<span style=\'font-size:12pt;line-height:100%\'>Бог сделает вас богатыми ?</span>
«Христианство преуспевания» проповедует богатство и успех и стремительно захватывает Южную Африку . Но чьим законам на самом деле следуют некоторые члены этих новых церквей , жертвующие до трети своего дохода ?
Алюминиевый купол впечатляет. По ночам на нем горит ярко-синяя надпись «Купол Иисуса». Днем Дурбанский христианский центр (DCC) оживает . Сегодня зал, вмещающий 5500 человек, заполнен на две трети – толпа большая. Пастор Джон Торренс с приличествующим апломбом въезжает на сцену на рычащем «Харлее» — эта «колесница» слегка контрастирует с его шикарным костюмом. Странный трюк для «мужа Божьего»… Однако, въехав на сцену, пастор объявляет, что таким образом он хочет заманить мужчин на мужское собрание. Он приглашает верных последователей на семинары по управлению финансами и недвижимостью на следующей неделе. А потом наступает время проповеди. Успех, говорит пастор, — вот чего Бог хочет для Своих людей. «У тебя нет выбора», — говорит он с американским акцентом, пытаясь вызвать в слушателях прилив энтузиазма. — «Если ты рожден свыше, ты не можешь не быть успешным — успешным в твоем браке, в твоей работе, в машине, которую водишь».
Его голос заполняет весь купол, перекрывая выкрики «Аминь» и «Аллилуйя» из зала. «Мне нет дела до того, что ты вырос в плохих социально-экономических условиях: если ты дитя Господне, Бог силой приведет успех в твою жизнь. Скажи: „Приди сейчас, успех, я принимаю тебя прямо сейчас“».
В конце концов, говорит Торренс, в успехе нет ничего зловещего или греховного — такие библейские герои, как Иосиф, Соломон и Давид, были богаты. А все, что было хорошо для них, уж точно не может быть плохим для обычного верующего. Верные приверженцы Торренса, представляющие все слои южноафриканского общества, в большинстве своем молодые семьи (многие сидят, обнявшись), к концу службы вскакивают на ноги и начинают распевать слова церковной песни: «Я могу иметь все, что мои глаза видят верой».
Добро пожаловать в мир евангелия преуспевания. По всему миру это движение называют по-разному: «Движение Веры», «назови и потребуй», — но его главная идея заключается в том, что Бог хочет видеть тебя, и что чем больше у тебя веры, тем больше твое материальное и духовное благосостояние. Иными словами , Бог хочет , чтобы ты был богат . Родившееся в 1960-х в недрах американского евангелического движения и получившее популярность в 1980-х благодаря телевизионным проповедям, сейчас это движение переживает феноменальный рост в Южной Африке — особенно в харизматическом крыле христианской Церкви.
Критики говорят, что евангелие преуспевания — это чистой воды материализм в религиозной обертке. Другие говорят, что это всего лишь современное понимание религии, порожденное нашими капиталистическими временами. Генеральный секретарь Южноафриканского Совета Церквей Эдди Макуи обеспокоен этим «растущим феноменом». Он говорит, что это оппортунисты, «использующие имя Бога для самообогащения. В процессе же самообогащения они заставляют бедняков чувствовать себя виноватыми из-за того, что они не могут жить так, как богатые. Священник, разъезжающий на „Бентли“, приобретенном на деньги бедняков, — это от сатаны».
Глядя на это конкретное течение в христианстве трудно не думать о том, что его пасторы и последователи, которые используют церковь превосходную среду для установления деловых связей, не в последнюю очередь движимы жаждой наживы . « Иногда все сводится к самообогащению лидера », — говорит проф . Фика Янсе Ван-Ренсбург, заведующая кафедрой библеистики в Университете Северо-запада. — «Об этом можно судить по числу мошенничеств, которые всплывают на свет».
Проф . Ван-Ренсбург говорит, что эта философия может быть «губительной для любого верующего. Это евангелие внушает людям, что отсутствие веры — единственная причина того, почему они не богаты. Библейская же истина такова, что Бог хочет дать Своим детям то, что хорошо для них. И это необязательно будет богатство — то, что будет хорошо для них в конкретной ситуации».
Проповедь евангелия преуспевания, похоже, порождена традиционным молчанием христиан о вопросе денег. Неудивительно, что упоминание о деньгах и религии зачастую заставляет людей чувствовать неловкость. Но пастор Торренс, бывший биржевой брокер и фармацевт, не стесняется: «Ничто не касается сердца человека так, как его бумажник. В этом отражается твое поведение и то, во что ты на самом деле веришь».
Торренс настаивает, что Бог хочет преуспевания Своих детей, потому что успешные христиане могут использовать свое влияние, чтобы привести в церковь еще больше людей и помогать неимущим: „Иисус называл корнем зла любовь к деньгам, а не деньги как таковые. Деньги — не зло, деньги нейтральны, не хороши и не плохи. Только попадая в руки человека, они становятся хорошими или плохими“».
Жена Торренса, Джой, выросла в DCC . Ее отец, основатель церкви д-р Фред Робертс, настаивает на том, что преуспевание помогает прихожанам бороться с давлением современного мира: «Наша философия состоит в том, что у каждого в нашей церкви будет работа, пища и собственное жилье».
Как и многие церкви преуспевания, DCC располагает средствами для изменения общества. Бесплатное питание, система социальных пособий и клиника для больных ВИЧ — это лишь некоторые из дел, которыми занимается церковь. «Люди приходят сюда, их жизнь меняется, они обретают надежду», — говорит Джой.
Однако проф . Кэлли Огест с кафедры богословия Университета Стелленбош говорит, что эта благотворительность может преследовать скрытые цели. Благотворительность должна иметь своей целью помощь людям и должна быть бескорыстной, говорит она: «Это неправильно, если вы занимаетесь благотворительностью, чтобы завлечь в церковь новых членов. Иисус проповедовал прямо противоположное — нужно служить миру потому, что Иисус любит людей. Ты делаешь это ради Божьей любви, а не для того, чтобы всех завлечь в свою организацию».
Fairlady , 07.2007