Рыцарь пера и бумаги

Cromaggia

Пользователь
Предлагаю вашему вниманию свою работу (выложенную по частям), написанную полгода назад на основе пятилетнего опыта анализа стихотворений на различных литературных форумах и сайтах. Посвящена она довольно банальной теме: распространенным ошибкам, которые совершают при написании стихотворений начинающие авторы. Надеюсь, моя заметка им пригодится. Все стихотворные отрывки взяты с литературный форумов с любезного разрешения их авторов, которых по их желанию, оставляю анонимами, за исключением того, авторство которого я указала. Прошу, если есть дополнения, или какие-то нюансы я не указала, отметить в комментариях.

На ошибках учатся, или Три основных заповеди написания стихов.

ПРОЛОГ.

Собрались как-то ночью мои Эго, Супер-эго и Ид, и стали говорить о том, чем бы им заняться таким, чего они раньше не делали.
Эго, вытирая слезы, жаловалось:
- Вот, читаю-читаю каждый день кучу стихов, за день из ста едва ли пять настоящих, ярких набирается, остальным пишу, что не так, но ведь.. не помогает. Следующие еще хуже пишут, что делать-то? Рифмы уже во сне снятся...
Ид захихикало:
- Если б стихи были эротического содержания, ты бы так не возражало. Да и я бы тоже.
Эго поморщилось:
- Так, я проблемой поделилось, или кто? Если сказать нечего, лучше молчи. Я вот думаю может, поделиться опытом? Написать о том, как надо писать эти самые стихи.. Ну вроде как ревю самых распространенных ошибок.
- Ну да, ты точно пионером в этом деле будешь, - поморщилось теперь Ид. - Знаешь, сколько таких "ревю" написано?
- А по-моему, Эго правильно говорит, - вмешалось Супер-Эго. - Надо помочь молодым. Да и вообще...
- Да и вообще... тебе бы все разумное, доброе и вечное сеять, - буркнуло Ид. - Черт с вами, что хотите, то делайте, я ушло мечтать о славе и деньгах.

Так и появилась эта заметка.



1. В ПОГОНЕ ЗА СМЫСЛОМ.

Каждый из нас в душе - поэт. Ну, или почти каждый. Как поется в одной известной песне "Пусть твердят, что пишет каждый в 19 лет". Так и есть. Мужчины и женщины, девушки и юноши, дети и старики - все они пишут стихи, когда хотя сказать о чем-то, что затронуло их душу, что заставило затрепетать сердце, побудило их засмеяться или заплакать. О чем же следует задуматься автору, взявшему в руки ручку или карандаш с намерением выразить на бумаге чувства.. мысли.. надежды.. мечты...? По большому счету, в стихосложении есть три основных заповеди, соблюдая которые, можно написать хорошее стихотворение. Именно стихотворение, а не вирши, которыми так грешат все, кто способен зарифмовать галку с палкой. Итак, первая и главная заповедь - это, конечно, смысл. Итак, о чем НЕ следует писать.
Во-первых, ни о чем. Смешно? Думаете, невозможно? Как вам это:

Я не знаю, как выразить это,

Я не знаю, о чем рассказать,

Закурила одну сигарету

И спеша, начинаю писать.

Если кто-то найдет здесь смысл, напишите мне, я посыплю голову пеплом и уйду в монахини. В мужской монастырь. Обещаю при свидетелях! Так же меня очень "радует", когда в стихах автор пишет о том, о чем сам понятия не имеет.

Я так устал быть ксенофобом,

Я жду, настанет день, когда

Ко мне придет печаль от Бога,

Как будто "черная дыра".

Почему ж не белая дыра-то? Я аплодирую, други мои, автор открыл новые законы взаимосвязи религии и "черных дыр". Вообще, больше половины стихов, которые я прочла, были, конечно, на самую распространенную тему - про любовь. О любви, кажется, кто и что только уже не говорил, но особенно "актуальна" тема любви несчастной.

Ты знал, что я тебя любила,

Но ты ушел к другой,

Скажи мне, где же взять мне силы,

Чтоб примирить себя с собой.

