Ядерный смерч. 62 года назад Хиросима и Нагасаки были стерты с лица земли
Если враг не сдается…
С 16 июля по 2 августа 1945 года в Потсдаме проходила конференция лидеров трех держав - СССР, США и Великобритании. Главной темой, которую обсуждали Сталин, Трумэн и Черчилль, был вопрос о капитуляции Японии. Американцы и англичане хотели добиться этого любым путем и как можно скорее - пока СССР не вступит в войну на Дальнем Востоке.
Во время конференции Трумэн получил короткую записку с одной лишь странной фразой: “Младенцы появились на свет без осложнений”. Она означала, что близ американской авиабазы Аламогордо произведено успешное испытание нового оружия - атомной бомбы.
Вашингтонские летописцы любят повторять, что атомные бомбы были сброшены на Хиросиму и Нагасаки лишь после официального отказа Японии от капитуляции. Однако это, мягко говоря, неправда. Черчилль вспоминал, что во время Потсдамской конференции Сталин рассказал ему в приватной беседе про обращение японского посла в Москве, в котором выражалось стремление Страны восходящего солнца сложить оружие. А попытки заключить мир японцы начали предпринимать еще раньше. Причем, об этом прекрасно знали американцы.
Так, накануне Рождества 1944 года спецслужбы США получили сообщение от агента в Японии о том, что на политическую арену азиатского государства вышла новая партия, которая стремится к заключению мира. Действительно, в апреле 1944 года к власти в Японии пришел адмирал Кантаро Судзуки, сменивший на премьерском посту Хидеки Тодзио, ввергшего страну в губительную войну. Новый премьер-министр хорошо понимал, что война, продлись она еще какое-то время, обескровит его нацию. Но участь азиатской страны была предрешена…
Достоверно известно, что еще до испытания атомной бомбы, США и Великобритания успели договориться друг с другом о нанесении смертоносного удара по Японии. Позже, каясь или просто пытаясь пустить крокодильи слезы, Черчилль писал: “Было бы неправильно полагать, что атомная бомбардировка решила судьбу Японии. Поражение было неизбежно еще до того, как упала первая бомба…”
К слову, американскими штабами первоначально планировалось сбросить 9 атомных бомб, по 3 в поддержку каждой десантной операции на Японских островах, намеченных на конец сентября 1945 года. Но когда в августе пришел приказ о немедленном применении атомного оружия, США располагали только двумя готовыми бомбами. Даже американские военные настаивали на том, чтобы взорвать их над рисовыми полями или морем. И в таком случае психологический эффект был бы достигнут. Но правительство было непреклонно: бомбы следует применить против густо заселенных городов. С военной точки зрения атомная бомбардировка была бессмысленной жестокостью.
Имя смерти – “Энола Гэй”
…27 июля 1945 года на крохотный остров Тиниан Марианского архипелага прибыл тяжелый американский крейсер “Индианаполис”, в трюмах которого находился охраняемый с невероятной бдительностью контейнер – урановый заряд для атомной бомбы. К 31 июля все подготовительные работы были завершены. Американцы ждали улучшения погоды, которая, словно сопротивляясь их умыслам, несколько дней скрывала Японию сплошной завесой облаков, дождя и тумана. Наконец тучи разошлись и настал новый день - понедельник, 6 августа 1945 года.
Еще до рассвета, в 2.45 утра, со взлетной полосы Тиниана поднялся бомбардировщик Б-29 с номером 82, названный его командиром Полом Тиббетсом “Энола Гэй” в честь своей матери. В полете к нему присоединились еще шесть самолетов - один запасной, три разведчика и два “свидетеля”, несущих контейнеры с фотоаппаратурой и приборами для фиксирования результатов удара.
Полковник Тиббетс у самолета “Энола Гэй”
Но именно на “Эноле Гэй” находился “Малыш” - урановая бомба мощностью 20 килотонн, детище Манхэттенского проекта стоимостью в 2 миллиарда долларов.
Полет проходил тяжело, внизу была сплошная облачность. Тиббетс беспокоился, что миссия провалится. Но в 7.10 утра майор Клод Изерли, посланный на разведку к Хиросиме, прислал утешительное сообщение: над городом облаков нет. Хиросима оказалась в небольшом просвете хорошей погоды. Впоследствии, осознав, что натворил, майор Изерли, отличный командир с крепкими нервами и доброй сотней боевых вылетов над Германией, станет нервозной развалиной. Его карьера закончится в психолечебнице, куда он попадет за навязчивые попытки добиться суда над собой как над убийцей. Всю пенсию он будет отсылать до востребования на Хиросимский почтамт для детей убитого города…
Урановая бомба “Малыш”
В 8 часов 14 минут 15 секунд полковник Тиббетс отдал приказ. Створки бомбового люка “Энолы Гэй” открылись и “Малыш” устремился вниз. Еще 47 секунд над Хиросимой светило солнце…
Полковник Пол Тиббетс перед вылетом
Адский огонь
Оглушительный взрыв и ослепительная вспышка, казалось, в одно мгновение разорвали небо и землю. То, что происходило там, внизу, трудно было выразить словами. “Сначала появилась яркая молния взрыва, - вспоминал стрелок сержант Билл Кэрон. – Затем – слепящий свет, в котором была видна приближающаяся взрывная волна, потом – грибообразное облако. Впечатление было такое, словно над городом бурлило море кипящей смолы. Только края его оставались видны…”
Странно, но никто из экипажа “Энолы Гэй” поначалу не осознал, что же произошло только что на их глазах. Кто-то из пилотов сказал, глядя на летящие вверх вместе с дымом какие-то черные обломки: “Это души японцев возносятся на небо!”. Тиббетс, оторвавшись от приборов, взял микрофон и открытым текстом передал на базу: “Результаты бомбардировки превосходят все ожидания”. В этом он был совершенно прав.
