Террористов делают, ими не рождаются

Party

Active Member
Автор Энтони Стахельски (Anthony Stahelski, Ph.D.)

Stahelski, Anthony. Terrorists Are Made, Not Born: Creating Terrorists Using Social Psychological Conditioning. Journal of Homeland Security, March 2004.
© Е. Н. Волков, перевод на русский язык и комментарии, 2007

Комментарии Е. Н. Волкова о терминологии и концепции статьи

«Научение, …это общий термин, описывающий изменения потенциальной возможности поведения, происходящие из опыта. Однако обусловливание — это более специфический термин, используемый при описании процедур, которые могут привести к изменению поведения. Так как существует два типа формирования условного рефлекса, инструментальное и классическое обусловливание, многие ученые делают вывод о существовании по крайней мере двух типов научения или вывод о том, что научение в конечном счете может быть понято в терминах классического и инструментального обусловливания» (Хегенхан Б., Олсон М. Теории научения. — 6-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — С. 18).
«Говоря коротко, обусловливание определяется сохранением (и стиранием) реакций» (Лефрансуа Г. Теории научения. Формирование поведения человека. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — С. 110).

Обусловливание — это бихевиористский (поведенческий) термин, описывающий механизм установления зависимости (научения) между внешним стимулом и определенной реакцией особи. Социально-психологическое обусловливание — это, в таком случае, «привязывание» определенных реакций человека к соответствующим внешним стимулам, своего рода социальная дрессировка.

Организаторы такой дрессировки не «программируют» человека «с нуля», а всего лишь умело помогают внутренним предрассудкам человека «связаться» с однозначно заданными опорными ориентирами (реперными точками): фигурой лидера (авторитета), «своей» группой, «своей» идеологией, навязанным мировоззрением и правилами поведения. Собак и прочих животных, кстати, тоже дрессируют не «с нуля», а эксплуатируют их безусловные рефлексы и механизмы формирования условных рефлексов.

Обусловливание — это такая естественная или искусственная «стыковка» внутренних ожиданий и представлений человека со случайно или преднамеренно аранжированными аспектами его текущей ситуации, которая приводит к более или менее устойчивому изменению поведения в сравнении с предыдущими привычками данного индивида. Искусственное (организованное, целенаправленное, намеренное) обусловливание строится на провоцировании пошаговых, постепенных изменений в поведении и мышлении, каждое из которых в отдельности (особенно на первых этапах) кажется естественным («логичным») развитием привычных способов мышления и поведения или лишь незначительным, мелким и временным отклонением от них.

Из этих мелких шагов и формируется та пропасть между «прежней» и «новой» жизнью «отдрессированного» человека, которая в начале пути не могла присниться и в страшном сне. При этом человеку кажется, что на каждом шаге он вполне самостоятельно принимал достаточно здравые решения, но отсутствует — для данного случая — понимание того, что эта самостоятельность была подобна той, которую проявляет утка, вполне самостоятельно плывущая на звук охотничьего манка.

В данной статье описаны основные этапы такого постепенного передрессирования в террориста и некоторые аспекты личных биографий рекрутов, облегчающие такую дрессировку. Сами собой напрашиваются и параллели между террористическими организациями и деструктивными культами, поскольку механизмы формирования и террориста, и культиста практически тождественны. Стоит поддержать и практическую рекомендацию автора по пресечению деятельности любых учебных заведений и соответствующих «учебно-просветительских» курсов, представляющих из себя начальные этапы намеренного обусловливания (проще, дрессировки) культистов и террористов.


Террористов делают, ими не рождаются: Сотворение террористов посредством социально-психологического обусловливания

Интересно подтверждением соответствий концепций социального влияния, манипулятивных методов и принудительного уговаривания между культами и террористами в злоупотреблении этими методами.
Опубликовано Институтом Внутренней (Государственной) Безопасности.
Homeland Security Institute
2900 South Quincy St., Suite 800
Arlington, VA 22206
(703) 416-2000
Институт ВнутреннейБезопасности представляет себя следующим образом:

«23 апреля 2004, Отдел Внутренней Безопасности (DHS) выбрал Analytic Services Inc, чтобы основать и использовать Институт Внутренней Безопасности (HSI), новый Научно-исследовательский Центр на федеральном финансировании. HSI поможет Отделу в формулировке и адресации к важным проблемам безопасности родины, особенно те, которые связаны с политикой и безопасностью и где требуется научная, техническая и аналитическая экспертиза. http://www.homelandsecurity.org/about.asp»

Источник статьи: http://www.homelandsecurity.org/journal/Articles/stahelski.html

Энтони Стахельски (stahelsa@cwu.edu) получил степень доктора философии по социальной и организационной психологии в Университете Калифорнии в Лос-Анджелесе в 1981. Он является профессором в Центральном Вашингтонском Университете и директором магистерской программы по Организационному Развитию, которая обучает лидеров улучшать эффективность и действенность групп и организаций. Его исследовательские интересы сосредотачиваются на различной динамике взаимодействия малых групп, особенно как она проявляется в культах и экстремистских группах. Он преподавал курсы по психологии терроризма и представил семинары по типу мышления террориста персоналу правоприменительной деятельности в штате Вашингтон.

Психологи к настоящему времени оказались неспособны доказать существование универсального профиля террориста на индивидуальном уровне. Это неутешительное открытие делает поиск террористов, которые появляются и действуют обычно в большой массе нетеррористов, намного более трудным. Однако, социологи и социальные психологи обнаружили, что террористические группы используют культоподобные методы обусловливания, чтобы преобразовать нормальных индивидуумов в безжалостных убийц. Предположение этой статьи — что ограниченные глобальные ресурсы контртерроризма должны сосредоточиться на уничтожении тренировочных лагерей террористических групп, где и происходит обусловливание, а не при попытке найти террористов после того, как они были уже обусловлены. Дается описание пяти стадий обусловливания: деплюрализация, самодеиндивидуация, деиндивидуация других, дегуманизация и демонизация. Все стадии обусловливания поддерживаются мощной групповой динамикой, что укрепляют эффективность обусловливания. Представляется, что большинство террористических групп использует все или большинство [механизмов] социального психологического обусловливания и поддерживает процессы, описанные здесь. Так как культово обусловленные изделия этих процессов являются в настоящее время самыми опасными индивидуумами на планете, статья заканчивается несколькими рекомендациями для разрушения и, возможно, устранения групп и средств обслуживания обучения, чтобы остановить производство террористов-исполнителей.

