Party
Образование в той форме, в какой оно сейчас существует лишь последние полвека, и, кстати, оно вполне утвердилось как расширяющее кругозор. До появления этой системы образование как раз, в частности на Руси было Христианское образование, основы которого были религиозными, первые школы назывались катехуменатами и были при монастырях, и основное, чему в них учили было чтение и письмо, пение псалмов и изучение на память текстов Священного Писания.
Я правильно понял еще в 1957 году в школах кроме псалмов ничего не пели и не изучали?
В 1900-х годах Закон Божий составлял 2 часа в неделю (информацию почерпнул из письма одного законоучителя В.В. Розанову в книге последнего "Около церковных стен").
"оно вполне утвердилось как расширяющее кругозор" - в чьих мозгах? Кругозор какого рода?
Научный кругозор может быть, но есть еще много других видов кругозоров.
Ученый Грегори Бейтсон в своей книге "Шаги в направлении экологии разума" пишет:
"Мой отец, генетик Уильям Бейтсон, имел обыкновение читать нам за завтраком выдержки из Библии дабы мы не выросли
пустоголовыми (курсив Бейтсона) атеистами."
Я бы не сказала, что у детей того времени был более расширен кругозор.
Я этого не говорил.
А говорил другое: И вообще настоящая опасность всегда была не в том что детей будут учить сразу нескольким разным моделям, а то что их будут учить только одной модели - без разницы научной или богословской, результат-то всё-равно будет один - узколобые фанатики.
Со временем мышление человека стало перерастать из мифического в научно-познавательное, что породило необходимость в пересмотре системы образования.
Это где же и у кого было мифическое мышление? Представьте примеры.
Возвращение назад, в пампасы врядли расширит чей-то кругозор.
Вернемся к нашему Бейтсону:
"Поэтому мне кажется естественным поинтересоваться, к какому расширению сознания могут вести странные антиэволюционистские постановления Отдела народного образования штата Калифорния.
В течение долгого времени теорию эволюции преподавали плохо. В частности, студенты и даже профессиональные биологи получают эволюционные теории без глубокого понимания того, какие проблемы эти теории пытаются разрешить. Они почти ничего не изучают по эволюции теории эволюции.
Выдающимся достижением авторов первой главы Книги Бытия было осознание проблемы происхождения упорядоченности. Они заметили, что земля, вода а также виды разделены. Они поняли, что существование в мире разделения и сортировки ставит фундаментальную проблему. В современной терминологии можно сказать, что эта проблема неявно содержится во Втором начале термодинамики: если случайные события ведут к перемешиванию вещей, то при посредстве каких неслучайных событий вещи оказались рассортированы? И что такое "случайное" событие?
Эта проблема оставалась центральной для биологии и многих других наук на протяжении последних 5000 лет. Эта проблема нетривиальна.
Каким Словом должны мы обозначить принцип упорядоченности, который, как кажется, внутренне присущ мирозданию?
Калифорнийские постановления предлагают рассказывать студентам о других попытках разрешить эту древнюю проблему. Одну из них я сам нашел у новогвинейского племени ятмулов. Эти охотники за головами по-прежнему живут в каменном веке. Они также подметили, что земля и вода разделены даже в их болотистых краях. Они говорят, что в начале был огромный крокодил Каввокмали, который бултыхал своими передними ногами и своими задними ногами, чем поддерживал грязь во взвешенном состоянии. Культурный герой Кевембуангга проткнул крокодила копьем. Бултыхание прекратилось, что и стало причиной разделения грязи и воды. В результате возникла сухая земля, по которой Кевембуангга торжествуя топнул ногой. Можно сказать, он подтвердил, "что это хорошо".
Наши студенты могли бы несколько расширить свое сознание, если бы рассмотрели другие эволюционные теории и подумали о том, что человеческий дух должен принимать различную форму в зависимости от того, верит ли он, что все упорядочение во вселенной производится внешним агентом, или же (подобно ятмулам и современным ученым) полагает, что потенциальная способность к упорядочению и структуризации имманентно присуща самому мирозданию.