…Деревянные дома вспыхивали один за другим, и до конца дня город был окутан дымом пожарищ. И когда, наконец, пламя улеглось, вся Хиросима представляла собой одни развалины. Это было ужасное зрелище, которого до сих пор не видела история. Всюду громоздились обугленные и обожженные трупы. Многие из них застыли в той позе, в которой их застал взрыв. Трамвай, от которого остался один остов, был набит трупами, висевшими на ремнях и поручнях. Те кто не умер сразу, стонали от ожогов, покрывавших все тело. Происходящее вокруг напоминало сцены из жизни ада.
Сам взрыв “Малыша” унес жизни 80 тысяч горожан. Но по прошествии двух суток, начался новый мор. От неизвестной болезни, позже названной лучевой, стали умирать десятки тысяч хиросимцев и жителей окрестностей. Из-за эпидемии 80 тысяч погибших в ближайшие недели превратились в 110, а по прошествии месяцев – в 140. Такова конечная цифра жертв “натурного эксперимента” президента Трумэна.
Сам город, расположенный на ровной как стол местности, был разрушен и сожжен до основания. Американская фоторазведка дала экспериментаторам снимки, демонстрирующие Хиросиму как проплешину с изменением цвета от насыщенно-черного внутри круга до коричневого и серого по краям.
Зловещий “Толстяк”
Тем не менее, японское командование не объявило о капитуляции на следующий же день, как ожидали американцы. Видимо, правительство Токио пребывало в шоке и не понимало, что же делать дальше. Поэтому 9 августа с аэродрома на Тиниане вновь поднялся Б-29 “Грейт Артист” майора Чарльза Суини. Он нес плутониевую атомную бомбу, любовно названную “Толстяком”. Целью удара был крупный город Кокура, но в последнюю минуту ветер над южной Японией изменил направление и закрыл Кокуру густой пеленой дыма от горящего металлургического комбината “Явата”. “Идем на запасную цель”, - скомандовал Суини и развернул самолет к порту Нагасаки. Участь города была решена.
Плутониевая бомба “Толстяк”
В 11 часов 02 минуты “Толстяк” взорвался над одной из церквей в центре Нагасаки, беззвучной вспышкой уничтожив город и его жителей. В Нагасаки погибло 75 тысяч человек. Плутониевая бомба “Толстяк” оказалась столь же эффективной, что и урановый “Малыш”, исполнивший приговор Хиросиме…
Майор Чарльз Суини в кабине самолета “Грейт Артист”
“Величайшее дело в истории”
Получив сообщение о первых результатах применения ядерного оружия, американский президент Трумэн с нескрываемым удовлетворением произнес: “Это величайшее дело в истории!”
И все же, почему союзники СССР во Второй мировой войне сбросили атомные бомбы на мирные японские города? На этот счет существует несколько объяснений.
Во-первых, американцы не желали делить лавры победителей в войне с Японией с другой супердержавой - СССР. В противном случае, США утратили бы влияние в данном регионе.
Второе объяснение заключается в практичности и даже, как бы это кощунственно ни звучало, в окупаемости нового оружия, ведь на создание смертоносного атома Америка потратила баснословные средства. “Бомба была просто обязана иметь успех – так много денег было израсходовано на нее. Если бы она не сработала, то как бы мы объяснили все эти громадные затраты? Какие бы это вызвало гневные протесты общественности?..”, - заявил один из высокопоставленных генералов Пентагона, занимавшихся разработкой ядерного оружия.
Существует и третье объяснение этого страшного преступления против человечества. Американский историк Гэр Алпровиц пишет: “Демонстрация боевых возможностей бомбы была нужна, чтобы заставить русских принять американский план послевоенного мира. И, прежде всего, навязать им свою позицию по основным спорным вопросам – предложениям США, касающимся Центральной и Восточной Европы”. Иными словами, дабы устрашить СССР наличием оружия нового поколения, американцы двумя ядерными ударами уничтожили десятки тысяч японцев.
Трагедия не повторится?
(вместо эпилога)
Сегодня Хиросима входит в десятку крупнейших городов Японии. Из атомного пепла возродился новый мегаполис с населением более миллиона человек. Однако жертвы чудовищного эксперимента шестидесятидвухлетней давности продолжают умирать от лучевой болезни до сих пор…
Хиросима стала символом борьбы против оружия массового уничтожения. Каждый год 6 августа река Ота пламенеет ярче неоновых огней города: люди зажигают свечи на деревянной подставке, покрывают их колпаком с именем погибшего и пускают вниз по течению.
Как постоянное напоминание о страшной трагедии в центре города оставлен нетронутым участок земли. Здесь все так же, как и десятки лет назад – развалины, тени на стенах – призраки атомной смерти. У входа в Мемориальный музей мира разбит парк, где горит вечный огонь, установленный перед сферическим памятником жертвам бомбардировки. На монументе выгравирована надпись: “Спите спокойно, ошибка не повторится”.
Церемония памяти включает минуту молчания, стаи голубей, скорбные удары поминального колокола. После чего в мемориал помещаются списки людей, которые в ушедшем году скончались от последствий ядерного взрыва.
Михаил Павлов