Party
Active Member
В прошлом году на сайте ФСКН провела опрос, адресованный людям, употребляющим наркотики о семьях, в которых они воспитывались. На опрос ответили 119 человек. Отчет с результатами опрос хочу выложить здесь. Поскольку отчет большой, буду выкладывать по кускам. Первая часть опроса дает сведения о возрасте, поле, опрашиваемых, социальном статусе семьи, финансовом благополучии. Их я не буду публиковать - эти сведения чисто для статистики сайта. Перейду сразу к основному.
Основные признаки дисфункциональной семьи.
Психологи считают, что одной из важнейших причин возникновения аддиктивного (зависимого) поведения, в том числе и химической зависимости – является воспитание в дисфункциональной семье.
Дисфункциональная семья – это или неполная семья, или семья, в которых один (или оба) взрослых зависимые люди, часто это хим.зависимые (алкоголизм, наркомания), или это семья, в которых имело место физическое или психологическое насилие над ребенком, или семья, в которой есть неизлечимо больной человек, или в которой есть некая семейная «тайна», о которой не говорят, или семья, в которой имеет место эмоциональная отчужденность членов семьи. Все эти семьи подчас объединены общим признаком: в них не учитываются, а порой и подавляются чувства ребенка. На психике ребенка это сказывается, и в подростковом возрасте эмоциональные нарушения становятся гипертрофированными: подростки не дифференцируют свои чувства, способны испытывать только «крайние», «пиковые» эмоции, не получая их постоянно – чувствуют скуку и опустошенность, ищут дополнительные стимулы. «На помощь» приходят химические вещества, изменяющие сознание. Поэтому воспитание в дисфункциональной семье часто приводит к развивающейся химической зависимости детей, в т.ч. наркомании. Опрос составлен с целью выявления дисфункциональности семей, в которых воспитывались люди, употребляющие наркотики.
При исследовании больных химической зависимостью (алкоголизмом, наркоманией), отмечено, что в основном они происходят из семей алкоголиков. Семьи, в которых бывают «династии» химически-зависимых в несколько поколений.
«Дети, рожденные или воспитанные в семьях с алкогольными традициями, подвержены большему риску пристраститься к алкоголю и другим наркотикам. В этом свою роль, по–видимому, играют как генетические факторы, так и влияние непосредственного окружения. Например, мальчики, родившиеся в семье алкоголика, даже воспитываясь в семье, усыновившей их, подвергаются в 4 раза большему риску стать алкоголиками, чем мальчики, родившиеся в нормальных семьях. Употребление алкоголя и наркотиков родителями и позитивное отношение к алкоголю; в семьях, где родители для того, чтобы расслабиться, употребляют запрещенные наркотики или много пьют (не обязательно становясь алкоголиками) имеется большая вероятность, что дети начнут употреблять алкогольные напитки в подростковом возрасте». «Психология ранней наркомании» С. В. Березин, К. С. Лисецкий
Конечно, не все дети алкоголиков становятся алкоголиками (наркоманами), но даже у воспитанных в таких семьях детей, которые во взрослом возрасте не употребляют психоактивных веществ – замечены признаки аддиктивного (зависимого) поведения: они несут в себе комплекс психологических проблем, связанных с определёнными правилами и ролевыми установками такой семьи: часто страдают от созависимости, или других видов зависимости.
Энн У. Смит много лет исследовала взрослых людей, воспитывавшихся в «алкогольных семьях». Результаты исследования она опубликовала в книге «Внуки алкоголиков». Вот одна из цитат: «90% сообщили о наличии в семье иных пристрастий помимо алкоголизма. Хотя химическая зависимость может и не иметь места в семье, подавленные чувства проявляются через «другие» пристрастия и влечения». Психологические проблемы детей из «алкогольных семей» изучали также такие психологи и психиатры как Москаленко В.Д., Целуйко В.М., Буянов М.И., Шнейдер Л.Б., Кибальченко И., Романова О.Л., Петракова Т.И., Братусь Б. С., Сидоров П. И., Дейчман Э. И., Колесов Д. В. , 4. Коровин Н. М. , 5. Цаплин А. И. и др.
По результатам нашего опроса, 45 %, респондентов ответили, что у них в семье были лица злоупотребляющие алкоголем (больше всего ответов в графе «Родной брат» и «Отец»). Можно отметить гендерные особенности ответов (из 61 отмеченных родственников, злоупотребляющих алкоголем - 43 мужчины и 18 женщин).
Ответ на этот вопрос нельзя считать достоверным, даже в рамках достоверности интернет-опроса, т.к., не все способны на него ответить. Это объясняет Энн У. Смит в публикации своего исследования: «75% внуков алкоголиков никогда не знали об алкоголизме прародителей. Большинство родителей внуков алкоголиков отгородились плотным занавесом от прошлого и никогда не говорили о своих семьях в негативном плане. Беседуя с внуками алкоголиков, не перестаешь удивляться, как мало они знают о семье, из которой происходят».
