Питер Брейгель (старший)

Party

Active Member
ПИТЕР БРЕЙГЕЛЬ (СТАРШИЙ)



Питер Брейгель (точнее Брёгел) Старший, или "Мужицкий" (Bruegelde Oude, Boeren Brueghel), нидерландский живописец и рисовальщик родился около 1525-30 в Бреде или в Брёгел.

Произведения Питера Брейгеля вплоть до ХХ века были скрыты в недрах частных коллекций. Гениальный цикл картин "Времена года" их заказчик, брюссельский купец Ионгелинг, еще при жизни автора упрятал в ломбард. Другие вещи художника рассеялись по городам и весям Европы... Собранный по крупицам и представленный, наконец, во всем своем творческом могуществе Питер Брейгель Старший сразу убрал с пьедестала своих сыновей - художников Питера Младшего (Адского) и Яна Бархатного (Райского), преуспевших в карьере и славе куда больше отца.



Что касается современников художника, то его творчество представлялось им этакой "шкатулкой с двойным дном". Сам же мастер, храня свои тайны, перед смертью велел молодой жене сжечь многие гравюры и рисунки. Что же побудило Брейгеля к такому приговор? В чем было ему каяться, чего опасаться? Ответ очевиден: слишком едки и насмешливы подписи под его опусами, да и сами эти гравюры и рисунки безмолвно кричали о многом таком, о чем тогда предпочитали помалкивать.



В жестокое время довелось жить художнику - в период господства в его Нидерландах испанских захватчиков. Даже евангельские сюжеты "Перепись в Вифлееме" и "Избиение младенцев" маскируют у Брейгеля сцены современных ему грабежей и разбоев.





В его картинах угадываются зловещие силуэты виселиц и кострищ, ставших в те годы столь же неотъемлемой частью голландского пейзажа, как мирные мельницы и колокольни. И вот парадокс: кардинал Гранвелла, испанский наместник, засыпавший Нидерланды пеплом еретиков, вошел в историю как истовый поклонник Питера Брейгеля! Именно он прятал в своем доме его картины, спасши, таким образом, и автора, и его вольнодумное искусство от неминуемой гибели.



Таинственна жизнь и судьба Брейгеля. До сих пор исследователи ищут одноименную фантастическую деревушку, якобы давшую имя юному бродяге, который (за двести лет до нашего Ломоносова) пришел за мифическим рыбным обозом в Антверпен. И, подобно гениальному русскому "мужичку", поздно приступив к наукам и художествам, вскоре блистательно все наверстал. Учился у знаменитого и преуспевающего Питера Кука Ван Альста - придворного художника императора Карла V. В его богатом доме, полном книг и заморских редкостей, безродный бедняк приобщился не только к живописи, но и обрел интересных мыслящих друзей. Сильнее их уроков действовали на него только острые впечатления от окружающей жизни, вместившие в себя и трезвый скепсис, и безудержное фантазерство.





Впрочем, это всего лишь осколки истины, добытые "с миру по нитке". Ибо подлинный Брейгель обнаруживает себя лишь, когда ему уже под тридцать: в 1551 году, принятый в антверпенскую Гильдию живописцев, он выступает, наконец, из мрака времени. Притом, видимо, уже так твердо стоит на ногах, что еще через два года совершает путешествие во Францию, Италию, Швейцарию. Потрясен древними памятниками Рима и шедеврами Возрождения, морскими стихиями и живописными гаванями Средиземноморья. Но больше всего жителя равнин поразили горы. Кто-то из друзей сказал по этому поводу: "Находясь в Альпах, Питер глотал горы и скалы, а, вернувшись домой, стал извергать их из себя на полотно".

Но не только новизну ощущений - новую и, в полном смысле слова, парадоксальную точку зрения на все мироздания являет исполненная по возвращении картина "Падение Икара".



