Психологические защиты личности

sun424

Пользователь
[quote name='Party' post='509173']
Было бы неплохо эту статью в этот раздел отдельной темой. :)
[/quote]

Вот.



Психологические защиты личности: типология, функции, виды

3.1. Общее понятие о механизмах психологических защит личности
Начиная с раннего детства, и в течение всей жизни, в психике человека возникают и развиваются механизмы, традиционно называемые "психологические защиты", "защитные механизмы психики", "защитные механизмы личности". Эти механизмы как бы предохраняют осознание личностью различного рода отрицательных эмоциональных переживаний и перцепций, способствуют сохранению психологического гомеостаза, стабильности, разрешению внутриличностных конфликтов и протекают на бессознательном и подсознательном психологических уровнях.

На самом же деле речь идет о различного рода приспособительных процессах, свойствах и качествах, которые приобретает личность при своей социализации. Термины "психологическая защита", "защитные механизмы" были введены в психологический тезаурус З. Фрейдом, а затем продолжены, интерпретированы, трансформированы и модернизированы как представителями разных поколений исследователей и психотерапевтов психоаналитической ориентации, так и других психологических направлений – экзистенциональной психологии, гуманистической психологии, гештальт-психологии и др.

Номенклатура защитных механизмов разнообразна и персонально специфична. Нет единства и в терминологии. Но существование защитных механизмов считается экспериментально подтвержденным, наличие не отрицается. Кроме того, они широко используются в теории и практике психологии, психотерапии, психиатрии.

В обычной жизни любого человека (малыша или взрослого) возникают те или иные эмоционально напряженные и негативные ситуации, переживание которых приводит к различного рода личностным нарушениям, неприятностям, отрицательным аффектам, деструкции. Когда желания, интересы, потребности человека не могут быть удовлетворены, несмотря на значительные усилия, возникают состояния эмоционального напряжения – стрессы и фрустрации .

Нередко все предпринятые конструктивные попытки не приводят к желаемой цели. Напряжение продолжает расти и человек перестает замечать альтернативные пути. Кроме того, рост напряжения часто сопровождается эмоциональным возбуждением, препятствующим рациональным процессам выбора: человек волнуется, впадает в панику, теряет контроль над собой и появляются разнообразные деструктивные последствия.

Во многих случаях снятие напряжения происходит с помощью психологических защит .

Примерами защитных типов поведения могут быть:

  • агрессия (или нападение на "фрустратора");
  • аутизм (самозамыкание, "уход от фрустратора");
  • репрессия (подавление желаний, "отказ от фрустратора");
  • рационализация (объяснение поведения ложными мотивами, "оправдание фрустратора");
  • сублимация (переключение поведения с неудачной деятельности на новую, "замещение фрустратора")
  • забывание ;
  • самопрощение ("Да! А что?");
  • проекция собственной вины на всех других ("Сами виноваты!") и др.

Схема "действия" личности с участием психологических защит
Как мы отметили выше, впервые термин "психологическая защита" был введен в психологию известным австрийским психологом Зигмундом Фрейдом.

Более полно концепция механизмов психологических защит представлена А. Фрейд, в частности в ее работе "Психология Я и защитные механизмы", русскоязычный вариант которой издан в 1993 году. Рассматривая психологические защиты как один из механизмов адаптации и интеграции личности, она полагала, что они есть бессознательные, приобретенные в процессе развития личности способы достижения Я компромисса между противодействующими силами Оно или Сверх-Я и внешней действительностью. Механизмы психологической защиты направлены на уменьшение тревоги, вызванной интрапсихическим конфликтом. А. Фрейд (вслед за своим отцом З. Фрейдом) считала, что защитный механизм основывается на двух типах реакций:

  1. блокирование выражения импульсов в сознательном поведении;
  2. искажение их до такой степени, чтобы изначальная их интенсивность заметно снизилась или отклонилась в сторону.
Начиная с З. Фрейда и в последующих работах специалистов, изучающих механизмы психологической защиты, неоднократно отмечается, что привычная для личности в обычных условиях защита, в экстремальных, критических, напряженных жизненных условиях обладает способностью закрепляться, приобретая форму фиксированных психологических защит. Это может "загнать в глубь" внутриличностный конфликт, превратив его в бессознательный источник недовольства собой и окружающими, а так же способствовать возникновению особых механизмов названных З. Фрейдом сопротивлением .

"Защита" и "сопротивление" – особые механизмы психики, позволяющие ему освободиться от неприятных чувств и воспоминаний, держать их вне своего сознания, что обеспечивает бессознательную компенсацию тревоги и стресса. Психологическая защита – один из механизмов, препятствующих изменению личности.

Наряду с понятием "защита" особое место в психодинамике занимает понятие "трансфер" .

Кроме трансферного, в области сопротивления рассматриваются явления, называемые вторичной выгодой.

В отечественной психологии концепции защитных механизмов также неоднозначны. Один из концептуальных подходов к психологическим защитам, представлен Ф.В. Бассиным. Здесь психологическая защита рассматривается как важнейшая форма реагирования сознания индивида на психическую травму. Другой подход содержится в работах Б.Д. Карвасарского. Он рассматривает психологическую защиту как систему адаптивных реакций личности, направленную на защитное изменение значимости дезадаптивных компонентов отношений – когнитивных, эмоциональных, поведенческих – с целью ослабления их психотравмирующего воздействия на Я – концепцию. По их мнению, этот процесс происходит, как правило, в рамках неосознаваемой деятельности психики с помощью целого ряда механизмов психологических защит, одни из которых действуют на уровне восприятия (например, вытеснение), другие – на уровне трансформации (искажения) информации (например, рационализация). Устойчивость, частое использование, ригидность, тесная связь с дезадаптивными стереотипами мышления, переживаний и поведения, включение в систему сил противодействия целям саморазвития делают такие защитные механизмы вредными для развития личности. Общей чертой их является отказ личности от деятельности, предназначенной для продуктивного разрешения ситуации или проблемы.

Вместе с тем, в современных публикациях, посвященных обсуждаемой проблеме, единодушно признается тот факт, что механизмы защиты находятся между потребностью личности и ее удовлетворением. Отсюда – защита есть зеркальное отражение возможного, но не реализованного личностью процесса мотивации или отражение неосуществленных, но в прошлом желаемых целей. Тогда непродуктивность для личности действия психологических защит связана с несовпадением целей и средств их достижения в поведении человека или нарушением меры в соотношении мотива и сил, затраченных на его реализацию, или поведением человека прямо противоположным целям.

Таким образом, психологическая защита – это естественное противостояние человека окружающей среде. Она бессознательно предохраняет его от эмоционально-негативной перегрузки. Все кажущиеся разнообразными техники можно свести, в принципе, к единой функции: "Что бы ни делать, как бы ни делать, лишь бы достичь комфортного состояния, безопасности". Защита не есть "встроенная" от рождения личностная структура. В процессе социализации защитные механизмы возникают, изменяются, перестраиваются под влиянием социальных воздействий. Например, защита может перейти в альтруизм или накопление ценностей и др. В конечном итоге психологические защиты становятся способом существования нереализуемых влечений, желаний, потребностей.

Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками:

  • они действуют на неосознаваемом уровне и поэтому являются средствами самообмана;
  • они искажают, отрицают, трансформируют или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума.
Следует также заметить, что люди редко используют какой-либо единственный механизм защиты – обычно они применяют различные защитные механизмы для разрешения конфликта или ослабление тревоги.

Функции психологических защит, с одной стороны, можно рассматривать как позитивные, поскольку они предохраняют личность от негативных переживаний, восприятия психотравмирующей информации, устраняют тревогу и помогают сохранить в ситуации конфликта самоуважение. С другой стороны, они могут оцениваться и как негативные. Действие защит обычно непродолжительно и длится до тех пор, пока нужна "передышка" для новой активности. Однако, если состояние эмоционального благополучия фиксируется на длительный период и по сути заменяет активность, то психологический комфорт достигается ценой искажения восприятия реальности, или самообманом.

Психологическая защита, искажая реальность с целью сиюминутного обеспечения эмоционального благополучия, действует без учета долговременной перспективы. Ее цель достигается через дезинтеграцию поведения, нередко связанную с возникновением деформаций и отклонений в развитии личности.

По мере нарастания отрицательной информации, критических замечаний, неудач, неизбежных при нарушении процесса социализации, психологическая защита временно позволявшая личности иллюзорно-положительно воспринимать объективное неблагополучие, становится все менее эффективной. В случае неэффективности ее действия, либо недостаточной сформированности, при возникновении угрозы невротического срыва индивид инстинктивно ищет выход и нередко находит его во внешней среде. Да и проблема, вызвавшая неприятности, все равно остается не решенной (неудовлетворенная потребность, неисправленный личностный недостаток и др.) и приводит рано или поздно к другим защитам, что мешает личности измениться, соответствовать новым условиям жизни.





Продолжение тут Тырк
 

sun424

Пользователь
Первичные защитные механизмы

1. Всемогу́щий контро́ль — психический процесс, относимый к механизмама психологическо защиты, в дальнейшем(ПС) . Проявляется в бессознательном восприятии человеком себя как причины всего, что происходит в окружающем его мире. Наиболее заметными проявлениями работы этого механизма являются ощущение ответственности за всё вокруг и попытки всё контролировать. Если же контролировать что-либо не удаётся — возникает чувство вины.



Как защитный механизм
Ощущение всемогущего контроля, как и в детстве, защищает нас от ощущения беззащитности, неспособности контролировать свою жизнь. Этот механизм может проявляться в виде всевозможных суеверий и ритуалов, создающих впечатление способности предсказать или изменить своё будущее там, где реального контроля нет. Возможны и более «прямолинейные» попытки контролировать свою жизнь, оказывая давление на людей или даже совершая вполне рациональные поступки. Как бы то ни было, спасаясь с помощью «всемогущего контроля» от ощущения беспомощности, человек придерживается нереалистичной и неосознаваемой фантазии о своей (по крайней мере потенциальной) способности полностью контролировать свою жизнь и всё, что её касается.

Очевидно, что даже с фантазией о собственном всемогуществе, человек рано или поздно сталкивается с тем, что что-то произошло не так, как планировалось. В этих ситуациях особенно остро проявляется деструктивная сторона этого защитного механизма — человек необоснованно считает себя виноватым в том что произошло. Как маленький ребёнок, злящийся на свою мать, может решить, что это из-за его злости упал показанный по телевизору самолёт, так и взрослый человек может считать, что именно его неправильные действия или мысли оказались единственной и решающей причиной нежеланного результата.



"Тотальный контроль" проявляется в неосознанном стремлении контролировать обстоятельства, формировать их таким образом, дабы во что бы то ни стало достигнуть определенной цели, или - в более мягком варианте - решить определенную задачу. Положительной стороной этой защиты являются блестящие организаторские способности, целеустремленность, способность достигать цели не только независимо от обстоятельств, но порой и вопреки им, дисциплинированность, стремление к порядку, обязательность, что безусловно относится к выдающимся деловым качествам.
Отрицательной стороной, при условии, что у человека оказывается закрепленной именно эта форма защиты, могут быть крайне выраженный эгоцентризм, фанатичная преданность системе, и готовность поступиться ради нее интересами других людей, стремление манипулировать окружающими и эмоциональная отчужденность в личных отношениях.

Для людей, у которых "тотальный контроль" является основной формой адаптации, безусловной ценностью является власть. Они великолепно себя чувствуют в различного рода общественных системах - таких как спецслужбы, общественные организации, крупные корпорации, ибо, отождествляя себя с ними, им проще реализовать свою потребность в безграничной власти. Это стремление к власти реализуется через карьерный рост, они годами могут работать в одной компании, пренебрегая собственными интересами и интересами своих родных и близких. Нужно сказать, что отношения с другими людьми, формирующиеся на основе "тотального контроля", принимают преимущественно форму деловых (рациональных, договорных). Человек, у которого рассматриваемая защита является основной, и стремящийся во что бы то ни стало реализовать свое стремление к власти, просто не может себе позволить отношения душевной близости, привязанности. Люди с развитым "тотальным контролем", устанавливая новые контакты, не задаются вопросом - нравится или не нравится тот или иной человек, доверять ему или не доверять. Главное - насколько он полезен для достижения цели. Человек с развитым "тотальным контролем" бессознательно постарается сделать так, чтобы контакт с тем или иным человеком способствовал решению определенной задачи, и собрать максимум информации, чтобы держать все под контролем.

Возвращаясь к проявлениям "тотального контроля" в повседневной жизни, мне хотелось бы еще раз напомнить о негативных сторонах этого механизма. Иногда, беспокойство о собственном благополучии, или о благополучии близких толкает человека на осуществленные действий, направленных на контроль обстоятельств не только собственной жизни, но и жизни других людей. "Тотальный контроль" может "маскироваться" под другие формы адаптации в родственных и деловых отношениях.
Навязчивое внимание в виде замечаний, инструкций, стремление проверять каждый шаг, забота, от которой хочется сбежать на край света. В такой форме "тотальный контроль" может проявляться у родителей, склонных к чрезмерной опеке. Сверхконтроль может осложнять процесс делового общения, например - между начальником и подчиненными, или между партнерами по бизнесу. Во всех формах отношений сверхконтроль основан на заимствовании жесткой модели поведения опекающего, контролирующего взрослого. Но, пожалуй, самая неприятная форма - это неосознанное или осознанное влияние на обстоятельства с помощью слухов, сплетен или искажения фактов… В семейных отношениях такое можно наблюдать, когда, например, теща настраивает против зятя других членов семьи. При этом целью таких действий провозглашается благо для своей дочери (или, случае со свекровью - сына).
 

