SHY
Пользователь
Старшекурсники из частных российских вузов, так же как и их коллеги из государственных учебных заведений, видят в получении высшего образования ключ к успешной карьере. Схожи их точки зрения и в оценке личных качеств. Однако ученые выяснили, чем же различаются студенты государственных и негосударственных учебных заведений России и каким выпускникам отдают предпочтение работодатели.
Любопытно, что более четверти нынешних студентов государственных вузов выбирали будущее учебное заведение под влиянием родительских советов. В меньшей степени (20% против 25,3%) советы пап и мам повлияли на выбор вуза у студентов негосударственных учебных заведений.
Решающий конкурс
Большинство респондентов, опрошенных агентством «РейтОР», выбирали вуз из-за возможности получить в будущем интересную работу (46,7% учащихся госвузов и 39,6% студентов НОУ). Кроме того, студенты были уверены в перспективности выбранной специальности (37,1% и 33,7%). На третьем месте по степени важности для них – возможность попасть на высокооплачиваемую работу (30,2% и 28%). К тому же для молодых людей был немаловажен и вопрос престижа выбранного учебного заведения (15,5% и 10,9%). Наличие или отсутствие военной кафедры в вузе повлияло на их выбор незначительным образом – по этому принципу вуз выбирали 4,2% студентов госвузов.
Самое большое различие между студентами государственных и частных вузов при выборе учебного заведения социологи обнаружили в ответе «невысокий конкурс». Именно этот показатель стал определяющим для 14,9% студентов негосударственных вузов, тогда как среди учащихся госвузов таких всего 6,4%.
Чем же мотивировали свой выбор студенты негосударственных вузов? Оказывается, для них в большей степени, чем для их коллег из государственных вузов, было важно получить именно эту специальность, которая есть в этом конкретном вузе (24,8% против 21,4%). Значительными были и советы друзей, знакомых, учившихся в этом учебном заведении (21,3% против 17,2%). Также оказало влияние на выбор и наличие «связей» родителей и родственников (5,7% против 4,4%).
Однако, проучившись несколько лет, студенты начинают по-другому относиться к выбранной профессии. Теперь их обучение мотивирует в большей степени возможность сделать успешную карьеру (в госвузах 47%), желание получить выбранную специальность (46,3%) и устроиться на хорошую работу (44,3%). Также важен для студентов госвузов и престиж получаемого образования (19,3%). Кроме того, многие студенты государственных вузов планируют продолжить учебу в дальнейшем.
Старшекурсники из негосударственных вузов, так же как и их коллеги из госвузов, видят в получении высшего образования ключ к успешной карьере, возможность работать по выбранной специальности, иметь привлекательную работу. Но все-таки они в большей степени рассчитывают с помощью диплома сделать успешную карьеру (54,2%). Желание просто получить диплом о высшем образовании у них выражено гораздо сильнее, чем у старшекурсников госвузов (25% и 19,3% соответственно). На престиж получаемого образования они обращают меньше внимания, чем студенты государственных вузов (15,1% и 19,3% соответственно). Также среди них меньше тех, кто планирует продолжить учебу в дальнейшем.
Личные качества
Что же касается личных качеств, то практически все студенты высоко оценивают такие свои конкурентные преимущества, как ответственность (51,1% и 50,5%), трудоспособность (47% и 47,3%), целеустремленность (47,1% и 42,3%) и исполнительность (27% и в госвузах, и в частных).
Эти качества, по мнению опрошенных, являются самыми важными при устройстве на работу. Что касается позиции «уровень фундаментальных знаний», то старшекурсники государственных и негосударственных вузов считают ее чуть менее важным конкурентным преимуществом, чем вышеперечисленные качества. Но при этом все-таки студенты госвузов считают уровень знаний более важным преимуществом, чем их коллеги из негосударственных учебных заведений (29,6% и 25,7% соответственно).
Гораздо меньшую оценку заслужило качество образования, полученного в вузе, но все-таки и эта позиция практически одинаково важна для старшекурсников государственных и негосударственных вузов (18,6% против 15,3%). Менее важны для них лидерские качества, психологическая устойчивость, владение иностранным языком, креативность, предпринимательские навыки, знание корпоративной культуры и знание рынка.
