«Любые военные удары по территории Ирана недопустимы, они будут способствовать тому, что ситуация в стране станет еще более критической, - заявил заместитель министра иностранных дел России Геннадий Гатилов в связи с ростом напряженности в регионе Персидского залива. - Этого никак нельзя допустить».
«Решение проблемы должно вестись на путях политического диалога, - подчеркнул дипломат. - Мы поддерживаем инициативу о возобновлении переговоров между «шестеркой» посредников и Ираном», - сказал он. По мнению Г. Гатилова, обе стороны должны следовать конструктивному подходу, чтобы возобновить переговорный процесс. Вместе с тем, считает он, действия, предпринимаемые в последнее время как западными странами, так и Ираном, этому не способствуют.
Он также отметил, что исчерпал себя и санкционный подход к урегулированию ситуации в связи с ядерной программой Ирана. «Введение дополнительных санкций – это национальное решение стран Запада», – подчеркнул Г. Гатилов. При этом Россия, со своей стороны, отвергает подобные инициативы. О готовности Москвы встать на защиту Тегерана от возможной агрессии в этот же день заявил и заместитель председателя правительства Дмитрий Рогозин, сказавший, что война приведет к катастрофе, тем более что конфликт вокруг исламской республики затронет российскую безопасность. «Россия сделает все возможное, чтобы конфликт рассосался, - сообщил он. - Россия ведет активную дипломатическую линию, чтобы не дать возможности горячим головам вскипятиться».
Тегеран заявляет о намерении перекрыть Ормузский пролив, по которому проходит до 40 процентов мировых поставок «черного золота» по морю, в случае введения Евросоюзом запрета на экспорт иранской нефти. В Вашингтоне не исключают ответных силовых мер, о чем открыто сказал президент США Барак Обама. Министр иностранных дел Соединенного Королевства Уильям Хейг заявил, что Великобритания не исключает возможности проведения военной кампании против Ирана с целью недопущения появления у этой страны ядерного оружия. В Тель-Авиве говорят о «красной линии», пересечение которой Тегераном будет означать, что военные действия остаются единственным способом помешать Ирану получить ядерное оружие. В Вашингтоне, по официальным сообщениям, с тревогой отмечают увеличивающуюся вероятность израильского нападения на Иран, которое возможно уже в ближайшее время.
И президент США, и глава Пентагона Леон Панетта по дипломатическим каналам довели до израильского руководства информацию о последствиях нападения на Иран, обратив внимание Тель-Авива на необходимость «отсрочки» подобных мер, чтобы дать время для «эффективного экономического воздействия» на Исламскую Республику Иран - речь идет об ужесточении экономических санкции со стороны международного сообщества. В Израиле к рекомендациям Вашингтона отнеслись сдержанно. Премьер-министр еврейского государства Беньямин Нетаньяху, выразив надежду на эффективность экономического давления на иранский режим, заявил, что «сочетание санкций с военными угрозами США в итоге заставят Тегеран отступить». Впрочем, в его окружении считают, что необходимо дальнейшее ужесточение санкций, в первую очередь в отношении Центрального банка Ирана, введение полного нефтяного эмбарго, усиление дипломатического давления и проведение «специальных операций». В итоге глава Пентагона до сих пор так и не получил гарантий от своих израильских союзников об обязательном уведомлении американской администрации в случае решения о нанесении удара по ядерным установкам Ирана.
Еще одной мерой давления на Иран со стороны Запада стала введенная в эксплуатацию в Турции 16 января радиолокационная станция раннего оповещения о ракетном нападении, входящая в систему противоракетной обороны НАТО в Европе. В сентябре прошлого года Анкара дала согласие на размещение в провинции Малатья - примерно в 700 километрах от границы с Ираном - РЛС в качестве компонента создаваемой архитектуры ЕвроПРО. Данные с РЛС в Турции будут поступать как в командные центры в США, так и на американские корабли, оснащенные противоракетами, в том числе те, которые осуществляют патрулирование в Средиземном море. Тегеран, в свою очередь, раскритиковал согласие Турции на размещение радара, отметив, что этот шаг лишь усилит напряженность.
Как сообщила государственная радиостанция Тегерана, Иран, на территории которого в начале декабря 2011-го оказался американский разведывательный беспилотный летательный аппарат, готов вернуть его Соединенным Штатам в ответ на их просьбу. Но - не настоящий беспилотник, а его уменьшенную копию. Игрушечная версия американского БПЛА будет отправлена в Белый дом в ответ на официальный запрос Вашингтона. Аналогичные модели БПЛА масштаба 1/80 предполагается продавать и в самом Иране по цене, эквивалентной примерно 4 долларам. Сообщение о таком неординарном шаге Тегерана, единодушно замечают обозреватели, напоминает откровенную издевку над Белым домом.