Исследователи терроризма обычно приходили к выводу, что большинство террористов — не первоначально психопаты 1, что большинство террористов — не очевидно или единообразно психически больны 2, 3 и что все же нет никакого идентифицированного универсального образца террористической индивидуальности 4.

Это разочаровывающие открытия. Конттеррористические усилия получили бы сильную основу, если вероятные кандидаты в террористы могли бы быть упреждающе идентифицированы на точном индивидуальном основании.

Однако, менее универсальные усилия при идентификации индивидуальных характеристик террориста были несколько более успешны. В 1970-ых, немецкие и итальянские исследователи имели доступ к захваченным членам и правительственным документам о Фракции Красной Армии и Красных Бригадах. Исследователи идентифицировали некоторые общие черты семейные фона: многие террористы вышли из семей, где отсутствовал отец или, даже когда отец присутствовал, дети проживали раздельно от отца 5, 6. Более свежие наблюдения современных террористических групп указывают, что некоторые террористы выходят из распавшихся семей («сломанных» домов), где отец отсутствует, проживает раздельно или слаб в экономическом и/или политическом отношении 7.

Кроме того, некоторые присоединившиеся к террористическим группам — это индивиды, которые имели трудности с формированием согласованных (совместимых) групповых идентичностей вне дома, типа школьных или связанных с работой 8.

Этот частичный биографический профиль, конечно, не универсален. Например, многие из 9/11 налетчиков были индивидами с высшим образованием, которые вышли из профессиональных, относящихся к среднему классу, семей с двумя родителями. Тем не менее, представляется, что присоединившиеся к террористическим группам из дисфункциональных семейных обстоятельств особенно восприимчивы к соблазнительным посланиям харизматических лидеров, которые предлагают им их первый положительный и значимый групповой опыт. Лидер становится желанной фигурой отца, и группа лидера обеспечивает атмосферу семейства, связанного тесными узами. Многие присоединившиеся — индивиды, отчаявшиеся в стремлении принадлежать «семейной» группе, возможно потому, что настоящие семейные группы не реализовали их эмоциональные потребности присоединения 9.

Эти нереализованные потребности делают некоторых индивидов особенно уязвимыми к культовому обусловливанию.

Исследователи терроризма сравнили террористические группы с культами и заключили, что модель культа применима к террористическим группам 10. Большинство культов центрированы на харизматическом лидере. Харизматические лидеры имеют многие из следующих характеристик: физическое присутствие, интеллект, опыт, образование и эрудиция, способность к словесному и ясно артикулируемому видению и миссии, и, что наиболее важно, сильную эмоциональную привлекательность. Большинство присоединившихся к культам отвечает на послание лидера сначала на эмоциональном уровне, а затем на физическом и интеллектуальном уровнях. Присоединившиеся сообщают, что они, наконец, нашли кого-то, кто имеет ответы на озадачивающие вопросы жизни и кто поэтому достоин их полного обязательства 11.

В обмен на обеспечение присоединившихся значимым существованием и для того, чтобы удовлетворить их аффилиативные эмоциональные потребности, лидер запрашивает и получает несомненное повиновение присоединившихся. Ветераны группы поддерживают давление лидера к повиновению, применяя давление соответствия на новых присоединившихся, чтобы предупредить любое отклонение от миссии группы или ее ценностей. Первоначальная восприимчивость присоединившихся к этому интенсивному повиновению и давлению соответствия делает их чрезвычайно уязвимыми к пятифазовому социально-психологическому процессу обусловливания, который используется в жестоких культах и который резюмируется в схеме 1.

Схема 1: Пять стадий социально-психологического обусловливания

Стадия 1 — Деплюрализация: полное лишение адепта всех иных групповых идентичностей

Стадия 2 — Самодеиндивидуация: полное лишение адепта личной идентичности

Стадия 3 — Деиндивидуация других: полное лишение врагов их личных идентичностей

Стадия 4 — Дегуманизация: идентифицирование врагов как недочеловеков или нелюдей

Стадия 5 — Демонизация: идентифицирование врагов как зла​

В сущности, этот процесс сначала устраняет старые социальные и личные идентичности присоединившегося (деплюрализация и самодеиндивидуация) и затем, в случае экстремистских групп ненависти и террористических групп, переобусловливает присоединившихся, чтобы ненавидеть и иногда убивать мирных людей по требованию (деиндивидуация других, дегуманизация и демонизация).

Многочисленные исследования продемонстрировали, что для большинства людей значащее групповое присоединение важно для психологическогоздоровья 12. В устойчивых, нормальных (некризисных) обществах, большинство людей плюрализированы, то есть они реализуют свои аффилиативные потребности, состоя во множестве групп. Ни одно из этих присоединений, с возможным исключением семейной группы, не является абсолютно существенным для Я-концепции человека 13.

Все культы, включая террористические группы, желают изменить это нормальное состояние плюрализованности, деплюрализируя потенциальных присоединившихся. Культы часто располагаются в изолированных местах. Если присоединившиеся соглашаются жить в этих изолированных местах, то для них становится легче бросить членство в любом их предыдущем групповом присоединении, часто включая их семьи. Прежние групповые присоединения и идентичности уменьшают тотальную приверженность, требуемую культом. Культы не могут эффективно обусловить присоединившихся, если культовая группа не является единственным групповым присоединением 14. Индивид, который имеет только одно групповое присоединение, имеет Я-концепцию и чувство собственного достоинства, которые полностью зависят от удерживающего членства в этой группе. Полностью зависимый человек тогда стремится делать все, что потребуется, чтобы сохранить членство в данной группе.

Хотя культы хотели бы немедленно и полностью деплюрализировать присоединившихся после присоединения, в действительности деплюрализация может произойти несколькими способами спустя разные промежутки времени. Действительно, некоторые люди внезапно вдохновляются культовыми лидерами сразу бросить все их старые групповые присоединения. Однако, другие потенциальные присоединившиеся проходят намного более медленный процесс деплюрализации. Они могут медленно оставлять их присоединение к «господствующей» группе (группе мэйнстрима), присоединяясь к более маргинальным, но все еще в некоторых отношениях «господствующим» группам (группам мэйнстрима). Через некоторое время они оставляют эти маргинальные группы и присоединяются к экстремистскому культу. Таким образом, деплюрализация может произойти в течение нескольких дней или может занимать годы 15.

