Группы риска

BotsmanV

Пользователь
[quote name=\'Party\' date=\'16.11.2006, 21:48\']Просто народ у нас привык все делать коллективом.
[post=\"67694\"]<{POST_SNAPBACK}>[/post]​
[/quote]
Не согласен. Как раз таки и наоборот. Просто в нашей стране люди объединяются только для каких-то великих свершений...
 

Сталкер

Пользователь
[quote name=\'BotsmanV\' date=\'16.11.2006, 21:57\']Не согласен. Как раз таки и наоборот. Просто в нашей стране люди объединяются только для каких-то великих свершений...
[post=\"67702\"]<{POST_SNAPBACK}>[/post]​
[/quote]
или великих глупостей ...
 

Party

Active Member
В связи с этим постом Тима, я решила продолжить разговор о людях, рискующих попасть.
[quote name=\'Team\']Я уже писал. В секты попадают люди не желающие сами решать свои проблемы. Видят на заборе написано: Приходите, мы за вас все решим, сделаем вас счастливыми!!! И идут не помня про "сыр". А потом уже ясное дело что за "счастье" чужими руками сделанное, нужно чем-то расплатиться. Квартирой например :D[/quote]
Так вот. Зачастую люди попадают в секты случайно. Сейчас большое распространение имеет сектантская литература, в которой описываются "новые учения", "новый образ жизни"... Попалась, например, подобная модная книжечка на глаза. Решил почитать. Идеи понравились, а в книжичке предлагают семинар посетить... и... на семинаре уже более сурьезные манипулятивные техники используют. И попался. Просто случайный человек.
А "отдавания квартир" - это уже в сектантском мире очень редко случается (кста, Ана$тасиевцы этим промышляют еще, пока Мегрэ и компанию не посадили). Сейчас секты пришли к выводу, что нет смысла брать с сектантов все. И опасность со стороны законодательства, и зачем потом за собой водить толпы голодранцев... Ведь можно брать долго и по-чуть-чуть... А если адепты привлекают новых адептов - то это "по-чуть-чуть" растет, и приносит немалый доход. К тому же, я все больше склоняюсь к мысли, что основная цель организаторов сект - не деньги, а власть. Власть над стадом покорных, счастливых людей.
Но не будем отклонятся от темы. Кароч, я утверждаю, что в секту может попасть случайно совершенно обычный, ничем не страдающий человек. Лишь потому, что он неинформирован о том, что это такое.
 

Сталкер

Пользователь
[quote name=\'Party\' date=\'5.12.2006, 18:18\']я утверждаю, что в секту может попасть случайно совершенно обычный, ничем не страдающий человек. Лишь потому, что он неинформирован о том, что это такое.
[post=\"76058\"]<{POST_SNAPBACK}>[/post]​
[/quote]
я знаю пару человек, которые были на семинаре, но не попали, сознательно причем, хотя на тот момент не знали ничего о деструктивных методиках и подобном ...
 

Party

Active Member
2Сталкер
Это как естественный отбор. Некоторый процент, читающих книги, или общающихся с вербовщиками - попадает на семинары, некоторый процент попавших на семинары - остается в секте...
Это зависит не только от критического мышления, но и от того, насколько близко "учение" мировоззрениям человека. Скажем, я знаю людей, которые вряд-ли попадут в коммерческую секту, даже если он придет на несколько семинаров, но в религиозную - запросто, и наоборот. Того моего друга, который попал в Аmвей - вряд-ли заманишь на религиозные сборища. Он - типичный "коммерс". Только все коммерцию для себя не ту выбирает. Кстати, сектоголик - уже по-моему во всех возможных коммерческих культах побывал, правда миллионы так и не заработал.
 

