Влияние семьи на развитие наркомании

Party

Active Member
В прошлом году на сайте ФСКН провела опрос, адресованный людям, употребляющим наркотики о семьях, в которых они воспитывались. На опрос ответили 119 человек. Отчет с результатами опрос хочу выложить здесь. Поскольку отчет большой, буду выкладывать по кускам. Первая часть опроса дает сведения о возрасте, поле, опрашиваемых, социальном статусе семьи, финансовом благополучии. Их я не буду публиковать - эти сведения чисто для статистики сайта. Перейду сразу к основному.

Основные признаки дисфункциональной семьи.

Психологи считают, что одной из важнейших причин возникновения аддиктивного (зависимого) поведения, в том числе и химической зависимости – является воспитание в дисфункциональной семье.
Дисфункциональная семья – это или неполная семья, или семья, в которых один (или оба) взрослых зависимые люди, часто это хим.зависимые (алкоголизм, наркомания), или это семья, в которых имело место физическое или психологическое насилие над ребенком, или семья, в которой есть неизлечимо больной человек, или в которой есть некая семейная «тайна», о которой не говорят, или семья, в которой имеет место эмоциональная отчужденность членов семьи. Все эти семьи подчас объединены общим признаком: в них не учитываются, а порой и подавляются чувства ребенка. На психике ребенка это сказывается, и в подростковом возрасте эмоциональные нарушения становятся гипертрофированными: подростки не дифференцируют свои чувства, способны испытывать только «крайние», «пиковые» эмоции, не получая их постоянно – чувствуют скуку и опустошенность, ищут дополнительные стимулы. «На помощь» приходят химические вещества, изменяющие сознание. Поэтому воспитание в дисфункциональной семье часто приводит к развивающейся химической зависимости детей, в т.ч. наркомании. Опрос составлен с целью выявления дисфункциональности семей, в которых воспитывались люди, употребляющие наркотики.
При исследовании больных химической зависимостью (алкоголизмом, наркоманией), отмечено, что в основном они происходят из семей алкоголиков. Семьи, в которых бывают «династии» химически-зависимых в несколько поколений.
«Дети, рожденные или воспитанные в семьях с алкогольными традициями, подвержены большему риску пристраститься к алкоголю и другим наркотикам. В этом свою роль, по–видимому, играют как генетические факторы, так и влияние непосредственного окружения. Например, мальчики, родившиеся в семье алкоголика, даже воспитываясь в семье, усыновившей их, подвергаются в 4 раза большему риску стать алкоголиками, чем мальчики, родившиеся в нормальных семьях. Употребление алкоголя и наркотиков родителями и позитивное отношение к алкоголю; в семьях, где родители для того, чтобы расслабиться, употребляют запрещенные наркотики или много пьют (не обязательно становясь алкоголиками) имеется большая вероятность, что дети начнут употреблять алкогольные напитки в подростковом возрасте». «Психология ранней наркомании» С. В. Березин, К. С. Лисецкий
Конечно, не все дети алкоголиков становятся алкоголиками (наркоманами), но даже у воспитанных в таких семьях детей, которые во взрослом возрасте не употребляют психоактивных веществ – замечены признаки аддиктивного (зависимого) поведения: они несут в себе комплекс психологических проблем, связанных с определёнными правилами и ролевыми установками такой семьи: часто страдают от созависимости, или других видов зависимости.
Энн У. Смит много лет исследовала взрослых людей, воспитывавшихся в «алкогольных семьях». Результаты исследования она опубликовала в книге «Внуки алкоголиков». Вот одна из цитат: «90% сообщили о наличии в семье иных пристрастий помимо алкоголизма. Хотя химическая зависимость может и не иметь места в семье, подавленные чувства проявляются через «другие» пристрастия и влечения». Психологические проблемы детей из «алкогольных семей» изучали также такие психологи и психиатры как Москаленко В.Д., Целуйко В.М., Буянов М.И., Шнейдер Л.Б., Кибальченко И., Романова О.Л., Петракова Т.И., Братусь Б. С., Сидоров П. И., Дейчман Э. И., Колесов Д. В. , 4. Коровин Н. М. , 5. Цаплин А. И. и др.

