Party
Active Member
Поппер Карл Раймунд (28.7.1902 - 17.09.1994)
Австро-английский философ-неопозитивист, логик и социолог. До 1937 Поппер преподавал в Венской гимназии, с 1937 года преподавал философию в Кентербери-колледже в Крайстчёрче (Новая Зеландия). С 1945, будучи профессором, переехал в Великобританию, где стал преподавать логику и научный метод в Лондонском университете. С 1969 года - декан факультета философии, логики и научного метода в Лондонской школе экономики и политической науки (1945—69). В 1965 г. посвящен в рыцари. Посвятил всю оставшуюся жизнь философии. Умер в 1994 году в Кройдоне (Англия).
Свою философскую концепцию. К. Поппер назвал «критическим рационализмом».
Поппер задался вопросом, что отличает научные теории от псевдонаучных доктрин, и пришел к выводу, что научной теорию делает не подтверждение и не доказательство ее положений, а способность исключать ошибки.
Критикуя принцип верификации (эмпирические подтверждения), с помощью которого можно отделить научное знание от умозрительных метафизических спекуляций, Поппер выдвигает принцип фальсифицируемости (опровержимости): принадлежность теорий, утверждений к научному знанию определяется возможностью их опровержения опытом. Согласно Попперу, наука развивается за счёт выдвижения смелых гипотез, которые затем разными способами пытаются опровергнуть. Чем больше из гипотезы можно вывести следствий, способных опровергнуть её на опыте, тем богаче она по содержанию. Неопровержимыми (базисными) высказываниями науки непоследовательно объявляются им те, которые компетентными наблюдателями признаются настолько обоснованными, что в дальнейшей проверке не нуждаются.
Более простым языком философскую концепцию К. Поппера я описывала в нескольких темах, но потом, чтобы не повторяться, решила создать отдельную тему, на которую буду ссылаться.
Вот моя цитата о Поппере из другой темы:
[quote name='Party' date='10.9.2007, 21:52']Он считает, что любая гипотеза тупиковая, если ее не опровергать, потому что подтверждение можно найти фактически любой гипотезе, если постараться. Примером может служить технический прогресс. Как происходит процесс получение лучшей техники? Изобретается, например, какой-нибудь прибор. Далее - он тестируется, т.е. проверяется на ошибки. Исправляя ошибки мы получаем все лучше и лучше технику. Если выдвигается гипотеза, затем выискиваются в ней ошибки - получаем ПРОГРЕСС. А вот что получается, если делать наоборот. Допустим есть гипотеза о том, что если черная кошка перебегает дорогу - случится несчастье. Проверить эту гипотезу на ошибочность - практически невозможно. Зато подтвердить ее - очень даже просто: перебежала она вам с утра дорогу, все неприятности за день сваливаете на нее - теория доказана. Согласитесь, абсурд? Если выдвигаем гипотезу, и ищем побтверждение ей - получаем ТУПИК. К сожалению, очень часто теории "стряпаются" из таких подтверждений. Что говорить, даже наука бывает этим грешна. Единственное преимущество научных теорий в данном случае в том, что они проверяются многочисленными научными экспериментами. Обычный человек же, даже экспериментами подтвердить свою гипотезу не может. Он просто выбирает для себя понравившуюся, ищет ей подтверждения, все глубже и глубже погружаясь в обычный самообман.[/quote]
Некоторые работы К. Поппера:
Логика исследования (Logik der Forschung, 1935);
Открытое общество и его враги (The Open Society and Its Enemies, 1945);
Нищета историцизма (The Poverty of Historicism, 1957);
Предположения и опровержения: рост научного знания (Conjectures and Refutations: The Growth of Scientific Knowledge, 1963);
Объективное знание: эволюционный подход (Objective Knowledge: An Evolutionary Approach, 1972);
Постскриптум к «Логике научного открытия» III тома (Postscript to the Logic of Scientific Discovery, 1982);
Неоконченный поиск: интеллектуальная автобиография (Unended Quest: An Intellectual Autobiography, 1992).