Party

Active Member
Многи, задаваясь вопросом, как человек может попасть в секту, убеждены, что попадают туда люди изначально ненормальные, страдающие какой-то патологией… Я убеждена, что это не так. Надеюсь, меня простит автор этих слов, потому что именно этот пост я хочу использовать в качестве примера, как абсолютно нормальный человек может попасться на эту удочку.
Наше общество со своими правильными и общепринятыми законами и нормами идет технократическим и только таким путем. Гонка за технологиями, мегаполисы, деньги, деньги, власть, комфорт, пристиж - вот наши "нормальные" ценности. Это и есть истинные ценности? Это и есть реальный смысл существования и всего? За этим и рождаются люди в этом мире? Ах, да, есть еще "нормы" психического здоровья, есть "нормы" душевного здоровья, кто не входит в нормы - вылечим. Отчего же только власть и деньги, правда? У нас очень много внимания уделено и душе, так сказать, человека. Только вы посмотрите в души людей. Вы можете? Я нет. Когда человек даже не подозревает о наличии э..."такой субстанции", то сложно туда заглянуть и тем паче - что-то там увидеть. Внутри пусто. Нет ни смысла, ни желаний (настоящих), мечтать - никто не мечтает (разве что о вилле, да о новом домашнем кинотеатре). Но черт меня побери, люди, если это ВЕСЬ смысл и есть! Если больше ничего нет! Если не может больше ничего быть! И многие (не смотря ни на какие "нормы", мать их, этого общества) чувствуют то же, что и я. Они не знают ЧТО это, но это ЧТО-ТО периодически (когда на 10 минут перед сном заканчивается гонка на выживание) не дает спокойно жить, в радостные минуты карьерного роста и получения наследства это ЧТО-ТО омрачает радость и непонятно...отравляет жизнь…
Как я уже говорила выше - религия если еще и имеет место быть в этой жизни, так только потому, что еще не всем удалось забить в себе то ЧТО-ТО. Простите мою пошлость и каламбур, но религия настолько опошлена, что имеющий глаза - да увидит! И фига он когда-то свяжется в религией. И что же остается? "деструктивные культуры".
Налицо – душевный вакуум, безысходность, попытка духовных поисков где-то там на стороне…
И хочу ответить словами другого человека, бывшего анна$тасиевца:
Но самая главная причина, по которой я решил перебраться обратно в город, в том, что я понял одну вещь. 99% анна$тасиевцев рвутся побыстрее в поселение, потому что не могут реализовать себя в городе, не могут найти достойное занятие, нет хороших друзей, не видят себя достойным членом общества. То есть они едут в поселения не для того, чтобы создавать там оазисы любви, а просто бегут от своих внутренних проблем. А от себя внутреннего никак не убежишь.
 

mexxa

Пользователь
Ну все верно! Именно это я и хотела нарисовать. Ну почти это. С той лишь разницей, что эти причины и так известны и ясны. Дело в другом - корень этих причин и как его выкорчевать.
Человек в поисках, человек ищет. Человек тыкается в одну дыру - не то, чуждое, человек идет в другую - опять не то. Опять не то - потому как и тут секта. Кругом секты! Засилие сект! Ёпта, даже мне не по себе становится :icon_eek:
Ставя штамп "секта", уважаемая Пати, нужно человеку предложить альтернативу, коль скоро ты борешься за спасение душ. Потому что отобрать надежду (пусть и ложную) - это пол дела. Надо дать взамен реальную надежду и свет в конце. Этот момент охвачен деятельностью пускай не вашей организации, но хотя бы организации Дворкина и его соратников?
 

Party

Active Member
2mexxa
Ну и вовсе не почти. Это, вообще-то часть твоего поста из другой темы была.
Так вот, ничего мы давать этим "тыкающимся" не должны. Достаточно того, что мы предлагаем им включить свой мозг, вместо того, чтобы искать - кто бы решил за них их собственные духовные проблемы.
Как-то странно обычно сектанты возмущаются, типа "верните мне мою мечту!" Вы, извините, готовы любым г... свою душу заполнить, лишь бы там было хоть что нибудь?
В твоей душе пустота? Займись ей самостоятельно, а не ори, что это сделать для тебя должна я. Это твоя личная душа, и кроме тебя самой ее никто тебе заполнять ничем не должен!
 

