Огромное количество сброшенных зажигательных бомб привело к возникновению нового катастрофического явления, которого до тех пор не знало человечество, — к огненному шторму. Чешский ученый Йожеф Дворжак в книге "Земля, люди, катастрофы" так описывает это явление: "Небольшие очаги в одно мгновение сливались в пожары, бушевали огненные бури. Огнем, сконцентрированным в одном месте, воздух нагревается до высокой температуры, после чего периферийные воздушные массы быстро всасываются в пространство вокруг источника тепла; разница температур достигает 600—1000оС, и таким образом возникают смерчи, не имеющие аналогов в природе, где перепады температур не составляют более 20—30оС. В районах плотной застройки воздух струился по улицам, захватывал с собой искры, горящее дерево, балки перекрытий. Таким образом огонь распространялся дальше, пока на превратился вскоре в огненный тайфун, с которым не было никакой возможности справиться".
Скорость ветра, возникшего при пожаре в Гамбурге, достигала 150 км в час. Такой ветер вырывал с корнями целые аллеи деревьев, простоявших десятилетия. В отчете гамбургской полиции говорилось: "Ураганный ветер был настолько силен, что подхватывал детей и нес их в огонь, несмотря на усилия взрослых удержать их". За эти четыре налета были сожжены 30 кв. км Гамбурга, причем наиболее заселенной его части. В эпицентре огненного шторма температура поднималась настолько, что вода в прудах испарялась, а те, кто пытался в них спастись от пожара, погибали.
Против жителей Гамбурга были использованы также фосфорные бомбы. При их взрыве частицы белого фосфора прилипают намертво к предметам и начинают гореть, причем это горение невозможно затушить: как только к фосфору поступает воздух, он вспыхивает снова. Дворжак так описывает действие этих бомб на людей: "Несчастные, обрызганные горящим фосфором, бросались в каналы, реки, в воды акватории порта, в парковые фонтаны или зарывались в глину и ожидали помощи, которой никто не мог им оказать. Ведь как только к частям тела, на которые попал клейкий фосфор, получал доступ воздух, они вспыхивали как факел. На седьмой день полиция получила приказ пострадавших (которые еще оставались в живых) ликвидировать".