Cromaggia
Пользователь
Предлагаю вашему вниманию свою работу (выложенную по частям), написанную полгода назад на основе пятилетнего опыта анализа стихотворений на различных литературных форумах и сайтах. Посвящена она довольно банальной теме: распространенным ошибкам, которые совершают при написании стихотворений начинающие авторы. Надеюсь, моя заметка им пригодится. Все стихотворные отрывки взяты с литературный форумов с любезного разрешения их авторов, которых по их желанию, оставляю анонимами, за исключением того, авторство которого я указала. Прошу, если есть дополнения, или какие-то нюансы я не указала, отметить в комментариях.
На ошибках учатся, или Три основных заповеди написания стихов.
ПРОЛОГ.
Собрались как-то ночью мои Эго, Супер-эго и Ид, и стали говорить о том, чем бы им заняться таким, чего они раньше не делали.
Эго, вытирая слезы, жаловалось:
- Вот, читаю-читаю каждый день кучу стихов, за день из ста едва ли пять настоящих, ярких набирается, остальным пишу, что не так, но ведь.. не помогает. Следующие еще хуже пишут, что делать-то? Рифмы уже во сне снятся...
Ид захихикало:
- Если б стихи были эротического содержания, ты бы так не возражало. Да и я бы тоже.
Эго поморщилось:
- Так, я проблемой поделилось, или кто? Если сказать нечего, лучше молчи. Я вот думаю может, поделиться опытом? Написать о том, как надо писать эти самые стихи.. Ну вроде как ревю самых распространенных ошибок.
- Ну да, ты точно пионером в этом деле будешь, - поморщилось теперь Ид. - Знаешь, сколько таких "ревю" написано?
- А по-моему, Эго правильно говорит, - вмешалось Супер-Эго. - Надо помочь молодым. Да и вообще...
- Да и вообще... тебе бы все разумное, доброе и вечное сеять, - буркнуло Ид. - Черт с вами, что хотите, то делайте, я ушло мечтать о славе и деньгах.
Так и появилась эта заметка.
1. В ПОГОНЕ ЗА СМЫСЛОМ.
Каждый из нас в душе - поэт. Ну, или почти каждый. Как поется в одной известной песне "Пусть твердят, что пишет каждый в 19 лет". Так и есть. Мужчины и женщины, девушки и юноши, дети и старики - все они пишут стихи, когда хотя сказать о чем-то, что затронуло их душу, что заставило затрепетать сердце, побудило их засмеяться или заплакать. О чем же следует задуматься автору, взявшему в руки ручку или карандаш с намерением выразить на бумаге чувства.. мысли.. надежды.. мечты...? По большому счету, в стихосложении есть три основных заповеди, соблюдая которые, можно написать хорошее стихотворение. Именно стихотворение, а не вирши, которыми так грешат все, кто способен зарифмовать галку с палкой. Итак, первая и главная заповедь - это, конечно, смысл. Итак, о чем НЕ следует писать.
Во-первых, ни о чем. Смешно? Думаете, невозможно? Как вам это:
Я не знаю, как выразить это,
Я не знаю, о чем рассказать,
Закурила одну сигарету
И спеша, начинаю писать.
Если кто-то найдет здесь смысл, напишите мне, я посыплю голову пеплом и уйду в монахини. В мужской монастырь. Обещаю при свидетелях! Так же меня очень "радует", когда в стихах автор пишет о том, о чем сам понятия не имеет.
Я так устал быть ксенофобом,
Я жду, настанет день, когда
Ко мне придет печаль от Бога,
Как будто "черная дыра".
Почему ж не белая дыра-то? Я аплодирую, други мои, автор открыл новые законы взаимосвязи религии и "черных дыр". Вообще, больше половины стихов, которые я прочла, были, конечно, на самую распространенную тему - про любовь. О любви, кажется, кто и что только уже не говорил, но особенно "актуальна" тема любви несчастной.
Ты знал, что я тебя любила,
Но ты ушел к другой,
Скажи мне, где же взять мне силы,
Чтоб примирить себя с собой.
"Себя с собой" -это вообще жестко, девушка, видимо, страдает раздвоением личности, и склонна к разговорам с собой... Тихо сам с собою я веду беседу, все так, все так. И вас тоже вылечат. Тема любви, пожалуй, одна из тех, где бывает все - от настоящих жестких стихов и до виршей, читая которые, думаешь, за что же автор так не себя не любит. Особенно я умиляюсь, читая о любви в контексте философии.
Я мою тарелку и думаю,
За что ты меня разлюбил,
Ты вытравил душу, мечту мою,
За грань бытия поместил.
А вам слабо? Когда глажу белье, тоже об этом думаю.. Белье - оно прямо на грани бытия и находится. Убивают напрочь меня стихи на политические темы. Бога ради, авторы, не пишите памфлеты на власть, коммунистов, правительство! Это труд неблагодарный, в первую очередь потому, что власть я и без стихов обругать могу так, что мало не покажется, и памфлет Ваш почти 100% никто не прочтет, а если и прочтет, то через строчку. Есть у меня один автор, который пишет только на эту тему. Вот перлы:
Мы склоняться перед вами не намерены!