Party

Active Member
Хорошая статья. Но уж очень сложная для понимания неискушенного ума. Кстати, про контролирующее поведение есть еще тема: http://forum4all.ru/topic/16985-контролеры/
 

scrptn

Пользователь
Интересно и довольно доходчиво.

Когда читал про тотальный контроль, вспомнились НЛП и гипноз, которыми так многие увлекаются.
 

sun424

Пользователь
Party написал(а):
Хорошая статья. Но уж очень сложная для понимания неискушенного ума. Кстати, про контролирующее поведение есть еще тема: http://forum4all.ru/...985-контролеры/
Проще не было. Та тема хорошая. Потом, когда основные выложу виды, можно разобрать на примере тех людей из той темы, как это происходит.:)

А пока продолжу.

................................................................................. ............................

Диссоциа́ция — психический процесс, относимый к МПС. В результате работы этого механизма человек начинает воспринимать происходящее с ним так, будто оно происходит не с ним, а с кем-то посторонним. Такая «диссоциированная» позиция защищает от избыточных, непереносимых эмоций

Диссоциация — довольно распространённая, хотя и не применяемая большинством людей в обычных условиях, защита. Люди, испытавшие на себе работу этого механизма, обычно описывают диссоциированное состояние фразами вроде: «как будто это происходило не со мной». В некоторых случаях человек может настолько диссоциироваться от себя, что начинает как бы видеть себя со стороны, вплоть до ощущения выхода из тела.

Как можно понять из этой защиты выход из тела, который некие люди описывают как доказательства оккультности объясняется чисто психологически. Поэтому так часто люди, находящиеся при смерти, испытывают такие ощущения. Что на самом деле означает всего лишь защиту мозга от фрустрирующих переживаний.


Как защитный механизм
Хотя адаптивная функция диссоциации сама по себе защитная, этот механизм может применяться некоторыми людьми для защиты не только от действительно сложных и опасных ситуаций, требующих немедленной трезвой оценки, но и от просто эмоционально невыносимых событий. Люди с повышенной чувствительностью к негативным эмоциям могут диссоциировать в самых обычных для других людей ситуациях, требующих от них эмоционального вовлечения. Такие люди с трудом налаживают эмоциональный контакт, кажутся исключительно холодными и хладнокровными. Обеспечивая способность «трезво» оценить любую ситуацию, диссоциация, зачастую, блокирует возможность адекватно оценить эмоциональную её составляющую. Особенно склонны диссоциировать люди, неоднократно перенёсшие (особенно в детстве) тяжёлую психологическую травму: подвергавшиеся насилию, пережившие катастрофу и т. п.


Мы поместила диссоциацию в класс примитивных защит на основании того, что ее действие глобальным и поразительным образом охватывает всю личность, а также потому, что многие диссоциированные состояния психотичны по своей природе. Она сильно отличается от всех описанных выше процессов тем, что последние представляют собой нормальные способы функционирования и становятся проблемными, только если человек остается в них слишком долго или исключает другие пути взаимодействия с реальностью. Диссоциация отличается следующим: любой из нас может быть способен к диссоциации при определенных условиях (впрочем, и это спорно: многие исследования показывают, что только высоко гипнабельные люди могут прибегать к данной защите). Но все же большинству из нас достаточно повезло, чтобы никогда не оказаться в таких условиях.


Выгоды диссоциирования в невыносимой ситуации очевидны: диссоциирующий отключается от страдания, страха, паники и уверенности в надвигающейся смерти. Всякий, кто пережил выход из тела, находясь в смертельной опасности, и даже тот, кто не имеет такой мощной основы для эмпатии, легко поймет, что лучше быть вне чувства ожидания предстоящего собственного уничтожения, чем внутри его. Эпизодическая или мягкая диссоциация может способствовать проявлениям редкого мужества. Огромным недостатком такой защиты является, конечно, ее тенденция автоматически включаться в условиях, когда на самом деле не существует риска для жизни, и более точная адаптация к реальной угрозе нанесла бы значительно меньший урон общему функционированию.

Травмированные люди склонны реагировать на обычный стресс как на опасность для жизни, немедленно впадая в амнезию или становясь совершенно другими – ко всеобщему смятению. Человек, не имеющий личной травматической истории, не заподозрит диссоциацию, если его друг внезапно забудет что-то важное или необъяснимо изменится. Он, скорее, подумает, что его приятель пребывает в дурном расположении духа, неуравновешен или просто лгун. Таким образом, тот, кто постоянно прибегает к такой защите, платит за это высокую цену межличностными отношениями.





При диссоциации определенные психические функции, которые обычно интегрированы с другими, действуют в той иди иной степени обособленно или автоматически и находятся вне сферы сознательного контроля и вне процессов памяти (Ludwig, 1983).

Вест (West, 1967) определил диссоциацию как психофизиологический процесс, посредством которого потоки входящей и выходящей информации, а также сохраняемая информация активным образом отклоняются от интеграции (т.е. от построения ассоциативных связей). Характеристиками диссоциативных состояний являются:

а) типы мышления, при которых доминируют архаические формы;

б) нарушение чувства времени;

в) чувство потери контроля над поведением;

г) изменения в эмоциональной экспрессии;

д) изменения образа тела;

е) нарушения восприятия;

ж) изменения смысла или значимости актуальных ситуаций или ситуаций, имевших место в прошлом;

з) чувство «омоложения» или возрастной регрессии; и) высокая восприимчивость к суггестии.

Необходимо рассмотреть явления, которые по сложившейся традиции называют диссоциативными и которые могут эмпирически выявляться у испытуемых при использовании Шкалы диссоциаций.
Абсорбция.
Различные состояния внимания могут определяться особыми состояниями сознания – напряженностью, усилием, интересом, удивлением, чувствами активности и поглощенности деятельностью. Однонаправленность, высокая степень и узкий объем внимания характеризуют состояния концентрации и абсорбции. «Абсорбция означает временное прекращение любой внутренне инициируемой деятельности. Абсорбция снимает напряжение, растворяет «Эго», способствует переживанию слияния с внешним объектом» Рассеянность. В контексте диссоциации имеются в виду такие состояния рассеянности, когда человек находится в состоянии мечтательности или грез наяву ─ «пустой взор». Примером такой рассеянности может послужить блуждание мысли при чтении, когда через какое - то время читатель вдруг осознает, что пролистал несколько страниц и при этом совершенно игнорировал смысл текста, не помнит прочитанного. Дорожный транс или временной провал являются феноменами, родственными состоянию пустого взора.

Деперсонализация. Субъекты, находящиеся в состоянии деперсонализации, говорят о своеобразной двойственности этого переживания: им кажется, что они потеряли чувствительность и реальность ощущения своего тела, не испытывают чувства реальности в восприятии внешнего мира; они говорят о потере своих эмоций, об отсутствии образов в процессе мышления, о полной пустоте своей психики. Им кажется, что они переживают исчезновение своего «Я», что они обезличиваются и превращаются в безвольные автоматы.

