Zaraza
Пользователь

Родился в венском предместье Баумгартен 14 июля 1862 в семье художника-гравера и ювелира Э.Климта. Учился у отца, а в 1875–1883 – в школе ремесел при венском Австрийском художественно-промышленном музее. Первоначально испытывал большое влияние искусства Г.Макарта с его помпезным необарочным историзмом. По окончании учебы работал с братом Эрнстом и художником Ф.Матчем, украшая декоративной живописью театры австро-венгерской провинции (в Райхенберге, Фиуме и Карлсбаде – Карловых Варах). С 1885 они оформляли и венские здания (среди этих работ выделяется живописный декор «Бургтеатра» и Художественно-исторического музея – яркие образцы пышного «стиля Рингштрассе», как принято именовать венский историзм рубежа веков). Со смертью брата Эрнста (1892) коллектив распался. Все более вовлекаясь в стихию модерна и, соответственно, в оппозицию к академической традиции, Климт стал в 1897 одним из основателей независимого от Академии художеств Венского сецессиона (нем. Sezession – «отпадение», «отделение») и первым его президентом. Созданные по его инициативе «Венские мастерские» (1903) сыграли важную роль в стилистическом обновлении австрийского дизайна. Для выставочного здания Сецессиона (архитекторы Й.Хоффман и Й.Ольбрих, 1897) Климт создал Бетховенский фриз (1901–1902), воплощающий темы Девятой симфонии. Другая этапная декоративная работа, цикл аллегорических панно, т.н. «факультетских картин» для Венского университета (1900–1903; сохранились, в разных собраниях, лишь фрагменты цикла), вызвал скандал и был отвергнут заказчиками: климтовские дамы, символизирующие Философию и другие дисциплины, показались слишком жеманными и несовместимыми с духом строгой науки. Как художник-станковист Климт вошел в историю, в первую очередь своими остроэкспрессивными женскими портретами (Э.Флёге, 1902, Исторический музей, Вена; А.Блох-Бауэр, 1907, Галерея 19 и 20 вв., Вена) и символическими картинами, насыщенными драматическим, «роковым» эротизмом (Юдифь 1, 1901, Австрийская галерея в Бельведере, Вена; Поцелуй, 1907–1908, там же; Саломея, 1909, Международный музей современного искусства, Венеция; Даная, 1910, Галерея Вельц, Зальцбург). Вначале усиливал эту «дионисийскую» драматику золотыми фонами, затем крупными цветовыми узорами, из мерцающей стихии которых – словно из стихии пола – как бы нарождались млеющие фигуры. Был также мастером орнаментально-красочных пейзажей (Парк, 1910, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Последней его крупной монументальной работой явилось оформление дворца Стокле в Брюсселе (1911). Выйдя в 1906 из Сецессиона, основал новый Союз австрийских художников, поддерживая на его выставках художников-новаторов, в частности О.Кокошку и Э.Шиле. Лишь к 1917 году завоевал и полное официальное признание, став почетным профессором Венской и Мюнхенской академий. Умер Климт в Вене 6 февраля 1918.

Поцелуй (1907-08), Австрийская галерея, Вена
пожалуй самое известное из произведений Густава Климта
Ослепительно яркая и эмоциональная картина Климта "Поцелуй" приобрела огромную известность сразу после своего появления. Тогда же она была куплена правительством Австро-Венгрии. В наши дни "Поцелуй" считается одним из самых выразительных образов в истории живописи XX века. Обнявшаяся пара, облаченная в мозаичные одежды, изображена на абстрактном золотистом фоне. Напряженность атмосферы усиливается за счет глубокого контраста между натуралистическими и декоративными деталями. Реалистически написанные лица, руки и ноги влюбленных покрыты и окружены плоскостями с абстрактным рисунком, соответствующим фактуре ткани и цветам.
Художник выбирает для картины свой любимый квадратный формат, игнорируя при этом глубину пространства и горизонт. Тем самым он выводит сцену за пределы реальности и придает самому "акту" поцелуя вселенский масштаб. Орнаментальные детали несут не только декоративную, но и смысловую нагрузку. В частности, прямоугольники на одеянии мужчины суть фаллические символы, а спирали, крути и овалы, запечатленные на одеянии его возлюбленной, являются художественными знаками женских гениталий. Собранные в художественное целое, они выражают идею слияния двух начал не менее энергично, чем сам поцелуй.
Необычный для работ Климта факт: картина была куплена еще до закрытия выставки 1908 года, на которой она была представлена.

