Вот комментарий психолога, психотерапевта, общественного деятеля, который много лет занимается вопросами, связанными с ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТЬЮ, к которой относится и дромомания - бродяжничество, одержимость путешествовать и убегать из дома.
Виталий рассказывает: "Разведённые отец и мама жили как и где придётся, а мы с братишкой мотались между ними, интернатом, казармой воинской части ( где я был воспитанником полка ), пионерскими лагерями... Затем были флотские кубрики, заводские общежития, отцовская коммуналка и наконец снимаемые комнаты и квартиры..."
Виталий убегал от туда, где жил. Убегал от родителей, из интерната, из пионерских лагерей, из воинских частей, где был на воспитании. Ездил на попутках, на товарниках, скитался и бродяжничал по городам и весям всего Советского Союза, его задерживали, ловили, помещали в приёмники-распределители и детские приюты. С возраста 10-11 лет стал уходить из дома на неделю, на месяц-полтора, потом бродяжничал по полгода-год. С двенадцати лет состоял на учёте в детской комнате милиции "За несанкционированные родителями систематические путешествия по стране".
Поведенческая зависимость - бродяжничество, одержимость убегать из дома у Виталия переросла в страсть путешествовать. Теперь Виталий Сундаков профессиональный путешественник. Факт из биографии Виталия Сундакова, знаменитого современного русского путешественника, что он в детстве часто убегал из дома, бродяжничал, как пример удачного исхода этой поведенческой зависимости в профессиональную увлеченность, которая стала делом всей его жизни. Этот пример Виталия Сундакова скорее исключение, чем правило.
Многие родители думают: нет, с моим ребенком этого не случится! Да и правда, зачем убегать, если у тебя всё есть красивые игрушки, вкусная еда, хорошие условия жизни? Но, статистика говорит, что убегают из дома в 70% случаев дети из семей с материальным достатком. Основной мотив беглецов: "родительское непонимание" и только 30% уходящих из дома дети из неблагополучных семей. Об этом у нас и пойдёт разговор. Начнём по порядку.
Первый корень, питающий поведенческую зависимость убегать из дома, бродяжничать, без цели путешествовать - НЕВНИМАНИЕ БЛИЗКИХ И РОДНЫХ
ВЫВОДЫ:
После развода очень часто родители, устраивая свою жизнь в новых семьях, рожая новых детей и переключаясь на них, забывают о своих первенцах. У мам или нет времени на внимание и заботу к ребёнку, или нет желания это делать.
Заботы и внимания хватает только на одного. Такие мамы оправдываются: старший уже умеет всё делать сам, он уже большой. Воспитывают запретами и наказаниями, а раз большой, то воспитывают требованиями, а если проблемы с поведением, то пытаются воспитывать контролем, где уж там разбираться в чувствах.
У детей, на подсознательном уровне созревает дойной мотив: с одной стороны - бегство из дома, чтобы уйти от несправедливых требований и жесткого контроля, а с другой - способ привлечь к себе внимание, так как они становятся одинокими рядом с родными и близкими. Желание ребёнка, чтобы тебя признавали, заботились о тебе и любили остаются неудовлетворённым. Вместо этого, они чувствуют себя никому не нужными.
Побеги, как правило, демонстративны. Дети убегают туда, где их всегда можно найти. Укромные места, где дети обычно "зализывают" свои душевные раны родителям известны. Дети таким способом выпрашивают жалость к себе: "ищут, значит, я им нужен", а получают новые оскорбления и затрещины.
Второй корень, питающий поведенческую зависимость убегать из дома, бродяжничать, без цели путешествовать - ЗАПРЕДЕЛЬНЫЕ НАГРУЗКИ.
Часто родители, не реализовавшие себя в жизни пытаются реализоваться и взять реванш через своих детей. Родители начинают навязывать занятия в различных кружках и секциях, музыкальных школах и творческих студиях. Эти направления сами по себе прекрасны и способны дать крылья для развития личности, но если подаётся без права выбора, без учёта интересов самого ребёнка, то способны стать кандалами рабства. Родители начинают думать: если мне не повезло, то пусть моя дочь, мой сын докажет им... Ребёнок не "козырная карта" и не средство доказательства своей исключительности.