Диссоциативное расстройство идентификации. Диссоциация может приводить к изменениям идентичности. Это «идентификация человека с несколькими личностями, которые как бы существуют в нем одном; каждая из них периодически доминирует, определяя его взгляды, поведение и отношение к самому себе так, как если бы другие личности отсутствовали» [7]. В период преобладания одной из личностей пациент не помнит своей исходной личности и не осознает существование других личностей. В клинической практике это расстройство практически не встречается и служит выражением крайней степени диссоциации.

Диссоциативная амнезия. Этим термином обозначаются расстройства памяти, относящиеся к определенному ограниченному отрезку времени, о котором ничего (или почти ничего) не удается вспомнить. Содержание в полном объеме присутствует в памяти, но способность к его воспроизведению утрачена; успешное воспроизведение этого содержания становится возможным под действием гипноза.

Диссоциативная фуга – «неожиданный, внезапный уход пациента из дома или с работы и последующая неспособность вспомнить основные сведения о своей личности (имя, семья, род занятий). Часто пациенты идентифицируют себя с новой личностью» [7]. Характеризуется внезапной потерей памяти в сочетании с передвижением, часто на дальние расстояния, присвоение себе внешне адекватных, правдоподобных новых идентификационных характеристик.


Адаптивная функция диссоциации.

Диссоциация как механизм психологической защиты. Диссоциация является механизмом регуляции психической деятельности и в обыденных условиях и в экстремальных, потенциально психотравмирующих ситуациях. Примером проявления регулятивной функции диссоциации в обыденной ситуации может быть разведение входящих потоков информации при вождении автомобиля, когда водитель, управляя автомобилем, одновременно реагирует на сложную ситуацию на дороге, слушает при этом радио или разговаривая с пассажиром. Диссоциация также играет важную роль и при актуализация навыков, автоматизмов, составляющих сложную трудовую деятельность.
Людвиг выделяет семь основных адаптивных функций диссоциации.
1. Автоматизация поведения. Диссоциативный процесс сводит к минимуму влияние сознательного контроля индивида при актуализации врожденных и наученных паттернов поведения. Благодаря этому индивид получает возможность концентрировать внимание на более важных аспектах ситуации или сложной задачи. Противоположностью диссоциации в этом случае является обсессивность-компульсивность, которая представляет собой, с одной стороны, деавтоматизацию поведения, а с другой стороны – сознательную фрагментацию действий.
2. Эффективность и экономичность деятельности. Диссоциация позволяет экономно расходовать усилия, повышая, таким образом, их эффективность. Диссоциация обеспечивает раздельное протекание психических процессов, благодаря диссоциации влияние противоречивой или избыточной информации сводится к минимуму, что, в свою очередь, снижает напряжение и дает возможность индивиду мобилизовать свои усилия для решения той или иной задачи.
3. Разрешение непереносимых конфликтов. В ситуации конфликта, когда в распоряжении индивида отсутствуют подходящие средства для немедленного его разрешения, конфликтующие установки, желания и оценки как бы разводятся, диссоциация направляет их в различные состояния или потоки сознания. Так индивид обретает возможность предпринять согласованные и целенаправленные действия в сложной ситуации.
4. Уход от повседневной реальности. Диссоциация лежит в основе множества религиозных практик и феноменов, таких, например, как медиумизм, шаманистские практики, ясновидение и прорицание, явления одержимости духом, глоссолалии и др.
5. Изоляция катастрофических переживаний. Диссоциативный процесс изолирует переживания психотравмирующих ситуаций, которые сопровождаются интенсивными негативными эмоциями. При этом восприятие психотравмирующей ситуации дробится на отдельные фрагменты. Амнестические эпизоды, фуги, реактивные преходящие диссоциативные эпизоды — примеры диссоциативных состояний, которые служат цели изоляции травматических переживаний.
6. Катарсическая разрядка некоторых эмоций и аффектов. Некоторые эмоции, аффекты, чувства и импульсы, на переживание которых в той или иной культуре наложено табу, могут быть выражены только в контексте особых санкционированных ритуалов, церемониалов, обрядов и празднеств. Участники этих ритуалов высвобождают и выражают табуированные эмоции, чувства и импульсы, в контексте диссоциативного состояния, которые можно было бы уподобить своего рода «контейнеру», в содержимое которого входят либидинозные напряжения, агрессивные импульсы, чувства, связанные с фрустрацией или неисполнимыми желаниями. Индивид получает возможность выражать эти чувства непосредственно или в символической форме, не испытывая при этом страх или вину в связи с нарушением рамок социальных ограничений или цензурой Суперэго.
7. Усиление «стадных чувств». С точки зрения Людвига, диссоциация играет большую роль при сплочении больших групп людей, оказывающихся перед лицом общей опасности, а также в феномене влияния на массы «харизматических» вождей и авторитарных лидеров.


Психофизиологической основой диссоциации является то, что нейронная реакция переработки и сохранения травматического опыта происходит в стволе головного мозга и в лимбической системе. В психотравмирующей ситуации организм реагирует рефлекторно более ранними реакциями по короткой рефлекторной дуге: бегством, нападением или рефлексом мнимой смерти, диссоциацией. В отличие от нормального опыта информация почти не поступает в большие полушария и не соотносится со временем, местом, чувствами, познанием, речью. Напротив, травматический опыт соединяется в стволе мозга и в лимбической системе посредством нейрогуморальных и биохимических процессов с физиологией состояния возбуждения, предшествовавшего включению процесса диссоциации, и после этого воспроизводятся только вместе с ним. Угрожающие жизни стимулы активируют расположенные в гипоталамусе центры управления автономной нервной системы, что ведет к выбросу гормонов стресса. Области гиппокампа и больших полушарий тормозятся, и восприятие теряет функции фильтра и интеграции. Вместо упорядоченной картины в восприятии присутствуют несвязные обрывки впечатлений разных модальностей – визуальных, кинестетических, обонятельных. Ситуативные стимулы, напоминающие что-то из травматического опыта или паттернов возбуждения, могут снова запустить в полную силу старые образы и старую реакцию.
 

scrptn

Пользователь
[quote name='sun424' post='509416']Как можно понять из этой защиты выход из тела, который некие люди описывают как доказательства оккультности объясняется чисто психологически. Поэтому так часто люди, находящиеся при смерти, испытывают такие ощущения. Что на самом деле означает всего лишь защиту мозга от фрустрирующих переживаний.[/quote] Нет, это совершенно разные явления. "Выходом из тела" я лично занимался - это просто разновидность сна или галлюцинации. А то, что описывается как диссоциация - это всего лишь отстраненность от происходящего, и восприятие события пост-фактум как будто это было во сне.