Как только старые групповые принадлежности и групповые идентичности присоединившегося были устранены, присоединившийся более уязвим для Фазы 2. Самодеиндивидуация устраняет личную (индивидуальную) идентичность человека, как внешне, так и внутренне. Например, многие присоединившиеся к культам отказываются от своей гражданской одежды, и тогда им дается для ношения униформа. Внутренне, все новички, как ожидают, бросят любые ценности, верования, отношения, или образцы поведения, что отклоняются от ценностей и ожиданий группы. Деиндивидуализированные присоединившиеся отказываются от своего личного восприятия того, что правильно и что неправильно, если оно отличается от восприятия лидера. Кроме того, более широкое видение действительности присоединившихся — их взгляд на то, как прошлое, настоящее и будущее, пригодное вместе, чтобы создать современный социальный мир — становится приноровленным ко взглядам лидера. Деиндивидуализированные люди прекращают думать об их собственных уникальных качествах. Они усваивают концепцию, что они — просто анонимные части большего целого, культа 16.

Фаза 3, деиндивидуация других, происходит параллельно самодеиндивидуации присоединившегося. Мы категоризируем наш социальный мир на тех, кто находится в тех же самых группах, что и мы — (на тех, кто «в» группах, на «нас»), и на тех, кто не находится в наших группах («другие», «внешние» группы, «они» 17). Многие культы доводят этот нормальный процесс классификации до следующего шага, идентифицируя определенные «внешние» группы в качестве врагов. Присоединившиеся к культам затем обусловливаются, чтобы деиндивидуализировать членов вражеской группы. Деиндивидуация врагов включает отказ от любых личных отношений с членами вражеской группы, от знания или обращения к любым врагам по индивидуальным именам или от различения любых индивидуальных признаков или особенностей среди членов вражеских [групп]. Все враги становятся гомогенной, безликой массой: они все выглядят одинаковыми, думают одинаково и действуют одинаково 18.

Многочисленные исследования продемонстрировали, что оба типа деиндивидуации увеличивают агрессию против членов вражеских групп 19, 20, открытие, которое явственно связано с фактом, что убийство в сражении является менее травмирующим, если жертва отдалена от убийцы 21. Чем отдаленнее и менее индивидуально опознаваема жертва, тем легче деиндивидуализировать этого человека и поэтому убить его или ее.

Как только присоединившиеся к культу деиндивидуализированы в «нас», и враги культа деиндивидуализированы в «них», начинается негативное стереотипирование врага. Это уже переход к Фазе 4, дегуманизации. Все положительные характеристики (например, моральное достоинство, интеллект, ответственность, честность, способность оправдывать доверие, надежность) приписаны членам «в» группе, и все отрицательные характеристики (моральное вырождение, глупость, безответственность, непорядочность, неспособность оправдывать доверие, ненадежность) приписаны членам «вне» группы 22. Дегуманизация происходит, когда враг и характеристики врага связаны с нечеловеческими объектами, типа животных, паразитов, грязи, и микробов. Нацистская пропаганда в 1930-ых сравнила евреев и их негативные характеристики с крысами и тараканами 23. Члены культов постоянно поощряются использовать эти ярлыки при упоминании врага. Как только эти ярлыки последовательно применены к вражеской группе, члены культа обусловливаются, по прошествии длительного времени, чтобы думать о членах вражеской группы как нечеловеках.

Фаза дегуманизации отделяет экстремистские группы ненависти и террористические группы от ненасильственных культов, которые не дегуманизировали внешние группы. Эта фаза также отделяет террористические группы от организованных вооруженных сил демократических государств. Хотя демократическое вооруженные силы используют деплюрализацию, обе формы деиндивидуации и дегуманизацию, их обусловливание применяется только к вооруженным противникам. Демократические вооруженные силы имеют строгие правила контакта, которые устраняют убийство невинных мирных людей 24, 25. Террористические группы не имеют таких ограничений; поэтому их обусловливание дегуманизации направлено на всех членов вражеской группы, независимо от их боевого статуса.

Хотя дегуманизация рационализирует массовое убийство невинных [людей] членами террористической группы, дополнительная фаза обусловливания помогает предотвращать возникновение раскаяния после акта убийства. Демонизация, пятая фаза социально-психологического процесса обусловливания, происходит, когда члены культа становятся убежденными, что враг — в союзе с дьяволом и космическом злом. Поскольку большинство культур определяют «добро» по отношению к «злу», демонизация — широко доступная стратегия обусловливания. Упоминание Соединенных Штатов как “Большого Сатаны” является примером культурной демонизации. Так как большинство культур также реабилитирует тех, кто борется против зла и уничтожает его, демонизация просто целенаправленна и усилена террористическими группами. Если член террористической группы по-настоящему убежден, что вражеские старики, женщины и дети — злые существа, то убийство их не только естественно; это необходимо, благородно и вознаграждено теми, кого этот адепт уважает.

Подводя итоги, стоит повторить, что пять фаз социально-психологического обусловливания усилены давлением авторитета 26, который не существовал бы без присутствия харизматического лидера. Фактически, исследования культов демонстрируют, что многие культы прекращают существовать, как только основатель или лидер был так или иначе удален от группы 27. Кроме того, дополнительные мощные аспекты групповой динамики усиливают пятистадийный процесс обусловливания. Поскольку когорта присоединившихся одновременно подвергается этим фазам процесса обусловливания, они становятся очень сплоченной группой. Они выносят трудности обучения и идеологической обработки вместе, и этот разделенный опыт усиливает чувство, что группа — теперь абсолютно всё в жизни каждого присоединившегося. Поскольку сплоченность группы растет, усиливается и уровень конформистского давления, которое каждый присоединившийся налагает на других 28. Увеличивающаяся сплоченность и увеличивающееся конформистское давление, наряду с изначальным чрезвычайным положением лидера, помогает делать взгляды каждого присоединившегося более экстремистскими, чем они были первоначально 29.