В этом первом из своих шедевров Брейгель буквально перевернул популярнейший сюжет "Метаморфоз" древнеримского поэта Овидия. У Овидия все "столбенеют" при виде "несущихся вольно по небу" Дедала с Икаром. У Брейгеля на всем огромном пространстве никто не удивлен полетом крылатых людей, каждый поглощен своим делом: пахарь уставился в борозду, рыбак в свою сеть, пастух лишь чуть-чуть приподнял голову, матросы с проплывающего корабля даже не вышли на палубу, и никто не почуял ни волшебства полета, ни трагичности падения летуна Икара! А где же он сам - герой, которого представляли чуть ли не Богом? Лишь пара беспомощно взбрыкнувших над морем мальчишеских ножек - и круги по воде. Исчез в морской пучине, не успев даже (по Овидию) выкрикнуть "имя отцово". Откуда же эта неслыханная дерзость, этот вызов гигантам Возрождения, поставившим человека с его властным желанием и творческой волей над самим мирозданием?.. Революция представлений о мире свершается в Брейгеле под влиянием Николая Коперника, отринувшего роль Земли как центра Вселенной. Всевластное солнце, озаряющее все вокруг, - вот подлинный герой "Падения Икара". А человек? Всего лишь живая пылинка, мелькнувшая в солнечном луче.



Отныне художник толкует по-своему не только античные мифы, но и само Евангелие. В многолюдных его картинах "Обращение Павла", "Проповедь Иоанна", "Несение Креста" даже сам Христос не выделяется из окружающей его равнодушной толпы. Так Брейгель возвращает нам жестокую правду истории - даже святые мученики за веру уходили из жизни не признанные никем, кроме близких. Никто из всемирных героев не был оценен при жизни.

Однако трудно представить другого художника-мыслителя, который бы с такой легкостью переходил от холодного скептицизма к горячему, безудержному веселью. test. И тогда начинаются знаменитые брейгелевские игры. В десятках гравюр художник рядится в одежды всех сословий, разыгрывает всех, кто попадается под руку. И вот уже весь Антверпен - от мала до велика - зовет мастера Питером Шутником.





В "Детских играх" вместе со своими маленькими героями Брейгель смешно пародирует "взрослую" жизнь. Один персонаж стрижет вместо овцы... свинью, другой осыпает свинью розами... а вот мы уже сидим в деревенском трактире, исписанном доброй сотней нидерландских пословиц, наблюдая, как эти пословицы превращаются в сотню маленьких трагикомедий, являющих перевернутый мир повседневной человеческой суеты.



Скептицизм, сарказм, ирония, фарс... Таков гениальный Шутник до той поры, пока не решается завести семью. А не решается долго. Ибо лишь в 1563 году, за шесть лет до смерти, делает предложение той, которую полюбил еще девочкой, когда носил ее на руках. Это Мария, по-домашнему Майкен, дочь его незабвенного учителя Питера Кука Ван Альста, которого уже давно нет в живых. Первое признание будущей жене Брейгель делает в картине "Поклонение волхвов", где Майкен предстает в образе Богоматери. И так скромна, так застенчива эта Царица Небесная, что нет сомнения: художник желал, чтобы его модель была узнана. И Майкен узнает себя. И, ничуть не смущаясь огромной разницы в возрасте, протягивает одинокому Брейгелю свою нежную и верную руку.



Питер Брейгель переезжает в Брюссель, в дом Майкен. Счастливый и окрыленный, он теперь и в живописи ищет выхода из опостылевшей игры скептика и шутника. И находит его в дружбе того сословия, из которого некогда вышел, - среди крестьян. Человек исключительной душевной тонкости, он различил за их грубоватой непритязательностью единственную здоровую силу, способную противостоять напору вселенского Зла.
http://www.breigel.org.ru/

Вообще-то это мой любимый художник. Говорить о его творчестве могу бесконечно. Он необыкновенно самобытен, неординарное видение, и во многих картинах можно найти сарказм, шутку, подвох...
Скажем, на одной из его "Вавилонских башен" (их две), можно увидеть католическую процессию, поднимающуюся вверх. Если учесть, что Вавилонская башня - символ гордыни, тщеславия... то куда они направляются? И учтите, что это во времена инквизиции... А священники даже не понимали его сарказма, и радостно раскупали картины...

