Самураи

Zaraza

Пользователь
Как особое сословие самураи существовали на протяжении всей истории Японии. Первоначально они были в услужении аристократических родов, корни которых лежали в древнейшей японской иерархии жрецов. В конце эпохи Хэйан крупнейшие кланы самураев обрели самостоятельный политический и военный вес, и аристократам уже нечего было им противопоставить. В течение веков одни самурайские кланы сменяли другие, сражаясь за титул сёгуна - военного правителя страны.



Основой идеологии самураев стали дзэн-буддизм и складывающееся веками учение бусидо, базирующееся на конфуцианстве. Во главу угла оно ставило полное подчинение самурая своему господину. Последнее, однако, не означало готовность подчиненного на совершение любой подлости и злодеяния по слову повелителя. Если самураю отдавался заведомо преступный приказ, то он должен был смиренно пытаться переубедить господина. Если же это было невозможно - совершить сэппуку - ритуальное самоубийство. Также самурай должен был совершать самоубийство в случае "потери лица" - когда он был чем-либо опозорен.

Идеологический смысл сэппуку заключался в том, что, вскрывая живот, воин обнажал перед всем миром свою душу и давал возможность судить себя по тем законам, по которым будет угодно его господину. Важно понимать, что сэппуку - это не самоубийство в обычном смысле слова. Все классики бусидо постоянно подчеркивали различие между "недостойной" и "достойной" смертью. Во втором случае это смерть, в которой есть смысл (очищение рода, указание господину на его промахи, выполнение приказа господина). В первом же - это бессмысленная смерть, пусть даже и "героическая" (в том числе и "глупая" смерть на поле боя).

Могущество самурая определялось доходом от пожалованных ему земель. Чем больше был этот доход, тем больший отряд мог привести самурай в армию господина. Пожалованные земли не воспринимались как реальная собственность самурая. Они могли быть легко отняты или переданы другому воину.

Важнейшим богатством для самурая были лошади. Природные условия Японии плохо приспособлены для выращивания этих животных, поэтому позволить себе содержать лошадей мог только состоятельный самурай. Также на это не был способен "ронин" - самурай без хозяина. Поэтому последние, в отличие от европейских "странствующих рыцарей", всегда путешествовали пешком. Также некоторые факты о самурайском оружии можно подчерпнуть здесь.

От всех прочих самураи отличались двумя вещами - особой прической с выбритым лбом и зачесанными назад волосами и правом носить два меча - большой и малый. Право носить малый меч имели все совершеннолетние мужчины.



До начала правления клана Токугава самураем мог стать любой достаточно удачливый человек, в том числе и крестьянин, и горожанин. Четкого разделения между кастами тогда еще не было, а звание самурая присваивал князь за какие-либо военные заслуги. Среди самураев проводились своего рода "соревнования" с награждениями, скажем, первого взобравшегося на стену вражеской крепости или первого воина, вступившего в бой с противником.



Принято считать самураев мастерами не только меча, но и кисти. Действительно, многие самураи из влиятельных семей получали неплохое образование, умели писать стихи, практиковали каллиграфию и чайную церемонию и т.д. Конечно, самураи из семей бедных и незнатных отличались этим далеко не всегда.

Часто считается, что самураи военных периодов истории Японии руководствовались бусидо в том виде, в каком оно было описано в книгах вроде "Сокрытое в листве" [Hagakure] Ямамото Цунэтомо или "Книге пяти колец" [Gorin no Sho] Миямото Мусаси. Это не вполне соответствует действительности.



Дело в том, что эти и им подобные книги были написаны в поздние времена, когда самураи, оставаясь военным сословием, практически не воевали. Как, кстати, и авторы этих книг. Их представление о военном искусстве большей частью было подчерпнуто из хроник, легенд, рассказов престарелых очевидцев (речь именно именно о военном искусстве, а не об искусстве одиночных поединков).

Писалась такого рода литература для того, что закрепить в письменном виде и передать последующим поколениям военное искусство, которому в современной жизни места нет. Однако из этого отнюдь не следует, что древние воины действительно руководствовались правилами, выведенными самураями-писателями в период Токугава.

В реальности же все обстояло несколько иначе. То, на основании чего формулировались принципы бусидо - высшие достижения, подвиги наиболее выдающихся воинов. Очевидно, что, раз этот подвиг запомнился очевидцам, в целом самураи вели себя далеко не так героически. Однако подвиг фиксировался в хронике и действительно служил предметом изучения, преклонения и подражания для следующих поколений.



Возникла парадоксальная ситуация - наиболее суровые и строгие правила бусидо стали общеизвестны и канонизированы тогда, когда потеряли практический смысл. В разгар периода гражданских войн самураи считали для себя вполне возможным поменять господина, но когда войны кончились - это стало считаться страшным позором, хотя теперь уже не угрожало жизни господина.