Старшекурсники негосударственных вузов, в отличие от своих коллег из государственных вузов, выше оценивают такое свое качество, как коммуникабельность (38,1% и 30,6% соответственно), опыт работы по специальности (24% и 19,3%), знание рынка (10,6% и 5,1%). Зато наиболее важное для работодателя качество – обучаемость (так показали региональные исследования «РейтОРа») – выше ценят старшекурсники государственных вузов, чем частных (30,3% и 24,5%).
Кроме того, они уверены, что диплом их вуза играет большую роль для работодателя, чем диплом выпускника негосударственного вуза. Старшекурсники государственных вузов выделяют и такое преимущество, как дополнительное образование. Но на этом разница самооценок заканчивается. Таким образом, в самооценке студентов государственных и негосударственных вузов практически нет серьезных отличий. Любопытно, что старшекурсники небольших негосударственных учебных заведений имеют те же амбиции, что и их сверстники – студенты солидных государственных университетов, известных брендов.
Выбор работодателя
При этом и те и другие одинаково уверены, что «хорошая учеба – это требование работодателя». А по этой позиции студенты госвузов находятся в более выгодном положении, чем их коллеги из негосударственных заведений. По данным «РейтОР», около
% работодателей интересуются выпускниками исключительно государственных вузов.
Поэтому, оканчивая учебное заведение, выпускники негосударственных вузов оказываются в состоянии психологического конфликта: при тех же амбициях и карьерных запросах, что и у выпускников госвузов, они изначально попадают в невыгодное положение.
Как отмечают социологи, несовпадение между ожиданиями выпускников и намерениями работодателей провоцирует скрытый конфликт на рынке труда молодых специалистов и осложняет карьерное продвижение выпускников негосударственных вузов.
В этой связи возникает необходимость введения дополнительных курсов в негосударственных вузах, которые бы психологически подготавливали ребят к такому возможному конфликту. Экскурсы в корпоративные культуры разных организаций (российских, зарубежных), обучение навыкам взаимодействия в рабочем коллективе – это одни из актуальных моментов для коммерческого образования. В укреплении самооценки помогает и развитая корпоративная культура вуза: возможно, она способна уберечь психологический настрой выпускников негосударственных вузов от придирчивых настроений большинства работодателей.
Любопытно, что более четверти нынешних студентов государственных вузов выбирали будущее учебное заведение под влиянием родительских советов. В меньшей степени (20% против 25,3%) советы пап и мам повлияли на выбор вуза у студентов негосударственных учебных заведений.
Решающий конкурс
Большинство респондентов, опрошенных агентством «РейтОР», выбирали вуз из-за возможности получить в будущем интересную работу (46,7% учащихся госвузов и 39,6% студентов НОУ). Кроме того, студенты были уверены в перспективности выбранной специальности (37,1% и 33,7%). На третьем месте по степени важности для них – возможность попасть на высокооплачиваемую работу (30,2% и 28%). К тому же для молодых людей был немаловажен и вопрос престижа выбранного учебного заведения (15,5% и 10,9%). Наличие или отсутствие военной кафедры в вузе повлияло на их выбор незначительным образом – по этому принципу вуз выбирали 4,2% студентов госвузов.
Самое большое различие между студентами государственных и частных вузов при выборе учебного заведения социологи обнаружили в ответе «невысокий конкурс». Именно этот показатель стал определяющим для 14,9% студентов негосударственных вузов, тогда как среди учащихся госвузов таких всего 6,4%.
Чем же мотивировали свой выбор студенты негосударственных вузов? Оказывается, для них в большей степени, чем для их коллег из государственных вузов, было важно получить именно эту специальность, которая есть в этом конкретном вузе (24,8% против 21,4%). Значительными были и советы друзей, знакомых, учившихся в этом учебном заведении (21,3% против 17,2%). Также оказало влияние на выбор и наличие «связей» родителей и родственников (5,7% против 4,4%).
