Сказкотерапия

Party

Active Member
Открыть эту тему меня вдохновила babochka
Давая оценку ее милой сказке я поняла, что перехожу на психологический разбор: http://forum4all.ru/topic/28429-детская-сказка-страна-фей/page__gopid__545119#entry545119

В прошлом году я получила доп.образование по курсу сказкотерапии. Вот определение Вики:

Общая информация

Если попытаться найти в информационных источниках определение сказкотерапии, то возникнут определенные сложности. Это будет связано с тем, что в различных контекстах, этот термин используют по-разному. Сказкотерапию используют и в воспитании, и в образовании, и в развитии, и в тренинговом воздействии, и как инструмент психотерапии.

Давайте попробуем отделить их один от другого:
Сказкотерапия, как инструмент передачи опыта «из уст в уста». Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума. Сказкотерапия — это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта.
Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Эти же механизмы работают и у взрослых, именно поэтому многие тренера и коучи используют сказки в работе, чтобы помочь найти клиентам более эффективный способ решения жизненных задач.
Сказкотерапия как нарратив. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз. В некоторых психотерапевтических подходах (например, юнгианство, нарративная психотерапия) этим любимым детским сказкам уделяется особое внимание.
Сказкотерапия как психотерапия. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы.


Психотерапия с помощью сказки

Сказкотерапевт в своей работе затрагивает сразу несколько уровней. С одной стороны, в сказке клиент проявляет свои архетипы и социальные установки, они ярко отображаются и могут оказывать ключевое влияние на сюжет, с другой стороны сказка затрагивает ранние детские переживания и в сюжете можно проследить генезис личности клиента, в-третьих, клиент наполняет сказку своим актуальным содержанием. В содержании сказки можно рассмотреть, чем сейчас живет клиент, какие у него основные переживания. И тогда уже сказкотерапевт принимает решение, какому слою уделять на сессии внимание, в зависимости от того, что сейчас будет наиболее полезно клиенту.

Сказкотерапевт может по-разному предлагать клиенту, как именно работать со сказкой. Самые распространенные способы это:
обсуждение уже существующей сказки;
самостоятельное написание клиентом сказки, так называемая клиентская сказка;
инсценирование, драматизация уже написанной сказки (это может быть как актерское отыгрывание, так и кукольный театр);
арттерапевтическая работа по мотивам сказки;

и др.

Особое значение в работе сказкотерапевта играют клиентские сказки. Сказкотерапия отмечает два важных факта. Первый — все люди умеют сочинять сказки. То есть этот навык является частью человеческой природы. И второй факт говорит о том, что уже просто написание самой сказки является мощным терапевтическим воздействием.

Т. Зинкевич-Евстигнеева советует проводить сессию по написанию клиентской сказки в три этапа:
Замедление. Это творческое действие, связанное с успокоением и настройкой на дальнейший процесс написания сказки. На этом этапе клиенту можно предложить нарисовать рисунок (слепить скульптуру, сделать аппликацию или коллаж), терапевт может прочитать клиенту специально отобранную сказку и т. д.
Написание сказки. Клиенту предлагается написать сказку. Если он испытывает затруднения, то его можно подтолкнуть к началу использовав, материал первого этапа.
Прочтение сказки, завершение. Важным событием в этой сессии будет момент, когда клиент прочтет терапевту свою сказку. Это важное событие, как для клиента так и для терапевта, потому что клиент будет испытывать волнение и возбуждение от предъявления своего творчества, а для терапевта это будет встреча с внутренней феноменологией клиента. Терапевту, после того клиент прочел сказку, важно спросить, о чем для клиента эта сказка, понравилась она ему или нет.

Клиентская сказка может быть использована для множества терапевтических целей, которые в целом можно разделить на три группы: психодиагностические, психокоррекционные, прогностические.
Я эту методику часто использую при работе с детьми и подростками, и иногда со взрослыми клиентами. очень интересные результаты получаются. Помню, работая со сказкой одного подростка, обратила внимание, на то, что его герой постоянно сталкивается с препятствиями, и постоянно что-то "находится", что позволяет ему справиться с ними. Например, герой идет по лесу и натыкается на злодея, у него оказывается ружье, и он его убивает, затем он видит стену, рядом оказывается домик, в котором взрывчатка, и он ее взрывает, затем он дракона, и у него вдруг оказывается меч, и он им убивает этого дракона... и т.п... Это хорошо, когда человек умеет пользоваться всякими приспособлениями, но его герой ни разу на протяжении все сказки ни сделал ничего своими руками.

