Party
Active Member
Открыть эту тему меня вдохновила babochka
Давая оценку ее милой сказке я поняла, что перехожу на психологический разбор: http://forum4all.ru/topic/28429-детская-сказка-страна-фей/page__gopid__545119#entry545119
В прошлом году я получила доп.образование по курсу сказкотерапии. Вот определение Вики:
Как помогла сказкотерапия мне.
Я пришла на одно из занятий опоздав. Когда вошла в аудиторию, увидела, у обучающихся разложенными какие-то карты. Это не игральные карты и не таро, это карты с картинками, изображениями людей, животных, предметов, событий... Я подошла к преподавателю и спросила что надо делать. Он показал мне две колоды, и сказал: "Возьмите две карты из этой колоды и 5 из этой, разложите их в любом удобном для Вас порядке и сочините сказку по ним.
Две карты из колоды - это были герои сказки, а остальные пять - это события, предметы и все остальное. Я взяла, почему-то при этом я чувствовала какое-то недовольство, мне вообще весь этот символизм не нравится, он очень субъективен, к тому же карты оказались совсем непонятными для меня. и непонятно как их можно сложить в историю. герои были: русалка, выглядывающая из воды и какой-то взлетающий юноша,от руг и ног которого тянулись веревки к шеям четырех старцев, и непонятно кто кого тащит - они его или он их. А сюжет вообще непонятно было как придумывать, потому что на картах были: стая волков, гроб, костер, замок... в общем, не помню уже, но никак из этого ничего путного не получалось. Но я все же выполнила задание, слепила из всего этого некое подобие сказки, пришла рассказывать преподу, рассказала, и в конце добавила: "А знаете, если бы карты были открыты, я бы смогла выбрать персонажей и события так, чтобы у меня получилась не такая нелепая сказка, а логичная и законченная". На что препод мне ответил: "Ну а в жизни-то ведь нам не приходится выбирать, строим из того, что есть и как получится?". Это было для меня как холодный душ. Я грузилась потом этой мыслью несколько дней. Я проанализировала много свои ошибок и поняла одну из существенных своих проблем.
Давая оценку ее милой сказке я поняла, что перехожу на психологический разбор: http://forum4all.ru/topic/28429-детская-сказка-страна-фей/page__gopid__545119#entry545119
В прошлом году я получила доп.образование по курсу сказкотерапии. Вот определение Вики:
Я эту методику часто использую при работе с детьми и подростками, и иногда со взрослыми клиентами. очень интересные результаты получаются. Помню, работая со сказкой одного подростка, обратила внимание, на то, что его герой постоянно сталкивается с препятствиями, и постоянно что-то "находится", что позволяет ему справиться с ними. Например, герой идет по лесу и натыкается на злодея, у него оказывается ружье, и он его убивает, затем он видит стену, рядом оказывается домик, в котором взрывчатка, и он ее взрывает, затем он дракона, и у него вдруг оказывается меч, и он им убивает этого дракона... и т.п... Это хорошо, когда человек умеет пользоваться всякими приспособлениями, но его герой ни разу на протяжении все сказки ни сделал ничего своими руками.Общая информация
Если попытаться найти в информационных источниках определение сказкотерапии, то возникнут определенные сложности. Это будет связано с тем, что в различных контекстах, этот термин используют по-разному. Сказкотерапию используют и в воспитании, и в образовании, и в развитии, и в тренинговом воздействии, и как инструмент психотерапии.
Давайте попробуем отделить их один от другого:
Сказкотерапия, как инструмент передачи опыта «из уст в уста». Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума. Сказкотерапия — это способ передачи индивидууму (чаще ребенку) необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта.
Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Эти же механизмы работают и у взрослых, именно поэтому многие тренера и коучи используют сказки в работе, чтобы помочь найти клиентам более эффективный способ решения жизненных задач.
Сказкотерапия как нарратив. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз. В некоторых психотерапевтических подходах (например, юнгианство, нарративная психотерапия) этим любимым детским сказкам уделяется особое внимание.
Сказкотерапия как психотерапия. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь клиенту. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы.