Подробнее об этой личности и его работах вы можете прочитать тут: http://www.krugosvet...6/1000856a1.htm
Австро-английский философ-неопозитивист, логик и социолог. До 1937 Поппер преподавал в Венской гимназии, с 1937 года преподавал философию в Кентербери-колледже в Крайстчёрче (Новая Зеландия). С 1945, будучи профессором, переехал в Великобританию, где стал преподавать логику и научный метод в Лондонском университете. С 1969 года - декан факультета философии, логики и научного метода в Лондонской школе экономики и политической науки (1945—69). В 1965 г. посвящен в рыцари. Посвятил всю оставшуюся жизнь философии. Умер в 1994 году в Кройдоне (Англия).
Свою философскую концепцию. К. Поппер назвал «критическим рационализмом».
Поппер задался вопросом, что отличает научные теории от псевдонаучных доктрин, и пришел к выводу, что научной теорию делает не подтверждение и не доказательство ее положений, а способность исключать ошибки.
Критикуя принцип верификации (эмпирические подтверждения), с помощью которого можно отделить научное знание от умозрительных метафизических спекуляций, Поппер выдвигает принцип фальсифицируемости (опровержимости): принадлежность теорий, утверждений к научному знанию определяется возможностью их опровержения опытом. Согласно Попперу, наука развивается за счёт выдвижения смелых гипотез, которые затем разными способами пытаются опровергнуть. Чем больше из гипотезы можно вывести следствий, способных опровергнуть её на опыте, тем богаче она по содержанию. Неопровержимыми (базисными) высказываниями науки непоследовательно объявляются им те, которые компетентными наблюдателями признаются настолько обоснованными, что в дальнейшей проверке не нуждаются.
Более простым языком философскую концепцию К. Поппера я описывала в нескольких темах, но потом, чтобы не повторяться, решила создать отдельную тему, на которую буду ссылаться.
Вот моя цитата о Поппере из другой темы:
[quote name='Party' date='10.9.2007, 21:52']Он считает, что любая гипотеза тупиковая, если ее не опровергать, потому что подтверждение можно найти фактически любой гипотезе, если постараться. Примером может служить технический прогресс. Как происходит процесс получение лучшей техники? Изобретается, например, какой-нибудь прибор. Далее - он тестируется, т.е. проверяется на ошибки. Исправляя ошибки мы получаем все лучше и лучше технику. Если выдвигается гипотеза, затем выискиваются в ней ошибки - получаем ПРОГРЕСС. А вот что получается, если делать наоборот. Допустим есть гипотеза о том, что если черная кошка перебегает дорогу - случится несчастье. Проверить эту гипотезу на ошибочность - практически невозможно. Зато подтвердить ее - очень даже просто: перебежала она вам с утра дорогу, все неприятности за день сваливаете на нее - теория доказана. Согласитесь, абсурд? Если выдвигаем гипотезу, и ищем побтверждение ей - получаем ТУПИК. К сожалению, очень часто теории "стряпаются" из таких подтверждений. Что говорить, даже наука бывает этим грешна. Единственное преимущество научных теорий в данном случае в том, что они проверяются многочисленными научными экспериментами. Обычный человек же, даже экспериментами подтвердить свою гипотезу не может. Он просто выбирает для себя понравившуюся, ищет ей подтверждения, все глубже и глубже погружаясь в обычный самообман.[/quote]
Некоторые работы К. Поппера:
Логика исследования (Logik der Forschung, 1935);
Открытое общество и его враги (The Open Society and Its Enemies, 1945);
Нищета историцизма (The Poverty of Historicism, 1957);
Предположения и опровержения: рост научного знания (Conjectures and Refutations: The Growth of Scientific Knowledge, 1963);
Объективное знание: эволюционный подход (Objective Knowledge: An Evolutionary Approach, 1972);
Постскриптум к «Логике научного открытия» III тома (Postscript to the Logic of Scientific Discovery, 1982);
Неоконченный поиск: интеллектуальная автобиография (Unended Quest: An Intellectual Autobiography, 1992).
Подробнее об этой личности и его работах вы можете прочитать тут: http://www.krugosvet...6/1000856a1.htm