Как помогла сказкотерапия мне.

Я пришла на одно из занятий опоздав. Когда вошла в аудиторию, увидела, у обучающихся разложенными какие-то карты. Это не игральные карты и не таро, это карты с картинками, изображениями людей, животных, предметов, событий... Я подошла к преподавателю и спросила что надо делать. Он показал мне две колоды, и сказал: "Возьмите две карты из этой колоды и 5 из этой, разложите их в любом удобном для Вас порядке и сочините сказку по ним.
Две карты из колоды - это были герои сказки, а остальные пять - это события, предметы и все остальное. Я взяла, почему-то при этом я чувствовала какое-то недовольство, мне вообще весь этот символизм не нравится, он очень субъективен, к тому же карты оказались совсем непонятными для меня. и непонятно как их можно сложить в историю. герои были: русалка, выглядывающая из воды и какой-то взлетающий юноша,от руг и ног которого тянулись веревки к шеям четырех старцев, и непонятно кто кого тащит - они его или он их. А сюжет вообще непонятно было как придумывать, потому что на картах были: стая волков, гроб, костер, замок... в общем, не помню уже, но никак из этого ничего путного не получалось. Но я все же выполнила задание, слепила из всего этого некое подобие сказки, пришла рассказывать преподу, рассказала, и в конце добавила: "А знаете, если бы карты были открыты, я бы смогла выбрать персонажей и события так, чтобы у меня получилась не такая нелепая сказка, а логичная и законченная". На что препод мне ответил: "Ну а в жизни-то ведь нам не приходится выбирать, строим из того, что есть и как получится?". Это было для меня как холодный душ. Я грузилась потом этой мыслью несколько дней. Я проанализировала много свои ошибок и поняла одну из существенных своих проблем. :)
 