Супостаты, уходите с наших улиц!
Завтра красной зорькой встанет революция!
Вот уже плакаты наши развернулись!
И так 100 строк. Мамадорогая. Причем, видимо, кроме восклицательных, других знаков препинания у автора не было (запятые, и те я расставила). Если у кого-то есть желание, могу полную версию выслать, очень познавательно, и про Путина там, и про коммунистов (строчка, "коммунисты, уходите, вашу мать" - одна из самых сильных). В общем, в свете приближающихся выборов президента как раз актуально.
Всегда прошу авторов не писать о природе. Точнее, не о природе, а об осени. О, тема меланхолии и депрессии, холодов в душе и на сердце, как она близка моим нервам! Оптимизм сейчас не в моде, и поэтому почти каждый автор считает себя тем единственным и неповторимым, кто способен сказать в этой теме что-то новое. Согласна, маститые писатели и поэты, может быть, и способны. Но, если это ваше первое или десятое стихотворение - не берите эту тему. Я такие стихи сразу отношу к неудачным.
Осень. Холод. Ты ушла.
Жду я, чтоб весна пришла.
Холода, холода,
Уходите навсегда!
Красота, а не творение! Я прямо заворожена! От осени плавно переходим к теме, почти столь же актуальной - теме суперзвезд.
А Бред Питт мне снится,
Милый Бред!
Я б с тобой встречалась!
Или нет...
Очень, очень не мастерски и некрасиво - фамильярное описание этих самых звезд.
Вот Вова Пукин, что за человек!
И руки по-мужицки золотые!
Эх Вова, я скажу тебе, браток,
Ты сам один поднимешь все Россию!
Или:
Вот дали бы мне с Умой Турман
На катере покататься,
И я бы сказал ей, красотка!
Давай же скорей целоваться!!
Или:
Сижу и думаю один,
И не решу никак,
Скажи хоть ты, Володя (Высоцкий - прим авт)
Ну что я за дурак....
Впрочем, если Вы эти стихи пометите "после прочтения сжечь и забыть навсегда".. может, и пойдет. И напоследок, о смысле - старайтесь придерживаться выбранной тематики. Если вы пишете о море - пишите о море. Выдерживайте атмосферу сначала и до конца. Это у Чуковского можно писать долго и упорно о том, как горело море, а потом:
Бабочка прилетела, крылышками помахала....
Стало море потухать и потухло...
Начинающим авторам себе такого позволять нельзя. Запомните, когда вы пишете:
Вот бес летит, он ближе.. ближе.. ближе...
И в Ольге все на миг похолодело...
А впрочем, это был всего лишь сон,
Поэтому кому какое дело...
- это не художественная концовка, это ОБЛОМ, а обломов читатель не любит. Представьте, что "Армагеддон" закончился тем, что астероид вдруг сам взорвался и улетел прочь...
*****
На ошибках учатся, или Три основных заповеди написания стихов.
ПРОЛОГ.
Собрались как-то ночью мои Эго, Супер-эго и Ид, и стали говорить о том, чем бы им заняться таким, чего они раньше не делали.
Эго, вытирая слезы, жаловалось:
- Вот, читаю-читаю каждый день кучу стихов, за день из ста едва ли пять настоящих, ярких набирается, остальным пишу, что не так, но ведь.. не помогает. Следующие еще хуже пишут, что делать-то? Рифмы уже во сне снятся...
Ид захихикало:
- Если б стихи были эротического содержания, ты бы так не возражало. Да и я бы тоже.
Эго поморщилось:
- Так, я проблемой поделилось, или кто? Если сказать нечего, лучше молчи. Я вот думаю может, поделиться опытом? Написать о том, как надо писать эти самые стихи.. Ну вроде как ревю самых распространенных ошибок.
- Ну да, ты точно пионером в этом деле будешь, - поморщилось теперь Ид. - Знаешь, сколько таких "ревю" написано?
- А по-моему, Эго правильно говорит, - вмешалось Супер-Эго. - Надо помочь молодым. Да и вообще...
- Да и вообще... тебе бы все разумное, доброе и вечное сеять, - буркнуло Ид. - Черт с вами, что хотите, то делайте, я ушло мечтать о славе и деньгах.
Так и появилась эта заметка.
1. В ПОГОНЕ ЗА СМЫСЛОМ.
Каждый из нас в душе - поэт. Ну, или почти каждый. Как поется в одной известной песне "Пусть твердят, что пишет каждый в 19 лет". Так и есть. Мужчины и женщины, девушки и юноши, дети и старики - все они пишут стихи, когда хотя сказать о чем-то, что затронуло их душу, что заставило затрепетать сердце, побудило их засмеяться или заплакать. О чем же следует задуматься автору, взявшему в руки ручку или карандаш с намерением выразить на бумаге чувства.. мысли.. надежды.. мечты...? По большому счету, в стихосложении есть три основных заповеди, соблюдая которые, можно написать хорошее стихотворение. Именно стихотворение, а не вирши, которыми так грешат все, кто способен зарифмовать галку с палкой. Итак, первая и главная заповедь - это, конечно, смысл. Итак, о чем НЕ следует писать.
