Бакалавры и магистры

Как Вы считаете, будет ли способствовать переход к двухуровневой системе высшего профессионального о

  • Да

    Голосов: 0 0,0%
  • Нет

    Голосов: 0 0,0%
  • Затрудняюсь ответить

    Голосов: 0 0,0%

  • Всего проголосовало
    0

Sipe

Пользователь
Стянуто со студенческого форума.

4+2=?
Многие российские студенты не заинтересованы в системе "бакалавр - магистр"

Хитрую арифметику осваивают сегодня в российских вузах. Раньше, как известно, все они готовили "специалистов". Чаще всего учеба на дневном отделении длилась пять лет. Но, подписав Болонскую декларацию, Россия обязалась перейти на европейскую систему обучения - "бакалавр-магистр".


Напомним: это значит, что на первом уровне студенты будут грызть гранит науки четыре года. Возможно присвоение степени бакалавра выпускникам техникумов и колледжей. В магистратуре же, как правило, нужно учиться два года. Именно степень магистра открывает молодежи двери в большую науку. Две основные ступени дополняет докторский уровень.

Основные принципы Болонского процесса Россия обязана полностью "освоить" до 2010 года. Создание единого образовательного пространства Европы, взаимное признание дипломов университетами разных стран - все это, конечно, прекрасно. Однако двухступенчатая система "4+2" идет пока тяжело. Хотя, заметим, для России она в общем-то и не явилась чем-то уж совсем новым: некоторые вузы, в том числе и Высшая школа экономики, работают по ней уже более десяти лет. Как правило, свою точку зрения о плюсах и минусах системы до сих пор высказывали ректоры и преподаватели. А что думают студенты, во благо которых все и задумывалось?

- Когда мы учились, такая система была еще в новинку, - делится один из выпускников ГУ-ВШЭ. - Нам сказали, что мы можем закончить "пятилетку" и выйдем специалистами с практической направленностью. Если же мы хотим усилить теоретическую базу, то можно защитить диплом бакалавра, а потом перейти в магистратуру. Но большой разницы между двумя системами по уровню знаний не наблюдалось. Хотя, конечно, уровень диссертационной выпускной работы магистра был намного выше, чем диплом специалиста. Бакалавриат же у нас почти никто не выбирал - он не котируется у работодателей.

А вот что говорит Всеволод Бельченко, студент отделения деловой и политической журналистики:

- Новая система более гибкая: она дает возможность самим планировать образование. В бакалавриате студент получает базовое высшее образование - гуманитарное или техническое. А затем уже может специализироваться в магистратуре. Но, проучившись четыре года, многие еще и не знают, нужна им узкая специализация или нет. Тогда пожалуйста: поработай года два, а потом, если определишься, иди учиться дальше. Кроме того, "специалист" получает один диплом. Окончив же в бакалавриате, например, факультет экономики, ты можешь затем поступить в магистратуру на менеджмент. Фактически выпускник становится специалистом в двух областях. А значит - у него больше шансов найти работу.

Но есть в новой системе и существенный минус. Какой? Пока вузы переходят со своих привычных пятилетних учебных планов на двухступенчатую систему, накладок не избежать. Например, в магистратуре некоторые курсы совпадают с курсами бакалавриата, а некоторые до сих пор плохо отработаны и могут вовсе не пригодиться.

Не все вузы понимают, что магистратура - это не массовое, а более элитарное образование. Больше времени там нужно уделять индивидуальной работе со студентом. Не исключено, что вместо четырех лет базового образования плюс два года специализированного мы получим шесть лет того же массового образования. Поэтому необходимо качественно менять учебные планы и создавать в высшей ступени действительно новые специальности. Растягивать пятилетние планы на шесть лет просто недопустимо.

"Новые" дипломы вызывают недоверие и у некоторых российских работодателей. Кто такой магистр - им не понятно. А диплом бакалавра они считают неполноценным.

Задумывалось, что система "4+2" повысит мобильность студентов, предоставляя им шанс учиться и работать за границей. Но ведь 95 процентов наших студентов вообще не имеют возможности, и материальной прежде всего, учиться за рубежом. Не этим ли объясняется незаинтересованность большинства ребят в новой программе? Они не против - им по большому счету просто все равно.

мнение работодателя


Наталья Седых, первый заместитель директора по персоналу Альфа-Банка:

- При наборе персонала мы рассматриваем кандидатов только с дипломом специалиста или магистра. Сейчас при пятилетнем обучении на начальных курсах студенты получают общую теоретическую подготовку, а специализация начинается с четвертого-пятого курсов. Бакалавры проходят обучение в более сжатые сроки, что скажется на качестве обучения: мы можем получить выпускников либо только с теоретической подготовкой, либо, наоборот, с плохим знанием теории.

Елена Астафурова, руководитель отдела кадров страховой компании "Стандарт-Резерв":

- Важно не только образование соискателя, но и его деловые и личностные качества, опыт работы в данной сфере. Поэтому на рынке труда будут востребованы и магистры, и бакалавры.