Психотерапия с помощью сказки
Сказкотерапевт в своей работе затрагивает сразу несколько уровней. С одной стороны, в сказке клиент проявляет свои архетипы и социальные установки, они ярко отображаются и могут оказывать ключевое влияние на сюжет, с другой стороны сказка затрагивает ранние детские переживания и в сюжете можно проследить генезис личности клиента, в-третьих, клиент наполняет сказку своим актуальным содержанием. В содержании сказки можно рассмотреть, чем сейчас живет клиент, какие у него основные переживания. И тогда уже сказкотерапевт принимает решение, какому слою уделять на сессии внимание, в зависимости от того, что сейчас будет наиболее полезно клиенту.
Сказкотерапевт может по-разному предлагать клиенту, как именно работать со сказкой. Самые распространенные способы это:
обсуждение уже существующей сказки;
самостоятельное написание клиентом сказки, так называемая клиентская сказка;
инсценирование, драматизация уже написанной сказки (это может быть как актерское отыгрывание, так и кукольный театр);
арттерапевтическая работа по мотивам сказки;
и др.
Особое значение в работе сказкотерапевта играют клиентские сказки. Сказкотерапия отмечает два важных факта. Первый — все люди умеют сочинять сказки. То есть этот навык является частью человеческой природы. И второй факт говорит о том, что уже просто написание самой сказки является мощным терапевтическим воздействием.
Т. Зинкевич-Евстигнеева советует проводить сессию по написанию клиентской сказки в три этапа:
Замедление. Это творческое действие, связанное с успокоением и настройкой на дальнейший процесс написания сказки. На этом этапе клиенту можно предложить нарисовать рисунок (слепить скульптуру, сделать аппликацию или коллаж), терапевт может прочитать клиенту специально отобранную сказку и т. д.
Написание сказки. Клиенту предлагается написать сказку. Если он испытывает затруднения, то его можно подтолкнуть к началу использовав, материал первого этапа.
Прочтение сказки, завершение. Важным событием в этой сессии будет момент, когда клиент прочтет терапевту свою сказку. Это важное событие, как для клиента так и для терапевта, потому что клиент будет испытывать волнение и возбуждение от предъявления своего творчества, а для терапевта это будет встреча с внутренней феноменологией клиента. Терапевту, после того клиент прочел сказку, важно спросить, о чем для клиента эта сказка, понравилась она ему или нет.
Клиентская сказка может быть использована для множества терапевтических целей, которые в целом можно разделить на три группы: психодиагностические, психокоррекционные, прогностические.
Как помогла сказкотерапия мне.
Я пришла на одно из занятий опоздав. Когда вошла в аудиторию, увидела, у обучающихся разложенными какие-то карты. Это не игральные карты и не таро, это карты с картинками, изображениями людей, животных, предметов, событий... Я подошла к преподавателю и спросила что надо делать. Он показал мне две колоды, и сказал: "Возьмите две карты из этой колоды и 5 из этой, разложите их в любом удобном для Вас порядке и сочините сказку по ним.
Две карты из колоды - это были герои сказки, а остальные пять - это события, предметы и все остальное. Я взяла, почему-то при этом я чувствовала какое-то недовольство, мне вообще весь этот символизм не нравится, он очень субъективен, к тому же карты оказались совсем непонятными для меня. и непонятно как их можно сложить в историю. герои были: русалка, выглядывающая из воды и какой-то взлетающий юноша,от руг и ног которого тянулись веревки к шеям четырех старцев, и непонятно кто кого тащит - они его или он их. А сюжет вообще непонятно было как придумывать, потому что на картах были: стая волков, гроб, костер, замок... в общем, не помню уже, но никак из этого ничего путного не получалось. Но я все же выполнила задание, слепила из всего этого некое подобие сказки, пришла рассказывать преподу, рассказала, и в конце добавила: "А знаете, если бы карты были открыты, я бы смогла выбрать персонажей и события так, чтобы у меня получилась не такая нелепая сказка, а логичная и законченная". На что препод мне ответил: "Ну а в жизни-то ведь нам не приходится выбирать, строим из того, что есть и как получится?". Это было для меня как холодный душ. Я грузилась потом этой мыслью несколько дней. Я проанализировала много свои ошибок и поняла одну из существенных своих проблем.