Вопрос: Многие на Западе и в арабском мире критикуют позицию России по Сирии, считая российскую поддержку режима Б.Асада своего рода ответом на произошедшее в Ливии. Как бы Вы могли это прокомментировать?
С.В.Лавров: Мы привыкли начинать с себя. Прежде, чем заняться анализом чужих позиций, всегда хотим убедиться в том, что наша позиция правильная. Мы сверяем ее с очень понятными критериями – с принципами международного права, с целями и принципами Устава ООН, которые, прежде всего, касаются уважения суверенитета и территориальной целостности государств, невмешательства в их внутренние дела, отказа от угрозы силой и попыток решать международные проблемы иначе, чем политическими методами, за исключением тех случаев, когда решение принимается Советом Безопасности ООН.
Если нас критикуют за то, что мы вместе с КНР применили вето в Совете Безопасности, то мы сделали это абсолютно осознанно: не для того, чтобы кому-то отомстить, а для недопущения нарушения принципов Устава ООН. Своим вето мы защищали эти принципы, тогда как наши коллеги хотели принять резолюцию, которая трактовала происходящее односторонне и извращенно, была нацелена на то, чтобы наказать режим и открыть путь к его смене, о чем публично говорят наши американские коллеги. Это не то, чем занимается Совет Безопасности ООН; он занимается созданием условий для мирного урегулирования споров.
Поэтому, безусловно, констатируя допущенные Б.Асадом и его правительством грубые нарушения международного гуманитарного права, нарушения своих обязательств по обеспечению безопасности населения, мы не можем делать вид, будто он противостоит мирным, безоружным демонстрантам, которые просто подвергаются неспровоцированному насилию. Нынешняя стадия конфликта совсем другая. Друг другу противостоят хорошо вооруженные отряды – правительственные силы и Сирийская свободная армия, которая совсем недавно заявила, что готова «смыкаться» с боевиками «Аль-Каиды» в Сирии.
...
Вопрос: Как бы Вы охарактеризовали нынешнюю ситуацию в Сирии: как революцию, гражданскую войну или глобальный заговор против режима?
С.В.Лавров: Прежде всего, это вооруженный конфликт. Эта квалификация была дана Международным Комитетом Красного Креста. Вооруженный внутренний конфликт предполагает наличие правительственных сил и противостоящих им т.н. «комбатантов».
...
Не думаю, что речь идет о внешнем заговоре. Хотя, конечно, роль внешних сил с какого-то момента сирийского кризиса стала все более отчетливой. Открытые призывы к вооружению оппозиции, к тому, чтобы она не садилась за стол переговоров, а продолжала вооруженную борьбу, «подливают масла в огонь» и противоречат резолюциям, принятым в СБ ООН, плану К.Аннана и Женевскому коммюнике.
Вопрос: Военное руководство США заявило о заинтересованности Турции и Иордании в установлении зоны безопасности на границе с Сирией. В этой связи возникает вопрос о создании бесполетной зоны. Что Вы думаете о такой инициативе?
С.В.Лавров: Во-первых, я бы предпочел услышать о позиции Турции и Иордании от турецкого и иорданского руководства. Я слышал высказывания военных представителей США. Это не первый раз, когда упоминается концепция зон безопасности и бесполетных зон....
Вопрос: Тем не менее, США не исключают никаких вариантов, позволяющих отстранить Б.Асада от власти.
С.В.Лавров: США никогда ничего не исключают.
Вопрос: В этой связи нет ли у Вас опасений по поводу развития ситуации в обход СБ ООН?
С.В.Лавров: США уже заявили, что будут действовать в обход СБ ООН. Нам не очень понятна эта позиция. Это было сказано спустя несколько дней после встречи в Женеве, где была создана «Группа действий», которая приняла развернутое коммюнике. Этот документ детализировал соответствующие компоненты плана из шести пунктов, выдвинутого К.Аннаном, и был принят консенсусом....
кто-то с нетерпением хочет искать любой предлог, чтобы заявить о бесперспективности мирных методов урегулирования и прибегнуть к неким силовым действиям. Это нас очень тревожит, т.к. это путь к большой катастрофе в регионе.
.....
Вопрос: Растет недовольство среди арабских граждан, которые в течение многих лет считали, что СССР, а потом и Россия поддерживали народы, а не режимы.
С.В.Лавров: Это зависит от того, насколько мы представлены в медийном пространстве. Я думаю, что те, кто смотрит российские каналы, которые ведут репортажи из Сирии, имеют несколько иную картину, чем те, кто лишен такой возможности.
Вопрос: Дело только в СМИ?
С.В.Лавров: Общественное мнение формируется политиками и СМИ. Когда средства массовой информации заявляют, что в Сирии был убит российский генерал, а потом выясняется, что это грубая ложь, то это, наверное, немаловажная часть картины. О том, что генерал убит и что он был соратником Б.Асада, раструбили громко. А о том, что это вранье сказали стыдливо, так, что мало кто услышал. То же самое сейчас происходит и вокруг т.н. интервью специального представителя Президента России по Ближнему Востоку, заместителя Министра иностранных дел России М.Л.Богданова. Я вообще не слышал о газете «Аль-Ватан». М.Л.Богданов с ними не общался. Он специально прослушал выложенную на сайте издания аудиозапись, где слышно, что человек отвечает на свои собственные вопросы. Типичнейшая «утка»....
....
Вопрос: В последнее время, на Западе и в арабских СМИ Вас называют «Мистер нет». Так в свое время называли А.А.Громыко. Вас это раздражает?
С.В.Лавров: Абсолютно нет, я даже об этом не слышал. Если нет нарушения международного права, то я горд быть «Мистером нет».