В видеоматериале демонстрируется кадры, имеющие в своем содержании атрибутику употребления (шприцы, наркотики, «ватки», мак, емкости, коробки от препаратов, содержащих ПАВ), также в нем показывается непосредственно употребление наркотиков, шокирующие кадры, (изуродованные человеческие тела, гнойники, разлагающиеся язвы, части тела, трупы) в некоторых местах «со смакованием», крупным планом с задержкой, являющие собой запугивание. В концептуальном смысле в видеоматериале представлена неполная, выборочная информация о наркомании, потому что она сконцентрирована лишь на 4-й, заключительной стадии наркомании, т.е. что в простонародье называется «Дно». Коме того, информация в видеоматериале искажена в концептуальном смысле. Искажение заключается в том, что в видеоролике создается иллюзия о том, что наркотизация в данном случае начинается с дезоморфина. Создается впечатление, что этот наркотик стал для некоторых привлекателен, потому что дает какие-то небывалые ощущения. Это не так. К этому наркотику «приходят», предварительно употребляя другие наркотики, и когда наркоман доходит до того, что он не может раздобыть деньги на дорогие наркотики, - ему приходится довольствоваться этим. Такое искажение приводит к иллюзии, при которой даже люди, которые пробуют употреблять наркотики, не влияющие на организм таким образом как показано в видеоматериале - становятся уверенными в том, что с ними такого никогда не случится. А это не так.
Если предположить, что видеоматериал представляет из себя элемент профилактического мероприятия и направлен на отвращение от возможного употребления наркотиков, то предполагаемая основная аудитория, на которую направлено воздействие видеоматерила – подростки и молодежь.
Для того, чтобы оценить воздействие на психику видеоматериала – необходимо знать некоторые психологические особенности этой группы людей.
1. В своей работе «Психологическое исследование влияния запугивания на установку подростков по отношению к наркотикам» В.В. Гульдан, О.Л. Романова, А.В. Дрынков заключили: «Антинаркотическая пропаганда, заключающаяся в сообщении неполных, выборочных и несбалансированных сведений, приводит к тому, что в сознание школьников на место информационных пустот проникают вредные стереотипы и мифы. Их источниками, часто в противовес официальным, становятся преимущественно беседы подростков между собой». Т.е., если подросток, посмотревший материал проникнется к нему и он у него вызовет неприязнь к наркотикам, выйдя во двор, встретив группу своих сверстников, и рассказав им о впечатлениях, он услышит от них, что то, что показывают по телевизору – это полная ерунда, СМИ специально запугивают людей, находя где-то страшных ненормальных наркоманов, которые зачем-то колятся такой гадостью, и на самом деле, многие ребята пробовали наркотики, с ними ничего страшного не случилось, и они вполне довольны жизнь и успешны. Кто-то из подростков может привести в пример свой опыт о том, как он иногда курит травку, или ходит в клуб «под колесами», и с ним все хорошо, и никаких проблем нет. Это происходит, потому что на первых стадиях наркомании последствия не заметны, эта стадия называется «розовое употребление»: подросток не видит проблем, у него иллюзия контроля употребления, он вполне доволен жизнью. Также на первых стадиях не заметны внешние изменения. Поэтому, услышав более привлекательный рассказ о наркотиках от людей, которым он больше доверяет чем СМИ – подросток конечно поверит им, потому что для него информация от них выглядит более правдивой, несмотря на то, что она является мифом.
Из вышесказанного следует, что поскольку в видеоматериале информация неполная и выборочная – она не станет авторитетной для подростков и молодежи, а напротив, будет дополнительным аргументом для недоверия к подобным источникам информации.
2. Психологами установлено, что запугивание подростков может возбудить в них интерес к риску. Эта особенность подростковой психики считается парадоксальной: «Следует указать также и на тот факт, что у детей и подростков страшное может вызывать повышенный интерес, быть особенно привлекательным ("страшилки" младших школьников)…Для подростков в возрасте 10-16 лет стимулы, обладающие повышенной степенью опасности, составляют особую притягательность». (В.В. Гульдан, О.Л. Романова, А.В. Дрынков). Этот парадокс описан в трудах многих детских психологов. Данный видеоматериал может послужить поводом для того, чтобы попробовать наркотики, чтобы испытать те чувства, ради которых люди такое с собой делают. Подросток может себя убедит в томь, что с ним такого не случится, потому что он попробует чуть-чуть, совсем немного, чтобы только понять что же это такое. Иллюзия «со мной такого не случится» - свойственная подростковому возрасту и влияет на рискованное поведение.
Из вышесказанного следует, что видеоматериал может стимулировать подростков на риск употребление наркотиков..
3. Современные психологи обеспокоены не только возрастающей наркоманией, но и ростом неврозов среди населения. В своих работах, известный психолог Карен Хорни описывает, какую роль играет запугивание и шокирование в формировании тревожности, а это, в свою очередь формирует неврозы, и как неврозы приводят к возникновению химической зависимости (наркомании, алкоголизма).
Весь видеоматериал от начала до конца является психотравмирующим шокирующим, запугивающим источником, вызывающим повышающие тревожность, а следовательно играет роль в формировании неврозов у граждан, что может привести к развитию химической зависимости у некоторых индивидуумов.
4. Следует отметить еще одну аудиторию, которая может посмотреть видеоматериал, и на которую он окажет влияние. Это люди, выздоравливающие от наркомании, находящиеся в ремиссии. Эта группа людей воздерживается от употребления наркотиков, и дается им это с большим трудом. В реабилитации выздоравливающий наркоман «прорабатывает границы» - это установка правил, помогающих не сорваться. В правила входит исключение общения с употребляющими, «чистые руки» (запрет на прикосновение к шприцам, емкостям с алкоголем…), запрет на «смакование» воспоминаний об употреблении, разговоры об употреблении и атрибутах, чтение книг и просмотр видеоматериалов об употреблении. Многие выздоравливающие ставят себе запрет на посещение аптек, покупку лекарств.... Все эти факторы могут вызвать «тягу» (непреодолимое желание употребить), которую невозможно остановить ни здравым смыслом ни волевыми усилиями.
Видеоматериал выпускается в массовый показ, т.е. для всех, и может быть просмотренным людьми этой группы, однозначно он возбудит «тягу», и может послужить стимулом для срыва. Такие видеоматериалы могут стать источником «волны» наркомании.
Таким образом, видеоматериал не может быть направлен на отвращение от возможного употребления наркотиков, а скорее возможен обратный эффект, материал станет стимулирующим к употреблению для некоторых категорий людей. Вызвать неприязнь к наркотикам, в частности к дезоморфину, он может лишь у зрелых людей, которые наркотики не употребляли и не будут этого делать никогда, даже если не увидят данного видеоматериала.