Party
Active Member
Сначала думала продолжить тему о дисфункциональных семьях, потом решила, что это явление заслуживает отдельной темы. Говоря сухим языком, выученная беспомощность - это усповно-рефлекторная реакция на любое препятствие как на непреодолимое.
Проводя эксперименты на животных, ученые заключили, что выученная беспомощность появляется в результате неоднократного повторения нерешаемых задач. Животное как бы "перестает верить", что справится, и оставляет попытки. Но с людьми все гораздо сложнее. Трудности, преодолеваемые в жизни, ребенок может анализировать и решать с помощью взрослых, и если родители его поддерживают, стимулируют мотивацию, позволяют совершать ошибки и не угнетают - ребенок не вырастет беспомощным. Основная причина выученной беспомощности - гиперопека родителей:
Часто семьи, в которых ребенка опекают выглядят вполне благополучными и счастливыми, социумом одобряется то, что о ребенке родители активно заботятся, за ним ухаживают, ему уделяется много времени, о матерях-гиперопекунах говорят: "Она хорошая мать", часто их приводят в пример мамам, которые меньше времени и внимания уделяют детям. Но результат такого воспитания очень плачевный. Гиперопека - это одна из форм гиперконтроля. Напомню, что авторитарный (деспотичный, тираничный) стиль воспитания - это тоже гиперконтроль, грубо говоря, гиперопека - это более мягкое подчинение своей воле. Поэтому результат гиперопеки такой же как и при тирании: вырастает зависимая, беспомощная личность.
Собственно, речь об этом явлении уже началась в соседней теме, здесь мы ее продолжим:
Проводя эксперименты на животных, ученые заключили, что выученная беспомощность появляется в результате неоднократного повторения нерешаемых задач. Животное как бы "перестает верить", что справится, и оставляет попытки. Но с людьми все гораздо сложнее. Трудности, преодолеваемые в жизни, ребенок может анализировать и решать с помощью взрослых, и если родители его поддерживают, стимулируют мотивацию, позволяют совершать ошибки и не угнетают - ребенок не вырастет беспомощным. Основная причина выученной беспомощности - гиперопека родителей:
Первая попавшаяся ссылка по теме: http://iatp.vspu.ac.ru/psy/children/vzaimod/gipopeka.htmГиперопека — чрезмерная забота о детях, которая выражается в стремлении родителей окружать ребенка повышенным вниманием, защищать даже при отсутствии реальной опасности, постоянно удерживать около себя, "привязывать" детей к своему настроению и чувствам, обязывать их поступать определенным, наиболее безопасным для родителей способом.
При гиперопеке ребенок лишается возможности самостоятельно преодолевать трудности. В результате он теряет способность к мобилизации своей энергии в трудных ситуациях, он ждет помощи от взрослых, прежде всего от родителей; развивается так называемая выученная беспомощность — условнорефлекторная реакция на любое препятствие как на непреодолимое.
Обычно более высокий уровень заботы проявляется к детям первых лет жизни, при наличии заболеваний, физических и нервно-психических дефектов. Вне действия этих факторов гиперопека более свойственна не очень общительным матерям, с ограниченным, заранее определенным кругом контактов. Недостаточную общительность они компенсируют в отношениях с детьми.
Более выражена, чем у отцов, связь между типом темперамента матери и характером заботы: гиперопека чаще встречается у матерей с флегматическим и меланхолическим темпераментом. В большей степени гиперопека свойственна доминирующим в семье матерям, отражая их непроизвольную установку на создание зависимости у детей. При этом срабатывает психологический механизм "обязывания" детей действовать определенным, раз и навсегда заданным образом. К тому же нередко эти матери пытаются образовать с дочерьми изолированную пару общения в семье, чрезмерно опекая их и не допуская участия отца в воспитании. Если дочь похожа на отца и испытывает потребность эмоционального контакта с ним, подобная конфликтная структура семейных отношений может неблагоприятно сказаться на формировании характера девочки и ее последующих отношениях в браке.
Особая разновидность гиперопеки встречается у матерей с истерическими чертами характера, претенциозных, добивающихся признания любой ценой. Средством этого является ребенок, достижения которого всячески подчеркиваются, выделяются; вокруг ребенка создается ореол исключительности и нередко культ вседозволенности. Фактически же забота и любовь носят внешний, демонстративный характер, рассчитанный скорее на восхищение окружающих, публичный эффект, чем на реальный учет эмоциональных нужд и возрастных потребностей детей. Данный вариант гиперопеки наблюдается чаще в отношении единственных детей и в ряде случаев в неполной семье. Гиперопека здесь нередко восполняет аффективно заостренную потребность в привязанности и любви прежде всего у самих родителей.