Во-первых, ни о чем. Смешно? Думаете, невозможно? Как вам это:
Я не знаю, как выразить это,
Я не знаю, о чем рассказать,
Закурила одну сигарету
И спеша, начинаю писать.
Если кто-то найдет здесь смысл, напишите мне, я посыплю голову пеплом и уйду в монахини. В мужской монастырь. Обещаю при свидетелях! Так же меня очень "радует", когда в стихах автор пишет о том, о чем сам понятия не имеет.
Я так устал быть ксенофобом,
Я жду, настанет день, когда
Ко мне придет печаль от Бога,
Как будто "черная дыра".
Почему ж не белая дыра-то? Я аплодирую, други мои, автор открыл новые законы взаимосвязи религии и "черных дыр". Вообще, больше половины стихов, которые я прочла, были, конечно, на самую распространенную тему - про любовь. О любви, кажется, кто и что только уже не говорил, но особенно "актуальна" тема любви несчастной.
Ты знал, что я тебя любила,
Но ты ушел к другой,
Скажи мне, где же взять мне силы,
Чтоб примирить себя с собой.
"Себя с собой" -это вообще жестко, девушка, видимо, страдает раздвоением личности, и склонна к разговорам с собой... Тихо сам с собою я веду беседу, все так, все так. И вас тоже вылечат. Тема любви, пожалуй, одна из тех, где бывает все - от настоящих жестких стихов и до виршей, читая которые, думаешь, за что же автор так не себя не любит. Особенно я умиляюсь, читая о любви в контексте философии.
Я мою тарелку и думаю,
За что ты меня разлюбил,
Ты вытравил душу, мечту мою,
За грань бытия поместил.
А вам слабо? Когда глажу белье, тоже об этом думаю.. Белье - оно прямо на грани бытия и находится. Убивают напрочь меня стихи на политические темы. Бога ради, авторы, не пишите памфлеты на власть, коммунистов, правительство! Это труд неблагодарный, в первую очередь потому, что власть я и без стихов обругать могу так, что мало не покажется, и памфлет Ваш почти 100% никто не прочтет, а если и прочтет, то через строчку. Есть у меня один автор, который пишет только на эту тему. Вот перлы:
Мы склоняться перед вами не намерены!
Супостаты, уходите с наших улиц!
Завтра красной зорькой встанет революция!
Вот уже плакаты наши развернулись!
И так 100 строк. Мамадорогая. Причем, видимо, кроме восклицательных, других знаков препинания у автора не было (запятые, и те я расставила). Если у кого-то есть желание, могу полную версию выслать, очень познавательно, и про Путина там, и про коммунистов (строчка, "коммунисты, уходите, вашу мать" - одна из самых сильных). В общем, в свете приближающихся выборов президента как раз актуально.
Всегда прошу авторов не писать о природе. Точнее, не о природе, а об осени. О, тема меланхолии и депрессии, холодов в душе и на сердце, как она близка моим нервам! Оптимизм сейчас не в моде, и поэтому почти каждый автор считает себя тем единственным и неповторимым, кто способен сказать в этой теме что-то новое. Согласна, маститые писатели и поэты, может быть, и способны. Но, если это ваше первое или десятое стихотворение - не берите эту тему. Я такие стихи сразу отношу к неудачным.
Осень. Холод. Ты ушла.
Жду я, чтоб весна пришла.
Холода, холода,
Уходите навсегда!
Красота, а не творение! Я прямо заворожена! От осени плавно переходим к теме, почти столь же актуальной - теме суперзвезд.
А Бред Питт мне снится,
Милый Бред!
Я б с тобой встречалась!
Или нет...
Очень, очень не мастерски и некрасиво - фамильярное описание этих самых звезд.
Вот Вова Пукин, что за человек!
И руки по-мужицки золотые!
Эх Вова, я скажу тебе, браток,
Ты сам один поднимешь все Россию!
Или:
Вот дали бы мне с Умой Турман
На катере покататься,
И я бы сказал ей, красотка!
Давай же скорей целоваться!!
Или:
Сижу и думаю один,
И не решу никак,
Скажи хоть ты, Володя (Высоцкий - прим авт)
Ну что я за дурак....
Впрочем, если Вы эти стихи пометите "после прочтения сжечь и забыть навсегда".. может, и пойдет. И напоследок, о смысле - старайтесь придерживаться выбранной тематики. Если вы пишете о море - пишите о море. Выдерживайте атмосферу сначала и до конца. Это у Чуковского можно писать долго и упорно о том, как горело море, а потом:
Бабочка прилетела, крылышками помахала....
Стало море потухать и потухло...
Начинающим авторам себе такого позволять нельзя. Запомните, когда вы пишете:
Вот бес летит, он ближе.. ближе.. ближе...
И в Ольге все на миг похолодело...
А впрочем, это был всего лишь сон,
Поэтому кому какое дело...
- это не художественная концовка, это ОБЛОМ, а обломов читатель не любит. Представьте, что "Армагеддон" закончился тем, что астероид вдруг сам взорвался и улетел прочь...
*****