так понятно?)))
Час назад ты объявил их труды бесспорными предтечами философии. То есть в их трудах ты указываешь на зачатки философии, и на то, что из их трудов напрямую возникла философия. Отсюда и все вопросы к тебе.
 

Лавр

Пользователь
[member="Arioch"], давай в фактах, да?))
как предтечи древнегреческой философии они точно упоминаются
Бесспорно! :)
ДА! И еще раз ДА! Это касается только древнегреческой философии. А по моему глубокому убеждению философию нельзя подразделять на греческую, европейскую, западную и прочую. Философия, как музыка - не соблюдает границ, расстояний, времени и смены погоды.
 

lasurs

Снежный Барс
вот вам из книжки Спиркина:
тут параграф, если хотите чисто про Гомера и Гесиода, то в самом конце...
§ 1. От мифа к Логосу

На заре истории человечества, когда были еще в силе родовые принципы в хозяйственной и культурной жизни, господствующей формой мировоззрения была мифология [1]. Мифология есть результат настоятельной духовной потребности объяснить мир и разобраться в явлениях природы. Еще не вооруженная наукой и философией пытливая мысль родового человека рвалась к постижению регулятивных сил бытия природы и людей. Этот процесс шел через персонифицирование, олицетворение в образах богов, перед которыми человек испытывал чувства удивления, бессилия и преклонения. Вместе с тем реальная жизнь людей тесно переплеталась с обитающими на Олимпе образами богов. Им приписывались даже человеческие пороки. Боги мыслились не только могущественными, но и капризными, зловредными, преисполненными мстительности. Люди переносили на богов самые причудливые сексуальные ориентации, приписывая им неуемное любвеобилие, нескончаемые измены, любовные распри и т.п. Суть мифологического феномена выявлена метко Г. Гегелем: "Все содержание, приписываемое богам, должно оказаться вместе с тем собственной внутренней сущностью индивидов, так что, с одной стороны, господствующие силы представляются индивидуализированными сами по себе, а с другой стороны, это внешнее для человека начало оказывается имманентным его духу и характеру" [2]. Мифология являла собой образно-художественный способ объяснения или, говоря строже, попытку объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношение земного и космического начал. Эта попытка объяснения осуществлялась через олицетворение сил природы, т.е. уподобление их живым существам. Мифология ориентирована на осмысление фундаментальных антиномий человеческого бытия, на гармонизацию человека, общества и природы. В мифологии происходило метафорическое сопоставление природных и социокультурных явлений, очеловечивание окружающей природы, одушевление фрагментов Космоса. Попытки объяснения сводились к рассказам о происхождении и творении. Как начальная форма мировоззрения, мифология выражала не только наивные формы объяснения природных и социальных явлений, но и нравственное и эстетическое отношение к миру. Мифологическое мышление оперирует конкретным и персональным. Антропоморфизируя природу, первобытный человек пришел к олицетворению явлений внешнего мира. Мифология в своем возникновении была наивной философией и наукой или, говоря строже, вненаучной формой познания [3].

1 Миф в переводе с греческого "рассказ", "предание", "слово". Мифологией называется собрание мифов, а также наука о мифах, их изучение, уяснение их места в составе культуры народов мира.
2 Человека изначально сопровождали и будут сопровождать мифы: они ему имманентны по самой его сущности. Без них не жило и, видимо, не может жить ни одно общество и ни один человек, будь это общество или этот человек даже воинствующим атеистом. Это разительно ярко показало и доказало тоталитарное советское общество, жившее в мифах утопий и идолопоклонства перед вождями. Удивительное явление - мифологический атеизм!
3 См.: Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957; Тахо Годи А.A. Греческая мифология. М., 1989.


Содержание мифа представлялось рядовому человеку вполне реальным, и даже в высшем смысле реальным и являлось не формой реального знания, а предметом веры. Мифы утверждали лично и социально принятую в данном обществе значимую систему ценностей, которая поддерживала и санкционировала соответствующие нормы поведения, взаимоотношения людей и их отношение к миру. Мифологическое мировоззрение выражалось не только в повествованиях, но и в действиях: обрядах, танцах и т.п. Мифология входит существенной частью в состав религиозных верований, что уже составляет языческую форму религиозного сознания. В качестве нерасчлененного, синкретического, единого целого мифология включала в себя зачатки не только религии, но и философии, политических воззрений, различных форм искусства и всевозможных форм словесного искусства: сказки, героического эпоса, легенды, исторического предания. Мифологическая культура, вытесненная в более поздний период философией, конкретными науками и творениями искусства, сохраняет свою значимость на всем протяжении всемирной истории до настоящего времени. Никакая философия и никакая наука и жизнь вообще не властны разрушить мифы: они неуязвимы и бессмертны. Их нельзя и оспорить, потому что они не могут быть обоснованы и восприняты сухой силой рациональной мысли. И все-таки надо их знать - они составляют значимый факт культуры.