"Себя с собой" -это вообще жестко, девушка, видимо, страдает раздвоением личности, и склонна к разговорам с собой... Тихо сам с собою я веду беседу, все так, все так. И вас тоже вылечат. Тема любви, пожалуй, одна из тех, где бывает все - от настоящих жестких стихов и до виршей, читая которые, думаешь, за что же автор так не себя не любит. Особенно я умиляюсь, читая о любви в контексте философии.

Я мою тарелку и думаю,

За что ты меня разлюбил,

Ты вытравил душу, мечту мою,

За грань бытия поместил.

А вам слабо? Когда глажу белье, тоже об этом думаю.. Белье - оно прямо на грани бытия и находится. Убивают напрочь меня стихи на политические темы. Бога ради, авторы, не пишите памфлеты на власть, коммунистов, правительство! Это труд неблагодарный, в первую очередь потому, что власть я и без стихов обругать могу так, что мало не покажется, и памфлет Ваш почти 100% никто не прочтет, а если и прочтет, то через строчку. Есть у меня один автор, который пишет только на эту тему. Вот перлы:

Мы склоняться перед вами не намерены!

Супостаты, уходите с наших улиц!

Завтра красной зорькой встанет революция!

Вот уже плакаты наши развернулись!

И так 100 строк. Мамадорогая. Причем, видимо, кроме восклицательных, других знаков препинания у автора не было (запятые, и те я расставила). Если у кого-то есть желание, могу полную версию выслать, очень познавательно, и про Путина там, и про коммунистов (строчка, "коммунисты, уходите, вашу мать" - одна из самых сильных). В общем, в свете приближающихся выборов президента как раз актуально.

Всегда прошу авторов не писать о природе. Точнее, не о природе, а об осени. О, тема меланхолии и депрессии, холодов в душе и на сердце, как она близка моим нервам! Оптимизм сейчас не в моде, и поэтому почти каждый автор считает себя тем единственным и неповторимым, кто способен сказать в этой теме что-то новое. Согласна, маститые писатели и поэты, может быть, и способны. Но, если это ваше первое или десятое стихотворение - не берите эту тему. Я такие стихи сразу отношу к неудачным.

Осень. Холод. Ты ушла.

Жду я, чтоб весна пришла.

Холода, холода,

Уходите навсегда!

Красота, а не творение! Я прямо заворожена! От осени плавно переходим к теме, почти столь же актуальной - теме суперзвезд.

А Бред Питт мне снится,

Милый Бред!

Я б с тобой встречалась!

Или нет...

Очень, очень не мастерски и некрасиво - фамильярное описание этих самых звезд.

Вот Вова Пукин, что за человек!

И руки по-мужицки золотые!

Эх Вова, я скажу тебе, браток,

Ты сам один поднимешь все Россию!

Или:

Вот дали бы мне с Умой Турман

На катере покататься,

И я бы сказал ей, красотка!

Давай же скорей целоваться!!

Или:

Сижу и думаю один,

И не решу никак,

Скажи хоть ты, Володя (Высоцкий - прим авт)

Ну что я за дурак....


Впрочем, если Вы эти стихи пометите "после прочтения сжечь и забыть навсегда".. может, и пойдет. И напоследок, о смысле - старайтесь придерживаться выбранной тематики. Если вы пишете о море - пишите о море. Выдерживайте атмосферу сначала и до конца. Это у Чуковского можно писать долго и упорно о том, как горело море, а потом:

Бабочка прилетела, крылышками помахала....

Стало море потухать и потухло...

Начинающим авторам себе такого позволять нельзя. Запомните, когда вы пишете:

Вот бес летит, он ближе.. ближе.. ближе...

И в Ольге все на миг похолодело...

А впрочем, это был всего лишь сон,

Поэтому кому какое дело...

- это не художественная концовка, это ОБЛОМ, а обломов читатель не любит. Представьте, что "Армагеддон" закончился тем, что астероид вдруг сам взорвался и улетел прочь...