Или картина "Падение Икара". Это одна из моих любимых картин. Если ориентироваться по названию - сначала смотришь на небо, и ждешь увидеть Икара, с подломленными крыльями, трагически красиво падающего вниз, но нет... Брейгель отнюдь не считал Икара героем, и потому не хотел его так изображать. И действительно, в чем тут героизм? Отец сделал ему крылья, предостерег от опасности, объяснив, что прикреплены они воском, и воск плавится от жара, поэтому к солнцу приближаться не стоит... Поведение Икара по меньшей мере неразумно, а вообще похоже больше на глупость, безрассудство, чем на героизм. Это все равно, что если родители предостерегают ребенка, что пальцы в розетку совать нельзя, но ребенок все равно сует, так, из любопытства... Пренебрежение элементарными правилами техники безопасности всегда было признаком глупости, а не героизма. Брейгель изобразил Икара на картине - нелепо и смешно: вокруг незамысловатые пейзажи, спокойное гладкое море, никакой тревожности и даже намека на трагичность, все спокойно и размеренно, жизнь продолжается... Икара можно определить лишь по двум торчащим из воды ножкам... И никто его не замечает, никому до него нет дела, люди заняты своими делами и мыслями, все идет своим чередом... И тут я согласна с Брейгелем. :)
 

Долорес

Пользователь
Party, драгоценная, не подскажешь, кто из Брейгелей написал "Триумф смерти"? Видела в Прадо лет десять назад, впечатление живо до сих пор.
 

Party

Active Member
Долорес. Да, это старший. Хоть у меня и не очень лежит душа к его мрачным картинам: "Триумф смерти", "Падение ангелов" (по-моему так), "безумная Гретта"... но все же, эти картины показывают некую обреченность, имеют глубокий смысл, в частности, в "Триумфе...", что перед смертью все равны, и она может придти, когда ее совсем не ждешь, и прятаться бесполезно, она неизбежна...

Вот одна из "Вавилонских башен", о которых я писала. К сожалению, я не нашла отдельно фрагмента, где видно, как по одному из ярусов идет католическая процессия, но процессия там есть: идут люди в красном, некоторые держат красное покрывало (символ католичества). При таком разрешении не видно, а жаль...:



А вот более качественное фото "падения Икара", можно увеличить:


Хотелось бы еще сказать про некоторые художественные нюансы. Собственно, не Брейгель это придумал, по-моему он у Босха это перенял, но показал это великолепно. Для того, чтобы сделать картину объемнее, показать глубину пейзажа, он использовал определенную технику. Передний план в тяжелых, темно-коричневых, красных, черных тонах, а к горизонту изображение светлеет, становится более размытое, светло-зеленое, желтое, голубое. Несмотря на то, что при наблюдении пейзажей вы таких переходов не увидите, Брейгель не боялся контрастов и смелых сочетаний красок. И несмотря на это его пейзажи выглядят естественно. Благодаря этому чувствуется глубина изображения, пространство... Почти 3D-графика :(
Эту технику он использует и в картине "Падения Икара", а также в картинах "Возвращение стад. Осень" (1565):



"Сумрачный день. Весна" (1565):



"Сорока на виселице" (1568) (кстати, тоже очень загадочная картина, второе ее название: "Танцы под виселицей"):
 

Долорес

Пользователь
А мне очень импонирует его обреченность... Вживую видела только "Триумф смерти", репродукции картин - это уже не то...
 

Долорес

Пользователь
А ты не можешь выложить, где упомянутые тобой картины находятся? Я вот в первых числах апреля в Берлин еду, там нигде Брейгеля нет?
 