Разница в том, что "выход из тела" - это либо намеренно вызванное явление, либо случайное, сопутствующее процессам засыпания, пробуждения или состоянию клинической смерти.

Диссоциация же - это то, что происходит с человеком в те моменты, когда он бодрствует и никаких сознательных усилий не предпринимает. При этом "наблюдение себя со стороны" - это всего лишь метафора, речь идет именно о "наблюдении", а не о взгляде с помощью глаз.
 

sun424

Пользователь
[quote name='scrptn' post='509422']
Нет, это совершенно разные явления. "Выходом из тела" я лично занимался - это просто разновидность сна или галлюцинации. А то, что описывается как диссоциация - это всего лишь отстраненность от происходящего, и восприятие события пост-фактум как будто это было во сне.
[/quote]

С моей точки зрения, это одно и то же. Диссоциации можно сознательно добиться таким способом, которым занимался ты.

Если человек пережил какое-то единоразовое воздействие, которое воспринималось им как угрожающее жизни - одним из защитных механизмов может стать Диссоциация, связанная с опытом переживания «выхода из тела». Это опыт близкий к экстрасенсорному. Многие люди, выжившие в катастрофах, нападениях, пережившие тяжелые хирургические операции рассказывали о том, что в какой-то момент начинали видеть себя со стороны, не чувствуя той боли, которое испытывало тело.
Просто ты включил сознательно бессознательные защитные механизмы психики. Кстати, ты, надеюсь, бросил этим заниматься? Так можно дойти до дурки. Кстати, всякие сны, осознанные сновидения - это тоже защиты и потом будем их рассматривать. :)

Например, всякие шаманы путем различных практик тоже добиваются диссоциации.

Кстати, если тебе интересно прочитать про это, то вот роман о множественном расщеплении личности.

Тырк

В примере про выход из тела ты одновременно был в комнате, где проводил свои эксперименты и видел себя, как бы со стороны. Это и есть диссоциативность. Кстати, например, когда человек одержим духами - это тоже диссоциация.

У меня такое первый раз было в 6 лет. Мы сидели с матерью дома и вдруг пришел отчим. Его порезал старший брат( мой отчим и его старший брат - уголовники, сидевшие оба) и страшно избил, отчим был весь в крови я настолько был испуган и травмирован, что почувствовал как будто это не со мной происходит. Как будто бы отделился отв сего этого.

У меня и сейчас такое бывает. Тьфу-тьфу редко. Но окружающие и я сам иногда это замечаю.

В принципе, это совершенно нормальное явление, мы его все испытываем. Мы можем читать книгу и не заметить, что читали. Или вдруг обнаружить, что время как-то быстро прошло и не помнить о чем думали в это время.

Но нас в данной теме, в теме про ПЗЛ интересует диссоциативность именно как способ справиться с негативом.:)[quote name='scrptn' post='509337']
Когда читал про тотальный контроль, вспомнились НЛП и гипноз, которыми так многие увлекаются.
[/quote]

А можно поподробнее? Хочется, чтобы тема обрела живые, реальные примеры.
 

scrptn

Пользователь
[member="sun424"], нет, это все-таки разные вещи. Одно дело, когда ты ощущаешь, что "это происходит не с тобой", а другое дело, когда ты "выходишь из тела".

Есть два существенных отлчиичия:

1. При "выходе" я ощущал это так, как будто это происходит именно со мной. Т.е. описаной выше диссоциации нет - я понимаю, что это происходит со мной.

2. Диссоциация происходит в моменты, когда человек оказывается в ситуации, воспринимаемой им как критическая, стрессовая. При "внетелесном опыте" никакого стресса нет. Более того, в стрессовой ситуации никуда "выйти" не получится - для этого нужно быть в состоянии полудремы.

Поэтому я настаиваю на том, что это - совершенно разные вещи. То, что ты описал как свой опыт диссоциации, совершенно не похоже на мои "выходы".

[quote name='sun424' post='509445']Кстати, ты, надеюсь, бросил этим заниматься? Так можно дойти до дурки.[/quote] Да, давно бросил.

Про Миллигана я читал когда-то.

[quote name='sun424' post='509445']А можно поподробнее? Хочется, чтобы тема обрела живые, реальные примеры.[/quote] Основная идея практик НЛП и гипноза - полный контроль над другими людьми, достигаемый "волшебным" путем. Есть еще такая штука, как "трансeрфинг реальности" - тоже нечто похожее, насколько мне известно. Обо всем этом уже есть темы на форуме.
 

sun424

Пользователь
Попробуем разобраться. Я могу быть и не прав. Я же не психолог.:)
[quote name='scrptn' post='509448']
1. При "выходе" я ощущал это так, как будто это происходит именно со мной. Т.е. описаной выше диссоциации нет - я понимаю, что это происходит со мной.
[/quote]

Возьмем такое описание диссоциации при сексуальном насилии.

Вот как описывает диссоциативное состояние 10-летняя девочка, жертва инцеста: «Всегда, когда папа ночью приходит ко мне и делает со мной „это", я представляю себя маленькой мышкой, которая интересуется тем, что происходит за стеной, или поднимаюсь высоко в воздух и смотрю вниз на то, что делают с моим телом. Я не чувствую своего тела».
Или возьмем такою ситуацию, когда человек в церкви в момент очень глубокой молитвы чувствует, что он поднимается над толпой и видит себя сверху - это тоже диссоциация.

И девочка, и верующий осознавали, что это происходят с ними. В примере девочки - это защита от психотравмы. В примере верующего мы видим, что человек переживает отделенность, наличие двух процессов одновременно. В обеих случаях это фантазии.

2. Диссоциация происходит в моменты, когда человек оказывается в ситуации, воспринимаемой им как критическая, стрессовая. При "внетелесном опыте" никакого стресса нет. Более того, в стрессовой ситуации никуда "выйти" не получится - для этого нужно быть в состоянии полудремы.
Нет. Совсем не обязательно. Например, когда шаман начинает впадать в экстаз путем манипуляций каких-то. Его психика уходит в такое вот расщепление.

Меня знаешь, что интересует? А может ты использовал какие-то приемы для вызовы у себя такого состояния? Может, ты перегружал свой психический аппарат?

Видишь, у меня не было никаких выходов из тела, поэтому я могу и не понимать, о чем речь. Возможно, я путаю.

Основная идея практик НЛП и гипноза - полный контроль над другими людьми, достигаемый "волшебным" путем
Ясно.
 

sun424

Пользователь
[member="scrptn"],Постараюсь в этом вопросе разобраться. У меня есть в сети два знакомых психолога. Спрошу у них. Но ничего не обещаю. Не хочу ни себя, ни тебя вводить в грех самообмана. Или задам на портале психологическом твой вопрос.
 

scrptn

Пользователь
[member="sun424"], тогда я могу предположить, что есть путаница в терминологии. Возможно, некоторые случаи диссоциации сопровождаются "внетелесными" ощущениями, но я бы не стал их отождествлять.