В ненасильственных культах максимальная угроза, лежащая в основе и подчинения, и конформистского давления, — отторжение от группы. Никто, кто присоединяется к группе добровольно, не хочет быть отторгнутым от нее. Присоединившиеся к культу особенно не хотят быть отторгнутыми от культовой группы. Они, как правило, принесли большие жертвы (отказ от семьи и друзей, карьеры, личного благосостояния), чтобы присоединиться к группе, что увеличивает их зависимость от группы и поэтому делает возможность отвержения группой даже более психологически разрушительной 30. В жестоких культах и террористических группах присутствует дополнительное и более значительное опасение: страх быть убитым или страх убийства группой членов семьи является весьма вероятным, если присоединившиеся слишком «неправильно» себя ведут или серьезно предполагают покинуть группу. Оба этих страха в результате усиливают повиновение присоединившегося и его конформность.

В сущности, каждый присоединившийся противостоит мощной социальной динамике, что делает почти невозможным сопротивляться обусловливанию. Во-первых, соблазнительная мощь харизматического лидера увлекает присоединившегося в культ и помогает присоединившемуся (постепенно) присваивать культовые ценности, в то время как обусловливание вступает в силу. Во-вторых, растущая власть конформности все более и более сплоченной группы укрепляет власть лидера. При этом учтите, что многие присоединившихся часто культурно предобусловливаются в пользу мировоззрения лидера, что обусловливание часто происходит в изолированных местах, что есть подспудное опасение относительно последствий «неправильного» поведения, и сама по себе сила обусловливания, и поэтому вызывает удивление не то, что большинство присоединившихся к террористическим группам обусловливаются, чтобы действительно стать террористами, а то, что некоторые, видимо, этому не поддаются 31.

Что мы узнали о том, что поможет ответственным властям уничтожать терроризм? Первое и самое важное напрашивающееся заключение — значение лидеров для террористических групп. Процесс обусловливания сосредотачивается и строится на власти (силе) харизматического лидера. Если лидер устранен, группа становится существенно слабее. Рассмотрение террористических групп как культов поддерживает стратегии, которые сосредотачиваются на “отсечении головы змеи. ” Во-вторых, чем более изолировано место, в котором происходит процесс обусловливания, тем глубже и длительнее сказываются результаты на членах группы. Настойчивое разрушение тренировочных лагерей везде, где мы их находим, не только наносит оперативный ущерб террористическим группам, это должно сильно уменьшить эффекты обусловливания. Третий вывод прямо относится к фундаменталистским исламским группам. Эти группы используют в своих интересах факт, что фундаменталистские религиозные школы (madrasas) предобусловили существенную часть исламской мужской молодежи последних поколений. Продукты этих школ более податливы к ценностям и программам (целям) террористической группы. Данные выводы поддерживают идею агрессивного преследования и устранения источников финансирования этих школ.

Эти рекомендации могли бы быть быстро осуществлены. Это важно, потому что обстоятельства, которые создают индивидов, восприимчивых к присоединению к террористическим группам, не собираются изменяться быстро; в течение долгого времени будет большое количество потенциальных новобранцев террористических групп. Я надеюсь, что эта статья продемонстрировала, как легко некоторые из этих восприимчивых к культу новобранцев могут быть обусловлены в безжалостных, покорных приказу убийц невинных (людей). Если обусловливание настолько действенно, то стоило бы сосредоточить наши ограниченные контртеррористические ресурсы на разрушении и возможном устранении обусловливающих процессов, производящих террористов.
Статья с указанием литературы, на которую ссылки ТУТ
 

Грустилов

Пользователь
Party

Всё это конечно красиво и по-университетски грамотно. Слов нет, ступени изменения сознания кандидатов в террористы освещены достаточно полно и интересно. Но это так сказать матрица, в которую впихнули и антисемитов-нацистов и псевдореволюционеров из Красные Бригад.

Но в нашем случае мы имеем дело с религиозным течением. Если для уничтожения нацизма достаточно было уничтожить нацистскую идеологическую верхушку, развалить фундамент созданной ими идеологии. Если для уничтожения Красных Бригад хватило полицейских мер и заключения Ильча Рамирес Сантоса во французскую тюрьму до конца дней, то здесь иное дело.

Мы имеем дело с верой. Верой в Аллаха. Аллаха убить нельзя. За него можно только умереть

Идеологическую основу исламский терроризм находит в ваххабизме.
Ваххабизм же- это крайне ортодоксальная ветвь ислама. Ваххабисты считают, что именно они являются истинными наследниками и подлинными толкователями учения Пророка Мухаммеда. По их мнению подлинный ислам существовал всего несколько столетий. Впоследствии это учение было еретически извращено.
Говоря проще- настоящий мусульманин для них- это мусульманин-ваххаб. Образчик жизни для них- это Саудовская Аравия- ваххабитское государство.

И именно ваххабизм, призывает к газавату и уничтожению кяфиров, а заодно с ними и «еретиков- вероотступников»

Потому-то все увещевания мусульманской общественности иного толка (шиитов, суннитов) не воспринимаются ваххабитами. Для них они еретики, а раз так, то и не указ.

Что делать в такой ситуации? Запретить? Можно признать ваххабизм экстремистской сектой (что в принципе и сделали). А раз так то с экстремистами надо бороться силой оружия. «С радостью»- возопили «эталонно-правоверные» и дружными колоннами примкнули к рядам мучеников за веру- шахидов. Т.е. запретительство и преследование только загоняют проблему вглубь, но уж никак не решают её.

Дискредитировать это учения со стороны самих мусульман-теологов опять же сложно. Во первых эти теологи для ваххабитов те самые еретики- мунафы, которых слушать- себя не уважать. Во- вторых обязательный для каждого мусульманина хадж происходит в самую ваххабистскую страну, с возможностью влияния и вербовки.

Течение это для России новое. И пришло оно из тех самых исламских закордонных школ и университетов, в которых учились нынешние идеологические вожди, эти т.н. кавказские имамы.
У меня, признаться, нет рецепта решения этой проблемы. В любом случае надо более избирательно относиться к студентам и выпускникам всех зарубежных исламских университетов. А возможно уже на уровне их обучения внедрять в их среду агентуру, дабы пойти по знакомой схеме- «если проблему нельзя решить- то её надо возглавить».
 