Party

Active Member
«Путь на Голгофу», 1564, Музей истории искусств, Вена
«Триумф смерти», 1562, Музей Прадо, Мадрид
«Самоубийство Саула», 1564, Музей истории искусств, Вена
«Обращение Савла», 1567, Музей истории искусств, Вена
«Перепись в Вифлееме», 1566, Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
«Избиение младенцев» 1566, Музей истории искусств, Вена
«Морской бой в гавани Неаполя» 1558—1562, Galleria Doria Pamphili, Рим
«На пути в Египет», 1563, Институт искусства Курто, Лондон
«Падение Икара», 1558, Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
«Падение мятежных ангелов», 1562, Королевские музеи изящных искусств, Брюссель
«Вавилонская башня», 1563, Музей истории искусств, Вена
«Страна лентяев», 1567, Старая пинакотека, Мюнхен
«Крестьянская свадьба», 1568, Музей истории искусств, Вена
«Притча о слепых», 1568, Музей Каподимонте, Неаполь
«Поклонение волхвов», 1564, Лондонская Национальная галерея, Лондон
«Христос и женщина, уличённая в прелюбодеянии», 1565, Цикл картин «Перевёрнутый мир» (1556):
«Битва Масленицы и Поста», Музей истории искусств, Вена
«Игры детей» Музей истории искусств, Вена
«Нидерландские пословицы» Берлин-Далем
Цикл картин «Двенадцать месяцев», сюжеты которых основаны на часослове; первоначально содержал 6 или 12 картин, из которых сохранилось только пять: «Охотники на снегу», 1565, Музей истории искусств, Вена
«Возвращение стада», 1565, Музей истории искусств, Вена
«Сенокос», 1565, Nбrodnн galerie (Национальная галерея), Прага
«Жатва», 1565, Музей Метрополитен, Нью-Йорк
«Хмурое утро», 1565, Музей истории искусств, Вена

Картина "Нидерландские пословицы" - гениальна по своему содержанию. В ней зашифрованы 137 пословиц (между прочим, очень похожи на наши) ))) желательно прежде все-таки найти источник, в котором ее расшифровывают, чтобы смотреть со знанием дела.

 

Долорес

Пользователь
Спасибо, драгоценная! Приложу все усилия, чтобы увидеть вживую! Это надо долго стоять и смотреть. Не претендую на расшифровывание всех пословиц, мне бы найти !
 

Party

Active Member
да, кстати, эта картина еще называется "Мир вверх тармашками". Вот я нашла некоторые расшифровки пословиц:

Вверху слева – видите, по черепице круглые лепешки: крыша крыта пирогами – «рай дураков»! Ниже по скату – лучник «пускает вторую стрелу, чтоб найти первую» (бессмысленное упорство). Часть крыши лишена черепицы – «у крыши есть обрешетка» («у стен есть уши»).

Внизу слева мужчина в голубой рубахе – «кусающий колонны» (религиозный лицемер). Рядом дама расправляется с рогатым субтильным джентльменом: «она может даже дьявола привязать к подушке» (имеется в виду – упрямая баба победит самого дьявола).

Над этой сценой – женщина, в одной руке несущая ведро, в другой – дымящуюся головню: «у нее в одной руке огонь, в другой – вода» (что значит – она двулична и лжива).

Внизу справа – человек пытается ложкой собрать что-то выливающееся из котла: «тот, кто разлил кашу, уже не соберет всю обратно» (вспоминаете из нашего быта – «что пользы плакать над убежавшим молоком», допущенную оплошность не исправить).

В центре композиции исповедующийся под сенью: «он исповедуется дьяволу» (что означает – выдает секреты врагу). В той же исповедальне мужчина в красном колпаке «держит свечку для дьявола» (заводит друзей без разбору, льстит всем).

Тоже в центре, еще ближе к зрителю – женщина в красном платье набрасывает на плечи мужчине голубой плащ – «она обманывает его» (эквивалент: «наставляет мужу рога»). Слева от этой яркой пары – две прядильщицы: «одна прядет пряжу, другая сучит» (то есть – распускают недобрые сплетни).

Человек в белой рубахе орудует лопатой (тоже в центре, практически у нижнего края полотна): «он зарывает колодец после того, как теленок уже утонул» (принимает меры уже после того, как случилось несчастье). Справа от этой миниатюры – мужчина в окружении свиней. Занимается таким привычным делом – нарушает евангельское предостережение «не бросайте жемчуга перед свиньями» (бесплодные усилия).