PebeHok2

Пользователь
[quote name=\'mexxa\' date=\'16.12.2006, 5:43\']Ставя штамп "секта", уважаемая Пати, нужно человеку предложить альтернативу, коль скоро ты борешься за спасение душ. Потому что отобрать надежду (пусть и ложную) - это пол дела. Надо дать взамен реальную надежду и свет в конце.
[post=\"79847\"]<{POST_SNAPBACK}>[/post]​
[/quote]
Офигеть! То есть, ты считаешь, что раз Party развенчивает все эти "благотворительные" (от людского блага, в смысле) организации, то она теперь должна побеспокоиться обо всем, что хотят эти люди? Ничего себе! Как в детском саду, чесс слово... Ты как в древнем Риме - "хлеба и зрелищ"! Раз вы мне говорите, что это секта, тогда предложите мне альтернативу! Ладно. Альтернатива: займись наукой, получи первое (второе) образование, поезжай в пустыню Гоби, на Мадагаскар, стань художником, займись спортом, начни читать классику, заведи друзей, влюбись, купи ролики или велосипед... да мало ли чем можно себя занять?! И только не надо говорить, что занятие каким-либо делом (действительно делом, а не беготней по магазинам, как ты все это описала), у тебя в душе будет пусто! Ни черта подобного!
Просто ты живешь, как потребитель. Ты в разных топиках постоянно пишешь о том, что тебе кто-то что-то должен! Тебе должно общество, Party.... Ну с чего ты взяла, что тебе кто-то должен (!) обеспечить насыщенную жизнь? "Дайте мне что-нибудь в замен?" В замен чего? У тебя потому в душе пусто, потому что ты не удосужилась эту пустоту чем-то занять. У тебя же нечего взять, так что же ты хочешь получить взамен? Ты подарила кого-нибудь любовью? Да хоть своих родителей? Если бы "да", то уже тогда в твоей душе не было бы так пусто.
И запомни, тебе в этом мире никто и ничего не должен. Так же, как и ты никому чего не должна. Поэтому только сам человек и может решить свою судьбу и сделать свою жизнь такой, какой хочет. И пока ты чего-нибудь не захочешь (а ты, похоже, ничего не хочешь, только ноешь), то ничего в твоей жизни и не произойдет. "Под лежачий камень..." :icon_eek:
 

mexxa

Пользователь
Просто умилительно насколько в этом форуме отзывчивые люди живут! Такой индивидуальный подход, такое желание помочь...На других форумах с первого раза понимают, когда из скромности я отказываюсь от помощи, а тут вот все никак... :) Слеза так и просится на волю от осознания доброты людей.
Больше не стану призывать к благоразумию.
По факту - взамен "украденой мечты" никто не должен ничего давать. Согласна. Но разве акт разоблачения секты и вытаскивание людей из ее лап - это не есть акт доброй воли? Это же не делается ради самого занятия, ради трудовой книжки? Ну в таком случае ради действительно положительного результата можно предлагать некую реабилитационную помощь. Мечту взамен, если хотите. прошу отметить, не "дОлжно", но "можно". В виде акта той же доброй воли. Иначе теряется смысл. Или я его неверно понимаю, и дело вовсе не в спасении душ?..
Ведь, если не дать психике (внутреннему миру... чему угодно) человека то, зачем он пришел в секту - он прийдет в нее еще раз и еще...
Это все, что я хотела сказать.

А вообще страная реакция на слова о помощи людям. Пати, ты же практикующий психолог, насколько я поняла, нет? Ну...из соображений лишней практики, хотя бы, кажется, вполне можно допустить возможность помощи пострадавшим от сект.
[color=\"gray\"]
Пати, давай попробуем на пол тона тише, у меня тут дети спят, знаешь ли B) Да и своих разбудишь.[/color]
 

Party

Active Member
Я работаю в наркологическом центре, занимаюсь реабилитацией нарко- и алко-зависимых. Сектанты - тоже зависимые люди. Без сект у них острое душевное голодание. Зависимые, при отрыве от своих пагубных пристрастий не требует дать им что-либо в замен. Да и это глупо. Зачем одну зависимость сменять другой? Занимаясь с ними, их учат жить без зависимости. Учат получать удовлетворение от жизни, не за что не цепляясь, самодостаточно, пребывая в реальном мире. Этих людей учат реализовывать себя в творчестве, работе, в любви к ближним (не выдрессированной сектантской любви, со сладкой улыбкой и пустыми словами, а реальной, слышащей любимого человека, учитывая его интересы и переживания). И всему тому, что писала в своем посте PebeHok2 выше, видя в этом смысл и получая удовольствие.
Реабилитация не происходит через интернет. В рамках данного форума я могу лишь развенчать мифы и легенды сектантских учений. А чем заниматься человеку дальше - ему решать. А если плохо - обратиться в центр, где есть реабилитация зависимых, лучше найти центр, где помогают именно адептам, потому что в реабилитации адептов есть свои специфические моменты.
 

mexxa

Пользователь
О, ну это же совсем другие слова, нежели
Так вот, ничего мы давать этим "тыкающимся" не должны.
Ну, ведь, учат же, помогают же, показывают же. Вот это есть хорошо :)
А реабилитацию через инет и нереально провести, как и хоть сколько-то серьезное воздействие на психику, тут нужен лишь личный контакт, понимаю.
А почему ты заговорила про инет и этот форум в свете реабилитации?..
 

