Party
Active Member
Читаю сейчас Карела ван Мандера "Книга о художниках". Карел ван Мандер был малоизвестным художником, но известным писателем 16 века. Он писал о художниках. В главе "Жизнеописание Франса Флориса, знаменитого живописца из Антверпена", я обратила внимание на этот текст:
Также, обратите внимание на описание пьянства в Нидерланда: типа у нас пьянство развивается и поощряется, а в нормальных странах осуждается и люди борятся с ним... Совсем другое время, другая страна, а так все до боли знакомо...
Мне вот интересно, а что изменилось за эти 500 с лишним лет?
Картина выписывается традиционная: спивающийся мужчина, стремительно катящийся вниз, к своему дну, жена с расшатанными нервами, несдержанная и обезумевшая, думающая, что его друзья во всем виноваты, и пытающаяся бороться с пьянством мужа, разгоняя его собутыльников, стремящаяся хоть как-то спасти имущество, пользуясь чувством вины мужа, заставив его построить дом, друзья-собутыльники, нахлебники, помогающие мужу пропить состояние, глумящиеся над ней... Сочувствие алкоголику автора, видевшего реакции жены, и думающего, что она-то во всем и виновата, что из-за нее несчастный Франс Флоренс и пить начал и даже потерял состояние, автор также считал, что собутыльники виноваты в том, что несчастный окончательно обнищал... Хотя Карел ван Мандер вскользь и упоминает, что Флоренс перестал работать (ведь алкоголики на последних стадиях работать не могут), но видно, что по его мнению не это является причиной краха Флориса.... Но после, когда дорого оплачивавшиеся большие картины для церквей и другие работы принесли ему изобилие и богатство и когда он, завязав знакомства с князьями и знатными людьми, был вводим некоторыми из них в разные соблазны, он, расточая попусту свое время, начал поддаваться нашей общей нидерландской слабости - любви к крепким напиткам, и в такой степени, что за свое не соответствовавшее ни искусству, ни благородному уму поведение стяжал себе такую же громкую славу пьяницы, как и живописца...
...Правда у нас, немцев, к неумеренному питью вина обыкновенно относятся снисходительно или, по крайней мере, не смотрят на это, как на постыдное и греховное злоупотребление, а в некоторых местах способность много пить даже прославляется. Но у других разумных народов эта болезненная способность считается самым низким на свете пороком, которого как скотского, позорного и противного природе греха и как истинно гибельного источника всякой злонамеренности и порочности, они не терпят, гнушаются и избегают.
Итак, благодаря своему искусству, Франс стал богат и пользовался уважением и почетом у знаменитейших людей страны, как благородные кавалеры ордена Золотого руна принц Оранский, графы Эгмонт, Горн и другие, с которыми он был в самой тесной дружбе и которые часто заходили к нему в дом выпить вина и попировать. Жена его, госпожа Клара Флорис, по временам, когда бывала не в духе, делалась очень груба и заносчива и обходилась с этими знатными особами крайне невежливо и никому из них не оказывала должного уважения. Ей было все равно бранить ли графинь Эгмонт и Горн или своих слуг и служанок. Это часто оскорбляло чувства Флориса, человека очень вежливого и доброго, сколь и угнетало его благородный дух. Говорят, что упрямый и злой нрав жены и был действительной причиной его беспорядочной жизни и погибели. Так, живя среди полного довольства, в большом и прекрасном собственном доме на площади Мейр, она только потому, что немного дымило в кухне, часто заявляла, что не желает окончить свою жизнь в такой закоптелой лачуге и наконец добилась, что Франс купил на Госпитальных полях участок и выстроил там роскошный дом, архитектором которого был его брат Корнелис.
Постройка этого дома, или, лучше сказать дворца, с воротами и столбами в античном стиле, вытесанными из серого аспидного камня, поглотила не только сумму, вырученную от продажи старого дома, но все наличные деньги, пять тысяч гульденов, хранившиеся Франсом на вкладе в ипотечном банке Шетса, и, кроме того, еще все, что ему удалось взять в долг. Но хуже всего было то, что он совершенно забросил свою собственную работу и целые дни сидел и бражничал с рабочими и десятниками. Таким образом, доходы его уменьшались, а долги увеличивались, расходы по уплате денег поденным рабочим росли, а работы вперед не двигались, и становилось совсем плохо.