По результатам нашего опроса, 45 %, респондентов ответили, что у них в семье были лица злоупотребляющие алкоголем (больше всего ответов в графе «Родной брат» и «Отец»). Можно отметить гендерные особенности ответов (из 61 отмеченных родственников, злоупотребляющих алкоголем - 43 мужчины и 18 женщин).
Ответ на этот вопрос нельзя считать достоверным, даже в рамках достоверности интернет-опроса, т.к., не все способны на него ответить. Это объясняет Энн У. Смит в публикации своего исследования: «75% внуков алкоголиков никогда не знали об алкоголизме прародителей. Большинство родителей внуков алкоголиков отгородились плотным занавесом от прошлого и никогда не говорили о своих семьях в негативном плане. Беседуя с внуками алкоголиков, не перестаешь удивляться, как мало они знают о семье, из которой происходят».
«Многие взрослые дети алкоголиков никогда не признаются, даже самим себе, что кто-то из родителей был алкоголиком, и поэтому они не способны осознать негативное влияние этого факта на их детство и последующую взрослую жизнь».
«
% внукам алкоголиков постоянно внушалось, что у них хорошая семья. Внукам алкоголиков часто прямо говорилось, что она живут в особой семье. Некоторым внушалось, что их семья лучше других, т.е. более удачлива, счастлива, имеет лучших родителей, лучше образованна и т. д. Им говорили, что они счастливы и имеют все, что необходимо»
.

Среди респондентов, более половины (54 %) воспитывались в неполной семье.

У 40 % в семье была «тайна», т.е. тема, на которую было наложено «табу», об этом не говорилось, запрещалось говорить.

У 12 % в семье был неизлечимо больной человек.

Жестокое обращение, физическое насилие в детстве на себе испытали 85 % респондентов, (33% - часто, 52 % - иногда), и лишь 18 % не испытывали.

Стиль воспитания в семье и психологическая атмосфера

Только при демократическом стиле воспитания (когда ребенка уважают, учитывают его мнение и интересы, он полноценный член семьи) можно быть уверенными, что ребенок вырастет самодостаточной, целостной, зрелой личностью. В такой семье воспитывались лишь 10 % из респондентов.
Наибольшее количество, 40 % – воспитывалась в авторитарной семье (когда ребенка всегда и во всем контролируют, проверяют, к нему повышенные требования, его как бы «дрессируют»), 30 % – в попустительской (когда до ребенка нет дела, он сам по себе), и 20 % – в атмосфере гиперопеки (когда чрезмерно заботятся о ребенке, слишком любят, слишком волнуются за него).

Авторитаризм и гиперопека – это формы гиперконтроля по отношению к ребенку. Гиперконтроль – это психологическое насилие. Всего в таких условиях воспитывались 60 % участвующих в опросе (семьи с автиритарным стилем воспитания и гиперопекой). Но при этом, опрашиваемые на вопрос «Чувствовали ли Вы, что родители досаждали Вас излишним контролем, не предоставляли свободы действий, выбора?» ответили следующим образом: 30 % чувствовали гиперконтроль по отношению к себе постоянно, 43 % чувствовали его иногда, и лишь 27 % излишнего контроля не чувствовали никогда. Можно предположить, что последние - это дети, воспитываемые в семьях с попустительским стилем воспитания.

Также, важной особенностью взросления ребенка в системе гиперконтроля является то, что в таких семьях воспитываются эмоционально-незрелые, инфантильные личности. Эти дети лишены свободы выбора, взрослея они не имеют возможности научиться самостоятельно принимать решения, справляться со своими проблемами, ставить перед собой задачи, реализовывать их, и планировать будущее, у них занижена самооценка, самоуважение. Родители их лишают возможности совершать свои ошибки, и учиться на собственном опыте, принимая решения за них.
Психиатр-нарколог Сергей Белогуров, в книге «Популярно о наркотиках и наркоманиях», в список факторов-предикторов наркомании включил:
«5. Воспитание только одним из родителей (т.е. в неполной семье).
6. Постоянная занятость одного из родителей (длительные командировки, деловая загруженность и т.л.).
7. Больной - единственный ребенок в семье.
8. Алкоголизм (запойное пьянство) или наркомания у кого-либо из близких родственников: отца, матери, реже - деда, дяди, брата.
9. Психические заболевания, скверный характер или частые нарушения общепринятых правил поведения у кого-либо из близких родственников».
Комментировал первые три пункта он следующим образом:
«Конечно, не в 100% случаев, но все-таки довольно часто в семьях, соответствующих п. 5, 6 и 7 в нашем списке воспитание детей носит либо несистематический, либо гиперпротективный характер (т.е. такой, когда за ребенка все время думают и решают взрослые). Следствием является формирование социально-пассивной, социально-безответственной личности, ориентированной преимущественно на потребление и не имеющей желания прикладывать значительные усилия для построения своего будущего».
С. В. Березин, К. С. Лисецкий в книге «Психология ранней наркомании» пишут: «В семьях, в которых родители не устанавливают четких норм поведения, в которых дети остаются предоставленными самим себе и где дисциплинарная практика чрезмерно сурова и непоследовательна, подростки подвергаются большему риску совершения правонарушений и частого употребления алкоголя и наркотиков. Здоровые, эмоционально насыщенные, отношения в семье чаще всего являются фактором, предотвращающим тягу ребенка к алкоголю и наркотикам».
 