Party

Active Member
2mexxa
Ну ты же упрекнула меня в том, что я тут разрушаю сладкие мифы, которыми многие люди живут, а ничего не даю взамен. Вот я и объяснила - что в данном форуме делаю все что могу.
Зависимость адепта ведь не такая, как например от наркотиков. И, если адепт еще не успел расстаться с семьей, потерять друзей, работу... и не углубится целиком и полностью в секту - с задачей собственной реабилитации он сможет справится сам, проанализировав то, чем он жил, разобравшись в себе и прислушавшись к близким людям, и начав активную, полноценную жизнь в реальном мире.
 

mexxa

Пользователь
2Party
да бог с тобой, как я могу в чем-то упрекать человека, о котором знаю ровно на миллионую долю процента? Если я даже толком не знала где ты работаешь? Нет, это очень опрометчиво - делать такие поспешные выводы - и мыслей таких у меня не было даже в зачатке. Шла дискуссия, все, что я сделала - поинтересовалась о методах, так сказать, работы.
Теперь картина более проянилась :)
 

Гильермо

Пользователь
Ребенок ты что??? ты это что ?? предлагаешь????

Ничего себе! Как в детском саду, чесс слово... Ты как в древнем Риме - "хлеба и зрелищ"! Раз вы мне говорите, что это секта, тогда предложите мне альтернативу! Ладно. Альтернатива: займись наукой, получи первое (второе) образование, поезжай в пустыню Гоби, на Мадагаскар, стань художником, займись спортом, начни читать классику, заведи друзей, влюбись, купи ролики или велосипед... да мало ли чем можно себя занять?! И только не надо говорить, что занятие каким-либо делом (действительно делом, а не беготней по магазинам, как ты все это описала), у тебя в душе будет пусто! Ни черта подобного!
Мне кажется ты хочешь выскочить :rolleyes: ...
Ты не представляешь какие люди начинают исповедовать культы!!!! Им как правило все это не подойдет...!!!
Зачем становится художницей злой бабке которая нехочет помирать? Как наукой будет заниматся дурак? Зачем молодой девке-уродине из церкви святого Мu ехать на Мадагаскар?зачем влюблятся? и наукой ей не хочется... на нее парни не смотрели отродясь... она там хотела обрести радость....вот и все...
 

Party

Active Member
2Атипичный негритенок
Все правильно. Только это не злая бабка, и не дурак, и, думаю, не уродина, и, парни, думаю, на нее смотрят... Ан нет, все равно в жизни счастья нет, и идти ей бедной некуды, кроме как в секту.
 