«Многие взрослые дети алкоголиков никогда не признаются, даже самим себе, что кто-то из родителей был алкоголиком, и поэтому они не способны осознать негативное влияние этого факта на их детство и последующую взрослую жизнь».
«% внукам алкоголиков постоянно внушалось, что у них хорошая семья. Внукам алкоголиков часто прямо говорилось, что она живут в особой семье. Некоторым внушалось, что их семья лучше других, т.е. более удачлива, счастлива, имеет лучших родителей, лучше образованна и т. д. Им говорили, что они счастливы и имеют все, что необходимо».
Среди респондентов, более половины (54 %) воспитывались в неполной семье.
У 40 % в семье была «тайна», т.е. тема, на которую было наложено «табу», об этом не говорилось, запрещалось говорить.
У 12 % в семье был неизлечимо больной человек.
Жестокое обращение, физическое насилие в детстве на себе испытали 85 % респондентов, (33% - часто, 52 % - иногда), и лишь 18 % не испытывали.
Стиль воспитания в семье и психологическая атмосфера
Только при демократическом стиле воспитания (когда ребенка уважают, учитывают его мнение и интересы, он полноценный член семьи) можно быть уверенными, что ребенок вырастет самодостаточной, целостной, зрелой личностью. В такой семье воспитывались лишь 10 % из респондентов.
Наибольшее количество, 40 % – воспитывалась в авторитарной семье (когда ребенка всегда и во всем контролируют, проверяют, к нему повышенные требования, его как бы «дрессируют»), 30 % – в попустительской (когда до ребенка нет дела, он сам по себе), и 20 % – в атмосфере гиперопеки (когда чрезмерно заботятся о ребенке, слишком любят, слишком волнуются за него).
Авторитаризм и гиперопека – это формы гиперконтроля по отношению к ребенку. Гиперконтроль – это психологическое насилие. Всего в таких условиях воспитывались 60 % участвующих в опросе (семьи с автиритарным стилем воспитания и гиперопекой). Но при этом, опрашиваемые на вопрос «Чувствовали ли Вы, что родители досаждали Вас излишним контролем, не предоставляли свободы действий, выбора?» ответили следующим образом: 30 % чувствовали гиперконтроль по отношению к себе постоянно, 43 % чувствовали его иногда, и лишь 27 % излишнего контроля не чувствовали никогда. Можно предположить, что последние - это дети, воспитываемые в семьях с попустительским стилем воспитания.
Также, важной особенностью взросления ребенка в системе гиперконтроля является то, что в таких семьях воспитываются эмоционально-незрелые, инфантильные личности. Эти дети лишены свободы выбора, взрослея они не имеют возможности научиться самостоятельно принимать решения, справляться со своими проблемами, ставить перед собой задачи, реализовывать их, и планировать будущее, у них занижена самооценка, самоуважение. Родители их лишают возможности совершать свои ошибки, и учиться на собственном опыте, принимая решения за них.
Психиатр-нарколог Сергей Белогуров, в книге «Популярно о наркотиках и наркоманиях», в список факторов-предикторов наркомании включил:
«5. Воспитание только одним из родителей (т.е. в неполной семье).
6. Постоянная занятость одного из родителей (длительные командировки, деловая загруженность и т.л.).
7. Больной - единственный ребенок в семье.
8. Алкоголизм (запойное пьянство) или наркомания у кого-либо из близких родственников: отца, матери, реже - деда, дяди, брата.
9. Психические заболевания, скверный характер или частые нарушения общепринятых правил поведения у кого-либо из близких родственников». Комментировал первые три пункта он следующим образом:
«Конечно, не в 100% случаев, но все-таки довольно часто в семьях, соответствующих п. 5, 6 и 7 в нашем списке воспитание детей носит либо несистематический, либо гиперпротективный характер (т.е. такой, когда за ребенка все время думают и решают взрослые). Следствием является формирование социально-пассивной, социально-безответственной личности, ориентированной преимущественно на потребление и не имеющей желания прикладывать значительные усилия для построения своего будущего».
С. В. Березин, К. С. Лисецкий в книге «Психология ранней наркомании» пишут: «В семьях, в которых родители не устанавливают четких норм поведения, в которых дети остаются предоставленными самим себе и где дисциплинарная практика чрезмерно сурова и непоследовательна, подростки подвергаются большему риску совершения правонарушений и частого употребления алкоголя и наркотиков. Здоровые, эмоционально насыщенные, отношения в семье чаще всего являются фактором, предотвращающим тягу ребенка к алкоголю и наркотикам».