Такой новый подход мог бы поведать студентам о "Великой цепи бытия" с Верховным Разумом на вершине и простейшими (protozoa) внизу. Они увидели бы, как в Средние века к Разуму взывали как к объяснительному принципу, но как позднее Разум превратился в проблему. Когда Ламарк показал, что Великую цепь бытия следует перевернуть и обратить в эволюционную последовательность, ведущую от простейших вверх, разум сам стал требовать объяснения. Встала проблема объяснения разума в терминах того, что известно об этой последовательности.
А когда студенты доберутся до середины девятнадцатого века, им можно дать в качестве учебника книгу Филиппа Генри Госсе Творение (Омфалос): Попытка распутать геологический узел (Gosse, 1857). Из этой выдающейся книги они узнают такие вещи о структуре животных и растений, которые сегодня во многих курсах биологии едва упоминаются. Например, что все животные и растения выказывают временную структуру, элементарным примером которой являются годовые кольца деревьев, а более сложным -- жизненные циклы. Конструкция любого животного и растения основана на предпосылке его циклической природы.
В конце концов, изучение книги Госсе, который был набожным фундаменталистом и одним из "Плимутских Братьев", а также выдающимся морским биологом, вряд ли может вызвать возражения. Эта книга была опубликована в 1857 году, за два года до публикации Происхождения видов. Госсе написал ее, чтобы показать, что ископаемые остатки животных или растительных организмов, сохранившиеся в земной коре с прежних геологических эпох, а также факты биологической гомологии можно привести в соответствие с принципами фундаментализма. Для него было немыслимо, что Бог мог создать мир, в котором у Адама не было пупка, у деревьев в Эдемском саду не было годовых колец, а у гор не было напластований. Следовательно, Бог должен был создать мир таким, словно у него было прошлое.
Студентам будет не вредно побороться с парадоксами "закона прохронизма" Госсе. И если они прислушаются к осторожным обобщениям Госсе касательно биологического мира, они услышат раннюю версию гипотезы "стабильного состояния".
Разумеется, все знают, что биологические феномены цикличны: от яйца к курице, к яйцу, к курице и т.д. Однако не все биологи осознают последствия этой цикличности для эволюционных и экологических теорий. Взгляды Госсе на биологический мир могли бы расширить их сознание.
Было бы вульгарной глупостью подходить к широкому спектру эволюционной мысли только с вопросом кто был прав, а кто неправ. В равной степени можно заявить, что амфибии и пресмыкающиеся были "неправы", а млекопитающие и птицы "правы" в своем решении проблемы жизни.
Борьба с фундаменталистами приводит к пустоголовости, аналогичной их собственной. Истина состоит в том, что "Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их" (Иоанн, 4:38). Эти строки напоминают не только о необходимости смирения, но также являются кратким изложением широкого эволюционного процесса, в который мы, организмы, волей-неволей вовлечены."
В еще более развернутом виде аргументацию за множественность взглядов и идей можно найти в "Против метода" Пола Фейерабенда. Даже King Artur VII где-то здесь на форуме советовал всем почитать американский доклад в Сенате 1919 года о Русской революции, утверждая полезность дополнительной точки зрения. Я тоже за множественность точек зрения.
Нет, но во времена преобладания религиозного учения людей лечили в основном кровопусканиями и примочками от всего. Современные методы лечения появились после того, как систему образования изменили.
Ну в 19-ом веке в России был и закон божий в школах и доктора в больницах. Как одно другому мешало? В чем несовместимость-то?
А Сталкер так прямо и утверждает мол введи креационизм в школу и в доктора никто не пойдет. Где здесь связь я вас спрашиваю?
Т.е., ты большинство образованных людей в наше время считаешь "узколобыми фанатиками"???
Я полагаю по крайней мере что научные истины воспринимаются большинством также бездумно и некритично как в своё время истины богословские.
И сомнения в оных истинах вызывают у научаемых раздражение живо напоминающее возмущение правоверных.
Образовательная модель строится на основе культуры общества этого времени и его потребностей.
Харашо!
Если креационисты так мощны и многочисленны, то значит у общества есть потребность в их идеях.
Что ты теперь на это скажешь?
Потребности рассматриваются в глобально-социальном плане, а не по пожеланием отдельных фанатичных личностей, считающих, что им детям в средней школе обязательно необходимо преподование богословия.
Ага. Понятно. Кто сильнее и многочисленнее тот и прав.