Дима
Пользователь
Прежде чем перейти непосредственно к агностицизму, небольшой экскурс в историю философии. Одним из основных вопросов философии во все времена была принципиальная возможность познания мира. Надо сказать, вопрос этот не выяснен до конца и по сей день.
Как нетрудно догадаться, одна группа философов решила, что мир принципиально познаваем, а другая с ними не согласна. Неугомонные философы кинулись задавать дополнительные вопросы:
- Если мир познаваем, то что мы познаем – объективную реальность или только свой субъективный мир?
- Можем ли мы нашим языком достаточно полно выразить наши знания? Настолько близко слова соответствуют реальности?
- Универсально ли наше познание, другими словами, если мы сегодня открыли что-то, не изменится ли это через неделю?
И множество других. На сегодняшний день есть три основные позиции относительно познаваемости мира.
1. Позитивизм. Представители этой школы философии уверены, что мир познаваем и мы можем узнавать объективную реальность.
2. Скептицизм. Эти ребята сомневаются в познаваемости мира и вообще в том, что существуют твердые знания. Философский скептицизм не следует путать с методологическим и научным скептицизмом – различия коренные.
3. Релятивизм. Мир непознаваем, все, чем мы занимаемся – видоизменяем наши умозрительные заключения о положении вещей. Любая истина относительна, точных знаний не существует.
Помимо рассуждений о познании конкретных физических явлений и материальных вещей, философы размышляли и о познании сути нашего существования. Сюда же входят концепции о существовании Бога, Высшего Разума и т.п.
Философ 19 века Томас Гексли в своих рассуждениях пришел к выводу, что любые метафизические вопросы вообще не имеют разрешения. Он писал:
Продолжение следует.
Как нетрудно догадаться, одна группа философов решила, что мир принципиально познаваем, а другая с ними не согласна. Неугомонные философы кинулись задавать дополнительные вопросы:
- Если мир познаваем, то что мы познаем – объективную реальность или только свой субъективный мир?
- Можем ли мы нашим языком достаточно полно выразить наши знания? Настолько близко слова соответствуют реальности?
- Универсально ли наше познание, другими словами, если мы сегодня открыли что-то, не изменится ли это через неделю?
И множество других. На сегодняшний день есть три основные позиции относительно познаваемости мира.
1. Позитивизм. Представители этой школы философии уверены, что мир познаваем и мы можем узнавать объективную реальность.
2. Скептицизм. Эти ребята сомневаются в познаваемости мира и вообще в том, что существуют твердые знания. Философский скептицизм не следует путать с методологическим и научным скептицизмом – различия коренные.
3. Релятивизм. Мир непознаваем, все, чем мы занимаемся – видоизменяем наши умозрительные заключения о положении вещей. Любая истина относительна, точных знаний не существует.
Помимо рассуждений о познании конкретных физических явлений и материальных вещей, философы размышляли и о познании сути нашего существования. Сюда же входят концепции о существовании Бога, Высшего Разума и т.п.
Философ 19 века Томас Гексли в своих рассуждениях пришел к выводу, что любые метафизические вопросы вообще не имеют разрешения. Он писал:
Он говорил, что слово «агностик» пришло ему в голову, поскольку «наводило на мысль о чем-то противоположном «гностикам» из истории церкви, заявлявшим, что им очень многое известно о тех вещах, в которых я был несведущ».Все они были совершенно уверены, что достигли определенного «гностицизма» — т.е. более или менее успешно разрешили проблемы бытия. В то же время я был совершенно уверен, что не разрешил эту проблему и был абсолютно убежден в том, что она неразрешима.
Продолжение следует.