*****
 

Зульфия

Пользователь
Cromaggia, здорово! И смешно, и со смыслом... Очень поучительно) Жаль, обычно и правда бывает так, что на 20 стихотворений одно стоящее... Но так оттачивается мастерство)))
 

Cromaggia

Пользователь
2. ВКЛЮЧИ ВООБРАЖЕНИЕ

Вторая и очень важная составляющая стиха - это стиль написания. я повторюсь - если Вы не понимаете слов, которые пишете, лучше их вообще не пишите! В умеренных пределах простота не вредит, она помогает представить нам, читателям то, о чем вы хотите сказать. Скажите мне, что вы представляете, когда читаете это:

Я отпустила колкой недотрогой

Пылающее сердце под откос,

Чтоб ты мне смысл речистый свой принес

На зимней тьмы прохладный стук колес.

или это:

Я упала пред тобой на колени,

Целовала сном асфальтовым крики.

Мой мозг закипает, когда я себе это представляю. Я долго пребывала в состоянии, близком к ступору, когда прочла:

Странное дело - туман и тоска,

Волос седой у окошка виска.

Хотя, уважаемый авторы, излишняя простота тоже ни к чему. "Вольный ветер", "высокие горы", бездонное озеро", "зеленая трава"... - это чересчур.

Нарву зеленую травУ,

Вот выйду в поле - и нарву!

Да ради Бога, рви, касатик, кто же тебе мешает-то! Только не горячись так. Избегайте избитых выражений, штампов, будьте креативнее! Заклинаю вас от употребления в своих стихах чужих.

Сжала руки под темной вуалью,

Отказалась спуститься к столу...

Ахматова плакала бы горькими слезами. То же касается и песен:

Эх-ма, горе не беда,

Эх-ма, будет, как всегда.

Или:

Подари мне первый танец,

Забери меня с собой,

Расскажи мне, как нам будет

Очень клево под луной.

Избегайте слов-паразитов:

Как бы вышел как бы я,

Гой-еси, душа моя!

Или:

Я надежду, точно полог, откинула,

Исказилось, как в сказке, лицо,

Ты моя откровенная выдумка,

Словно жизнь моя- сказочный сон.

Мне за чтение таких стихов надо молоко давать... Хочу так же заметить в этом же разделе, что никогда, я повторю БОЛЬШИМИ буквами, НИКОГДА не нужно использовать в стихах иностранные слова, особенно, если вы смутно представляете себе, что они обозначают.

И он сказал мне sotto voce,

Я королевич, между прочим.

Или:

Ты сказала: mon amour,

Я в ответ: fatal tu joir!

И никак иначе, ту жур - и все тут....Так же советую избегать кратких форм: "красен цвет", "златая осень", "уныла пора", и коверканья слов в угоду рифме:

Странна пора началася,

Год уж прошел от войны,

Вышли во поле солдаты,

Родины нашей сыны.

Не используйте в стихах разговорные формы и мат, это не эпатаж - это просто обозначает, что вам не хватает слов.

Я сказал ей: Ну и чо,

Обоприся на плечо!

Не забывайте о том, что у нас в русском языке все-так существуют правила, согласно которым слова в предложении нужно располагать хотя бы в относительном порядке. Особенно это касается придаточных предложений. Не пишите так:

Я, закусив, что было силы, удила,

Луга поднявшиеся, за собой влача,

Пегас, покинувши Парнас, бегу

Туда, где от кого-то спрячусь я.

Если читатель не споткнулся на первой строке, он, закусив удила, сбежит от вас на втором. Будьте логичны, создавайте реальные образы. Не пытайтесь сочетать несочетаемое:

Ветер тишины, заплакав, слушала,

Солнце ночи видела в окне.

Или:

Ты надо мною, Господи, как ангел,

Мой муж, отец, создатель и творец,

Скажи мне, где начало то находится,

Которым начинается конец!

Я плакала. Честно. Так взяло за душу, знаете ли. Кстати, о душе. Избегайте излишних разговоров о религии, Иисусе, Аллахе и прочих, с ними связанных:

О Боже, Боже мой, она вскричала,

Ты скажи мне, что!

Оттуда же:

Бог заслонил лицо рукой,

Исус распятый на кресте,

Мы дети божии твои,

Спаси нас господи Христе!

Господь заслонил, а мне захотелось лицо это рукой разбить. и себе , и автору, верите?? Так же, как не стоит быть чрезмерно религиозным, не стоит ударяться в другую крайность:

Он голой пяткой щекотал

Ее роскошные изгибы.