Party

Active Member
Грустилов' date='30 марта 2010 - 20:43 написал(а):
Но в нашем случае мы имеем дело с религиозным течением...
Мы имеем дело с верой. Верой в Аллаха. Аллаха убить нельзя. За него можно только умереть...
Свид.Иеговы тоже умирают за Христа, например, не позволяя переливать кровь себе и своим детям. И считают себя христианами. В техниках "промывки мозгов" неважно какое течение, какая идеология. Она может быть даже нерелигиозной. Почитай о Джаунстауне - массовое самоубийство, при том, что религии так как таковой не было, была идея "светлого будущего" на природе, типа сегодняшних анаsтасийцев. У моего коллеги клиентка была в коммерческом культе. Казалось бы, безобидное явление, бегают продавцы, толкают всякую дрянь. Потом как-то она сказала: "Я до сих пор не могу понять- как это "держало". Казалось, что мы делаем что-то сверх-важное. Что жизнь полна смысла...".
В случае с терроризмом, кроме традиционной промывки мозгов на тему, что то, чем он занимается, это какая-то важная деятельность, наделенная особым, значительным смыслом - еще формируется "образ врага". Грубо говоря, обычные секты - это "недоделанные" террористические организации. Скажем, если ко всем прочим заморочкам адептов Amwея (есть где-то на форуме тема о них - они порошки для унитазов продают), так вот если им ввести еще и образ врага - человека который не пользуется продукцией Amwей, укрепить этот образ как в вышеуказанной схеме - они запросто будут убивать тех, кто упорно не хочет пользоваться их порошками, считая этих людей вселенским злом, мешающим развития их великого дела. Как ни абсурдно звучит, но это так. У адептов СаеHтологии отчасти сформирован этот образ, поэтому эта секта считается опасной, неизвестно чего от них ждать. Но от религиозных фанатиков конечно опасности больше.
Этим и объясняется то, что для простого обывателя, который столкнулся с сектантом важна идеология, он пытается в ней разобраться, найти "ошибки", в то время как для психолога, работающего с адептами сект, идеология не имеет значения, для него важны изменения в психике, мышлении, действиях, восприятии сектанта. И они одинаковы, независимо от того, в какой секте человек. И, соответственно, вывод из секты происходит по определенной схеме, не затрагивающей идеологическое содержание самой секты.
 

Nick_on

Пользователь
Статья с указанием литературы, на которую ссылки ТУТ
Этот ваш Автор Энтони Стахельски (Anthony Stahelski, Ph.D.)по-моему, параноик.
Нормальный учёный, прежде чем разговаривать о террористах, попытается выяснить значение этого термина. Что такое терроризм? Кто такой террорист? Не ответив на эти простые вопросы, он рисует какие-то заумные формулы, сиречь строит зАмки из песка. Вполне может так случиться, что он писал для какого-то узкого учёного круга, в котором эти понятия давно являются аксиомой. Но для меня, простого человека, сие не только непонятно, но и глупо кажется.
 

Party

Active Member
Nick_on' date='30 марта 2010 - 23:43 написал(а):
Нормальный учёный, прежде чем разговаривать о террористах, попытается выяснить значение этого термина. Что такое терроризм? Кто такой террорист?
Я не поняла, у тебя какое-то особое понимание термина терроризм? Ты не знаешь что такое терроризм и кто такой террорист? Тебе необходимо, чтобы автор в начале статьи дал точное определение? Это статья, не реферат, не курсовик и даже не книга, в которой есть главы: "1. Определение понятия терроризма, 2. Признаки терроризма, 3. Виды и формы терроризма...", и т.п... Ил ты сомневаешься, что профессор социальной психологии, известный своими работами в области изучения социальных групп не знает этого понятия, и не понимает о чем он вообще пишет?
 

Nick_on

Пользователь
Вот, привожу свою же цитату с другого форума, 3месячной давности:
[quote name='Nick' date='7.1.2010, 21:13' post='18931']
Я долго думал, куда бы пришпилить эту тему.
К "Политике" она не совсем подхолит.
Если бы на форуме был философский раздел, то этой теме самое там место. Но философского раздела на этом форуме нет.
И я решил: поскольку это понятие возникло в новейшей истории, а именно во времена Великой Французской революции 1789 года, то данную тему я открою в "Новейшей истории"

Итак, предлагаю для начала выяснить, что мы подразумеваем, когда используем это слово?
Цитирую википедию:
Терро́р (лат. terror — страх, ужас) — применение силы или угроза её применения (месть) в политических целях (или за право просто выжить), или в безвыходных ситуациях, когда слабая сторона не может отстоять свое право на существование (война, сын видит как насилуют мать, убийство отца, месть)
Совершенно очевидно, что википедия трактует это понятие однобоко.
Гораздо более развёрнуто трактует это понятие другой ресурс. Вот, извольте:
Обычно "террором" именуют акции демонстративно беззаконные: убийства или покушения на убийства политических противников, захват заложников и диверсии. Однако "террором" называют и массовые репрессии, официально санкционированные государственной властью на законодательном уровне. Получается, что явления принципиально разнородные охватываются одним термином. Более того, далеко не во всех случаях политическое убийство, диверсия или официально санкционированные массовые репрессии воспринимаются как "террор". Что считать, а что не считать "террором", каждый решает сам, в зависимости от идеологических установок, опираясь на собственную интуицию.

Определим понятие, отметив прежде всего, что в данном исследовании термин "террор" не имеет эмоциональной окраски, употребляется вне осуждения или оправдания. "Террор" — способ управления социумом посредством превентивного устрашения. Сами по себе убийства, диверсии, массовые репрессии, захват заложников и т.п. — феномены внеисторические. "Террористическими" эти акции становятся тогда и только тогда, когда используются для превентивного устрашения социума в целом. Именно превентивного, что очень важно.
Вот оно, рациональное зерно! Как мне кажется, слово "превентивное" является ключевым. Действительно, насилие существует в любом, самом демократическом государстве. Однако как правило это насилие применяется к лицам, уже нарушившим тем или иным образом закон, то есть к преступникам, и это не является террором. Террором является превентивное применение насилия к людям, не совершившим преступления, с целью устрашения остальных.
Однако с этой точки зрения США, выступающие на передовом крае борьбы с терроризмом, сами являются террористами. Я не привожу здесь примеров государственного терроризма в исполнении США, но если найдутся фомы неверующие, я сделаю это.
Итак, мы видим, как одни террористы борются с другими. Никто меня не убедит, что кто-то из них более прав, нежели другой. Коль мы осуждаем терроризм, то должны осуждать его как таковой, независимо от того, кто его исполняет. А то что получается? Терроризм, возведённый в ранг государственной политики, это хорошо. А терроризм, проповедуемый негосударственными организациями, это плохо. Но почему? И в том, и в другом случае гибнут неповинные люди.