Party

Active Member
Я продолжу, кому интересно - почитает.
Отношения между родителями в семье

Очень важный фактор в развитии ребенка – отношения между родителями в семье, их паттерны поведения, за которыми ребенок наблюдает с детства, опираясь на которые строит свою модель семьи, отношений, жизненные сценарии, формирует паттерны своего взрослого поведения. О решающем влиянии на развитие личности ребенка родительского стиля общения, особенно его эмоционального элемента – писали многие психологи: Лисина М.И., Запорожец А.В., Захаров В.И., Спиваковская А.С., Мухина В.С., Галигузова П.Н., Смирнова Е.О., и др...
Рассмотрим, какие отношения в семье между родителями наблюдали наши респонденты.

У 63 % родители сами не следовали нормам, которым учили своих детей. И это очень важный негативный фактор, потому что таким образом родители вызывают по отношению к себе недоверие детей, подрывают свой авторитет, показывают дурной пример.

На вопрос, «Создавали ли члены семьи иллюзию благополучия, когда в семье были проблемы, был ли в семье принцип «не выносить сор из избы»?» У 73 % респондентов был положительный ответ (50 % - постоянно, 23 % - часто). Такое поведение родителей тоже демонстрирует неискренность, обман, ребенку не понять, почему на его глазах происходит одно, а при посторонних – другое, у него возникает когнитивный диссонанс.

У 65 % отвечающих на вопросы, были частые скандалы в семьях, у 24 % в семье скандалы были редки, и лишь у 11 % родители вообще не скандалили.

У 24 % в семье часто применялись друг между другом манипуляции, давление у 56 % - иногда, и только у 20 % такого в семье не было.

У 43 % из респондентов родители часто жаловались на свою неудавшуюся жизнь, у 40 % - иногда, лишь у 17 % родители не жаловались на жизнь.
А у 53 % респондентов родители в своих неприятностях упрекали друг друга (это был отдельный вопрос с вариантами ответов «да»-«нет»).

Результаты этой группы вопросов показывают, что отношения между родителями и их поведение у более 60 % участвующих в опросе оставляют желать лучшего. Разумеется, в любой семье могут быть разногласия, споры, но вопросы были о скандалах, взаимных упреках, обвинениях, обмане... Все это складывается в нелицеприятную картину беспокойного семейства, в котором члены выполняют роли «спасателя», «жертвы», «преследователя» (Э.Берн, С. Карпман), беспрестанно что-то требуя друг от друга. В семье царят манипуляции, обман, неискренность, неуважение друг к другу, тем более к детям. Ребенку сложно в такой системе отношений развиваться здоровой, самодостаточной личностью, с адекватными представлениями об окружающем мире, об отношении между людьми, честности, доверии, уважении...

Детско-родительские отношения, доверие принятие

Отношения с родителями у большинства участвующих в опросе отчужденные: нет доверия, принятия ребенком родителей. При таких отношениях не хочется быть вместе с родителями, проводить с семьей досуг, да и родители не расположены к тому, чтобы развивать ребенка духовно. Поэтому, 83 % проводили досуг, и посещали разнообразные детские и культурные мероприятия с семьей – или редко (57 %), или вообще никогда (26 %), и лишь 17 % проводили досуг с семьей часто.

Детям, воспитываемым в недемократичных условиях одиноко в семье, порой они себя чувствуют лишними. Поэтому, на вопрос «Было ли ощущение, что Вы всем в семье мешаете, чувствовали ли себя одиноко, что всем не до Вас?», 60 % ответили положительно. Ответы были следующими: 32 % так себя чувствовали постоянно, 20 % чувствовали себя так часто, 24 % - иногда, и 24 % никогда.