Потмоу ли что Франс был слишком добр и беспечен, его всегда окружала целая толпа прихлебателей и объедал, помогавших ему проматывать свое состояние. Из-за этого между его женой, госпожой Кларой, и братом Жаком Флорисом, часто происходили сильные столкновения, ибо, помимо того, что Жак был большой балагур и насмешник, он никогда не приходил последним и не уходил первым и, как бы Клара ни бранилась, без всякого стыда истолковывал его слова в обратном смысле и оставался, так как он любил выпить за чужой счет. Иногда в минуты гнева госпожа Флорис, обращаясь к нему, говорила: "Что тебе здесь опять понадобилось? Ты доведешь нас до нищеты, шляясь постоянно сюда набивать себе брюхо; долой с глаз моих!" и другие любезности в том же роде. Но он из-за своей любви к пирушкам и попойкам переносил это с любезным видом и, обращая все в шутку, смеясь, говорил: "Право, сестрица, кто тебя не знает, может подумать, что ты меня не любишь; ноя, умея понимать тебя, знаю, что ты хотела сказать этими словами. Непосвященный может не так их понять, и я желаю их объяснить; в переводе на греческий язык они означают: "Милый брат, почему ты так редко приходишь? Мы откровенно признаемся, что без тебя мы ни жить, ни веселиться не можем; поэтому приходи к нам каждый день, так как твое общество есть одно из самых приятных развлечений". Я знаю также, моя сестрица, что если б я не пришел занимать тебя сам добровольно, ты разослала бы всех людей, какие есть у тебя в доме, разыскивать меня и была бы очень разгневана, если б я не пришел". В ответ на это она ему кричала: "Пошел вон! Осмелься только еще раз придти, бездельник! Я не знаю какая еще брань может заставить тебя убраться восвояси", - "Видите ли, - говорил он опять, - по-гречески это означает, что я могу оставаться и приходить всякий день, и что тебе недостаточен даже дня, чтобы насладиться моим обществом, и я должен прибавлять еще ночь. Я хорошо понимаю, милая сестрица, что, проводя здесь дни и ночи, я доставляю тебе этим величайшее удовольствие на свете"...
...Такой распущенный и беспорядочный образ жизни часто давал повод говорить за глаза про доброго Флориса много и несправедливого. По временам он искренне жалел о потерянном времени и о том, что попал на такой кривой путь, и уговаривал своих детей и учеников быть прилежными и просить Бога, чтобы он помог им хорошо учиться. "Хотя ч теперь, в старости, - говорил он, - стал нерадив, нов молодости я часто просил Бога, чтобы он помог мне, ради моего спасения, хорошо учиться". Он очень горевал, что вследствие его нерадения и непредусмотрительности все пошло против него и он обманулся в своих ожиданиях, что до начала стройки он имел по меньшей мере тысячу гульденов годового дохода, что для того времени представляло весьма значительную сумму, а теперь не осталось ничего кроме больших долгов. От этих долгов он все-таки, продолжая писать картины, легко освободился бы, не будь он, как это оказалось, столь закоренелых в своих привычках и имей мужество покинуть своих предававшихся пьянству товарищей или сам воздержаться от этого. Ибо ради больших попоек к нему всегда охотно собирались все самые ревностные служители Бахуса. Своей необыкновенной стойкостью в попойках Флорис так прославился, что эта его громкая слава возбуждала даже у некоторых завзятых пьяниц зависть...
Также, обратите внимание на описание пьянства в Нидерланда: типа у нас пьянство развивается и поощряется, а в нормальных странах осуждается и люди борятся с ним... Совсем другое время, другая страна, а так все до боли знакомо...
Мне вот интересно, а что изменилось за эти 500 с лишним лет?