Итак, я предлагаю уважаемым посетителям данного форума поразмыслить над данной проблемой и ответить на два вопроса:
1. Верно ли приведённое мною определение террора?
2. Имеют ли равные права негосударственный террор и государственный? Если нет, то почему?
Спасибо
[/quote]
Без ложной скромности замечу, что в нескольких строчках я постиг проблему глубже, нежели Энтони Стахельски (Anthony Stahelski, Ph.D.) за всю свою жизнь
 

Nick_on

Пользователь
Итак, мы выяснили значение слова "Террор"
"Террор" — способ управления социумом посредством превентивного устрашения.
Осталось только выяснить, кто такие террористы. Тут ужо проще. Тот, кто использует террор (или обещает его использовать) - самый что ни на есть террорист.
"В сортире замочим" - первый террорюга.
Второй террорист - Медведев. Не далее как вчера он твёрдо сказал: "Мы их уничтожим".
Замечу, что во времена военного коммунизма никто не позволял себе подобных высказываний. Тогда говорили "Мы будем их судить".

Так вот, господа россияне. Прежде чем кивать на чурок всяких, не худо бы на себя в зеркало взглянуть. С одной стороны они вроде бы и чурки, а с другой стороны - полноправные граждане Российской Федерации. И на мой дурной взгляд, далеко не всё так просто, что мол мы честные а те, другие, террористы. Ой не просто...
 

Party

Active Member
Nick_on' date='31 марта 2010 - 00:00 написал(а):
Без ложной скромности замечу, что в нескольких строчках я постиг проблему глубже, нежели Энтони Стахельски (Anthony Stahelski, Ph.D.) за всю свою жизнь
Да уж... амбиции... И всего лишь, после прочтения Википедии (сомнительного источника) и политически-исторических творений Одесского и Фельдмана, которые не являются не политиками не историками, а просто филологами.
О существовании словарей и энциклопедий знаешь? Ну так вот:
ТЕРРОРИЗМ (от лат. terror - ужас) - 1) в широком смысле политика и практика террора, вид насильственной преступности, 2) и законодательстве РФ насилие в отношении физических лиц или организаций, или угроза его применить, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей либо значительного имущественного ущерба, а также наступления иных общественно опасных последствий, если перечисленные действия осуществляются с целью нарушить общественную безопасность, устрашить население, или оказать воздействие на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворить их неправомерные имущественные и (или) иные интересы; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное с целью прекратить его деятельность либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений (ФЗ "О борьбе с терроризмом" от 25 июля 1998 г.); 3) в уголовном праве РФ - преступление против общественной безопасности, предусмотренное ст. 205 УК РФ.
Юридический словарь

ТЕРРОРИЗМ (лат. terror- страх, ужас) - одно из наиболее тяжких преступлений, представляющее собой совершение насильственных действий общеопасным способом (взрыв, поджог и т.п.) или угрозу такими действиями в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти.
Юридическая энциклопедия.

Под терроризмом понимается насилие со стороны «слабого» — оппозиции. Терроризм — это метод, посредством которого организованная группа или партия стремится достичь провозглашенных ею целей преимущественно через систематическое использование насилия. Для нагнетания страха террористы могут применять также поджоги или взрывы магазинов, вокзалов, трнспортных средств, штаб-квартир политических партий и т. п. В современных условиях террористы практикуют захват заложников, угоны самолетов. Терроризм находится на вооружении партий и групп различной политической ориентации, как левой, так и правой. Во второй половине 20 в. стал широко практиковаться внешне немотивационный террор, рассчитанный на создание обстановки всеобщей паники и растерянности.
Энциклопедический словарь

ТЕРРОРИЗМ (от лат. terror страх, запугивание) - совокупность противоправных актов (убийств, похищении, диверсий и т.д.), служащих средством достижения политических целей. В уголовном праве РФ Т.- Преступление против общественной безопасности, предусмотренное ст. 205 УК РФ, заключающееся в совершении взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а тж. угроза совершения указанных действий в тех же целях.
Энциклопедический словарь экономики и права.

Есть еще понятие "международный терроризм". Есть еще слово "Террор" (которое не является синонимом слова "терроризм", хотя второе из него происходит и имеет общий корень). Возможно ты о нем хотел поговорить. Но эти понятия не имеют отношения ни к данной теме ни к недавно происходящим событиям, поэтому мы их рассматривать не будем.
Объяснять кто такой террорист надо?
 

ANGEL_A

Пользователь
Согласна с Party, террористы это сектанты, им все равно на людей, они идут на смерть ради мнимой веры и за своего гуру.
Просто так человек не будет сам себя подрывать и уносить с собой жизни других людей.

Вспомнить например вот эту секту:

"Аум Синрикё" ("Алеф")

Другие названия: "Движение истины Аум", новое название "Алеф", именуют себя буддистской общиной.



Характеристика: Экстремистский культ, имеющий ярко выраженную антисоциальную направленность. Стремится к захвату власти. Имеет военизированные формирования. Имел заводы по производству оружия массового поражения.



История: Лидер и основатель культа - Секо Асахара

Криминальные действия: газовая атака секты Аум Синрике в Токио 20 марта 1995 г. (12 жертв и 5000 пострадавших) по личному приказу Асахары. Руководители московского филиала Аум Синрике после этого пытались отмежеваться от материнской организации.

В 1994 г. подобный этому террористический акт был осуществлен в префектуре Нагано (Япония), погибло 7 человек, и хотя расследование тогда зашло в тупик, можно предположить связь этих двух террористических актов.

22 марта 1995 г. в одном из зданий "Аум" обнаружены 50 человек, находящихся в состоянии комы.

Весной 1995 г. Останкинский межмуниципальный суд вынес постановление о запрещении на территории РФ секты Аум Синрике (по утверждению экспертов, Аум Синрике, прекратив массовую рекламу, тем не менее, продолжает достаточно открыто действовать).

16 мая 1995 г. японской полицией был арестован Секо Асахара. До сих пор ведется следствие по 17 статьям обвинения.

В самой Японии от деятельности секты пострадало большое количество людей. В октябре 1989 года образована "Ассоциация жертв Аум Синрике" под председательством юриста Сакамото, который в ноябре того же года был похищен вместе с тремя членами его семьи.