Михаил Пелехатый, ректор Института нейролингвистического программирования:

- Западная модель подготовки кадров более гибко реагирует на потребности рынка. Однако недостаточно просто ввести две ступени высшего образования - необходимо изменить его содержание. Наши вузы, скорее всего, пойдут по более простому пути: "обрубят" пятый год обучения без изменения учебных планов. В этом случае реформа приведет лишь к падению качества образования: в рамках бакалавриата вузы будут выпускать некомпетентных специалистов. Компаниям, как и сейчас, придется доучивать выпускников, повышать их квалификацию до приемлемого уровня.

Между тем
На рассмотрении в Госдуме сейчас находится федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Предлагается установить уровни высшего профессионального образования: "бакалавр-магистр" (при сохранении непрерывной подготовки специалистов по ряду специальностей). С точки зрения минобрнауки, это позволит укрепить фундаментальный характер образования и облегчить адаптацию выпускников на рынке труда. Законопроект уже прошел согласование с федеральными органами исполнительной власти и организациями и должен быть принят депутатами в осеннюю сессию.
 

CHARiSMA

Пользователь
Я тоже слышала об этой системе) и по ней я должна таки являться бакалавром уже, только вот в ВУЗе наб об этом не говорили и предпочитают молчать как партизаны) что будет написано в дипломе тоже пока не известно)
 

belogvardeec

Пользователь
Ответил да. Если на западе работает, значит и у нас будет. Все решения, сближающие Россию с западом, я рассматриваю как правильные и нужные.
И ни для кого не секрет, что подавляющая часть студентов ВУЗов (особенно заочных и платных ВУЗов), не приобретает там знания, а попросту "балду гоняет". Вот такие пусть будут "бакалаврами". Надо отсекать неучей.
А то вот знаю одного такого, учится на 3 курсе финансовой академии и спрашивает меня как резюме составлять, что писать! Большинство не делают сами контрольных заданий, и не знают элементарных вещей. И таких "олухов" процентов 70 студентов.
 

Sipe

Пользователь
Нам сказали, что нас в любом случае будут доучивать по старой системе, т.е. станем специалистами. И в этом нам крупно повезло, т.к. в будущем по нашей специальности будут готовить только бакалавров.
 

Izis

Пользователь
Как это? а магистров не будут готовить что ли? А какая специальность?
 

Sipe

Пользователь
Izis
Специальность маркетинг. Возможно, имели в виду, что это только в нашем ВУЗе.
Хотя, belogvardeec прав на счёт 70% олухов, и если маркетолога–неуча страна еще переживёт, то такой врач или педагог – это уже проблема для общества, и возможно, что в основном магистров будут готовить по таким специальностям.
 

Izis

Пользователь
Что за ужасы вы рассказываете?
Магистров будут готовить по всем специальностям. Хочешь - сдавай экзамены, плати деньги в кассу и продолжай учиться, не хочешь - будь бакалавром.
ГОСТЫ разработаны по всем специальностям - в том числе и для маркетинговых - и для бакалавров, и для магистров.
 

Sipe

Пользователь
ГОСТы-то разработаны, а вот сможет ли ВУЗ готовить магистров или ограничится бакалавром, будет зависеть от его аккредитации по данной специальности.
 

Izis

Пользователь
Ну и пойдете себе в другой ВУЗ - да и то вряд ли. каждый ВУЗ будет бороться за право выпускать как бакалавров, так и магистров, иначе он просто будет неконкурентноспособным и долго не протянет. Кому захочется пойти туда, где будет шансов на продолжение учебы?
 

SHY

Пользователь
Вопрос на самом деле очень спорный... Примерно как с ЕГЭ...

Я училась по 5-тилетней системе и периодически бесилась от того, что с ттаким дипломом очень сложно прорваться в зарубежную компанию - HR-ы таких компаний просто не понимают кто такой "специалист", для них ты можешь быть либо "бакалавром", либо "магистром" и никак иначе...
Курсы младше учились и, насколько мне известно, учатся сейчас по системе "бакалавриат-магистратура". Тут тоже свои сложности - нет четких программ, и разрабюатывать и внедрять их будут еще очень долго, нет уверенности в том, что твой диплом воспримут правильно на рынке вакансий, нет вообще уверенности, что тебя возьмут в магистратуру, потому что сейчас во многих ВУЗах прием в магистратуру примерно похож на прием в аспирантуру - то есть этого студета мы берем (потому что он умница-молодец и вообще нам всем нравиться, да и вообще он внук начальника лаборатории), а вот этого не берем (и закроем мы глаза на то, что все вступительные он сдал на отлично, у нас места на него нет)... Ну вот как-то так...

Честно скажу, я противник таких резких изменений в системе образования... Зачем нам система "4+2", да еще и ЕГЭ перед этим?!? Мне кажется, что та система которая была в школах и ВУЗах раньше очень правильна по структуре. Надо не на Запад ориентироваться, а совершенствовать свою собственную, привычную всем систему образования...

