Агностицизм

Дима

Пользователь
Прежде чем перейти непосредственно к агностицизму, небольшой экскурс в историю философии. Одним из основных вопросов философии во все времена была принципиальная возможность познания мира. Надо сказать, вопрос этот не выяснен до конца и по сей день. :)

Как нетрудно догадаться, одна группа философов решила, что мир принципиально познаваем, а другая с ними не согласна. Неугомонные философы кинулись задавать дополнительные вопросы:

- Если мир познаваем, то что мы познаем – объективную реальность или только свой субъективный мир?

- Можем ли мы нашим языком достаточно полно выразить наши знания? Настолько близко слова соответствуют реальности?

- Универсально ли наше познание, другими словами, если мы сегодня открыли что-то, не изменится ли это через неделю?

И множество других. На сегодняшний день есть три основные позиции относительно познаваемости мира.

1. Позитивизм. Представители этой школы философии уверены, что мир познаваем и мы можем узнавать объективную реальность.
2. Скептицизм. Эти ребята сомневаются в познаваемости мира и вообще в том, что существуют твердые знания. Философский скептицизм не следует путать с методологическим и научным скептицизмом – различия коренные.
3. Релятивизм. Мир непознаваем, все, чем мы занимаемся – видоизменяем наши умозрительные заключения о положении вещей. Любая истина относительна, точных знаний не существует.

Помимо рассуждений о познании конкретных физических явлений и материальных вещей, философы размышляли и о познании сути нашего существования. Сюда же входят концепции о существовании Бога, Высшего Разума и т.п.

Философ 19 века Томас Гексли в своих рассуждениях пришел к выводу, что любые метафизические вопросы вообще не имеют разрешения. Он писал:

Все они были совершенно уверены, что достигли определенного «гностицизма» — т.е. более или менее успешно разрешили проблемы бытия. В то же время я был совершенно уверен, что не разрешил эту проблему и был абсолютно убежден в том, что она неразрешима.
Он говорил, что слово «агностик» пришло ему в голову, поскольку «наводило на мысль о чем-то противоположном «гностикам» из истории церкви, заявлявшим, что им очень многое известно о тех вещах, в которых я был несведущ».

Продолжение следует.
 

Дима

Пользователь
[quote name='lasurs' post='649391']
а сам то ты куда склоняешься?
[/quote]

В каком именно вопросе? ;)
 

lasurs

Снежный Барс
Arioch написал(а):
Ты дождись продолжения. Тема не совсем об этом.
а о чем? историю философии и так можно посмотреть, если у кого есть желание. вот ответить на вопрос о познаваемости мира, это да. тема для рассуждения.
 

Дима

Пользователь
Что же конкретно имел в виду Гексли?

Любые рассуждения о материальных вещах могут привести к обнаружению истины и поэтому они плодотворны и допустимы. Любые рассуждения о вещах абстрактных, метафизических лишены смысла. Гексли пишет:

Я ни признаю, ни отрицаю бессмертие человека. Я не вижу никаких оснований полагать его, но не вижу доказательств опровержения. У меня нет никаких априорных возражений против этой доктрины. […] Эта концепция и вполовину не так великолепна, как закон сохранения массы или сохранения энергии.

Нет смысла приводить мне аналогии. Я знаю, что имею в виду, говоря, например, о законе обратных квадратов, но я не поручаю свою жизнь и свои надежды слабым теориям.
Таким, образом, агностицизм значительно шире, чем просто невозможность судить о существовании Бога. Агностик вообще не берется рассуждать об истинности любых метафизических доктрин. Они ему просто не нужны, их невозможно ни доказать, ни опровергнуть.
 

lasurs

Снежный Барс
Дима написал(а):
Таким, образом, агностицизм значительно шире, чем просто невозможность судить о существовании Бога. Агностик вообще не берется рассуждать об истинности любых метафизических доктрин. Они ему просто не нужны, их невозможно ни доказать, ни опровергнуть.
на сколько помню, не только метафизических доктрин, а вообще. мир не познаваем, ибо его восприятие человеком субъективно.
 
Сверху