Компьютерная зависимость (gambling) проявляется в следующих формах:
1. ЧРЕЗМЕРНАЯ УВЛЕЧЕННОСТЬ РАБОТОЙ В ИНТЕРНЕТЕ – собственно поиск информации. Из-за неограниченного доступа к информации и «информационного вампиризма» пользователя она нередко создает иллюзорное ощущение собственной мощи. Особая опасность стать зависимым от Интернета подстерегает тех, для кого компьютерные сети оказываются почти единственным средством коммуникации с миром.
2. БОЛЕЗНЕННАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ВИДЕОИГР.
Опасность, проявляющаяся в болезненной зависимости от игр, состоит в бесконтрольной компьютерной игровой деятельности. Побочными эффектами видеоигр является чрезмерная вовлеченность, нарастание агрессивности (особенно у детей).
3. ПОГЛОЩЕННОСТЬ ОБЩЕНИЕМ ON-LINE С ДРУЗЬЯМИ ПО СЕТИ.
Это дает возможность найти себе виртуального собеседника, практически удовлетворяющего любым критериям. Важно, что при этом не дается никаких обязательств поддерживать с ним общение в дальнейшем. Эта форма зависимости приводит к пренебрежению личностными контактами в реальной жизни и имеет специфические возрастные особ.
Если же заглянуть поглубже, то можно обнаружить, что механизм возникновения различных зависимостей одинаков (будь то наркотический, игровой, сексуальный или какой другой вариант). Предполагается, что зависимая личность – это своеобразный каркас, на который «нанизываются» зависимости. При этом «выбор» зависимости – стихиен. Характерные черты такой личности - несамостоятельность, неумение отказать из-за страха быть отвергнутым другими людьми, болезненное восприятие критики, нежелание брать на себя ответственность, а значит - подчинение настоящим или мнимым авторитетам. Это люди, которые не чувствуют себя комфортно в одиночестве и бегут от него всеми силами.
С этой точки зрения, особенно опасны игры, когда геймер смотрит глазами своего героя, постепенно теряя самого себя в настоящем мире. Как утверждают психологи, происходит процесс утери индивидуальности и отождествление себя с компьютерным персонажем. Виртуальная реальность становиться способом пожить в другой жизнью где нет проблем, нет хлопот. Настоящая жизнь начинает казаться чужой и полной опасностей, потому что в ней невозможно делать то, что в игре: нельзя нажать на кнопку и начать все сначала.
Ключевое чувство любой игровой зависимости - азарт. От всех других чувств азарт отличается тем, что его предметом являются сами положительные эмоции. Вначале человек стремится испытать эти эмоции, а затем неуклонно движется к тому, чтобы они им овладели. Тогда чувсво азарта становится аффектом - глубокой и длительной эмоцией - при котором рациональный контроль существенно уменьшается. Аффект сужает восприятие, воля концентрируется на одной - единственной цели. Как и при алкоголизме, игровая зависимость превращает жизнь человека в игру. Наслаждение, которое приносит игровое пристрастие, заменяет жизненную активность. Сила азарта соответствует степени регрессии личности на более ранний уровень развития в виде ухода от реальных действий в иллюзорное прошлое, где существует немедленное наслаждение, волшебное роазрешение проблем и нет обязательных законов или ограничивающих правил.
Если азарт достигает степени пристрастия, то в медицинской системе координат это именуется аддиктивной зависимостью. Она характеризуется тем, что чрезмерное игровое стремление существует, а его удовлетворение не наступает. На этом этапе переживание экстаза перестает быть целью. Теперь сам процесс игры превращается в цель. Болезненное пристрастие становится неудержимым, существование сосредотачивается на игровом пространстве: важно быть там, где играют. К остальной жизни проявляется холодное безразличие. Поэтому обычно зависимые игроки равнодушны, перестают следить за собой, не замечают близких.
Дети из-за чрезмерного Chat-увлечения часто просто не могут остановиться и из-за этого нередко опаздывают или вовсе пропускают занятия в школе, и даже при нарастании явлений школьной дезадаптации не в состоянии прекратить работу в сети: некоторые просыпаются утром с мыслью об Интернете.
В жизни подростка увлечение Chat становится лидирующим. Круг иных интересов сужается. Заинтересованность и эмоциональное оживление в беседе возникает лишь при затрагивании компьютерной темы: в этот момент подросток преображается – у него учащается дыхание, появляется блеск в глазах. Диалог превращается в монолог: он может подолгу рассказывать о преимуществах той или иной системы, о возможностях, открывающихся при работе с компьютером. Подростки почти не замечают окружающего, не откликаются на реакции собеседника (элементы аффективно суженного сознания), в ситуациях выбора в подавляющем большинстве случаев предпочтение отдается деятельности, имеющей отношение к компьютеру. Отмечаются трудности засыпания, чрезмерная экзальтация. Попытки родителей ограничить общение подростков с компьютером вызывают бурную реакцию протеста ("За компьютер дети стоят насмерть"). При вынужденном перерыве возникает чувство опустошенности, скуки ("Не знаю, куда себя деть"; "Как будто спрыгнул с мчащегося поезда"). Компьютер приобретает характер сверхценного увлечения с явным ущербом для других сторон жизни, прежде всего, общения с реальными людьми, и выраженным аффективным напряжением.
Существует ряд обстоятельств, по которым можно судить, страдает ли человек компьютерной зависимостью:
1. Потребность во все большем времени работы на компьютере для достижения удовлетворения;
2. Наличие следующих признаков (двух или более), возникающих при прекращении или значительном уменьшении времени работы на компьютере:
-речедвигательного беспокойства (суетливости);
-тревоги;
-сниженного фона настроения, чувства опустошенности;
-навязчивых мыслей о компьютере;
-активных действий, предпринимаемых для возобновления доступа к компьютеру (среди которых - конфликты в семье и на работе, частые посещения знакомых, имеющих компьютер в неподходящее время, невзирая на реакцию хозяев, нарушение межличностных контактов и т. п.);
-уменьшение или исчезновение вышеперечисленных признаков при возобновлении работы на компьютере;
3. Непреодолимое желание и/или безуспешные попытки прекратить или контролировать работу на компьютере;
4. Прекращение, сокращение, или видоизменение актуальных ранее видов социальной деятельности;
5. Продолжение работы на компьютере, несмотря на явные психологические проблемы (депривацию сна, семейные проблемы, супружеские конфликты, опоздания на работу и утренние встречи, пренебрежение служебными обязанностями, снижение продуктивности в учебе или работе и т. п.)