Видали, каково оно? изгибы он ее.. щекотал.. охальник!

И еще:

Окна пучились глазами незакрытыми

На прохожих, чьи проблемы непохожие.

Бедные окна! Дайте ж им кто-нибудь чего-нибудь от этого страшного недуга-то! И напоследок. Дорогие авторы. Читайте ваши стихи вслух. прежде, чем решитесь послать их кому-то. выставить на форуме и проч. Мои любимые перлы:

Руби лихую голову, палач!

Я не боюсь погибнуть за отцов!

или:

Ночь и бал окружили меня,

Вся в слезах, на дороге огня...

Или:

И мать, старушка, плакала,

И батька горевал.





И я горюю с этим батькой... еще как горюю...

*****
 

Cromaggia

Пользователь
3. РИФМА.

Да, кратко о ней. Совсем кратко, ибо о ней только так. Как краткость - сестра таланта, так и рифма - сестра смысла. Без нее любое стихотворение превращается в прозу, причем, прозу плохую, читать и воспринимать которую невозможно. Перед тем, как упомянуть собственно о рифме, скажу о таком понятии, как ритм стиха. Ритм стиха - это его мелодия, его инструментальная партия, если хотите. Без ритма стих еще более ужасен, чем без рифмы, ибо без рифмы - это все-таки потуга на белый стих, а без ритма...

Не могу я без тебя жить,

Если ты не мой, глаза открывать страшно,

Скажи мне, как забыть

То, что разлучило внезапно.

Если вы определились с ритмом в одной строфе, держите его в другой. Неплохо вроде бы, но:

Только ты и я здесь остались,

Не прощай меня ты за это,

Что вернуть не смогу, как хотела,

Безвозвратно ушедшее лето.

Пришла зима,

И я сама

Похолодела.

Еще одна важная составляющая - это ударение. Ритмика тоже определяется ударением, именно поэтому я говорю о том, что стихи нужно читать вслух. Прочтите это:

Канарейка, птица в клетке

Золоченой заперта.

Придет время мое скоро,

Улечу без разговоров

В раскидистые леса.

Только в раскидистые, и никакие более. Пишущая эти стихи дама, сейчас, конечно, выросла в поэтическом плане, но помню, присылала такие шедевры, что для оценки слов у меня не находилось. Если ритма нет, не пытайтесь втиснуть слова в стих, используя частицы "то", "бы", "тут", "вот", "сей", "сея" и прочее.

Взял тут Коля пылесос,

И убрал он кучу роз.

Молодец он, Коля-то! Еще пример:

Вот так, сей опус завершая,

Хочу сказать я, наконец.

Лучше бы вы, уважаемый автор, молчали.. хочется МНЕ сказать...

А теперь, собственно говоря, о рифме. В четырехстрочной строфе (катрене, то бишь) существует три типа рифмы. Это смежная:

Я теряю тебя,

Отпускаю, любя,

Будь же счастлива ты,

Воплощая мечты.

Второй тип рифмы - опоясывающая:

Я кукол стала собирать от скуки

Я кукловодом гордо называлась,

На них смотря, безмолвно улыбалась,

На лицах кукол не отыщешь муки.

И третий тип римфы - перекрестная:

Я не знаю, что стало с нами,

Ни конца теперь, ни начала,

Оттолкнула двумя руками,

Но сама ж тебя возвращала.

ЗАПОМНИТЕ: кроме этих видов рифмы, иных в катрене не существует. Непозволительно рифмовать так:

Завтра придет новый день,

Снова останусь одна,

Бога спрошу я, почему

Я никому не нужна.

Лирики, пишущие тексты для наших поп-звезд, грешат этим, но вам, поэтам, грешить так непозволительно. Говоря о рифме, хочу заметить, что не принято, не одобряется и является признаком плохого стиха рифма:

- мне-тебе, моих-твоих, твоя-моя:

Сегодня грустно мне,

Опять хочу к тебе.

- пошел-пришел-ушел-нашел-зашел-отошел, сказал-рассказал, любил-не любил, а так же одинаковые слова:

Пришла осенняя пора,

Любовь моя к тебе остыла,

Прощай, любимая пора!

Забудем то, что было.