И конечно же, эти дети, воспитывавшиеся в условиях дискомфотра чувствовали в семье напряжение дискомфорт, а вне семьи – свободу, расслабленность, 60 % (!!!) респондентов такое чувствовали всегда: (10 %) и часто (50 %), у 35 % такое чувство появлялось иногда, и лишь 10 % этого никогда не чувствовали. Дети, воспитываемые в условиях попустительства тоже стремились на улицу. Ведь только там их выслушают, поймут, примут как «своих».

Недемократический стиль воспитания часто порождает ложь со стороны ребенка, который ищет способы избежать контроля, и не навлечь на себя гнев контролирующих родителей. Поэтому, 57 % респондентов лгали родителям часто, и 10 % - всегда (всего «лжецов» 67 %!!!). Трудно представить детей, ВСЕГДА лгущих родителям. Но факт остается фактом, и такие ответы есть. 26 % лгали родителям редко. Также есть ответы «никогда», их 7 %.

Детское вранье – это защитная реакция. В семьях, в которых родители воспитывают ребенка демократично, проблемы лжи обычно не существует. О случившихся неприятностях, «нехороших» поступках, ребенок может рассказать родителям – они поймут, успокоят, посоветуют, помогут. Будучи честным со своими родителями, такой ребенок уверен, что ему гарантирована физическая, и психологическая безопасность. Только в этом случае у него нет необходимости лгать. Человек не рождается лживым, он учится врать в процессе жизни, под влиянием угрожающих факторов. Одной из основных черт наркоманов – лживость с детства, что подтверждает тот факт, что они воспитывались в семьях, в которых для ощущения своей безопасности они вынуждены были лгать.

У 60 % респондентов с детства ярко-выраженные проблемы с доверительными отношениями с родителями: 30 % понимания со стороны родителей, и доверительных отношений не было никогда, столько же, 30 % понимание со стороны родителей чувствовали редко, 27 % чувствовали понимание часто, 13 % ответили, что их всегда понимали родители.

С течением времени непонимание и недоверие в отношениях с родителями усугубились (из-за того, что дети и родители все больше и больше не оправдывали ожидания друг друга), и у 90 % участвовавших в опросе сейчас отношения с родителями или плохие, или нестабильные (50 % - плохие отношения: скандалы, ругань, игнорирование, 40 % - нестабильные: то хорошие, то плохие), и лишь у 10 % - хорошие, теплые, доверительные, уважительные отношения с родителями.

13 % из респондентов чувствовали свою вину перед родителями и считали, что они источник родительских проблем, у 37 % было такое чувство иногда. 33 % обвиняют во всем своих родителей. И лишь 17 % считают, что виноватых нет.
Тотальное чувство вины – разрушает психику. Маленький ребенок не может осознать, почему родители ссорятся, болеют… и при негативном отношении к себе, считает себя виноватым, таким образом, занижается его самооценка, он чувствует себя «плохим», «ничтожным». Возложение вины на других – это снятие с себя ответственности, не желание что-либо менять, по случаю того, что виноватые найдены.

Неожиданным был ответ, демонстрирующий принятие своих родителей. У 74% (!!!) респондентов есть что-то, чего они не могут своим родителям простить.

Анализируя приведенные цифры, можно сделать выводы о том, что более 60 % из участвовавших в опросе, провели свое детство в условиях подавления личности ребенка, недоверии непринятии. Им было дома некомфортно, одиноко, их «тянуло» на улицу, к друзьям, «на свободу» от родителей, которые их не понимали, и которых они не уважали, а скорее боялись. Более 10 % из респондентов жили в жестоких условиях полного непонимания и деспотизма со стороны родителей.
 

scrptn

Пользователь
Интересно, насколько эти данные согласуются со среднестатистическими. Т.е. насколько показатели для наркозависимых отличаются от тех же для населения страны или мира в целом. Где предел, после которого начинается зависимость?
 

Party

Active Member
scrptn' date='10 марта 2010 - 00:07 написал(а):
Интересно, насколько эти данные согласуются со среднестатистическими. Т.е. насколько показатели для наркозависимых отличаются от тех же для населения страны или мира в целом. Где предел, после которого начинается зависимость?
Мне тоже интересно. Поэтому, я создала опросник и для обычных людей. Он почти такой же, но в начале небольшое тестирование на предмет выявления зависимости. Но я не знаю где провести опрос. В интернете нельзя, потому что есть вероятность собрать ответы интернет-зависимых, и такой опрос не получится провести массово, при интерпретации данных нужно не только общее число ответов посчитать, но и отделить ответы аддиктов от неаддиктов для сравнения )))
Если будет время, возможно проведу его в каком-нибудь университете среди студентов.

