<span style=\'font-size:12pt;line-height:100%\'>Об опасности сектантства в православии</span>
Иерархи и духовенство Русской Истинно-Православной Церкви в своих выступлениях последних лет не раз обращались к теме лже-пастырства и ложного старчества, как одной из насущных опасностей для современного Православия. К сожалению, об этой опасности уместно говорить, касаясь не только Московской патриархии. По-видимому, настало время соборно рассмотреть и обсудить хотя бы некоторые постоянно повторяющиеся ложные пастырские методы. В равной мере необходимо и многим мiрянам дать разъяснение по поводу опасностей ложного старчества, дабы понизить, так сказать, "спрос на старцев" в церковном народе, являющийся для некоторых духовников тяжелейшим пастырским искушением.
Ложное пастырство (лже-старчество) всегда заканчивается сектантством. Хотя единого и четкого определения секты на сегодняшний день не существует, с этим понятием связывается определенная однобокость и узость кругозора. "Секта – это осколок великой идеи, обмеление большой реки, искажение и узость, так сказать – провинциализм в религии, – пишет о. Александр Ельчанинов. – Если какое-нибудь религиозное движение не животворит, не возрождает те страны, по которым оно протекает, если под его влиянием не расцветает человеческая мысль…, мы имеем дело с сектой. Если наконец отдельные последователи данного учения не приобретают мудрости, чувства связанности со всем мiром в его прошлом и настоящем, то это учение не всецелая и животворящая истина, а секта" [1, стр. 191].
Итак, главная черта секты – ее частность, ее, так сказать, "осколочность". И если мы говорим о секте, то речь всегда идет о сужении большого, об осколке великой идеи, об обмелении той полноводной реки, которая уже текла.
Вселенское христианство со всем богатством своего богословия и традиций, с Церковным Откровением, Преданием, богослужением и т. д., и является этой широкой и глубокой рекой. О секте же уместно говорить тогда, когда из всей ткани Предания Церкви выдираются лишь отдельные нитки. В целом секта – это выделение малого из большого и попытка превратить выделенное малое в воображаемую полноту.
Вот она, характерная общая и опасная черта. Она прослеживается в целом ряде ложных пастырских установок, ведущих к сектантству. Человеку отрезают все жизненные пути, кроме одного: только здесь ты спасешься, только я твой духовник, только в полном послушании мне –правильный путь, только оставив здесь свое имущество, только отказавшись от семьи, или от образования, можно прийти к вере и ко спасению – вот общий набор постоянно внушаемых лжестарческих установок. Обыкновенно в любой секте все это внедряется в сознание человека единовременно или последовательно, постепенно, и внушается не только убедительными словами, но и созданием для человека соответствующих условий восприятия, чтобы не поверить внушаемому было как можно труднее, а то и опаснее...