Вверху, на башне – мужчина «бросает перья по ветру» (бесцельная работа). Его приятель тут же «держит плащ по ветру» (меняет свои взгляды в соответствии с обстоятельствами). В окошке башни женщина – она «глазеет на аиста» (попусту тратит время).

Лодка в верхнем правом углу – для того, чтоб напомнить о пословице «легко плыть по ветру» (легко добиться успеха при хороших условиях). А лодка с гребцом несколько ниже – напоминает о пословице «тяжело плыть против течения» (требует ли это пояснений о том, что трудно не желающему мириться с общепринятым!).

Персонажи миниатюр, составляющих картину, висят между небом и землей; бросают деньги в воду (по-русски – сорят деньгами); бьются головой об стену; кусают железо (болтуны!); загораживают сами себе свет; садятся меж двух стульев или на горячие уголья; водят друг друга за нос...

Щеголь в розовом плаще (на переднем плане) вращает на пальце земной шар – «мир вращается на его большом пальце» (все пляшут под его дудку)! А у его ног – оборванец на четвереньках пытается влезть в подобный же шар – «приходится кланяться, чтобы преуспеть» (если хочешь многого достичь, приходится быть неразборчивым в средствах).

Обратите внимание – у левого края картины мы снова видим этот самый шар, только перевернутый: «мир вверх ногами» (все шиворот-навыворот). А над этим символом земного шара нависает задница персонажа в красной рубашке: «он справляет нужду на мир» (он презирает всех)...

Вот так, кстати, выстраивается композиция всей картины: отдельные миниатюры соединены не чисто механически, а один сюжет оказывается по смыслу продолжен и развит другим. Рассматривая персонажей, разгадывая шифр, вдруг понимаешь смысл этой сложной картины.

Оказывается, Брейгель в «Нидерландских пословицах» – вовсе не банальный коллекционер пословиц. И работа его – не развлечение для скучающего бездельника. А назидание. Нетрудно заметить, что большинство пословиц, даже из тех, что попали в мой обзор, тенденциозны, они осуждают глупое, безнравственное поведение.

Вот тут и становится понятен смысл парности в картине изображения глобуса – в нормальном и перевернутом виде. Мир картины – это перевернутый мир, в котором страшной реальностью стало то, что реальностью быть не должно. В нем так буднично, так обыденно творится не только глупость – творится следующее рука об руку с глупостью зло. Перевертыш. Опрокинутый мир. Разрушенный.
http://shkolazhizni.ru/
 

Грустилов

Пользователь
Интересное наблюдение, о творчестве Брейгеля, сделанное А.Бенуа в многотомном и, увы, не законченном исследовании «История живописи всех времён и народов»

«Одно лишь поражает в этом особом мире- отсутствие солнца. Брейгелем были перебраны все часы дня, все времена года. Почему же не найти у него солнечного света, яркого и радующего?...
При этом Брейгель в существе своём не меланхолик, не пессимист. В нём чувствуется глубокая вера, он с сыновией нежностью любит Бога, заразительно умеет передавать и простое житейское веселье: крестьянские свадьбы и детские игры»
(А.Бенуа. «История живописи всех времён и народов» том1 стр.206)
 

Долорес

Пользователь
Party, драгоценная, ты - лучшая! распечатаю твой пост, и, если доведется увидеть оригинал, постараюсь найти все пословицы! :biggrin:
 

Party

Active Member
Долорес, это еще не все. Их 137. Вот, кстати, еще чей-то анализ: http://manon-gabrielle.livejournal.com/50117.html Там, в глубине картины возможно ты найдешь лису и журавля по басне Эзопа (кстати не Крылов автор, но он замечательно перевел басни Эзопа и Лафонтена) они друг друга "кормят" :) , а может быть увидишь еще что-то, что покажется знакомым...