sun424

Пользователь
[quote name='Party' post='63122']
Цитата Группа риска Социальные и характерологические особенности индивидов, склонных к индоктринации. * Истероиды. * Психастеники. * Лица с паранойяльной настроенностью. * Зависимый тип личности. * Из семей с гиперопекой. * Из неполных семей. * Лица из асоциальных семей. * Лица с ограниченными физическими возможностями. * Лица, пережившие тяжелые психотравмы. * Лица с развитым эйдетическим восприятием (галлюцинация наяву). * Лица, склонные к конфабуляциям (разновидность ложных воспоминаний, "галлюцинации воспоминания"). * Дети, внуки и родственники сектантов. Вообще интересно провести аналогию индоктринации с психическим заболеванием. При последовательном детальном сопоставлении в "сухом остатке" выявляем феномен намеренно индуцированного группового паранойяльного психоза с классической мегаломанией, бредом преследования и галлюцинаторно-конфабуляторными аутоподтверждениями избранной картины мира. Возрастные и половые особенности. Чем младше человек, тем более он подвержен индоктринирующим влияниям, ибо воспринимает окружение как обучающую среду. Период раннего полового созревания характеризуется активной ориентацией на адаптацию к паттернам общения в малой группе, то есть восприятие правил игры в коллективе. Этот возраст более всего уязвим в плане повышенной восприимчивости к предлагаемым ему паттернам поведения в группе, более того, именно в этом возрасте резко возрастает значение символических родительских фигур, которые проективно разыскиваются вовне. Второй возраст повышенной чувствительности — юношество 17-19 лет, когда возникает реальная жажда самоутверждения в социуме, однако сил для этого не хватает, а потому нужна поддержка покровителей, которые заведомо сильнее и образованнее самого человека. Достаточно продемонстрировать эффективность собственного поведения в кризисных ситуациях, для того чтобы стать кумиром молодого индивидуума. В юношеском возрасте очень сильна мотивация к формированию образа "Я" через отрицание отвергаемых моделей поведения. Самоопределение и самоутверждение осуществляется посредством контрастного и резкого разграничения собственной идентичности с наблюдаемыми вовне примерами судеб и моделей жизни. Именно на этом строится психополитика индоктринации, ориентирующаяся на предложение незрелому индивидууму ролевых моделей, заведомо отличающихся от общепринятых. Личностная зрелость проявляется в адекватном восприятии того образа жизни, который не созревшему индивидууму представляется как формальный, банальный, пыльный (то есть отживший), скучный и серый, отыгравший, исчерпавший себя, неперспективный, безжизненный. Одна из задач психопрофилактики насильственной индоктринации заключается в предложении на самых на ранних этапах становления личности жизнеспособных, пробуждающих любопытство и стимулирующих естественное стремление к подражанию жизненных образцов. Согласно статистическим исследованиям, большая часть взрослых индоктринантов принадлежат слабому полу, в то время как подавляющее большинство гуру — мужчины. Сама собой напрашивается гипотеза: главной причиной, приводящей людей в сектантские сообщества, оказывается семейная неустроенность, что вполне естественно в эпоху разрушения социального института семьи. Н.А. Орел. "СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РЕСОЦИАЛИЗАЦИЮ УЧАСТНИКОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОТАЛИТАРНЫХ ГРУПП"
[/quote]

Очень важная информация.
 

Party

Active Member
Сан, я давала группы риска по книге Н.А. Орел в третьем посте этой темы еще в 2006 году. Но на сегодняшний день, большинство ее характеристик можно объединить в одну. Например, "Из семей с гиперопекой. * Из неполных семей. * Лица из асоциальных семей" - можно назвать "из дисфункциональных семей" :)

Fenix на другом форуме комментировала это так:

"Если гиперопека, скорее всего со-зависимость, а значит зависимый тип личности; асоциальные семьи - это кто?! - наркоманы, алкоголики, опять же зависимый тип личности, ну и т.д. Масло масляное."
 

Party

Active Member
Е. В. Емельянова "Кризис в созависимых отношениях":
Секта по определению — организация вне государства, вне церкви, вне закона. Каковы же причины того, что молодые люди оказываются среди ее членов? Что в личности этих людей позволяет втягивать их в сети столь разрушительной зависимости?
Чтобы ответить на эти вопросы, которые, кстати, часто задают отчаявшиеся родственники, я попыталась систематизировать те описания, которые получила от своих клиентов. Эти наблюдения нельзя назвать полноценными социологическими исследованиями, но тем не менее они могут прояснить причины возникающей зависимости.
Давайте рассмотрим, какие люди и за счет каких особенностей легче других могут быть вовлечены в секты.

1. Молодые люди, которые не очень хорошо представляют, кто они, какие они, у которых не сформировалась вполне определенная Я-концепция.
Их Я «размыто», не имеет определенных границ, очертаний, то есть, по сути, опустошено. Такие люди имеют о себе противоречивые представления. Очень часто они могут легко идентифицироваться и с праведником, и с преступником, и с перфекционистом, и с человеком им¬пульсивным, ведущим порой саморазрушительный образ жизни.
Как правило, это является следствием того, что с раннего детства ребенок получает противоречивые оценки себя и своих поступков. Подрастая, он ищет свое место в этом мире и складывает, в том числе и из этих оценок, представление о себе: он хочет знать, кто он и какой он. Вырабатывая Я-концепцию, он опирается на мнение окружающих, прежде всего, близких людей. Если он получает противоречивую об¬ратную связь относительно своей личности и поступков, его Я-кон-цепция будет включать в себя все эти противоречия, которые впоследствии легко дополняются такими же противоречивыми мнениями свер-стников, учителей, просто знакомых. И это понятно: если человек не имеет о себе определенного представления, ему не на что ориентироваться, чтобы согласиться или отбросить неверное мнение. Он легко может поверить в любую оценку, или, наоборот, станет отбрасывать любые оценки, но — главное — он так и не знает, кто же он есть на самом деле.
Если такой человек попадает под влияние «миссионеров» секты, этот вакуум легко используется: стройная система взглядов — кто, как, для чего должен жить, действовать, думать; что хорошо и что плохо, как «правильно» и как «неправильно» поступать, каково место чело¬века в этом мире, и каково его личное, индивидуальное (именно его!) место среди единоверцев — все это дает, наконец, «спасительную» определенность, четкость, ясное представление о себе, о своей миссии (!) в этой жизни.