Собственно, отчет был небольшой, вот его окончание:

Выражение любви и чувств в семье

Проявление взаимных чувств, любви – залог здоровой семьи. Опрос показал, что большинство людей, употребляющих наркотики были с детства этого лишены.

74 % опрошенных – не единственные дети в семье. 50 % из них (не из общего числа опрашиваемых) считают, что его брата (сестру) любили больше, баловали, 14 % из этой же части респондентов, считали, что их в семье любили больше, и 36 % считают, что внимание было распределено поровну.

59 % респондентов испытывали дефицит в отношении проявления любви со стороны родителей: 40 % такие проявления от родителей чувствовали редко, а 19 % любви со стороны родителей не чувствовали никогда. 27 % чувствовали, что их любят часто, 14 % чувствовали это всегда.

% (!!!) респондентов были лишены ласки со стороны родителей
: (57 % родители обнимали редко, а 23 % вообще никогда не чувствовали на себе объятий папы и мамы). Лишь 20 % респондентов в детстве часто обнимали родители.

Объятия родителей – один из основных признаков демонстрации любви своим детям. Известный семейный терапевт В.Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день. Она утверждала, что четыре объятия в день необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день. Об этом же писала Гиппенрейтер Ю.Б.
«Прикосновение - это часто самое убедительное средство передачи эмоциональной информации между двумя людьми. Наше самое непосредственное знакомство с миром произошло с помощью прикосновения человеческих рук, и прикосновение остается самым доверительным способом общения между людьми. Люди поверят вашему прикосновению больше, чем вашим словам». Вирджиния Сатир. «Почему семейная терапия?»
В психологии, отчужденное отношение к ребенку называется «Эмоциональное отвержение». Это явление изучали такие психологи, как Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., Личко Е.А., Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н., и др. Происходит отвержение часто из-за того, что ребенок не отвечает требованиям и ожиданиям родителей, или родители слишком увлечены своими проблемами.
«Лишь 20% внуков алкоголиков чувствовали себя любимыми, несмотря на тот факт, что
% внуков говорилось, что они любимы, и 54% имели «овеществленные» проявления любви в своих семьях»
Энн У. Смит
В психолого-педагогических исследованиях чаще всего представлены такие «последствия» эмоционального отвержения ребенка, как отказ от своей личности, своего сущностного «Я», излишняя автономия (Н. Штирман), неуверенность, тревожность, низкая самооценка, эмоциональная неустойчивоасть, агрессия, снижаение интеллекта и творческих способностей (А. Болдуин). Активно отвергаемый ребенок переживает фрустрационные состояния, обусловленные блокированием природной потребности в привязанности, принадлежности и любви. Это явление также изучали К. Хорни, Э. Фромм, А. Маслоу, и др. Эти переживания и обуславливают, в свою очередь, деформации личностного развития, и конечно, наркотики для таких детей становятся своеобразным «утешением», «душевным обезболиванием», они как будто дают то «тепло», которое они не дополучили в детстве, и «успокаивают» их душевную боль, гнев, агрессию.
«В отличие от проблем развития, которые затрудняют аддиктивным больным доступ к собственным чувствам и их проявление, нарушения эмоционального развития так же часто заставляют их страдать от прямо противоположной проблемы, когда аффекты переживаются как подавляющие и непереносимые. Основываясь на этом факте, в своих ранних работах Вёрмсер (1974) основой аддиктивных расстройств называет “дефект аффективной защиты”; по этой же причине Видер и Каплан (Wieder, Kaplan, 1969) назвали вещества, вызывающие зависимость, “корректорами” и “протезами”. На том же основании я еще в своих ранних работах подчеркивал, что пациенты с опиатной зависимостью используют опиаты для преодоления дезорганизующего воздействия гнева и агрессии на Эго (Khantzian, 1974). Эти предположения хорошо согласуются с огра¬ниченной способностью аддиктивных больных переносить болезненные аффекты; они также подтверждают, что обезболивающее действие наркотиков помогает аддиктам компенсировать дефицитарность защиты от сильных эмоциональных переживаний». Из пособия «Психология и лечение зависимого поведения» Под ред. Скотта Даулинга