Грустилов Да, действительно, картины у него совсем не солнечные, но и грустными или угрюмыми их не назовешь, за исключением некоторых.
Кстати, о свадьбах и танцах. Картина "Крестьянская свадьба"
Вот она:



А вот ее описание:
«Крестьянская свадьба» ( _de. Die Bauernhochzeit) (1568) — картина Питера Брейгеля Старшего.

Сюжет

Урожай был хорош, невеста идет под венец

Свадьба проходит на гумне крестьянского двора. В 16 веке больших столов не было даже в богатых домах, их делали на время праздника из досок. Крайний справа, одетый в черное мужчина, сидит на превернутом кверху дном чане, остальные на лавках из неоструганных досок. На единственном стуле со спинкой сидит старик, возможно нотариус, приглашенный для заключения брачного договора.

На переднем плане два человека подают миски с кашей, в качестве подноса служит снятая с петель дверь. Тот который слева, является самой большой фигурой на полотне. Брейгель также выделил его и в цветовой гамме. Вероятно, художник таким образом хотел стабилизировать сложную композицию полотна. На разносчике еды сходятся полудиагонали сидящих на передних рядах, а края его передника обозначают ось симметрии полотна. На шляпе у него, также как и на инструментах игроков на волынках, привязан пучок лент. Такие ленты обычно использовались в те времена для подвязки штанов, а наличие их на шляпе и инструментах указывало на принадлежность к определенной группе. Молодые люди в то время объединялись в клики по возрастному признаку для совместного времяпровождения.

В прошлом эксперты пытались интерпретировать полотно, придавая ему религиозный или аллегорический смысл. По одной версии на полотне представлен «Брак в Кане Галилейской» во время которого Иисус превратил воду в вино, таким образом позволяя вновь и вновь наполнять кувшины. По другой на полотне изображена «Тайная вечеря». Ни одна из версий не была подтверждена, очевидно, что картина полна реалистических деталей, отражающих действительность XVI века. Карел ван Мандер писал, что Брейгель пользовался любой возможностью, чтобы побывать у крестьян, будь то свадьба или любой другой праздник.

Амбар полон

Две связки колосьев висят на граблях, рукоятка которых глубоко воткнута в сложенную в амбаре пшеницу. Зрителю не сразу заметно, что фоном полотна служит необмолоченная пшеница.

Картина наполненного до краев амбара в XVI веке значила намного больше, чем в сегодняшнее время. Зерновые служили основой пищи и в виде каши и хлеба были неотъемлимой частью любого крестьянского стола. Брейгель показывал современникам, что люди, изображенные на полотне не будут голодать следующие 12 месяцев. В те времена голод в Европе был обычным делом, урожайные годы чередовались с неурожайными. Историки установили, что в Нидерландах того времени количество собранного зерна могло колебаться до 80 %. Это приводило к резкому росту цен на зерно и как следствие этого недоеданию, голоду, эпидемиям. Самыми низкими цены на зерно были сразу после сбора урожая.

Большую часть зерновых молотили в период с сентября по январь. В эти же месяцы обычно играли и свадьбы. Крестьянам в Нидерландах жилось в XVI веке лучше, чем их собратьям в других странах Европы. Они были свободны, крепостная зависимость была отменена, господство испанских Габсбургов было терпимым. Только в 1567 году Филипп II послал герцога Альбу, чтобы выбить более высокие налоги и истребить протестанских еретиков. Последние годы жизни Брейгеля были одновременно и последними годами эпохи процветания. За ними последовали годы войны за независимость Нидерландов, годы лишений и страданий.

Ложка в шляпе — признак бедности

Ложка в шляпе у разносчика еды указывает на то, что он беден. После отмены крепостного права количество безземельных крестьян существенно выросло. Они стали сезонными рабочими, помогавшими при сборе урожая, жатве или, как на полотне, работали в качестве прислуги на праздниках. Как правило жили они в хижинах, семьи не имели, поскольку на ее содержание у них не было средств. Они постоянно кочевали с места на место в поисках работы. Поэтому ложка в шляпе и сума через плечо, ремень которой виден на полотне. Круглая ложка сделана из дерева. Овальные появились позже. Универсальным инструментом в ту пору был нож. Даже у ребенка, изображенного на переднем плане, есть нож, висящий на поясе.