2. Молодые люди, не имеющие определенной системы ценностей, не обладающие представлениями о том, чего они хотят, к чему могли бы стремиться, лишенные целей в жизни, живущие «по воле волн».
Это тоже следствие несформированной Я-концепции, или опустошенного Я. Прежде всего, таким людям жить чрезвычайно скучно. Отсутствие смыслообразующей основы жизни, как писал В. Франка, ведет к ноогенному неврозу, к компульсивной потребности заполнить пустоту. Именно эта причина часто приводит к алкоголизму, наркомании, игровой и другим зависимостям, беспорядочным, доходящим до уровня саморазрушения, половым связям. Она же значительно облегчает работу и сектантским «миссионерам». Они предлагают человеку готовую философию, в которой для каждого определен свой смысл, свои границы, свое дело.
Было бы ошибкой думать, будто людей привлекает жесткость структуры. Наоборот, все выглядит очень мягко, в виде предложения. Вам просто предлагают посмотреть на мир с другой точки зрения, вам говорят, что вы свободны выбирать. Но в то же время, выбирать-то, вроде бы, и не надо, потому что совершенно очевидно, что лучшей философии просто не найти. Все, что есть в мире наиболее гуманного, наи¬более честного и справедливого — все это подается в удобоваримой форме. И далеко не каждый способен увидеть тонко завуалированные противоречия, сильно замаскированные «неконгруэнтности» между тем, что внушается, и тем, что делает сам духовный наставник.
Готовая философия и готовые ценности, подкрепленные готовым смыслом именно их жизни, оказывается очень привлекательной ловушкой для многих людей.

3. Люди, по разным причинам испытывающие страх перед ответственностью за свою жизнь.
Эта особенность тесно связана с предыдущим описанием. Правда, отсутствие системы ценностей и смысла — лишь одна из причин, по которым человек не желает брать на себя ответственность за свою собственную жизнь.
В. Франкл писал, что людям лишь дается жизнь, а наполнять ее смыслом приходится каждому человеку самостоятельно. И. Ялом добавлял к этому, что не человек должен вопрошать о том, каков смысл его жизни, — наоборот, жизнь сама задает ему вопрос о том, какой смысл он придает своему существованию. Однако именно это обстоятельство способно порождать сильнейшую тревогу, поскольку такая свобода слишком часто бывает страшна человеку. Ведь она подразумевает ответственность за удачный выбор, за успех или неуспех, в конечном счете, за собственную судьбу.
В этом смысле секта (вернее, ее духовный руководитель и вся его философия) берет на себя ответственность за судьбу человека и определяет дальнейший смысл его жизни. Безусловно, на первых порах это снижает тревожность, человек может чувствовать нечто вроде эйфории, благодарности «учителям» и удовольствие от ощущения наполненности жизни.

4. Люди, чувствующие себя ничтожными, незначительными, обесцененными.
В секте в первую очередь человеку внушается его особая роль, его миссия в этой жизни. «Он сказал мне: «Люди, окружающие тебя, грязны, порочны и слепы. Они не видят самого ценного в тебе. Здесь все по-другому. Идем с нами, и ты увидишь, насколько ты выше тех, кто топтал тебя и пачкал твою душу», — рассказывал одни из членов секты, в то время как голос его дрожал от волнения и благодарности.