Продуктивную аналогию можно провести с подвигами воинов Красной Армии и партизан в период Великой Отечественной войны. Они также были канонизированы существенно позже того времени, когда произошли, однако теперь аналогичные подвиги совершают воины Российской Армии в Чечне. Очевидно, уже в том числе и под влиянием прочитанных в детстве книг. Нечто в этом роде происходило и в Японии.

Поэтому не стоит рассматривать книги по бусидо как учебник по повседневной жизни самураев древности. Это лишь идеал, к которому стремились и которого достигали лучшие из них.

 

-ШУМ-

Лотелин
А так везде в жизни - книги пишут о лучших из представителей чего-либо, чтобы было на кого равняться.
Zaraza
Молодец :)
 

sway

Пользователь
[quote name=\'серыйюзверь\' date=\'18.10.2007, 22:07\']Zaraza
Домо аригато годзиёмасита за интересную инфу, Zaraza-сан! :) :hi:
[post=\"253323\"]<{POST_SNAPBACK}>[/post]​
[/quote]
Из японского только знаю
Мина сан охаё годзаи мас!!!!
Zaraza молодец - удивляет с каждым разом больше и больше!
 

Zaraza

Пользователь
КАК СТАТЬ САМУРАЕМ

Секреты воинских искусств (бу-дзюцу или бу-до) самураи, как и все прочие смертные на Дальнем Востоке, осваивали в рамках традиционных школ - рюха, или просто рю. Система школ, дожившая до наших дней, как, например, в каратэ, уходит корнями в раннее Средневековье и имеет прямые аналоги в воинских искусствах Китая, Кореи, Вьетнама, Бирмы…




В ТЕЧЕНИИ ТРАДИЦИЙ

Слово «рюха» состоит из двух иероглифов, где «рю» означает «течение» в прямом и переносном смысле, а «ха» - «школа», «секта», «группировка». Здесь подразумевается передача традиций бу-дзюцу во времени. В XVIII веке насчитывалось до девяти тысяч разнообразных рю, большей частью имевших дело с одним или несколькими конкретными видами оружия.

Изучали: кэн-дзюцу (фехтование); наи-дзюцу (искусство мгновенного обнажения меча с последующим ударом); со-дзюцу (владение копьем); начината-дзюцу (фехтование на алебардах); кю-дзюцу (стрельба из лука); ба-дзюцу (вольтижировку); сасумата-дзюцу (владение рогатиной); тичирики-дзюцу (владение палицей); бо-дзюцу (владение железной палицей); дзе-дзюцу (владение дубиной); содэгарами-дзюцу (владение багром). Кроме того, существовало множество рю, специализировавшихся на малых подручных видах оружия. К бу-дзюцу относились также дисциплины, не связанные исключительно с применением оружия: дзю-дзюцу (самооборона без оружия и с подручными видами оружия); куми-ути (борьба без оружия в доспехах); сумо (классическая силовая борьба); ходзе-дзуцу (искусство связывания противника); суиэй-дзюцу (фортификация); ходзюцу (канонирское дело); нороси-дзюцу (раскладывание сигнальных костров) или сэндзе-дзюцу (искусство маневрирования частями на поле боя).

ИЗ РУК В РУКИ, ОТ СЕРДЦА К СЕРДЦУ
Школы формировались исторически, согласно принципам кровного родства (сей) или профессиональной общности (дай). Чаще всего в период зрелого и позднего Средневековья рю действовали в рамках отдельных самурайских кланов и являлись достоянием клана.



Храмы, особенно, дзенские, с их специально оборудованными залами для медитации и просторными дворами, были идеальным местом для упражнений в бу-дзюцу. В отличие от Китая, где антиманьчжурская борьба тайцинов и ихэтуаней вывела воинские искусства за рамки отдельных школ и сект, сделав их доступными для широких народных масс, японские бу-дзюцу всегда имели ярко выраженный сословный характер и развивались в русле эзотерических традиций. Простолюдинам изучать бу-дзюцу воспрещалось. Даже внутри одного клана далеко не каждый получал доступ к святая святых - тайным традициям школы (мицудэн).



Наставления отца-основателя и его ближайших преемников обычно фиксировались в рукописном свитке с иллюстрациями (макимоно), который хранился непосредственно у главы школы. Однако даже располагая подобным свитком, самостоятельно, без опытного наставника, освоить сложные комбинации приемов было делом безнадежным. Учитель в течение долгих лет передавал свои знания ученикам из рук в руки и от сердца к сердцу.



ВЫШЕ ГОР И ГЛУБЖЕ МОРЕЙ
Официальный руководитель школы назывался иэмото. Со временем система иэмото превратилась в широко разветвленный узаконенный институт, объединяющий не только традиционные воинские искусства, но и такие разнородные области, как придворная музыка, сложение пятистиший (танка), гадание, каллиграфия, живопись, пение, соколиная охота, игра в мяч, аранжировка цветов, театральные представления и т. д.