Господин в черном костюме, вероятно, хозяин двора. Он дворянин, либо богатый горожанин, что сложно определить точнее так как привелегии дворянина носить на боку меч в то время уже не придерживались. Он разговаривает с монахом. В то время эти два сословия были тесно связаны друг с другом. Обычно младшие дети дворян становились священнослужителями, соответственно церковь получала многочисленные земельные наделы и денежные пожертвования.

В отличие от невесты, жених на полотне не обозначен столь явно. Вероятно это человек, наполняющий кувшины, место которого свободно в торце стола. Он сидит между двумя мужчинами, а невеста между двумя женщинами. По обычаю, устраивали еще и свадебный обед, на который жениха не звали вовсе, так как день свадьбы считался днем невесты.

Невеста и пальцем не шевельнет

Место, на котором сидит невеста, выделено зеленым сукном и висящим над нею венцом. Невеста производит странное впечатление: полузакрытые глаза, полностью неподвижна, со сцепленными руками. По обычаю, невесте в день свадьбы не положено было что-либо делать. В крестьянской жизни, полной ежедневной изнуряющей работой, ей разрешалось один день побездельничать. «Он пришел с невестой» ( _de. Er is mit der Braut gekommen) — говорилось о том, кто отлынивал от работы. Только еще один человек справа на полотне изображен со сцепленными руками, скорее всего горожанин или дворянин. Он тоже принадлежит к тем кто добывает свой хлеб не физической силой.

Невеста изображена на полотне единственной из женщин с непокрытой головой. В последний раз показывает она на людях роскошь своих волос. После замужества она, как и все замужние женщины, будет покрывать голову платком. На голове у нее обруч, так называемый свадебный венок. Его цена была точно определена, также как и сколько гостей должно быть приглашено, сколько блюд должны подавать к столу и сколько должны стоить подарки невесте.

Перед обедом должна была состояться свадебная церемония. Для Мартина Лютера это был чисто мирской обряд при котором мог присутствовать священник, что было, однако, не обязательно.

История полотна

Это полотно было приобретено герцогом Эрнстом в 1594 году в Брюсселе и потом перекочевало в Прагу в знаменитую коллекцию Рудольфа II.
http://dic.academic.ru

Хочу заметить еще один нюанс, характерный лишь для Брейгеля. Ни на одной картине этого времени (да и долго еще потом) вы не увидите едящих людей, даже если они за столом. Искусство стремилось к демонстрации духовности, и людей обычно изображали за более важными занятиями. Брейгель нарушил и этот внегласный закон. На его картине люди занимаются вполне даже плотским занятием, и очевидно, что он это не считает зазорным: на заднем плане мужчина пьет из кувшина, в этом же ряду едят женщина и мужчина, на переднем плане кто-то тянется за тарелкой, а слева ребенок уже с пустой тарелкой, на коленях у него откусанный кусок хлеба, и он бессовестно облизывает палец... :)
 

Sabrina

Пользователь
Была этим летом в Вене. В художественном музее Вены очень долго стояла у картины Брейгеля "Охотники на снегу".



У картины какой-то совсем необычный цвет снега - светящийся, палевый.
При мне русский мужчина, сидящий напротив этой же картины, звонил по телефону кому-то и рассказывал, что он "наконец её /картину/ увидел".
 

Party

Active Member
Кроме Музея истории искусств в Вене:
Музей Прадо в Мадриде, Королевские музеи изящных искусств в Брюсселе, Галерея Дориа-Памфили - Рим, Институт искусства Курто - Лондон, Старая пинакотека, - Мюнхен, Лондонская Национальная галерея, Берлин-Далем, Национальная галерея Праги, Музей Метрополитен - Нью-Йорк, Музей Каподимонте - Неаполь, Лувр - Париж.
 
Сверху