Гайдар рассказывает:
КОНЦУ ноября для меня вполне ясно — на пред-
стоящем Съезде народных депутатов смена пре-
мьера неизбежна. Конечно, то и дело появляются ходоки от оппозиции и так называемых центристов,
обещают поддержку, если я возьму в правительство
того или иного из их людей, да заодно соглашусь с от ставкой некоторых своих единомышленников.
Особенно энергично требуют голов заместителя премьера, курирующего внешнеэкономические связи и отношения с СНГ А.Шохина, министра внешне
экономических связей П.Авена, министра экономи ки А.Нечаева. Именно на их места предлагают аль- тернативные кандидатуры. Чубайса не трогают, ви-
димо, понимают, что обсуждать со мной тему его от
ставки и вовсе бессмысленно. Особенно активны А.Вольский и его коллеги по Гражданскому союзу, обещают в обмен поддержку директорского корпу- са, широко представленного на Съезде. Откровенно отвечаю и в кулуарах, и публично: для меня подоб- ный торг — за гранью возможного.
По здравом размышлении прихожу к выводу: можно, конечно, попытаться сохранить и после Съезда положение и.о. премьера с еще более ослаб- ленной позицией, при нелояльном Центральном банке и враждебном Верховном Совете, но для дела
полезнее добиться утверждения Съездом такого премьера, с которым можно перегруппировать си- лы и продолжить начатую работу. Предлагаю прези- денту выбрать второе. Рекомендую кандидатуру Ю.А.Рыжова, академика, российского посла во Франции.
Президент отвечает: — Подумаем. И посмотрим, как пойдет Съезд...
Мощная увертюра Съезда — речь Р.Хасбулатова,
во многом базирующаяся на тексте доклада отделе-
ния экономики АН и фонда "Реформа". Цитаты от- туда включены целыми блоками. Бесспорно, силь- ное популистское выступление, рисующее простую
и понятную для народных депутатов картину: в Рос- сии идет борьба между двумя путями развития, один
— монетаристский, американский, гадкий, по нему нынешнее правительство пытается тащить страну, другой — социально ориентированный, шведский, спасительный для России, милый сердцу большин- ства людей...
Съезд заворожен. Как все, оказывается, просто и
замечательно! И депутаты в зале многозначительно,
с гордостью поглядывают Друг на друга: выходит,
они вовсе не отраслевые лоббисты, выколачиваю щие из казны ничем не обеспеченные деньги, и не демагоги, раздающие избирателям невыполнимые обещания. Они — последовательные борцы за уста новление в России хорошей, шведской модели соци ализма!
Обычно я просыпаюсь очень рано, но на следую щий день еще раньше раздался телефонный звонок президента: Егор Тимурович, надеюсь, дадите отпор
этому демагогу?
Утром выступил с итоговым докладом о работе правительства. Но это был не просто итог, а, скорее, осмысление совершенно нового качественного эта- па в развитии страны, который начался в августе
1991 года. Поэтому, несколько выбиваясь из стиля
книги, все же позволю себе привести стенограмму этого доклада с большими купюрами.
Уважаемый президент! Уважаемый председатель!
Уважаемые народные депутаты!
Чуть больше года тому назад приступило к работе на-
гие правительство. Мы с самого начала представляли себе,
какой огромный груз ответственности ложится на наши
ОТСТАВКА
плечи. Можно сколько угодно изучать чужой опыт, стро
ить теоретические модели, проводить социологические ис- следования, изучать болевые точки своей экономики, и все
равно никто, пока не начнутся реальные преобразования,
не скажет, как отреагирует огромная страна на принци
пиально новый механизм социально-экономического регу лирования. Не произойдет ли сбоев в основных системах
жизнеобеспечения, не возникнут ли неконтролируемые со-
циальные конфликты в сверхмилитаризованной, начи-
ненной ядерным оружием стране?
Именно страх перед этой ответственностью сковал
энергию последних союзных правительств, послужил осно-
вой их бездеятельности и в конце концов привел к краху
Союза. Парализующее влияние страха перед этой ответ-
ственностью явно сказывалось и на работе первых демо-
кратически сформированных органов власти России в те-
чение полутора лет накануне осени 1991 года...
Именно в этой ситуации, когда все у же устали от бес-
конечных разговоров о реформах, когда всем ясно, что ста-
рая система не работает и разваливается на глазах, и
стала возможна атмосфера V Съезда, решение президента
взять на себя дополнительные полномочия и ответствен-
ность за то, чтобы наконец запустить практически про цесс реформ.
Придя к рычагам управления в этой ситуации, мы,
разумеется, -не могли позволить себе и дальше заниматься
приятными дискуссиями о том, в какой же последователь-
ности осуществлять преобразования. Тем более, что как специалист могу вас заверить: теоретически выверенного
ответа на вопрос, что надо делать раньше, чтобы обеспе чить успех реформ, не существует.
В основу своей работы мы положили простой прин-
цип: если старая система управления все равно не работа- ет, в каждый данный момент надо пытаться делать все для того, чтобы запустить рыночный механизм. Исходя
из этого, мы и работали на протяжении последнего года.