5. Люди, бунтующие, противостоящие желанию родителей влиять на них, не принимающие навязываемую систему ценностей своих близких.
Вообще-то это вполне нормальный кризис развития человека: как мы уже показали, на определенном возрастном этапе (около 16—18 лет) молодой человек начинает отделяться от своих родителей. Это всегда трудный период, поскольку для того, чтобы внутренне оторваться от родительского влияния, молодые люди, прежде всего, низвергают ценности и всю систему жизненного уклада отцов и матерей. Это противостояние тем острее, чем меньше в семье уважается личность ребенка (подростка, молодого человека), чем больше он подвергается давлению, насилию.
К сожалению, сам по себе бунт не делает человека самостоятельным, если он привык к созависимым отношениям. Созависимость может причинить страдание, но она же освобождает человека от ответственности за собственную жизнь. Стремясь освободиться от родительской опеки, молодые люди совершенно не представляют, что же делать со своей свободой. Поэтому в результате бунта слишком часто зависимость от одних людей просто меняется на зависимость от других, лишь бы их система ценностей и требований отличалась от родительской. И секта предоставляет им то, что они ищут: опору в борьбе с родителями, другую философию, ощущение собственной значимости (на первых порах!).
Описанные причины, по которым люди попадают под влияние секты, совершенно очевидно совпадают с причинами развития склонности к созависимости: смутными представлениями о себе, низкой самооценкой (или компенсаторным высокомерием), отсутствием смысла жизни и т. д.
Опустошенное Я, не имеющее постоянной и стабильной подпитки, ищет своего наполнения. А секта предоставляет все сразу и в комплексе. Понятно, что такая возможность снять тревожность и обрести гарантированное целостное ощущение Я вряд ли будет проигнорирована. Трагическая ошибка состоит в том, что в дальнейшем принцип воздействия на вновь «приобщившихся» полностью соответствует схеме «Любовь через абсолютное владение и разрушение психологической территории объекта любви», то есть человек в секте начинает подвергаться разрушительному влиянию психологического садизма, опирающегося на философскую систему.
Для того чтобы описание зависимости от секты было полным, необходимо добавить еще несколько причин, по которым люди становятся ее заложниками. Эти причины не следует связывать со склонностью к созависимости, однако они также являются источником некоего вакуума в самоощущении.

7. Люди, которые стремятся быть максимально «правильными», максимально «совершенными», максимально «духовными», чтобы соответ¬ствовать собственному Идеальному Я.
По сути, в стремлении к совершенству нет ничего плохого. И лишь когда такое стремление становится самоцелью, оно оборачивается бедой. Такая цель — совершенство ради совершенства — представляется наивысшей ценностью в жизни и делает человека слепым и глухим к окружающей реальности. Участие в секте, изучение и разделение ее философии может казаться еще одним шагом к духовной вершине, который зачастую оборачивается разрушающим фанатизмом.

8. Люди, которые разочарованы в своих прежних убеждениях, утратили прежнюю уверенность в верности своих жизненных воззрений, в представлении о себе и (или) окружающих людях.
Переживающий подобный кризис человек дезориентирован, на время лишен воли, возможно, потерял смысл жизни. Он наполнен болью, ищет опору, но с трудом доверяет окружающим. Понятно, как легко такого человека «утешить», предложив совсем не похожую на все окружающее, особую, «справедливую» и «глубокую» философию, окружение «особых» людей и т. п.

9. Люди, не имеющие возможности самореализации.
К сожалению, бывает и так, что человек с развитыми духовными потребностями не находит возможности для их реализации. Иногда он находится в окружении, где не принимаются его интересы и ценности, и он чувствует свое одиночество. Или этому не способствует весь уклад жизни. Например, так случается, когда молодой человек (девушка) выносит из родительской семьи установку, что прежде всего нужно обеспечить семью едой, одеждой и т. п., а книжки и другие ценности, которые нельзя «пощупать» — это ерунда, от нечего делать. Человек живет в соответствии с этими установками, но если его душевные потребности сильны и одновременно подавлены, чувство неудовлетворенности жизнью растет.
Окружение людей, живущих в основном духовными интересами, может быть чрезвычайно привлекательным для такого человека, тем более что это выглядит гораздо «правильнее», чем пьянки с друзьями, наркотическая зависимость, и уж гораздо интереснее, чем рутинные бытовые заботы. Собственно, сначала это действительно выглядит вполне невинно и кажется лишь интересным отвлечением от скуки и не удовлетворяющей жизни.

