Скрипач в метро

Party

Active Member
Скрипач в метро — социальный эксперимент
перевод Чулан

Это необычайно грустная история от которой у меня были мурашки по коже. Это социальный эксперимент о восприятии, вкусе и приоритетах людей.

Холодным январским утром на станции метро Вашингтона расположился мужчина и стал играть на скрипке. На протяжении 45 минут он сыграл 6 произведений. За это время, так как был час пик, мимо него прошло более тысячи человек, большинство из которых были по дороге на работу.

По прошествию трех минут мужчина средних лет обратил внимание на музыканта. Он замедлил свой шаг, остановился на несколько мгновений и… поспешил далее по своим делам.

Минуту спустя скрипач получил свой первый заработок: женщина бросила деньги в футляр и, без остановки, продолжила свой шаг.

Еще несколько минут спустя мужчина облокотился к стене и стал слушать, но, вскоре, он взглянул на свои часы и продолжил путь.

Наибольшее внимание музыканту досталось от трёхлетнего мальчика. Его мама в спешке вела его за собой, но мальчик остановился чтобы посмотреть на скрипача. Мама потянула чуть сильнее и мальчик продолжил движение, постоянно оглядываясь назад. Эта ситуация повторялась и с несколькими другими детьми. Все без исключения родители не дали им задержаться и на минуту.

За 45 минут игры только 6 человек ненадолго остановились и послушали, еще 20, не останавливаясь, бросили деньги. Заработок музыканта составил $32.

Никто из прохожих не знал, что скрипачом был Джошуа Белл — один из лучших музыкантов в мире. Играл он одни из самых сложных произведений, из когда-либо написанных, а инструментом служила скрипка Страдивари, стоимостью $3,5 миллиона.

За два дня перед выступлением в метро, на его концерте в Бостоне, где средняя стоимость билета составляла $100, был аншлаг.

Игра Джошуа Белла в метро является частью социального эксперимента газеты Вашингтон Пост о восприятии, вкусе и приоритетах людей. Принципы которого были: в будничной среде в неподходящий момент: Ощущаем ли мы красоту? Остановимся ли чтобы оценить ее? Распознаем ли талант в неожиданной обстановке?

Один из выводов из этого эксперимента может быть следующим:
Если мы не можем найти время на то что бы ненадолго остановиться и послушать лучшие из когда-либо написанных музыкальных произведений в исполнении одного из лучших музыкантов планеты; если темп современной жизни настолько всепоглощающь, что мы становимся слепы и глухи к таким вещам — тогда что же еще мы упускаем?

[madia]http://youtu.be/hnOPu0_YWhw[/media]

P.S. Это перевод статьи, написанной по материалам очерка Вашингтон Пост, который получил Пулитцеровскую премию. Очерк, без сомнения, более точен и подробен, но так как это мой первый перевод — я его не осилю.
P.P.S. По упомянутой выше причине прошу строго не судить :)
http://habrahabr.ru/post/55717/
 

Lis

Пользователь
я так думаю что люди покупающие билет за 100 баксов, что бы послушать всемирно известного скрипача, в америке в метро не ездят.
 

Temp

Пользователь
Недавно в Московском метро я точно так же шел по длинному переходу, в одном конце которого изумительно играл скрипач. Очень хотелось остановиться и послушать ещё немного, но я понимал, что я буду мешать проходящим людям, стоя даже прижавшись к стене (ведь проход от этого сужается), а если так будут делать все, то метро вообще "встанет". Насладиться музыкой довелось примерно минуту-две, и каждый прохожий получил по минуте и всем хорошо! А если будет пробка, то все удовольствие сведется на нет, и слушать придется маты опаздывающих.

Поэтому вовсе не значит, что "мы становимся слепы и глухи к таким вещам", просто всему свое время и место, и если ты хочешь чтобы народ собрался и послушал, то выйди хотя бы на площадь, и там обязательно соберется толпа!
 

Temp

Пользователь
И к тому же я скорее всего не отличу дорогую скрипку от дешевой и известного музыканта от неизвестного, ведь талантливых музыкантов очень много, просто известными становятся единицы из них...
 

Party

Active Member
Я искала эту статью без эмоциональной окраски, без фатализма, но не нашла, поэтому выложила эту. Дело в том, что взрослые люди, в отличие от детей, обладают навыками саморегуляции. Они умеют ставить цели, и идти к ним, умеют распределять время на деловое и досуг. И если я иду на работу, то иду туда, а если я отдыхаю, то могу сходить послушать музыку. Остановить меня на пути к реализации моих планов может лишь какой-то форсмажор. Поэтому остановиться послушать в метро музыку, может или ребенок, или человек, у которого в запасе есть много времени, или человек, который гуляет в метро (такой своеобразный вид отдыха).
 

Boushev

Пользователь
Музыкальный вкус у единиц. Чему тут удивляться? Срабатывает стереотип, в метро играют лузеры.
 