Лежащее в основе гиперопеки стремление матери "привязать" к себе ребенка, не отпускать от себя часто мотивировано чувством беспокойства и тревоги. Тогда потребность в постоянном присутствии детей становится своего рода ритуалом, уменьшающим беспокойство матери и прежде всего ее страх одиночества, или более широко — страх отсутствия признания, лишения поддержки. Поэтому тревожные и тем более пожилые матери склонны к большей опеке.
Другой распространенный мотив гиперопеки — существование у родителей постоянного чувства страха за ребенка, навязчивых опасений за его жизнь, здоровье, благополучие. Им кажется, что с детьми обязательно что-то может случиться, что их нужно во всем опекать, предохранять от опасностей, большинство из которых на поверку оказываются плодом мнительного воображения родителей.
Гиперопеку, обусловленную страхом одиночества или несчастья с ребенком, можно расценить в качестве навязчивой потребности в психологической защите прежде всего самого родителя, а не ребенка. В известной мере родительское беспокойство может быть оправданным из-за неблагоприятного стечения жизненных обстоятельств у детей, особенно при их физической и нервной ослабленности. Однако это порождает у ребенка ответное чувство беспокойства и зависимости от родителей.
Еще одна причина гиперопеки — инертность родительского отношения к ребенку: к уже подросшему ребенку, к которому нужно предъявлять более серьезные требования, продолжают относиться как к маленькому.
Главная неблагоприятная роль гиперопеки — передача избыточного беспокойства детям, психологическое заражение не свойственной возрасту тревогой. Это порождает зависимость, несостоятельность, инфантилизм, неуверенность в себе, избегание риска, противоречивые тенденции в формировании личности, отсутствие своевременно развитых навыков общения.
Родителям необходимо отдавать себе отчет в том, не окрашено ли их отношение к детям чрезмерной озабоченностью и тревогой. Честное осознание скрытых мотивов своего поведения как правило способствует нормализации отношения к детям и всей внутрисемейной атмосферы.
Часто семьи, в которых ребенка опекают выглядят вполне благополучными и счастливыми, социумом одобряется то, что о ребенке родители активно заботятся, за ним ухаживают, ему уделяется много времени, о матерях-гиперопекунах говорят: "Она хорошая мать", часто их приводят в пример мамам, которые меньше времени и внимания уделяют детям. Но результат такого воспитания очень плачевный. Гиперопека - это одна из форм гиперконтроля. Напомню, что авторитарный (деспотичный, тираничный) стиль воспитания - это тоже гиперконтроль, грубо говоря, гиперопека - это более мягкое подчинение своей воле. Поэтому результат гиперопеки такой же как и при тирании: вырастает зависимая, беспомощная личность.
Собственно, речь об этом явлении уже началась в соседней теме, здесь мы ее продолжим:
Дима написал(а):Возвращаясь к вопросу о психологическом неблагополучии и том, что яблоко от яблони падает иногда далеко. Марин, расскажи пожалуйста подробнее об этом, особенно мне интересен пример с внешне благополучными родителями.
Party написал(а):В моей практике было очень много случаев, когда родители не пьют и не курят, занимают высокие посты, культурные все из себя, деятели искусств или наук, дом - полная чаша... а ребенок - наркоман. В первых сообщениях пишется о таких дисфункциональных семьях (кстати, часто там в роду много алкоголиков). Сейчас просто еще один живой пример. Муж - внук и сын алкоголика, долго служил в армии, привык жить "по инструкции", часто просит меня: "вы мне скажите что и как делать - я сделаю", но проявлять самостоятельно инициативу не хочет, хотя под руководством жены открыл собственный бизнес по продаже мебели. Жена - внучка алкоголика (по маме), дочь авторитарной матери, родители не пили, но отец - очень ведомая личность, редко бывающий дома, капитан дальнего плавания. От гнета матери она бежала в другой город едва закончив институт, в детстве и юности круглая отличница, не в пример брату (который с ее слов неудачник и алкоголик), все у нее правильно, все по-полочкам, оглушительная карьера, свой бизнес, все успевает, умница, красавица. Семья обеспеченная, хороший дом, часто бывают заграницей... Сын, 27 лет, единственная надежда и вложение массы денег и сил в его воспитание и образование, с трудом (родителей) закончил строительный институт, за всю свою жизнь работал всего два года: у папы на фирме, и то ушел. Наркомания.
Отец с гордостью рассказывает как пытался приучить сына к труду, а мама ему мешает: "Вот, у него должна была быть практика в институте, я обошел стройки, узнал все, нашел там, где его возьмут на работу, договорился с прорабом... но жена решила, что в это время ему лучше сдать на права, а справку о работе мы ему сами сделаем". Вопрос: "Вы считаете, что то, что вы искали за него работу, ходили по стройкам, договаривались - делает его более самостоятельным?" не понял.