Что ребёнку на самом деле нужно? Ребёнку необходимы родительская любовь, ласка, доброта, понимание, сочувствие и внимание. А что получают дети вместо этого? Тиранию долга, жесткие предписания, жестокую конкуренцию и принудительные работы в ненавистном кружке или секции. В итоге получают бесхребетное существо с поломанной судьбой, в других случаях - сына или дочь, у которых начинают формироваться протестное и бунтарское поведение и строптивый характер с асоциальными наклонностями.
Но признайтесь честно: сильно ли вы сами в детстве хотели ходить в секции, которые выбрали вам родители? Так почему же ребенок должен заниматься тем, что ему не слишком по душе? Оставьте сыну или дочери возможность выбрать то занятие, которое будет по душе или просто погулять с друзьями или сходить в поход с лидером, кому Вы доверяете. Ведь часто ребенок из вполне благополучной семьи убегает, если думает, что родители распоряжаются его временем, как хотят, не считаются с ним, не дают никакой свободы выбора. Поэтому прежде всего надо учитывать интересы, желания ребенка и не думать: "Вот он вырастет, тогда будет сам все решать!"
Третий корень, питающий поведенческую зависимость убегать из дома, бродяжничать, без цели путешествовать - СКУКА, НЕЗАНЯТОСТЬ
Благодатной почвой для этой причины служат гормональные перестройки. Чаще всего убегают дети именно в пубертатный период 11-14 лет, когда начинаются взросление, конфликтность, упрямство и как следствие регулярные ссоры с родителями, с учителями и другими взрослыми.
Дети убегают из дома, когда...
- им скучно и нечем занять себя (не были сформированы творческие потребности)
- их сводит оскомина монотонности, однообразия (пассивность, безынициативность)
- они хотят необычных впечатлений (нет понятий о последствиях и опасностях)
- они испытывают потребность самоутверждения, принятия и признания (неразборчивость в способах,
безответственность)
Родители создают условия для формирования этой зависимости, когда...
- перегибают палку контроля в отношении своих детей
- "перекармливают" любовью своих чад
- плотно окутывают своих детей постоянной опёкой
- для сына или дочери не оставляют возможности выбора
- не оставляют своим детям права на ошибку
- забывают о духовных потребностях и понятиях морали
- пресекается любая самостоятельность ребёнка
Чтобы заполнить вакуум впечатлений и хоть как то скрасить серость и однообразие жизни, дети прибегают к мечтаниям и фантазиям на темы дальних странствий, поэтому они так быстро "западают" на приключенческие фильмы,
легко попадают на крючок зависимости от азартных игр.
Неудовлетворённые потребности в поддержке, в понимании, в родительском тепле
и внимании делают таких детей очень доверчивыми. Как раз этим и пользуются
педофилы, заманивая в свои сети.
Когда Вы были вместе с сыном или дочерью в театре, на спортивном празднике? Ходили ли Вы в походы по интересным местам в окрестностях Вашего города?
Вспомните, часто ли вы ходили с ребенком в кино или парк развлечений?
Может быть Вы ездили вместе с детьми куда-то отдыхать?
Давали ли Вы выбор своему сыну или дочери самим выбирать спортивную секцию, студию или клуб по интересам?
Если - нет! Ищите возможности для этого и не откладывайте в долгий ящик для реализации задуманного. Это хорошая альтернатива желаниям убегать из дома в поисках острых ощущений.
Четвёртый корень, питающий поведенческую зависимость убегать из дома, бродяжничать, без цели путешествовать - ЖЕСТОКОСЕРДИЕ
Часто родители наказывают своё чадо просто так, "для профилактики", чтобы впредь неповадно было ослушаться, на всякий случай. Ребенок начинает считать, что в семье его не понимают, что его не любят. Он начинает искать людей, которые могли бы его выслушать и защитить. А если Вы срываете злость и неудовлетворенность своей жизнью на своём собственном ребёнке регулярно, то ребенок убегает, уходя от несправедливых наказаний, протестуя таким способом против произвола, или чтобы забыться. К жестоким родителям дети сами не возвращаются практически никогда. Они уходят, стремясь избежать наказания, но знают, что, когда вернутся, будет еще хуже. Поэтому, даже если ребёнок виноват, не стремитесь наказать его сурово прежде всего с ним надо спокойно поговорить и выяснить причину проступка. Будьте справедливы по отношению к ребёнку, заботьтесь о нем, старайтесь решить все проблемы, и тогда ему не будет необходимости бежать.
Извините, что так много - кому интересно - почитайте, любопытная статья, в которой все объяснено.