Temp

Пользователь
Кстати, тут есть "финансовая" сторона вопроса ) ведь мы подразумеваем, что скрипач играет чтобы заработать денег (не берем в счет эксперименты).
Если ты остановился, чтобы послушать, то нужно как бы и денег дать, иначе как-то некрасиво получается =)) А раскрывать кошелек с баксами в идущей толпе как-то стремно )
Возможно поэтому многие делают серьезный вид, что они спешат или их это не трогает, а сами одним ухом слушают и им нравится )
 

Party

Active Member
Temp написал(а):
Кстати, тут есть "финансовая" сторона вопроса ) ведь мы подразумеваем, что скрипач играет чтобы заработать денег (не берем в счет эксперименты).
Если ты остановился, чтобы послушать, то нужно как бы и денег дать, иначе как-то некрасиво получается =)) А раскрывать кошелек с баксами в идущей толпе как-то стремно )
Возможно поэтому многие делают серьезный вид, что они спешат или их это не трогает, а сами одним ухом слушают и им нравится )
мне кажется ты уже здесь говоришь о каких-то психологических проблемах: неудобно кого-то задерживать, если слушаешь - надо заплатить, стремно раскрывать кошелек...
Я этих всех комплексов (стыдно, неудобно, стремно) - уже давно лишилась, и мне не приходится ни для кого никаких видов делать.
 

Boushev

Пользователь
Party написал(а):
Я этих всех комплексов (стыдно, неудобно, стремно) - уже давно лишилась, и мне не приходится ни для кого никаких видов делать.
Остановишься в проходе в метро и будешь слушать скрипача, пока тот не закончит игру?
 

Party

Active Member
Если есть время и желание - найду местечко, где не буду никому мешать. Я на Охотном ряду как-то останавливалась послушать, два скрипача неплохо играли "Времена года" Вивальди.
 

Boushev

Пользователь
Тогда кто подытожит ценность такого эксперимента? Ты или я?
 

Temp

Пользователь
Party, конечно если человеку самому ну ооОООчень хочется послушать, но мешают психологические аспекты и он мучается (!) от этого - то может это и проблема, но когда ты в принципе не фанат скрипки, то по-моему это нормально то, что я написал.
 

aleksi

Active Member
Люди не знают скрипачей в лицо.От узнаваемости персоны зависит многое. "Звезда" может сыграть хорошо или плохо но все равно пойдет на ура. Истинных ценителей классики , которые могут различить уровень исполнения в условиях метрополитена ... а есть вообще такие?
Это интересный эксперимент, повод для обсуждения. Да и только.
 

Party

Active Member
Temp написал(а):
Party, конечно если человеку самому ну ооОООчень хочется послушать, но мешают психологические аспекты и он мучается (!) от этого - то может это и проблема, но когда ты в принципе не фанат скрипки, то по-моему это нормально то, что я написал.
Если ты не фанат скрипки, то ты не остановишься, потому что тебе это не интересно, а не потому что "неудобно", "стремно", и т.п.
 

Temp

Пользователь
Практически анекдот родился :)

Едет в изгаженном лифте психолог и его сосед.
Сосед: - А вот мне было бы как-то неудобно в лифте пИсать!
Психолог: - Батенька, да у вас комлексы! Я то от них уже давно избавился..
 

doca

Пользователь
Читала об этом эксперименте.
Что бы сделала я, услышав восхитительную игру в переходе? Отметила бы, что хорошо играет, и пошла бы дальше. Даже если было время и желание послушать.
Вот думаю, почему? Почему, если бы я была с мужем или подругами, возможно я бы верней остановилась.
Наверное, потому, что чаще сама я куда-то иду по своим делам и просто не в состоянии отойти от этой целеустремленности.
Наверное, потому, что есть предубеждение против переходов вообще - типа, откроешь кошелек, тут тебя карманники и выпасут.
Может оттого, что прослушивание такой музыки требует настроя и внутренней сосредоточенности, которую сложно поймать на бегу.
Может, действительно, от того, что не ожидаешь увидеть бриллиант в навозе и отмахиваешься от него: "Ну надо же, какой талантливый неудачник".

У нас летом собираются стайки немытых неформалов. В обычной жизни они или студенты или какие-нить менагеры в фирмах с дресс-кодом, "белые воротнички", идущие в отрыв. Летом в Крыму они играют музыку, поют. А один -два собирают деньги - назойливо, требовательно перегораживают со шляпой или гитарным чехлом дорогу. С ними вообще как с цыганами приходится вести себя - морду ящиком, глаза вдаль...
Есть во мне что-то глубоко сидящее, что если я не просила об услуге - то я и не должна за нее платить, а если не плачу, то и не пользуюсь. Даже если хорошо делают, но я не просила. То же чувство, когда мальчишки на одном из светофоров кидаются мыть тряпкой стекло машины, в надежде, что им денег дадут. Всегда отрицательно качаю головой, чтоб они не обманывались.
Но если слушаешь - от тебя ожидают, что заплатишь и потому я испытываю чувство неловкости. Наверное, это психологическая проблема. ;)
 

Ursula

Пользователь
блин, какой трогательный эксперимент, я чуть не зарыдала. Очень люблю скрипку и чисто скрипичные концерты, но у нас в переходах маскимум гитара и сакс, если играют профессионально, кладу деньги, секунду переминаюсь и иду дальше, хотя хотелось бы послушать, не знаю что меня гонит, может неприятный запах перехода, вечно мочой воняет
 
Сверху