Party

Active Member
Решила разбор бабочкиной сказки перенести сюда. И если кто хочет - продолжить. Потому что в том разделе все-таки оценки художественных произведений.
Party написал(а):
Другие тоже интересно.
А эта... она еще и символична. Сказка про женщину, которая исчезает из дома, из "обыкновенной" семьи, в прекрасную сказочную страну, где она может забыть о близких, и только их сильная любовь, активные действия, подвиги могут ее вернуть в эту "обычную семью"... При этом она сама не борется, а только сидит и плачет. Ничего не напоминает? ;)
Я в прошлом году доп.образование получала по сказкотерапии, там нас учили разбирать сказки, понимать что хочет выразить в них автор.
babochka написал(а):
Напоминает, но сказка изначально задумывалась другой. Сначала хотела написать что-то похожее на сказку про кукушку (где мама ушла от непослушных детей, там они ее вернуть уже не смогли, и у меня с детства мечта, чтобы в той сказке все же был хороший конец). Но потом решила, что это слишком жестоко. Еще мало волшебных сказок где главные герои мальчики. Поэтому главный герой мальчик и хотелось так же объединить его с папой и показать их взаимодействие (хотя это не получилось). А маму похитили т.к. я решила, что это самая веская причина, ради которой они смогут объединиться и пройти весь путь, проявить свои таланты.
И там не может забыть, а ее заставят забыть и она этого совершенно не хочет.
Party написал(а):
А как думаешь, что символизирует Лидия, которая похитила, может заставить забыть... если взять внутренний мир автора?
Знаешь, если тебя эта тема не задевает, я открою отдельную тему в соответствующем разделе. Потому что это уже не художественный, а психологический разбор получается.
babochka написал(а):
Честно не знаю, с отрицательным персонажем я дольше всего мучалась, не могла придумать и в итоге обращалась за помощью к своей сестре и уже вместе с ней писала дальше. Я даже имя не могла придумать это ее идея. И на самом деле я вот думала, что всем сразу очевидно будет, что тут переплетены сюжеты нескольких сказок, из которых я и брала идеи.
Party написал(а):
Хорошо. А если дополнить сказку, и представить себе маму - не бездейственную, безвольную, подверженную влиянию всяких разных сил зла личность, которую украли, заперли и она сидит и плачет, а потом отперли, и забрали обратно, а более активную? Что бы она могла предпринять для своего освобождения и возвращения в семью? Как бы она могла помочь своим близким ее спасти?
babochka написал(а):
Ой мне сложно это представить и сложно было бы написать. Вариант, что она сбежала из башни - тогда надо как-то выкручиваться и придумывать почему она побежала именно в нужную сторону и ее смогли найти, и она не затерялась в этой стране. Потому как пока она в башне всем ясно куда идти и где искать. Вариант, что она начала отбиваться, напала первая на отрицательного героя (ну я сразу почему то вижу, что ее так отделают после этого). И потом если она полезла в драку с тем кто очевидно сильнее ее и она не победит. То стоит ли этому учить детей, потому как во всех пособиях из серии: если вас захватили в заложники или напали террористы, написано: сидите и не высовывайтесь и уж тем более не лезьте первыми в драку.
Party написал(а):
Я правильно тебя поняла, мама в твоей сказке ничего не делает, потому что у нее куча страхов и комплексов: она боится побежать не "нужную" сторону, заблудиться, пострадать от борьбы со злодеем (учитывая что злодей внутренний - он сильнее ее)... поэтому лучше сидеть и ничего не делать, чтобы всем было проще. И вообще тебе "сложно представить", что эта мама предпримет хоть какое-то действие.
Что же за образ мамы ты нарисовала?
babochka написал(а):
Скорей уж потому что так удобней и проще было написать. И не заморачиваться дальше. Разве не так в основном пишется в сказках. Принцесса сидящая в башне или спящая и ничего не делающая пока ее ищут и спасают?
Party написал(а):
По закону жанра - да. Учитывая, что сказки обычно пишут мужчины, и разумеется, их позицию выражена в храбреце-герое, совершающем подвиги, спасающем принцесс ;)
Мне кажется, в этой теме есть ответы на некоторые твои жизненные вопросы.
babochka написал(а):
Вот как-то не задумывалась, что писатели сказок и правда в основном мужчины. И стало интересно, а что же женщины у них так плохо с воображением или просто всегда были заняты домашним хозяйством и уже не до творчества было.
runefaust написал(а):
По что же это волшебный изумруд не охранялся...

А Лидия мне слегка напоминает страх сам по себе. Ибо что лишает нас наших способностей и не дает действовать как бы садя в темницу...
Например, Дракономаме ничего не стоило разнести тюремные двери, но она была под властью страха. И так далее.
babochka написал(а):
Ну а зачем его охранять, все запуганы и туда лезть никто не должен. А на счет мамы дракона, мне кажется это самое усредненное поведение любой мамы, если ей скажут, что ее ребенок у них и сиди тут иначе ему плохо сделаем.
Разумеется, это не полноценная сказкотерапия. Терапия строится по-другому: много уточняющих вопросов, кроме того, когда психолог проводит сказкотерапию он наблюдает за клиентом, за его невербальными реакциями, например, действительно ли клиент не понимает того, что в сказке описал свою реальную позицию в жизни, свою модель поведения, или уже все понимает, но делает вид, что нет... Здесь мы разобрали всего лишь один элемент сказки, немаловажный, но там много и другого. Но по-моему это интересный процесс, если бабочка не против.
 

babochka

Пользователь
А вот мне было бы еще интересно узнать мнение профессионала о сказках других писателей и как эти сказки отражают те времена и обычаи. Например Носов - Незнайка в солнечном городе с такими яркими описаниями коммунизма. Или Андерсона и его пропагандой христианства.
 

Party

Active Member
babochka написал(а):
А вот мне было бы еще интересно узнать мнение профессионала о сказках других писателей и как эти сказки отражают те времена и обычаи. Например Носов - Незнайка в солнечном городе с такими яркими описаниями коммунизма. Или Андерсона и его пропагандой христианства.
Сказкотерапия не занимается идеологией. В этой методике важно понять какие личностные позиции передает автор через мышление и поведение своих героев. Я не разбирала сказки Носова и Андерсена, но по-моему кто-то из терапевтов разбирал известные сказки, по-моему Вачков. Он, кстати, руководил курсом, который я проходила.
 
Сверху