За тем, как в ночь на понедельник противники сноса Кадашей противостояли вооруженным черенками от лопат охранникам в масках, наблюдал корреспондент «Газеты.Ru».
К 22.00 воскресенья защитники Кадашей, узнав, что туда вновь сгоняют убранную в пятницу тяжелую технику для сноса зданий, стянулись к месту исторической застройки. Члены инициативной группы бросили клич в «Твиттере»: «Кадашам нужна помощь, хотят сносить ночью, приходите все». В это же время к территории застройки приехали автобусы с бойцами ЧОПа «Родон». Охранники в касках, вооруженные черенками от лопат, растянулись по периметру стройплощадки. Подошедшим активистам они сказали, что будут «бить всех, кто полезет к строителям» (3 июня защитники Кадашей буквально бросились под экскаватор, который намеревался завершить снос так называемого «Дома дьякона» – «Газета.Ru»), «и девушек не пожалеют», а особо активных «закатают в асфальт».
«4 июня глава Москомнаследия Валерий Шевчук заявил, что, оказывается, его ведомство отозвало еще в прошлом году согласие на снос дома дьякона. На днях, если не завтра, прокуратура должна вынести решение по нашему заявлению о незаконной застройке. Они поняли, что под давлением общественности решение будет не в их пользу, и хотят успеть снести все до официального ответа прокуроров», – объяснял один из организаторов акций в защиту Кадашей Артем Хромов.
Кроме ЧОПовцев, в Кадашах на месте предполагаемого появления строительной техники дежурили около двух десятков мужчин крепкого телосложения в спортивных штанах и полосатых футболках. Обстановку бандитских девяностых дополнял черный джип с тонированными стеклами и подмосковными номерами – оттуда за происходящим наблюдали крупные бритые дежурные. У защитников Кадашей тоже были дежурные: несколько студентов следили за тремя подъездами к месту строительства, чтобы вовремя сориентировать остальных и перекрыть дорогу строительной технике.
Длинный тягач с экскаватором и грузовик появились на Большой Ордынке около полуночи. Заметив технику, болеее сорока активистов перекрыли Второй Кадашевский переулок, со стороны которого находится главный въезд на историческую территорию. Машины остановились.
Через четверть часа молчания водитель сказал: «Мне скомандовали проезжать», – и поехал прямо на живую цепь из людей.
«Ну езжай», – взялись активисты за руки. Давить их тягач не стал и снова остановился. Движение по улице было перекрыто. На дороге начала скапливаться пробка. К пересечению Ордынки и 2-ого Кадашевского переулка одна за другой прибывали патрульные машины из ОВД «Якиманка». Милицию вызывали сами активисты: они объясняли дежурным, что в центре Москвы происходит «рейдерский захват», что неизвестные блокировали тяжелой техникой улицу Ордынка и что им самим угрожают физической расправой. «У меня кончается смена, я хочу домой!» – возмущалась водитель троллейбуса, вставшего за тягачом. Милиционеры в ситуацию не вмешивались.
За спиной у активистов, напротив въезда на территорию Кадашей, стали группироваться охранники. Около 10 из них были в черных масках, полностью закрывавших лица. По примеру активистов, они выстроились в живую цепь, и медленно, с фонарями в руках, слепя операторов «ТВЦ» и «Вести-24», двинулись по переулку в сторону защитников Кадашей. «Да они сейчас достанут «калаши» и всех тупо престреляют, и нас, и ментов», – оценил ситуацию один из активистов. Милиционеры наблюдали за происходящим со стороны.
Ситуацию спас депутат «Справедливой России» Антон Беляков.
– Я не могу проехать, вы перекрыли федеральную трассу! – заявил он строителям. Беляков заставил сотрудников ДПС проверить у водителей тягача и грузовика документы, отогнать машины, освободить проезд и выписать нарушителям штраф. Движение по Ордынке было восстановлено. «Приехал один, кричит, что депутат, всеми командует, говорит, что из важной фракции, а ведь точно не из «Единой России»... Что делать, исполнять?» – жаловались сотрудники ОВД «Якиманка» в телефонные трубки и рации.
Беляков в это время занялся ЧОПовцами, которые на этот раз сами перекрыли Кадашевский переулок, не давая пройти насквозь ни активистам, ни жителям района. Черный джип с подмосковными номерами встал посредине переулка. «Я иду в свой храм, пустите меня», – пытался пройти сквозь охранников один из защитников Кадашей.
«Да сгнил твой храм, иди на х... отсюда домой», – кричал ему в ответ один из ЧОПовцев в маске.
Попытавшегося пройти Белякова оттолкнули и ударили по рукам. У одного из фотографов выбили камеру. Чтобы происходящее не снимали телевизионщики, ЧОПовцы направленно светили в видоискатели мощными фонарями. «Мы едем с дачи, уставшие, у нас там кошки в машине», – объясняла в это время милиционерам водитель белого Opel. Услышав о кошках, оперативники вышли из оцепенения, подошли к водителю внедорожника и через пару минут тот запарковался на тротуаре.
Беляков попытался заставить милицию задержать несколько ЧОПовцев, которые угрожали активистам, однако те, воспользовавшись суетой, исчезли. Милиционеры осторожно бойкотировали наказы депутата:«У нас нет оснований их задерживать!». Пока оперативники препирались с Беляковым, охранники бесшумно скрылись за зелеными воротами на территории стройки. В переулке остались дежурить только люди в штатском.
Около двух ночи к месту противостояния прибыл начальник УВД по ЦАО Алексей Керенцев.
Керенцев был назначен на должность главы управления недавно: его предшественник был уволен. Кадаши стали для нового главы УВД первой публичной проблемой управления.
И оперативники, и курировавшие стройку люди в штатском встретили приезд милицейского начальника с удовлетворением.
– Видите, заплатили активистам по пятьсот рублей. Они тут кто накуренные, кто пьяные, – кивал на 20-летних блондинок-активисток отказавшийся представиться мужчина. – Попирают власть, а этого делать нельзя.
Начальник УВД по ЦАО в сопровождении сотрудников милиции и ЧОПовцев на десять минут скрылся за воротами стройки. С кем и о чем он там говорил, неизвестно. Вернувшись, Керенцев вышел на Большую Ордынку и начал инструктаж подчиненных. Командовавший охранниками показывал ему бумаги, санкционировавшие снос. К дискуссии присоединились защитники Кадашей: они говорили, что разрешение на снос отозвано. Мимо активистов по Ордынке и переулкам угрожающе нарезал круги черный тонированный джип.
«В этом должна разбираться прокуратура. Они написали заявление, вот и пусть ждут ответа в положенные законом сроки. Я здесь, чтобы предовратить мордобой», – объяснил Керенцев «Газете.Ru».
– Как вы относитесь к тому, что в центре Москвы в час ночи переулок в километре от Кремля перекрывают сотрудники частного охранного предприятия в масках и с черенками лопат в руках?
– Я людей в масках не видел, и мне никто о них не сообщал.
– Посмотрите, пожалуйста, вот они на снимках, – несколько фотографов протянули Керенцеву свои камеры.
– Я ничего не видел, – взглянув на мониторы, повторил глава УВД.
Отказавшись от дальнейших комментариев, Керенцев отошел от журналистов и еще 15 минут разговаривал с кураторами застройки. «Продолжим завтра утром», – донеслось из-за угла. Керенцев уехал на милицейской «Газели», водители тягача и грузовика заглушили двигатели и выключили «аварийку», защитники Кадашей остались договариваться о дежурстве в понедельник.
Газета.РУ