Неужели вы не заметили, что с внедрением чего-то нового общий уровень образования в Москве (я пишу именно про Москву - про другие города нашей необъятной Родины не знаю) неизменно ухудшается? А все потому, что мы стремимся непонятно к чему... Вроде как совершенствуем, но по факту только портим ту систему образования, которой раньше славилась Россия!

В общем я против!!!
 

JUGr.Foxbat

Пользователь
[quote name=\'Sipe\' post=\'297626\' date=\'22.4.2008, 2:31\']Стянуто со студенческого форума.

4+2=?
Многие российские студенты не заинтересованы в системе "бакалавр - магистр"[/quote]
даже скажу почему: поступать два раза в один и тот же вуз ЛЕНЬ!

зы, я сам учился 4+2 в политехе.
 

Izis

Пользователь
И я против, потому что у нас все поставлено " с ног на голову". Смотрю я программы для подготовки магистров по специальности "психология" и не понимаю - чем же, собственно они отличаются от программы по тем же в принципе дисциплинам для "бакалавров"? Ах да, нашла - в пояснительной записке предполагается, что данный курс должен сформировать новые ЗУНы, и, соответственно, повысить профессиональную компетентность человека. Новые ЗУНы - старым способом, по принципу "повторение - мать учения"? Весьма спорно, на мой взгляд. А для студента - скучно. А для преподавателя - головная боль, как бы с этим старым-новым курсом сотворить нечто такое, чтобы сидящий перед тобой человек не отбывал срок, а действительно учился.
Что касается предположения, что магистров готовят для научной и преподавательской деятельности - бред сивой лошади. За все время обучения в аспирантуре долго надеялась, что нам прочтут нечто вроде "методолгия преподавания психологии", научат писать юниты, создавать слайды, работать по системе дистанционного обучения со студентами, писать программы, разрабатывать лекции, практические занятия, проводить тренинги и т.д. и т.п - нормальное ведь желание? Чем все закончилось: курс по филосолфии, по педагогике (???нафига???), и еще ин.яз. - просто таскали переводы из книги каждые 2 недели и нам галочки ставили - принес или нет. Поэтому, боюсь, если раньше не были разработаны хорошие курсы по подготовке к преподавательской деятельности для аспирантов - то сейчас их и подавно не будет для магистров.
 

Бес в ребро

Пользователь
А я всё-таки поеду в универ и поговорю по поводу магистратуры... Что-то мне интересно это стало... Ещё годик можно поучицца..
 

Бес в ребро

Пользователь
[quote name=\'Izis\' post=\'313324\' date=\'2.7.2008, 17:07\']2 годика[/quote]

Это бакалавры 2 года в магистратуре учацца, а нам специалистам учицца надо год... Так что годик и всё...
 

lasurs

Снежный Барс
Вообще не вижу смысла в этой системе. Раньше проучился 5 лет, вот тебе корочка о высшем образовании, ты дипломированный специалист, а теперь?
Кому ты нах нужен с твоим бакалавриатом?! Это вообще ничего не дает...
У меня на бывшем факультете, те кто после меня выпускались по этой системе говорили, декан взял и не взял в магистратуру, просто без объяснения причин и куда деваться такому специалисту?!
Вобщем просто возрасло поле для борьбы с корупцией, больше никаких плбсов вообще не вижу...
 

Izis

Пользователь
Почему бакалавры воспринимаются как "недоделанные" специалисты?Бакалавр получает такую же корочку о высшем образовании как и другие, как и раньше - специалисты.
Это первая ступень высшего образования...вот и все.
Если же следовать логике, что бакалавр - это вообще фигня, то давайте будем последовательны и скажем, что кандидат наук - недоделанный доктор, доцент - профессор, а профессор - академик. Так получается, чо единственный, кто заслуживает признания как профессионал - это доктор наук, при этом академик. А их у нас слишком мало - всего 30 тысяч))))
 

AlexeyGR

Пользователь
Тупое заимствование схем ни к чему хорошему не приводит, ИМХО.
 

lasurs

Снежный Барс
Почему бакалавры воспринимаются как "недоделанные" специалисты?Бакалавр получает такую же корочку о высшем образовании как и другие, как и раньше - специалисты.
Это первая ступень высшего образования...вот и все.
Если же следовать логике, что бакалавр - это вообще фигня, то давайте будем последовательны и скажем, что кандидат наук - недоделанный доктор, доцент - профессор, а профессор - академик. Так получается, чо единственный, кто заслуживает признания как профессионал - это доктор наук, при этом академик. А их у нас слишком мало - всего 30 тысяч))))
Вот скажи, родное сердце, если ты придешь устраиваться на работу и принесешь им корочку бакалавра, а у них требования к претендентам - высшее образование, тебя возьмут?!
 

JUGr.Foxbat

Пользователь
Это не заимствование. Это приведение к стандарту. Так уж вышло, что 4+2 распространился гораздо больше, чем 5. А недоделанными считают потому что если раньше учились 5, то тепреь 4. Ничего страшного - со временем привыкнут. А недоделанный - это когда учился-учился, но корку так и не получил.
 
Сверху