В крайнем случае, это просто разные степени проявления одного и того же явления. Но в этом случае остается вопрос о причинах: в одном случае это стрессовые ситуации, в другом - специальные практики "выхода" или же просто наличие особенного полусонного состояния.

В примерах с девочкой и верующим имеет место "выход", но у девочки была стресовая ситуация, а верующий был в состоянии религиозного экстаза.

Могу предположить, что есть два разных явления и два разных класса причин, их вызывающие. Полагаю, что диссоциация может быть вызвана только стрессом, а "внетелесный опыт" - как стрессом, так и специальными практиками - медитацией, трансом или даже обычным сном и дремотой.

[quote name='sun424' post='509451']А может ты использовал какие-то приемы для вызовы у себя такого состояния? Может, ты перегружал свой психический аппарат?[/quote] Техник было много, некоторые были основаны на перегрузке психики, а другие наоборот, на расслабленности. Лично у меня работали только "спокойные" техники. В случае с шаманами имеет место "перегрузка".

На данный момент я убежден, что все мои "выходы" являлись особой разновидностью сновидений (осознанные, про них на форуме есть тема). А вот Марина считает, что это - не что иное, как галлюцинации в состоянии бодрствования.

Так или иначе, я считаю, что к защитным механизмам психики эти явления не относятся. Другое дело, что сами практики "выходов" оправдываются при помощи рационализации, т.е. защитные механизма здесь выполняют обслуживающую роль, в то время, как основной целью является достижение измененных состояний сознания.
 

sun424

Пользователь
Ты классно все описал.:) Очень четко и ясно, все по полочкам.

[quote name='scrptn' post='509459']
Так или иначе, я считаю, что к защитным механизмам психики эти явления не относятся. Другое дело, что сами практики "выходов" оправдываются при помощи рационализации, т.е. защитные механизма здесь выполняют обслуживающую роль, в то время, как основной целью является достижение измененных состояний сознания.
[/quote]

Я тоже считаю, что в примере девочки и в моем примере про отчима была диссоциация, как ЗМП.

Хотя, знаешь, возможно и в случае экзальтированного верующего мы имеет защитную реакцию. Для психики и приятные чувства, которые носят пиковый характер, также будут сильным стрессом( хотя не знаю как реально с сильными положительными эмоциями) и она( психика) спасает верующего с помощью диссоциации.
 

scrptn

Пользователь
[member="sun424"], сомневаюсь насчет верующего - у него обычная культовая зависимость, в которую он бежит от своих проблем, от которых его и защищает психика при помощи защитных механизмов. Т.е. защищается он не от эйфории, а с помощью нее.
 

sun424

Пользователь
scrptn написал(а):
[member="sun424"], сомневаюсь насчет верующего - у него обычная культовая зависимость, в которую он бежит от своих проблем, от которых его и защищает психика при помощи защитных механизмов. Т.е. защищается он не от эйфории, а с помощью нее.
Ты пишешь про аддикта и я с твоими словами согласен. Не все верующие аддикты. И не обязательно, если человек ходит в церковь, он бежит в зависимость.

Я же привел пример про простого верующего, который, допустим, ходит в церковь православную и верит в бога. Для него это общение с богом несет массу чувства. И в один из дней во время проповеди и глубокой молитвы у него случается диссоциация. Меня лично интересует, с чем она связана. Мне лично кажется, что когда у человека пиковые чувства, эмоции, то вполне возможно диссоциация, как способ снять их. Естественно, могу быть не прав.
 

scrptn

Пользователь
[quote name='sun424' post='509479']Не все верующие аддикты. И не обязательно, если человек ходит в церковь, он бежит в зависимость.[/quote] Согласен, я обратного и не говорил. Речь шла только об описанном случае.

[quote name='sun424' post='509479']И в один из дней во время проповеди и глубокой молитвы у него случается диссоциация.[/quote] А вот тут уже я утверждаю, что он аддикт, если такое с ним случилось. Религиозный экстаз - типичная культовая практика. Если он вдруг во время молитвы "вышел", то это значит, что он систематически истязал свою психику и тело постами, продолжительными молитвами (это все равно что продолжительные медитации) и многочасовым стоянием на службах.

Тут, как и везде, все хорошо в меру. Многочасовые молитвы вредны так же, как многочасовые медитации в сектах.

Вообще, в религиозных обрядах очень много сектантского. Практика издевательств над своим телом и психикой особенно сильна в православии. Тут не только голодания и длительные молитвы, но еще и депривация сна и повышенные нагрузки на тело через продолжительные песнопения (по сути, это разновидность дыхательных упражнений, способствующих гипер-/гипо- вентиляции легких).
 

sun424

Пользователь
Интроекция

Интрое́кция (от лат. intro — внутрь и лат jacio — бросаю, кладу) — бессознательный психологический процесс, относимый к МПЗ . Включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им от других людей взглядов, мотивов, установок и пр. (интрое́ктов).


Адаптивная роль
Интроекция играет важную роль в процессе формирования совести, привязанностей, особенно в детстве. Маленькие дети вбирают в себя взгляды, мотивы, особенности поведения и эмоциональных реакций значимых для них людей задолго до того, как сознательно решают «стать (или не становиться) похожими на них.




Интроекция лежит в самой основе воспитания ребенка и процесса первоначального роста: мы сможем вырасти только в том случае, если будем усваивать то, что идет из окружающего мира, определенные питательные вещества, идеи, принципы… Все, что имеется во внутреннем опыте когда-то было опытом контакта со значимыми объектами внешнего мира. Но если элементы внешнего мира проглатываются непережеванными, то они останутся непереваренными, продолжая существовать внутри нас, не становясь нашими собственными. Это могут быть нормы, установки, идеи, способы действия и мышления.

Патологическая интроекция возникает, когда идеи, привычки или принципы «проглатываются целиком», без предварительной переработки, необходимой для их усвоения.

Перлз настаивал на необходимости элемента агрессии для любого процесса ассимиляции. Гештальт-терапевт старается развить независимость клиента, его ответственность, а значит, и выявить, прояснить для клиента любую попытку иллюзорного спасения в интроекции.

Интроецированному человеку не надо выбирать и думать, приобретение опыта происходит быстрее, чем при «разжевывании». Но он рискует интроецировать несовместимые нормы или установки, что послужит причиной дезинтеграции и большого напряжения, рискует потерять базовый интроецирующий объект и испытывает тревогу в связи с возможностью такой потери, поведение и приспособление такого человека не гибко, заморожено, не приспособлено динамично реагировать на все возможные варианты событий.

При интроекции к минимуму различий сводятся долженствование и желание. Человек утрачивает функцию выбора, нейтрализуя свои настоящие чувства и желания. Интроектору недоступен новый опыт – из новых впечатлений он выделяет только то, что соответствует опыту прошлого. И только через бунт нежелания человек освобождается от неприемлемого и чужеродного и приходит к осознаванию своего желания.