4 февраля 1997 г. суд приговорил к 17 годам заключения члена секты за убийство и покушения на убийства в 1994, 1995 гг. с использованием нервно-паралитического газа. Он действовал по приказу Секо Асахары
Кстати секта Аум Синрике существует до сих пор, только под другим названием.
Еще есть сатанисты, неопятидесятники - это тоже опасная секта и др. секты-убийцы.
 

Nick_on

Пользователь
Party' date='30 марта 2010 - 23:33 написал(а):
Да уж... амбиции...
Никаких амбиций. Здравый смысл и жизненный опыт
Party' date='30 марта 2010 - 23:33 написал(а):
Объяснять кто такой террорист надо?
Зачем?
Вот только ответьте мне на один вопрос: Россия использует террор в государственной политике (внутренней ли, внешней ли - неважно) или нет? Только честно
А то, что вам кажется, что ответ не по теме - так это только кажется. В конце концов мы вернёмся к первоначальной мысли -рано или поздно
 

Party

Active Member
Nick_on' date='31 марта 2010 - 00:47 написал(а):
Никаких амбиций. Здравый смысл и жизненный опыт
Субъективная картина мира. Не более.
Nick_on' date='31 марта 2010 - 00:47 написал(а):
Вот только ответьте мне на один вопрос: Россия использует террор в государственной политике (внутренней ли, внешней ли - неважно) или нет? Только честно
Я политикой не интересуюсь вообще.
Nick_on' date='31 марта 2010 - 00:47 написал(а):
А то, что вам кажется, что ответ не по теме - так это только кажется. В конце концов мы вернёмся к первоначальной мысли -рано или поздно
Мне ничего не кажется. Тема не о политике, а о механизмах психологического влияния на человека в террористических организациях, о том как вроде бы нормальный человек, с нормальной потребностью в безопасности, самосохранения, становится зомби, способным расстаться с жизнью ради какой-либо идеи. Здешняя ветка никакого отношения к политическим и историческим вопросам не имеет.
 

Nick_on

Пользователь
Так вот, я глубоко убеждён, что терроризм - это не Баба-Яга, рождённая Кощееем Бессмертным.
Видите ли, я в некотором роде физик. И знаю, что энергия не возникает ниоткуда и не исчезает никуда, а превращается из одного вида в другой.
То зло, которое мы имеем сегодня - не что иное как зло, причинённое нами ранее
 

Party

Active Member
Nick_on, во-первых, я не понимаю, что значит "в некотором роде физик". А баек про "превращении энергии" можно услышать достаточно в области лженаук о биоэнергетике и прочей мракобесной дряни, типа Hью-Эйдж, и т.п... На самом деле, законы физики часто не применимы в других науках, также как законы психологии в физике.
Nick_on' date='31 марта 2010 - 01:01 написал(а):
То зло, которое мы имеем сегодня - не что иное как зло, причинённое нами ранее
Я не знаю кого Вы подозреваете под словом "мы", и какое зло совершил конкретно ты, но уверена, что отец моей подруги, который сейчас лежит в Склифе подобного зла никому не причинял.

По теме разговаривать будем?
 

Gromkhard

Пользователь
Party
Суть не в том, чтобы сейчас сесть за изучение мотивации террора, этим и так очень много людей занимается. А если брать сектантство, то скажи, пожалуйста, ведь люди сект - психически здоровыми могут быть? Или нет? Если нет, то какой может быть вердикт любого судьи, что судит их? Психиатрическое лечение? Смертник - не зомбированный тип. Он осознанно идет на убийство. Он может не осознавать собственную мотивацию, не понимать, на что его толкают, но он прекрасно понимает, что он принесет нажатием кнопки на пузе.
 

Грустилов

Пользователь
Party' date='30 марта 2010 - 23:37 написал(а):
Свид.Иеговы тоже умирают за христа,
Христос пишется с большой буквы...

Party' date='30 марта 2010 - 23:37 написал(а):
В техниках "промывки мозгов" неважно какое течение, какая идеология. Она может быть даже нерелигиозной. Грубо говоря, обычные секты - это "недоделанные" террористические организации.
... вывод из секты происходит по определенной схеме, не затрагивающей идеологическое содержание самой секты.
Мне кажется несколько некорректным сравнивать рядовое сектанство с ваххабизмом. Это проще всего.
Таких «сектантов» целая страна- Саудовская Аравия. Такими «сектантами» населён Судан. Они живут в Египте, Йемене, Афганистане, Пакистане и даже организовывают новые государства (Вазиристан)

Я не могу согласиться с тобой, что миллионы людей проживающих в вышеперечисленных странах подверглись массированной психологической атаке и у них «снесло крышу». Мы в настоящее время сталкиваемся с набирающим силу целым течением в исламе. Течением, которое вовлекает в свои ряды всё большее количество сторонников. Назвать это сектой уж никак не получается.

Это упрощённая конструкция- раз сектанты, значит заблуждаются, значит с «промытыми мозгами». А раз так- надо уложить всю страну в реабилитацию дабы получить на выходе из оной голубоглазую невинность, усовестившуюся бесовского наваждения и надевшую на себя вериги искупления.
Ты говоришь, что самое главное это механизм воздействия на адепта. Позволю себе с тобой в этом не согласиться. Механизм- это понятие вторичное. Первичное- идеология.

Чтобы понять врага надо знать его идеологию, а потом уже изучать механизм её воздействия на мозг каждого индивидуума. Мы этого не знаем совершенно. Прошло уже свыше десяти лет, но обыватель так и не может ответить на вопрос: «За что Бен Ладен взорвал Всемирный Торговый Центр? Почему именно его? Почему он атаковал именно Пентагон, а не какой- нибудь химический завод или атомную электростанцию? Кто вообще слышал или читал его заявления на предмет «чего он в конце концов хочет?». Боюсь, что этого мы никогда не узнаем.

По большому счёту «международный терроризм» это экономика, одетая в религиозные одежды. Это желание арабских стран выскочить из-под влияния «золотого миллиарда», желание сохранить свою аутентичность и не подвергаться ползучей европеизации.