И сейчас можно подвести некоторые первые итоги, про-
анализировать, что получилось, посмотреть и оценить
собственные ошибки, постараться извлечь из них уроки.
Первое и главное, что все-таки удалось сделать, - сдви-
нуть реформы с мертвой точки, запустить рыночный механизм. Да, он работает еще далеко не совершенно. Да, наш рынок далек от рынка идеальной конкуренции. Без всякого сомнения, он еще обременен рецидивами традици-
онной административно-командной системы. И вместе с
тем, чем дальше, тем более очевидно, что производство на- чинает реагировать на изменяющийся спрос, что дирек- тора начинают в первую очередь заботиться о проблемах сбыта, что деньги выходят на первый план, происходит
монетаризация экономики, что при всем несовершенстве нашего потребительского рынка заботы людей о приобре- тении продуктов в огромных, многочасовых очередях от-
ходят на второй план по сравнению с другими, более серь- езными проблемами, которых у них остается достаточно много и которые стали результатом несовершенной, слабой рыночной экономики.
Нашей важнейшей задачей было, запустив этот ры- ночный механизм, не допустить сбоев в основных принци-
пиальных системах жизнеобеспечения. Вы помните то- нальность дискуссий осенью прошлого года и здесь, и в прес- се, нашей и зарубежной. Ведь обсуждался вопрос не о том, насколько сократится в 1992 году производство танков, минеральных удобрений или даже хлопчатобумажных
тканей. Речь шла об угрозе массового голода, холода, паралича транспортных систем, развала государства и общества.
Ничего этого не случилось. Угроза голода и холода не стоит. Мы прошли этот тяжелейший период адаптации
к реформам без крупных социальных катаклизмов. При
всех разговорах о массовом недовольстве реформами нам удалось сохранить социальную стабильность в стране.
Парадоксально, но факт: за десять месяцев тяжелей-
ших реформ число потерь времени от забастовок в промы-
шленности сократилось в 6раз по сравнению с 1991 годом. Все труднее вывести людей на митинги, демонстрации протеста. Если в апреле состоялось 152 забастовки со 154 тысячами участников, то в октябре — лишь четыре с тре-
мя тысячами участников.
О Т С Т А В К А
преобразований, при всех трудностях того пути, кото-
рый приходится пройти, российский народ оказался на-
много умнее и прозорливее, чем о нем думают не слишком
уважающие его политики. Он точно понимает необходи-
мость преобразований и готов трудиться, готов рабо-
татъ, а не раскачивать лодку нашего собственного благо- получия.
Нашей задачей было обеспечить реальный старт npw
ватизации, перейти от слов к делу. Не всего удалось до- биться. Мы немного отстаем от выполнения заданий по
программе приватизации на 1992 год, видимо, по объему она не будет выполнена. По тому, как идут дела, ясно, что
к концу 1992 года будет приватизировано около 40 тысяч
предприятий, то есть мы делаем еще медленные, слабые,
но уже реальные шаги к формированию многосекторной экономики.
Проблемой, определяющей то, насколько нам удастся
пройти этот год без серьезных, катастрофических ката- клизмов, была проблема валюты и взаимодействия с меж-
дународным финансовым, сообществом. Мы вынуждены были начать реформы с нулевыми валютными резервами,
с абсолютно неуправляемым союзным долгом, с обязатель-
ствами выплатить в 1992 году около 20 миллиардов дол-
ларов задолженности, на обеспечение которой не было де-
нег, с острой потребностью в важнейших ресурсах, посту- пающих по импорту... В результате сложных переговоров нам удалось добиться реальной фактической отсрочки выплаты задолженностей и вместо 20 миллиардов выпла-
тить примерно полтора миллиарда долларов, не остановив вместе с тем ни импорт, ни поток новых кредитов. За год мы получили возможность привлечь примерно 14
миллиардов долларов в виде двусторонних кредитов и кре-
дитов международных финансовых организаций и на
этой основе, особенно весной прошлого года, профинансиро-
вать критический импорт, в первую очередь импорт зер-
на, а также медикаментов, ряда важнейших комплекту- ющих изделий. Если бы этой возможности не было, нужно
вам сказать честно, угроза голода весной 1992 года была
бы абсолютно реальной, а падение поголовья крупного рога-
того скота сейчас составляло бы не 3 процента, а как ми-
нимум 40 процентов.
Что в первую очередь не получилось, по нашему мне-
нию?
Наибольшие неудачи постигли нас в области финан-
совой стабилизации и в области политики укрепления рубля. Мы надеялись, что меры жесткой финансовой и де-
нежной политики позволят из месяца в месяц снижать
темпы инфляции, повысить реальный курс рубля по отно-
шению к доллару, зафиксировать его на реалистичном
уровне и перейти к конвертируемости рубля по фиксиро- ванному курсу.
В течение первых месяцев казалось, что мы близки к достижению этой цели, темпы увеличения денежной мас-
сы росли медленно, бюджет был фактически сбалансиро- ванным, темпы инфляции от месяца к месяцу снижа-
лись, курс рубля к доллару рос.