Терапия в случае интроекции – любой опыт, усиливающий чувство собственного Я. Терапевт раскачивает слишком жесткие и устойчивые убеждения клиента, стимулирует опыт нахождения между Я и ТЫ. Клиенту необходимо встретиться с неоднозначностью любого правила, любого представления о мире и себе. Ассимиляция нового опыта расширяет внутреннюю реальность клиента, дает возможность опираться на себя и делать информацию, поступающую из мира «съедобной» для себя.




[font="arial,helvetica,sans-serif"]Интроекция - это тенденция присваивать убеждения, установки других людей без критики, без попыток их изменить и сделать своими собственными. Человек наделяет себя чертами, свойствами других людей. Например, он берет на себя функции надоедливого наставника, поскольку проявление такой черты у других людей его раздражает или травмирует. С целью снять внутренний конфликт и избежать психологического дискомфорта человек присваивает убеждения, ценности и установки других людей.[/font]

[font="arial,helvetica,sans-serif"]Наиболее ранним интроектом является родительское поучение, которое усваивается человеком без критического осмысления его ценности.[/font]

[font="arial,helvetica,sans-serif"]Пример интроекции: впечатлительный мужчина пытается сдержать слезы, поскольку он усвоил родительскую установку, что взрослый человек не должен плакать в присутствии посторонних. Или человек постоянно себя критикует, поскольку усвоил (интроектировал) такое отношение родителей к себе.[/font]

[font="arial,helvetica,sans-serif"]Вероятность возникновения этого способа защиты тем выше, чем сильнее и (или) длительнее воздействия внешних или внутренних блокираторов желаний, с одной стороны, и чем невозможнее убрать эти блокираторы и сильнее исполнить свои желания, осуществить свои цели - с другой. При этом невозможность устранения фрустратора сопровождается вымещением отрицательной энергии на замещающем объекте.[/font]

[font="arial,helvetica,sans-serif"]Обращенность субъекта против себя оборачивается образованием телесных и психических симптомов, т. е. знаков болезни. К физическим телесным симптомам относятся: холодные ноги и руки, потливость, сердечная аритмия, головокружение, жестокие головные боли, повышенное или пониженное артериальное давление, мышечные спазмы, дерматиты, бронхиальная астма и т. д.[/font]




ИНТРОЕКЦИЯ — присвоение человеком внешних норм, правил, установок, способов мышления, стандартов, при котором не происходит их подлинного осознания и принятия, они не становятся его собственными, не «перевариваются» им. При И. человек не прилагает усилий, чтобы определить свои желания и потребности, он скорее пассивно воспринимает то, что предлагает ему среда. В случае, когда человек «проглотил» предлагаемые ему извне ценности, нормы и т. п., он оказывается не способен отнестись к ним критически и, в результате, при изменении внешней ситуации, направляет свою энергию не на изменение неадекватных интроектов, а наоборот, на их поддержку и защиту. Еще одним следствием И. является то, что человек становится не способен различить, что он действительно чувствует, а что хотят, чтобы он чувствовал, другие. Избавление от интроектов — достаточно сложный процесс, в первую очередь потому, что у каждого человека есть долгая история интроецирования, являющегося в нашем обществе общепринятым способом воспитания и образования (социализации). Однако если человек становится способен развить в себе ощущения «Я» и четко отделить его от «Ты» или «Другие», если он научается не «проглатывать» предлагаемую информацию, а перерабатывать и присваивать ее уже в видоизмененном виде (и то и др. можно достичь, напр., через психотерапевтическую работу), он оказывается способен избавиться от чрезмерной власти интроектов.

...............................................................................................................................................

Можно рассмотреть Стокгольмский синдром. Когда жертва интроецирует ценности, мотивы поведения террористов.

Стокгольмский синдром — психологическое состояние, возникающее при захвате заложников, когда заложники начинают симпатизировать захватчикам или даже отождествлять себя с ними.

Авторство термина «стокгольмский синдром» приписывают криминалисту Нильсу Биджероту (Nils Bejerot), который ввёл во время анализа ситуации, возникшей в Стокгольме во время захвата заложников в августе 1973 года.

При долгом взаимодействии заложников и террористов в поведении и психике заложников происходит переориентация. Появляется так называемый «Стокгольмский синдром». Впервые он был обнаружен в столице Швеции. Ситуация сложилась следующим образом. Два рецидивиста в финансовом банке захватили четырех заложников — мужчину и трех женщин. В течение шести дней бандиты угрожали их жизни, но время от времени давали кое-какие поблажки. В результате жертвы захвата стали оказывать сопротивление попыткам правительства освободить их и защищать своих захватчиков. Впоследствии во время суда над бандитами освобожденные заложники выступали в роли защитников бандитов, а две женщины обручились с бывшими похитителями. Такая странная привязанность жертв к террористам возникает при условии, когда заложникам не причиняется физического вреда, но на них оказывается моральное давление. Например, в ходе захвата отрядом Басаева больницы в Буденновске заложники, несколько дней пролежавшие на полу больницы, просили власти не начинать штурма, а выполнить требования террористов.
 

sun424

Пользователь
Отрицание

Отрицание определяется как процесс устранения, игнориро­вания травмирующих восприятий внешней реальности. Этот ме­ханизм защиты обнаруживает себя в конфликтах, связанных с появлением мотивов, разрушающих основные установки лично­сти; с появлением сведений, которые угрожают самосохранению, престижу, самоуважению. Основная формула отрицания - «нет опасности, этого нет»; «не вижу, не слышу» и т.п.

В житейском обиходе подобный механизм обозначают как «позицию страуса». Например, клиническая практика свидетельствует, что первой реакцией пациента на сообщение врача о выявленном серьезном заболевании является отрицание такого диагноза, неверие в него.




Отрицание – это попытка игнорировать реальное событие, которое беспокоит личность, это стремление избежать новой информации, не совместимой со сложившимися положительными представлениями о себе. Защита проявляется в игнорировании потенциально тревожной информации, уклонении от нее. Это как бы барьер, расположенный прямо на входе воспринимающей системы. Отрицание характеризуется тем, что внимание блокируется на стадии восприятия. Информация, противоречащая установкам личности, не принимается. Чаще других механизмов защит отрицание используется внушаемыми личностями и нередко преобладает при соматических заболеваниях. Здесь снижение тревоги достигается путем изменения восприятия внешней среды. Это очень опасное положе­ние, поскольку при этом, отвергая определенные аспек­ты действительности, человек начинает всеми силами со­противляться жизненно важному лечению. Отрицание рассматривается как отказ признавать травмирующую реальность, как прием самосохранения, выстраивающий психологический барьер на пути разру­шительного проникновения трагедии во внутренний мир человека, в его ценностно-смысловую систему. Оно позволяет человеку перерабатывать трагические ситуации постепенно, поэтапно. Избегание может возникнуть как естественный способ удалиться от стресса (наказания) и его источника (родителей). Дети, чье поведение удалось изменить сильными физическими наказаниями, с боль­шой долей вероятности будут склонны к бессознательному отрицанию тех норм, которые им пытались привить таким образом.