Однако, проучившись несколько лет, студенты начинают по-другому относиться к выбранной профессии. Теперь их обучение мотивирует в большей степени возможность сделать успешную карьеру (в госвузах 47%), желание получить выбранную специальность (46,3%) и устроиться на хорошую работу (44,3%). Также важен для студентов госвузов и престиж получаемого образования (19,3%). Кроме того, многие студенты государственных вузов планируют продолжить учебу в дальнейшем.
Старшекурсники из негосударственных вузов, так же как и их коллеги из госвузов, видят в получении высшего образования ключ к успешной карьере, возможность работать по выбранной специальности, иметь привлекательную работу. Но все-таки они в большей степени рассчитывают с помощью диплома сделать успешную карьеру (54,2%). Желание просто получить диплом о высшем образовании у них выражено гораздо сильнее, чем у старшекурсников госвузов (25% и 19,3% соответственно). На престиж получаемого образования они обращают меньше внимания, чем студенты государственных вузов (15,1% и 19,3% соответственно). Также среди них меньше тех, кто планирует продолжить учебу в дальнейшем.
Личные качества
Что же касается личных качеств, то практически все студенты высоко оценивают такие свои конкурентные преимущества, как ответственность (51,1% и 50,5%), трудоспособность (47% и 47,3%), целеустремленность (47,1% и 42,3%) и исполнительность (27% и в госвузах, и в частных).
Эти качества, по мнению опрошенных, являются самыми важными при устройстве на работу. Что касается позиции «уровень фундаментальных знаний», то старшекурсники государственных и негосударственных вузов считают ее чуть менее важным конкурентным преимуществом, чем вышеперечисленные качества. Но при этом все-таки студенты госвузов считают уровень знаний более важным преимуществом, чем их коллеги из негосударственных учебных заведений (29,6% и 25,7% соответственно).
Гораздо меньшую оценку заслужило качество образования, полученного в вузе, но все-таки и эта позиция практически одинаково важна для старшекурсников государственных и негосударственных вузов (18,6% против 15,3%). Менее важны для них лидерские качества, психологическая устойчивость, владение иностранным языком, креативность, предпринимательские навыки, знание корпоративной культуры и знание рынка.
Старшекурсники негосударственных вузов, в отличие от своих коллег из государственных вузов, выше оценивают такое свое качество, как коммуникабельность (38,1% и 30,6% соответственно), опыт работы по специальности (24% и 19,3%), знание рынка (10,6% и 5,1%). Зато наиболее важное для работодателя качество – обучаемость (так показали региональные исследования «РейтОРа») – выше ценят старшекурсники государственных вузов, чем частных (30,3% и 24,5%).
Кроме того, они уверены, что диплом их вуза играет большую роль для работодателя, чем диплом выпускника негосударственного вуза. Старшекурсники государственных вузов выделяют и такое преимущество, как дополнительное образование. Но на этом разница самооценок заканчивается. Таким образом, в самооценке студентов государственных и негосударственных вузов практически нет серьезных отличий. Любопытно, что старшекурсники небольших негосударственных учебных заведений имеют те же амбиции, что и их сверстники – студенты солидных государственных университетов, известных брендов.
Выбор работодателя
При этом и те и другие одинаково уверены, что «хорошая учеба – это требование работодателя». А по этой позиции студенты госвузов находятся в более выгодном положении, чем их коллеги из негосударственных заведений. По данным «РейтОР», около
Поэтому, оканчивая учебное заведение, выпускники негосударственных вузов оказываются в состоянии психологического конфликта: при тех же амбициях и карьерных запросах, что и у выпускников госвузов, они изначально попадают в невыгодное положение.
Как отмечают социологи, несовпадение между ожиданиями выпускников и намерениями работодателей провоцирует скрытый конфликт на рынке труда молодых специалистов и осложняет карьерное продвижение выпускников негосударственных вузов.
В этой связи возникает необходимость введения дополнительных курсов в негосударственных вузах, которые бы психологически подготавливали ребят к такому возможному конфликту. Экскурсы в корпоративные культуры разных организаций (российских, зарубежных), обучение навыкам взаимодействия в рабочем коллективе – это одни из актуальных моментов для коммерческого образования. В укреплении самооценки помогает и развитая корпоративная культура вуза: возможно, она способна уберечь психологический настрой выпускников негосударственных вузов от придирчивых настроений большинства работодателей.