Бессмертным памятником античной культуры являются творения Гомера "Илиада" и "Одиссея". О философских воззрениях Гомера можно сказать, что он всецело находился на почве мифологии. Ему принадлежит изречение: "Мы все - вода и земля". Он не задавался философским вопросом о происхождении мира. Такого рода вопросы первым выдвинул Гесиод (VII в. до н.э.) - крестьянский поэт, автор знаменитых "Трудов и дней" и "Теогонии". Он изложил мифы как единое целое, описав родословную и перипетии в сонме олимпийских богов. "Родословная богов" начинается так: вначале был Хаос. Из него родилась Земля (Гея). Вместе с Землей рождаются Эрос и Эреб - начало мрака вообще и Ночь как самоопределившийся мрак. От брака Эреба и Ночи рождается Эфир как свет вообще и День как определенный свет. Гея рождает Небо - видимый небесный свод, а также горы и морскую пучину. Такова предварительная "Теогония", т.е. происхождение мира. После этого начинается родословная богов: от брака Геи и Урана, т.е. Земли и Неба, рождаются Океан и Тефида, а также циклопы и титаны - гиганты, олицетворяющие различные космические силы. От одного из титанов - Кроноса - берет начало новое поколение богов: сын Кроноса - Зевс в борьбе за власть отсекает у отца "мужское достоинство", которое с огромной небесной выси падает в море, поднимая сильную волну, и из морской пены появляется во всей своей божественной красоте богиня любви - Афродита. Богиня справедливости Дике и Необходимость есть начало всякого земного рождения и слиянности - та, которая посылает женщину сопрягаться с мужчиной и, наоборот, мужчину с женщиной; она взяла себе в помощники Амура и родила его первым из всех богов.

Начинается уже "историческая" полоса мифологии. Гесиод приводит нас к последнему поколению богов, потомков Зевса - "олимпийцев", а отсюда - романтическая полоса вступления богов в интимную близость с земными женщинами, рождающими героев, о которых повествуют гомеровские поэмы; это упоительно-фантастическая череда любовных приключений богов.

На ранней стадии истории мифологический образ мышления начал наполняться рациональным содержанием и соответствующими формами мышления: возрастала сила обобщающего и аналитического мышления, зарождались наука и философия, возникали понятия и категории собственно философского разума, происходил процесс перехода от мифа к Логосу. (Логос - корневая основа логики.) Однако Логос не вытесняет мифологии: она бессмертна, ею преисполнена поэзия, она завораживает детское воображение, восхищает ум и чувства людей всех возрастов, способствуя развитию воображения, что благотворно влияет на развитие творческих возможностей человека во всех сферах его деятельности.
 

Лавр

Пользователь
Однако Логос не вытесняет мифологии: она бессмертна, ею преисполнена поэзия, она завораживает детское воображение, восхищает ум и чувства людей всех возрастов, способствуя развитию воображения, что благотворно влияет на развитие творческих возможностей человека во всех сферах его деятельности.
Напоминает "вот смотрите! Эти кубики созданы специально для маленьких детей, т.к. весьма крупные. Их удобно брать. Они развивают память, мелкую моторику!"
 

lasurs

Снежный Барс
ну, блин, по-моему самая простая книжка по философии, какая мне попадалась...
 

Arioch

Пользователь
lasurs написал(а):
вот вам из книжки Спиркина:
тут параграф, если хотите чисто про Гомера и Гесиода, то в самом конце...
Это история эволюции мифологического мировоззрения у греков, а не история возникновения философии.
Тебя смутило упоминание о том, что у поэтов были философские воззрения? Они в той или иной степени у каждого есть.
 

lasurs

Снежный Барс
Arioch написал(а):
Это история эволюции мифологического мировоззрения у греков, а не история возникновения философии.
Тебя смутило упоминание о том, что у поэтов были философские воззрения? Они в той или иной степени у каждого есть.
скорее уж меня смутило то, что это первый параграф книжки по философии...
 
Сверху