К чему приведет замена населения России?
Комментирует вице-президент Национального института миграции Евгений Чернецов
06.07.2011
Правительство внесло в Госдуму законопроект, который призван стимулировать внутреннюю миграцию экономическими мерами.
Комментирует вице-президент Национального института миграции Евгений Чернецов:
- По мысли авторов законопроекта из Минздравсоцразвития, он даст шанс безработным. Сменив регион проживания, они смогут найти работу с достойной зарплатой - на новом месте безработному наши власти готовы платить от 40 до 120 тысяч рублей. Предусмотрено и единовременное пособие для членов семьи — от 15 до 40 тысяч.
На первый взгляд, инициатива разумная. Однако, с другой стороны, она выглядит как откровенная попытка «откупиться». Думается, что подобные идеи рождаются на свет по причине отсутствия государственной миграционной политики, равно как и миграционной стратегии. Новый законопроект, похоже, ничего к лучшему не изменит: ведь решение миграционной проблемы лежит не только в экономике. Это - вопрос нашего государственного и социального развития. А ответов на него пока нет. Предлагаемые же пути развития, совершенно очевидно, ведут в тупик.
Яркий пример тому – разработанный проект миграционной концепции. «Согласно всем известным вариантам демографических прогнозов, в ближайшие 15 лет процессы депопуляции и старения населения России при отсутствии миграционного прироста заметно усилятся, - пишут ее авторы. - Естественная убыль населения за это время составит несколько миллионов человек. Продолжится быстрое сокращение населения в стратегически значимых регионах Дальнего Востока и Сибири. В этих условиях привлечение мигрантов на постоянное место жительства в Россию становится важным источником восполнения численности населения страны». То есть, нам предлагают не варианты улучшения собственной демографии, а замену населения. Именно поэтому председатель комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев предложил свой прогноз: к 2050-му число иностранных мигрантов в России превысит треть населения страны. «Это целая Португалия, если брать европейские аналоги», - отметил депутат.
Собственно, складывается впечатление, будто авторы концепции самым банальным образом подкладывают некое теоретическое обоснование под существующее положение вещей. И предлагают возвести его в ранг закона. Посмотрите, какие тенденции продемонстрировала торжественно презентованная программа переселения соотечественников в Россию: из заявленных 300 тысяч в год, начиная с 2007-го, за пять лет приехало всего 40 тысяч. Это критерий привлекательности нашей страны, что называется, «для внутреннего потребления». Между тем, только за последние три года, по данным Института мировой экономики и международных отношений РАН, из России уехало более 1,2 миллиона собственных граждан, 40 процентов из них — люди с высшим образованием. Социологи фиксируют, что наибольший эмиграционный потенциал сегодня у 18-24-летних граждан России и высокообразованных людей. Идет не только «утечка мозгов», но и «утечка мускулов», то есть наиболее квалифицированных технических, инженерных, научных и рабочих кадров. Им дают понять, что они не нужны: на предлагаемую им зарплату семьи специалистов не только не могут родить и воспитать детей, обеспечить достойные жилищные условия, но и просто себя прокормить. По данным исследователей, в России почти три четверти граждан нельзя отнести даже к среднеобеспеченному слою. Наиболее нуждающиеся – около 20,5 процентов россиян. Малобеспеченных насчитывалось около 53 процентов – это люди с доходами от 4,6 до 13,8 тысяч рублей в месяц.
Так что многие наши сограждане покидают Россию совсем не по политическим мотивам, при этом они вовсе не живут в мире иллюзий и не считают, что «там» станут миллионерами – просто будут получать нормальные деньги за добросовестный труд. Зато сегодня руководство Федеральной миграционной службы с гордостью объявляет о резком росте числа высококвалифицированных иностранных специалистов с зарплатой более двух миллионов рублей в год, привлекаемых на работу в Россию. Если в 2010-м таких специалистов было привлечено около трех тысяч, то в текущем - уже почти шесть тысяч.
Простите, наши специалисты, никак не ниже уровнем, о таких деньгах и не мечтают, да им их и не предлагают. Никто не хочет учитывать и тот факт, что структура и технология отечественного производства не предполагает использования кадров из развитых стран. Что касается академических кадров, то их можно привлекать и без написания миграционной концепции. Тем не менее, именно под импорт «варягов» подводят авторы концепции сформулированное ими положение: «В условиях глобализации миграция работников высокой квалификации является важным источником накопления человеческого капитала, обеспечивающего экономический рост и благосостояние в принимающих странах». Сказано красиво, только вот рассуждения о том, что мировая глобальная экономика не обходится без мигрантов, разбиваются об японские реалии: в этой, третьей по эффективности экономике, занято всего 2 процента мигрантов. При том, что численность населения Страны восходящего солнца соотносима с российским.
Вывод прост. Постоянный приток дешевой рабочей силы приводит к зарплатному демпингу на рынке труда. Отечественные специалисты вынуждены идти в торговлю, чтобы элементарно выжить. Или – пытаться найти работу с достойной оплатой за пределами России. Зато вместо них мы завозим иностранцев, предлагая им самые высокие оклады и комфортабельные условия труда. Уже сегодня совершенно ясно, чем обернется реализация предлагаемой концепции: не будет решена ни одна из существующих в области миграционной политики проблем. Зато мы – уже на «законной основе» - получим рост социальной напряженности и сумеем довести «до точки кипения» демографическую проблему.
Специально для Столетия