- штампованная рифма "кровь-любовь", "грезы-розы", "морозы-слезы", "поздравляю - желаю"

- рифма с длинными словами:

Ты произвела на меня впечатление,

Моя любовь к тебе -как наваждение.


При соблюдении этих нехитрых заповедей, я уверена, написать хорошее стихотворение для вас не составит труда. Творческих удач вам, авторы!
 

Cromaggia

Пользователь
Aurora написал(а):
[member="Cromaggia"], Вы будете выкладывать свои стихи или прозу?)
Думаете, при том обилии авторов, которое я наблюдаю по всему интернету, мир что-то приобретет, если еще и я начну писать стихи? :)
 

Aurora

Heaven's fire
Cromaggia написал(а):
Думаете, при том обилии авторов, которое я наблюдаю по всему интернету, мир что-то приобретет, если еще и я начну писать стихи? :)
Думаю, я в Вас ошиблась.
 

Cromaggia

Пользователь
Aurora написал(а):
Думаю, я в Вас ошиблась.
Не знаю, что именно Вы имели ввиду, но.. я иногда пишу стихи, в основном, лирику, но делаю это только для упражнений ума, так сказать для общего развития, ибо одно из моих хобби - это художественные переводы песен, а чтобы это делать, нужно быть в форме..
 

scrptn

Пользователь
[member="Cromaggia"], другими словами, как критиковать других, так ты лев толстой.
 

Party

Active Member
scrptn написал(а):
[member="Cromaggia"], другими словами, как критиковать других, так ты лев толстой.
Насколько я знаю, для того, чтобы быть литературным критиком, не обязательно быть писателем или поэтом, необходимо знать текстологию, лингвистику, историю литературы, языкознание, филологию...
 

scrptn

Пользователь
[member="Party"], чтобы быть литературным критиком, нужно хотя бы быть литературным критиком, да?

В интернете каждый второй глубоко разбирается одновременно в политике, психологии, искусстве и обладает ДУХОВНОСТЬЮ.
 

Cromaggia

Пользователь
Спасибо всем за отзывы, и за положительные, они совпадают с большей частью того, что я услышала (ведь, как уже указала, работа написана полгода назад, и ее многие смотрели до того, как она оказалась в Сети вообще и здесь, в частности), и от настоящих поэтов, и от настоящих критиков, и за отрицательные - это значит, что у меня есть шанс написать лучше, буду над собой работать. Знаете, дорогие друзья, я ведь не претендую на роль критика, я просто, как это отмечено в описании моей темы, ДЕЛЮСЬ опытом.
 

scrptn

Пользователь
[member="Cromaggia"], это нарицательное.

Ты подтверждаешь мои слова. Ты не критик, а просто любишь поворчать, да к тому же грамматический нацист.
 

scrptn

Пользователь
[quote name='Cromaggia' post='582769']Аргументы, аргументы где?[/quote] http://forum4all.ru/topic/30200-%d1%80%d1%8b%d1%86%d0%b0%d1%80%d1%8c-%d0%bf%d0%b5%d1%80%d0%b0-%d0%b8-%d0%b1%d1%83%d0%bc%d0%b0%d0%b3%d0%b8/page__view__findpost__p__582661
 

Cromaggia

Пользователь
О, ну когда вмешиваются силы СВЫШЕ, говорить что-либо бесполезно. :pardon: Даже оскорблять с ИХ разрешения позволительно...
 

mariska

Пользователь
Cromaggia написал(а):
Знаете, дорогие друзья, я ведь не претендую на роль критика, я просто, как это отмечено в описании моей темы, ДЕЛЮСЬ опытом.
Ну так может и не стоит тогда результат опыта громко называть ЗАПОВЕДЯМИ?))
 

Cromaggia

Пользователь
mariska написал(а):
Ну так может и не стоит тогда результат опыта громко называть ЗАПОВЕДЯМИ?))
Здравствуйте, ну так ведь не я их так первой назвала, а авторы, на статьи которых я опиралась при изучении данного предмета, авторы, на основе работ которых я и составляла данную заметку. О том, что стихи нужно писать с соблюдением, к примеру, те же ритмики и рифмы, думаю, все знают. Это ли не заповеди?)
 
Сверху