Примитивное отрицание – один из главных механизмов подавления страха, с помощью которого опасность как бы отодвигается и прекращает свое существование.





Психолог Р.М.Грановская определяет психологическую защиту отрицание как «стремление избежать новой информации, несовместимой со сложившимися представлениями о себе». «Отрицающий» человек стремится игнорировать неприятные мысли и факты, не пропуская через фильтры сознания нежелательную информацию. Подчиненный в ответ на справедливую критику со стороны начальника начинает опровергать все обвинения и доказывать, какой он классный специалист; а алкоголик категорически не признает себя таковым. Важно отметить, что такая психологическая защита предполагает не только внешний, демонстративный отказ от нежелательной реальности, особенно если она выставляет человека в неприглядном свете, но и внутреннее нежелание признавать правоту того, кто сделал больно.




Отрицание

В одном из рассказов Роберта Шекли герои попали в очень сложную ситуацию. Галлюциногенный газ вызывал из бессознательного самые ужасные детские страхи. Они довольно быстро догадались, что с чудищами можно справиться «детскими» способами. Одно удалось уничтожить с помощью волшебного слова. Против другого оказался эффективен детский водяной пистолет. Но самое страшное чудовище нельзя было уничтожить. Никакие способы не действовали. Вспомните, как вам удавалось в детстве справляться со многими ночными кошмарами? Правильно! Укрыться с головой под одеялом. Так герои фантастического рассказа и сделали. Монстра нельзя было убить. Но он исчез, стоило забраться с головой под одеяло.
Это пример еще одной психологической защиты, которую можно отнести к примитивным - Отрицание.. Большинство из нас отвечает отрицанием на горе или катастрофу. Первая реакция на смерть близкого человека: «Нет!» Это отзвук архаического процесса, уходящего корнями в детский эгоцентризм, когда познанием управляет дологическая убежденность: "Если я не признаю этого, значит, это не случилось". В детстве все мы считаем себя всемогущими. Укрылся одеялом, и монстр исчез.
Мы любим пользоваться этим защитным механизмом. Существует масса устойчивых выражений, в которых сконцентрирована суть этой защиты: «Все, что Бог ни делает - все к лучшему» или «То что нас не убивает делает нас сильнее». Человек, для которого отрицание является его главной защитой, всегда уверяет вас, что все прекрасно. А если не все, то, что не прекрасно, в конечном итоге, тоже приведет к хорошему результату. Переживание ощущений восторга и радости, особенно когда они возникают в ситуациях, в которых большинство людей нашли бы негативные стороны, также говорят о действии отрицания.
Как и любая защита, Отрицание имеет негативные и патологические стороны. Многие из нас, несмотря на серьезную необходимость, избегают посещения стоматолога, некоторые женщины игнорируют гинекологов, будто обладают магическими способностями, как акулы отращивать новые зубы или избегать заболеваний. А уж о том, как при помощи отрицания многие отвергают реальную возможность получить у психотерапевта помощь в решении своих личностных проблем, и говорить не стоит. Это худшие примеры отрицания. Проработка этой защиты очень важна в терапии зависимостей.

Теперь пришла очередь поговорить о более позитивной, адаптивной стороне защитного механизма Отрицание.

Большинство из нас используют не одну, две защиты, а целый спектр. Как и любая другая защита отрицание находит свое применение. В некоторой степени, почти все люди прибегают к отрицанию, с достойной целью сделать жизнь более приятной. У многих из нас есть свои конкретные области, где эта защита преобладает над остальными. Например, если ваши чувства уязвлены, а вы находитесь в ситуации в ситуации, когда проявлять свои эмоции, тем более плакать неуместно, вы более охотно откажетесь от своих чувств, скажете, что их нет, чем, осознавая их, будете сознательно контролировать проявление эмоций.
Отрицание помогает спасателям, пожарным, военным. В чрезвычайных обстоятельствах, где они оказываются, способность к отрицанию опасности для выживания на уровне эмоций может спасти жизнь. Многие чрезвычайные ситуации демонстрируют нам людей, виртуозно владеющих Отрицанием. Именно они «не потеряли головы и контроля над ситуацией». Благодаря отрицанию мы можем реалистически предпринять самые эффективные и даже героические действия.
 

Party

Active Member
Спасибо, Сан. Тема замечательная. Конечно она не для всех, многие не смогут осилить, но кому надо - прочитает.
 

sun424

Пользователь
Party написал(а):
Спасибо, Сан. Тема замечательная. Конечно она не для всех, многие не смогут осилить, но кому надо - прочитает.
Дело в том, что два года на том форуме, на котором я был раньше я читал темы про аддиктов, про сопряженные темы и меня все это жутко раздражало и бесило. И там была твоя тема про эти защиты, она мне показалось тогда непонятной. А потом было достаточно продолжительное тусование на форумах людей с зависимостями( алкоголизм, голодание, лудомания и некоторые другие). Многие сотни историй хранит моя память. И там я увидел, что эти люди демонстрируют такое же поведение, как и я. И мне стало интересно, а почему я раньше не видел своих проблем и считал, что у меня все зашибись, когда на самом деле проблем явно выше крыши. И начал читать статьи на эти темы. И оказалось, что мои реакции типичны. И более того - нормальны.

Изучение этих защит - примитивных и высших - позволило мне лучше понимать себя. Я стал эти знания применять в своей жизни. То есть как применять? Мозг стал отслеживать у себя и у других такие проявления. Мне стали более понятны люди. Стало понятно, почему они так или иначе реагируют. У меня повысился уровень толерантности к людям.

Когда я стал испытывать сильные эмоции в общении в реале и не форумах я стал себе задавать вопрос, а почему я так эмоционально реагирую. Почему меня бесят некоторые люди. Почему я симпатизирую алкоголикам часто и не люблю созависимых и так далее...собственно, для меня тема оказалась полезной.

Пати, ты же ходишь на супервизию? Какие у тебя наиболее часто защиты включаются бессознательно? Если не секрет, конечно.
 

Party

Active Member
sun424 написал(а):
Пати, ты же ходишь на супервизию? Какие у тебя наиболее часто защиты включаются бессознательно? Если не секрет, конечно.
Самое часто "включающееся" - отрицание, еще бывает вытеснение, обособление, сублимация, интеллектуализация, ну и как выяснилось - рационализация, хотя я была уверена, что этого механизма у меня нет. В общем, все как у людей. Я свои механизмы защиты редко вижу, и когда мне на них указывают - часто испытываю гнев, но потом задумываюсь, и часто понимаю, что это оно и есть.
 
Сверху