Юдифь с головой Олоферна или еще Юдифь и Олоферн (1901)
Позировала для этой картины Аделъ Блох-Бауэр, жена венского банкира. Работа над картиной, растянувшаяся на несколько лет, положила начало, как утверждают некоторые "климтоведы", очередному роману художника. Доказательства этого факта обычно не приводятся - одной из главнейших "улик" тут выступает само полотно, с головой накрывающее зрителя своей мощной эротической аурой. Сюжет работы заимствован из Библии, в которой рассказывается о подвиге благочестивой вдовы Юдифи, спасшей свой город от нашествия ассирийцев. Согласно этому рассказу, Юдифь проникла в стан ассирийцев и, напоив на пиру их предводителя Оло-ферна, обезглавила его. В живописи образ Юдифи обыкновенно служил символом добродетели, побеждающей порок, однако у Климта героиня Ветхого Завета существенно модернизирована и выступает вполне декадентской дамой. Недаром эту картину многие называли "Саломея", имея в виду другую библейскую героиню - дочь Иродиады, потребовавшую (и получившую) от царя Ирода в награду за исполненный танец голову Иоанна Крестителя.

Фигура Гигиеи
Фигура Гигиеи-это фрагмент "Медицины", второго полотна, написанного Климтом для Большого зала Венского университета и признанного многими "порнографическим".

"Саломея" (1909)

Золотые рыбки (1901-02), Художественный музей, Солотурн
Эту картину Климт писал в то время, когда бушевали страсти вокруг его фресок, исполненных для Большого зала Венского университета. Она и мыслилась как некий концептуальный ответ, о чем свидетельствует ее первоначальное название: "Моим критикам". Заметнее всего на этом полотне обнаженная женская фигура, написанная в сексуальной позе. Художник выбирает ракурс, который позволяет приблизить к зрителю ягодицы женщины. Очевидно, это и есть жест мастера, адресованный критикам. Климт эпатировал консервативно мыслящую публику, сознательно идя на скандал. Скандал и разразился. Когда Климт решил показать только что законченную картину в Дюссельдорфе, раздались требования снять это полотно, поскольку оно-де может шокировать членов королевской семьи, собиравшихся посетить открытие выставки. Это были годы наиболее яростных нападок на художника; в 1903 году даже вышла в свет книга "Против Климта", собравшая самые резкие критические отзывы о художнике и его работах.

Эмилия Флёге (1902), Городской исторический музей, Вена
Этот портрет, представляющий зрителю спутницу художника, - важнейшая веха его творческого пути. Портрет, разрывая с предшествующими портретными опытами Климта, во многом отвечавшим аксиомам импрессионизма, обозначает резкий поворот. Отныне Климт больше не желает "тащиться" в традиционной колее и пытается кардинально обновить художественные средства, обращаясь к технике "плоскостной" орнаментальной картины. Эмилия была модельером, поэтому не удивительно, что художник столько внимания уделил ее платью. Впрочем, и сам Климт в то время увлекался японскими гравюрами, имеющими тот же вертикальный формат, что и портрет Эмилии Флёге. Художник работал пристально и долго, на протяжении нескольких лет. В работе дышит любовь - любовь не только к искусству, но и к ее героине. Однако Эмилии Флёге картина не понравилась. Говорят, что Климт собирался написать другой ее портрет, но так и не собрался выполнить свое намерение.

Даная (1907-08), Частное собрание
Это самая популярная из мифологических картин Климта. Даная была дочерью аргосского царя Акрисия. Отец держал дочь в заточении, так как оракул предсказал царю, что рожденный ею сын убьет его. Но Зевс, возжелавший Данаю, обманул Акрисия, проникнув к ней золотым дождем. Плодом этой любви стал Персей, впоследствии случайно убивший Акрисия во время гимнастических состязаний и таким образом исполнивший пророчество. Климт использует мифологический сюжет лишь как отправную точку для полета своей фантазии. Даная изображена на полотне погруженной в эротический сон (или эротический экстаз), в то время как поток золота струится вдоль ее разведенных ног. Картина вызвала громкое возмущение среди критиков, усмотревших в ней откровенную проповедь безнравственности. Один из них писал, что героиня полотна Климта "напоминает груду старого тряпья и лежит в позе, слишком неудобной для нормального сна".

Древо Жизни.Дворец Стокле
В 1904 году богатейший бельгийский промышленник Адольф Стокле договорился с Климтом о создании им мозаики для столовой в брюссельском дворце Стокле, который тот задумал строить. Там же, в Вене, бельгиец нанял архитектора Йозефа Хофмана и нескольких художников, исповедовавших те же художественные взгляды, что и Хофмап, и близких по "исповеданию веры" Климту. Свои, выполненные в рамках этого заказа в 1909-11 годах, мозаики (знаменитый "Фриз Стокле") Климт называл "поворотным пунктом" в своей орнаментальной живописи. На них изображены гибкие зеленые ветви ("Древо Жизни"), фигура молодой женщины ("Ожидание") и слившиеся в тесном объятии влюбленные ("Упоение").