Вот, примерно, те «струны» на которых играют «миссионеры» секты, чтобы вовлечь в свои сети. К тому времени, как человек поймет, что на самом деле он — раб, объект манипуляций и реализации чьих-то авантюрных или невротических потребностей (если, конечно, он Успеет и сумеет понять это), он уже становится безвольным, зависимым членом секты.
Жесткая дисциплина и жестокие карательные санкции, последовательные и — увы! — очень грамотно построенные разрушающие личность психологические интервенции, а порой и использование дополнительных средств и атрибутики, достигает своей цели — секта имеет послушного, безвольного, буквально зомбированного члена, выполняющего все указания своего непререкаемого авторитета, который, по сути, настоящий бандит, только бандит тонкий, хитрый, расчетливый.
Любой сектант очень быстро становится рабом своего духовного вождя, движимого далеко не духовными соображениями. Родственники в один голос утверждают, что их близкие зомбированы. Они часто скрывают имя своего духовного наставника или называют только псевдоним, а любое несогласие с идеологией, выдвигаемой сектой, вызывает в них агрессию и еще большее отдаление.
Направления психологической профилактики пагубного влияния сектантов очевидны уже из перечисленных причин. Так же понятно, что эта профилактика должна начинаться в очень раннем возрасте, когда родителям и в голову не приходит думать о том, что их ребенок когда-нибудь может быть вовлечен в секту. Ее основной целью должно стать воспитание целостной, аутентичной личности, имеющей свою философию, определенную систему ценностей и Я-концепцию, способствующую успешности в реальном мире и удовлетворительной са¬моценности. Таким образом, психопрофилактика — это огромный веер педагогических и психологических задач.
Не считая 8 и 9 пунктов, речь идет об аддиктивной личности: дифицитарное Я, эмоциональная незрелость, идеализм, перфекционизм... я бы еще добавила гиперчувствительность, потребность в крайнх, пиковых эмоциях.
Кондратьев Ф.В. "Факторы риска развития психических расстройств и их феноменология у лиц, вовлеченных в тоталитарные секты":
У человека с хорошо развитым критическим мышлением при достаточном знакомстве с сутью проповедуемого в секте учения, как правило, возникает неудовлетворенность отмеченной жажды познания. Интеллектуальное разочарование в неорелигиозном учении побуждает к разрыву с сектой, что при отсутствии эмоциональной связки с ней позволяет без особых усилий ее покинуть.

Противоположная группа характеризуется социально-психологической инфантилизацией, отсутствием личностной защищенности при наличии фрустрации, при психологическом стрессе, переживании неудачи в повседневной жизни. Этим людям нужен катарсис - очищение от психотравмирующего комплекса, "отреагирования" аффекта, ранее вытесненного в подсознание и являющегося причиной невротического конфликта.

В противоположность первой группе у лиц последней мотивация заключается не в жажде познания, а в жажде признания, в получении сочувствия и эмоциональной поддержки со стороны других в своей проблемной ситуации. Иными словами, здесь в основе чувственная мотивация. Возможности удовлетворения последней всегда находится в арсенале каждой секты.

Чувственная потребность снижает интеллектуальный контроль, ведет к несопротивляемости культивируемым в секте приемам развития феномена зависимости от ее авторитетов. Для таких личностей уход из секты - это уход в одиночество, возврат к прежним психотравмирующим проблемам. Все это обусловливает подсознательное чувство беззащитности своей жизни вне секты, активное нежелание принимать какие-либо доводы ее покинуть. Все большая потеря своего "Я", подчинение своей воли воле "учителя" делают этих лиц по существу интактными к попыткам их ресоциализации. Именно у них развивается то состояние, которое по МКБ-10 обозначено как зависимое расстройство личности (F60.7).

Что касается лиц, уже имевших психопатологические проявления к моменту вступления в секту, то перспектива развития упомянутого расстройства зависимой личности наибольшая при невротических состояниях, при "псевдоневрастенической" симптоматике органического генеза и у психастенических личностей. В случаях активного течения шизофренического процесса ухудшение наступает в первую очередь в связи с отказом от какого-либо лечения и от общей стрессовой ситуации при психологической обработке в секте. В то же время психотики долгое время в сектах не задерживаются. В противоположность этому больные с картиной роботоподобной активности довольно прочно оседают в сектах, их последующая социальная реадаптация крайне трудна.
 
Сверху