Нарушенный эмоциональный фон – это один из основных фактов-предикторов наркомании. Нарушается, а точнее разрушается он обычно в семьях, где ребенку внушается «запрет на чувства». Исследования людей с аддиктивным (зависимым) поведением показали, что во многих семьях выражение чувств не поощрялось, пресекалось родителями, им с детства внушали, что проявление чувств – признак слабости. На эту тему, в опросе было два похожих вопроса, имеющий одинаковый смысл, но по-разному сформулированные:
«Запрещалось ли в Вашей семье выражать чувства, говорилось ли примерно следующее: «не плачь, не хнычь, не ной…», «не жалуйся», «ты должен(жна) быть сильным(ной), «только слабые рассказывают о своих проблемах, чувствах…»?», с вариантами ответов «да» и «нет», и «Выражались ли в семье открыто чувства?» варианты ответов предлогались: «Да, чувства в семье выражались открыто.» и «Нет, выражение чувств считалось зазорным, переживались они стоически, в себе». В психологии считается, что если выражение чувств в семье не поощряется, считается зазорным – это и есть «запрет на чувства». Конечно, никто никому не говорит: «я запрещаю тебе чувствовать», и все же, выражение чувств в таких семьях негласно запрещено.
В качестве противоположности «запрету на чувства» выступает открытое выражение чувств. Что характерно, количество положительных и отрицательных ответов на эти два одинаковых вопроса были разными. В опросе автор совершил ошибку, но она явно показала неопределенность у некоторой части отвечающих в отношении того, что же такое «выражение чувств», и как оно происходит.
Итак, на вопрос о запрете на чувства, в первом варианте опрашиваемые ответили, что чувства выражать запрещалось 36 %, а чувства не запрещались в семье у 64 %. Во втором варианте вопроса, выражение чувств не поощрялось, считалось зазорным у 53 %, чувства выражались открыто у 47 %.
«Неспособность идентифицировать или выразить чувства. Ожидать, что взрослые дети алкоголиков способны выразить свои чувства, — это то же самое, что ждать, когда все американцы заговорят вдруг по-русски, даже не зная, как этот язык звучит». Энн У. Смит «Внуки алкоголиков»

Результаты ответов на эту группу вопросов демонстрируют, что большинство участвующих в опросе воспитывались в среде эмоционального отвержения сл стороны родителей, незащищенности, испытывали дефицит в проявлениях родительской любви и ласки, их чувства подавлялись.

Заключение

Изучение работ психологов и психиатров-наркологов о семейных причинах возникновения химической и других видов аддиктивного (зависимого) поведения, подтвержденные нашим опросом, подчеркивает социальную эффективность и важность ранней диагностики "групп риска", позволяет систематизировать и дать более точное направление в области профилактических консультационных и антинаркотических мероприятий, позволяет улучшить и сделать своевременной, и более эффективной работу специалистов по консультированию и реабилитации.
Психологи и психиатры, специализирующихся в области аддиктологии, считают, что химическая зависимость – семейная болезнь (В.М. Москваленко), профилактика наркомании и алкоголизма, а также консультационная работа и мероприятия по выздоровлению должны быть в рамках семейной диагностики, консультации и коррекции, направленной на формирование здоровых отношений в дисфункциональной семье, а также работа с эмоциональным фоном внутренними конфликтами, эмоциональной зрелостью детей из "групп риска", и т.п… Опрос подтвердил это, и еще раз показал, что употребление наркотиков – это не причина, а следствие глубоких психо-эмоциональных проблем, развивающихся с раннего детства. Именно поэтому, многочисленные попытки хим.зависимых «бросить», «завязать», «снизить дозу» употребления наркотиков не приводят к желаемому результату, и превращаются в бесконечные страдания, «срывы», замены одних веществ другими, впадание все в новые и новые зависимости. Отрыв от наркотиков не устраняет психологические проблемы, которые привели к употреблению. Наркоман постоянно возвращается к наркотикам, и не потому что он «плохой», «распущенный», и т.п…, и не потому, что ему хорошо при употреблении наркотиков, а потому что ему плохо быть трезвым, потому что так устроена его психика, он с детства был отверженным, и сейчас отвергает этот мир. И для успешного решения этой проблемы необходимо работать с причинами, приводящими к употреблению наркотиков. И в таком контексте становится очевидно, что эффективная профилактическая, консультационная и реабилитационная работа – это не морализаторство о вреде наркотиков и ужасов наркомании, а работа с психо-эмоциональной сферой людей, употребляющих наркотики, а также их близких, помощью в осознании ими своих проблем, стимуляцией мотивации на обращение за помощью к специалистам-психологам и в группы самопомощи.
 
Сверху