Возможно (а скорее всего так оно и есть), что цели у поднимающего голову ортодоксального ислама такие, что их и озвучить-то на официальном уровне язык не поворачивается. Нельзя ведь забывать, что почти в каждой европейской стране значительный процент составляют жители-мусульмане. И если назвать некоторые вещи своими именами- значит толкнуть этих граждан в объятия «мирового терроризма»
 

Party

Active Member
Gromkhard' date='31 марта 2010 - 02:05 написал(а):
Party
Суть не в том, чтобы сейчас сесть за изучение мотивации террора, этим и так очень много людей занимается. А если брать сектантство, то скажи, пожалуйста, ведь люди сект - психически здоровыми могут быть? Или нет? Если нет, то какой может быть вердикт любого судьи, что судит их? Психиатрическое лечение? Смертник - не зомбированный тип. Он осознанно идет на убийство. Он может не осознавать собственную мотивацию, не понимать, на что его толкают, но он прекрасно понимает, что он принесет нажатием кнопки на пузе.
Я не совсем согласна с тем, что смертник идет на убийство и самоубийство осознанно. Он идет под влиянием... По поводу психического здоровья - неизвестно. Алкоголизм, наркомания, сектантсво, увлечения эзотерикой, и т.п... изменяют психические процессы в мозге. Это путь к шизофрении, и на каком этапе зависимость еще психологическое отклонение, а на каком уже психическое нарушение - неизвестно. Это зависит от многих факторов.
Вот тема о реабилитации террористов: http://forum4all.ru/topic/22943-reabilitacija-dlja-terroristov/
 

Gromkhard

Пользователь
Party' date='31 марта 2010 - 08:32 написал(а):
Я не совсем согласна с тем, что смертник идет на убийство и самоубийство осознанно. Он идет под влиянием...
Но ведь смертник осознает последствия. Ему ж по-другому к 40 наложницам или сколько им обещает Аллах там как попасть? Неверные и прочее... Как же не осознано?
 

Party

Active Member
Грустилов' date='31 марта 2010 - 02:25 написал(а):
Христос пишется с большой буквы...
Упс. Пойду исправлю.
Грустилов' date='31 марта 2010 - 02:25 написал(а):
Мне кажется несколько некорректным сравнивать рядовое сектанство с ваххабизмом. Это проще всего.
Таких «сектантов» целая страна- Саудовская Аравия. Такими «сектантами» населён Судан. Они живут в Египте, Йемене, Афганистане, Пакистане и даже организовывают новые государства (Вазиристан)

Я не могу согласиться с тобой, что миллионы людей проживающих в вышеперечисленных странах подверглись массированной психологической атаке и у них «снесло крышу». Мы в настоящее время сталкиваемся с набирающим силу целым течением в исламе. Течением, которое вовлекает в свои ряды всё большее количество сторонников. Назвать это сектой уж никак не получается.
Что-то ты пытаешься религии, и целые страны подвести под терроризм. Нет никакого многомиллионного терроризма, есть небольшие группы фанатиков совершающих террористические акты. Если бы было все так масштабно, как ты пишешь - пол Москвы бы взорвалось, а не две станции метро двумя террористками.
Грустилов' date='31 марта 2010 - 02:25 написал(а):
Это упрощённая конструкция- раз сектанты, значит заблуждаются, значит с «промытыми мозгами». А раз так- надо уложить всю страну в реабилитацию дабы получить на выходе из оной голубоглазую невинность, усовестившуюся бесовского наваждения и надевшую на себя вериги искупления.
Ты говоришь, что самое главное это механизм воздействия на адепта. Позволю себе с тобой в этом не согласиться. Механизм- это понятие вторичное. Первичное- идеология.
Под этот механизм можно любую идеологию внедрить, хоть веру в макаронного монстра. И если грамотно ее преподнести - будь уверен, будут убивать за макаронного монстра. И пока ты будешь в идеологии разбираться - я обращу вспять механизм, который был задействован, и человек придет в себя.
Грустилов' date='31 марта 2010 - 02:25 написал(а):
Чтобы понять врага надо знать его идеологию, а потом уже изучать механизм её воздействия на мозг каждого индивидуума. Мы этого не знаем совершенно.
Вы может и не знаете, а психологи знают. Для начала используются механизмы вовлечения (красиво преподнесенная идеология, в виде стремления ко всеобщему счастью), затем включают в работу механизмы группового влияния, к ним добавляются "эмоциональная раскачка", часто техники, изменяющие сознание, депривация сна, еды (что повышает внушаемость). Это происходит в любой секте. Человек становится полностью управляем: контроль сознания (контроль информации, контроль эмоций, контроль поведения, контроль времени). В террористических группах еще формируется образ врага и ненависти к нему. И повторюсь, какая идеология в этой группе - совершенно неважно. Примеры я и Ангел привели выше, ты почему-то их игнорируешь.
Грустилов' date='31 марта 2010 - 02:25 написал(а):
Прошло уже свыше десяти лет, но обыватель так и не может ответить на вопрос: «За что Бен Ладен взорвал Всемирный Торговый Центр? Почему именно его? Почему он атаковал именно Пентагон, а не какой- нибудь химический завод или атомную электростанцию? Кто вообще слышал или читал его заявления на предмет «чего он в конце концов хочет?». Боюсь, что этого мы никогда не узнаем.
Потому что не те вопросы.

Gromkhard' date='31 марта 2010 - 02:35 написал(а):
Но ведь смертник осознает последствия. Ему ж по-другому к 40 наложницам или сколько им обещает Аллах там как попасть? Неверные и прочее... Как же не осознано?
Его восприятие происходящего и последствий очень отличается от нашего с тобой, и вообще от восприятия здорового человека, а оценка последствий очень сужена (тоннельное мышление). Сравню с тем, например, что делает наркоман. Ему нужна доза, он идет и грабит человека. С одной стороны он совершает действия вроде как осознанно, с другой - его сознание находится во власти наркомании. В качестве последствий он видит только возможность получить дозу, других не видит, не осмысливает.
 

Gromkhard

Пользователь
Его восприятие происходящего и последствий очень отличается от нашего с тобой
Так я и не спорю, что отличается. Вопрос - насколько сильно оно отличается?
 

Party

Active Member
Gromkhard' date='31 марта 2010 - 03:02 написал(а):
Так я и не спорю, что отличается. Вопрос - насколько сильно оно отличается?
Намного. Вот у тебя в голове много всяких мыслей, ты можешь пойти туда, или сюда, сделать одно, другое... у тебя есть выбор... а перед этим человеком тоннель. И выбора нет. Гипотетически конечно он есть, но этот человек его не видит. Этот тоннель настолько отгораживает его от внешнего мира, что он не в состоянии воспринимать увиденное и услышанное извне. Он следует только в одном направлении.
 
Сверху