Целью создания системы иэмото была максимальная профессионализация всех занятий по цеховому признаку, выработка канонов и раздел сфер влияния между конкурентами. Целью обучения провозглашалось постижение великого Пути (Дао), присущего тем или иным предметам: мечу, копью, кулаку, цветам, чаю, бумаге и т. п.

Другими словами, учитель должен был раскрыть ученикам истинное предназначение данного предмета и научить извлекать из него все преимущества, которые этот предмет может дать в земной жизни. Поскольку древнее конфуцианское правило гласит, что долг ученика перед учителем выше гор и глубже морей, авторитет иэмото был абсолютно непререкаем. Поступая в школу, ученик добровольно обрекал себя на духовное рабство, которое нередко дополнялось рабством физическим: новичкам доставалась вся грязная работа в доме учителя.
Верность господину и беспрекословное подчинение наставнику стали основой педагогической системы средневековых школ бу-дзюцу. «Когда личность, а не разум, душа, а не рассудок, избираются учителем в качестве материала для работы, все занятия обретают священный характер», - гласит одна из заповедей самураев. При такой постановке вопроса почет и уважение, оказываемые учителю, были чрезвычайно велики. «Твой отец и мать подобны небу и земле, - гласит другая заповедь. – Твои господин и учитель подобны солнцу и луне».



ПОСТУПЛЕНИЕ В ШКОЛУ
Обучение в родовых, семейных школах начиналось чуть ли не с младенчества, и от юного неофита не требовалось иных гарантий верности, кроме кровных уз. Традиция оттачивалась из поколения в поколение, достигая в каждом отпрыске рода предельного блеска и совершенства.

В рю, сформированных по принципу профессионального отбора, прием и посвящение осуществлялись по-иному. Многое роднит их с китайскими школами ушу. Абитуриента, если он не был лично знаком с главой школы, непременно рекомендовал кто-либо из старших учеников. Поступающий должен был представить доказательства своего благородного происхождения из семейства самурая (бунэ) или дворцовой знати (кугэ).

Далее в процессе собеседования выяснялись степень его физической и духовной подготовки и оговаривались условия занятий (большинство школ были платными). Если беседа заканчивалась обоюдным согласием сторон, поступающий расписывался кровью, а точнее, как было принято на Востоке, ставил фамильную печать под уставом школы. Правила, перечисленные в уставе, варьировали большинство положений Бусидо, делая особый упор на уважении учителя (сэнсэй) и старших по уровню мастерства (сэмпай). В любом уставе требование секретности стояло на одном из первых мест. Нарушение обязательств по отношению к школе каралось смертью.

Прошедший полный курс обычно получал сертификат в виде свитка с печатью учителя, но на этом связь со школой не прерывалась, ибо считалось, что долг перед наставником оплатить в земной жизни невозможно.

В школах бу-дзюцу, за редким исключением, не существовало специальных тренировочных костюмов. Поскольку полученные навыки должны были находить применение в реальной жизни, самураи приходили на занятия в стандартном «партикулярном» платье. Обычно это были куртка с широкими рукавами (хаори) и широкие шаровары (ханама), не стеснявшие движений. Непременными деталями служили кушак и повязка на лоб для удержания волос (хатимаки). На занятия полагалось приходить босыми, хотя в быту самураи обувались в мягкие сандалии (дзюри) или в сандалии в виде дощечек на подставках (гэта).

ВОСПИТАНИЕ БУДУЩЕГО САМУРАЯ
К обучению в школе воинских искусств самурай готовился с детства. Японские дети, несмотря на искони присущее родителям конфуцианское чадолюбие, всегда росли в суровых условиях. В самурайских домах, как и в крестьянских, мальчишки зимой и летом бегали в легком платье с непокрытой головой и босиком либо в легких соломенных сандалиях. Носки (таби) выдавались только к парадным выходам. Отопление, представлявшее собой вмонтированную в пол жаровню с углями, было редкостью даже в замках. «Существуют вполне определенные методы воспитания ребенка из самурайского рода.

«С ранних лет нужно поощрять его храбрость, не следует запугивать его или обманывать. Если еще в детстве он будет мучиться тревогой и страхами, след от нанесенного ущерба останется с ним до могилы. Родители не должны слишком опекать ребенка, нельзя позволять ему обнаруживать страх при ударе грома, не нужно запрещать ему гулять в темноте. Скверное обыкновение – рассказывать ребенку страшные истории, чтобы заставить его замолчать, когда он плачет. В то же время, если ребенка слишком сильно наказывать, он вырастет робким, самоуглубленным созданием. В любом случае необходимо заботиться, чтобы он не приобрел дурных черт характера».

С младых ногтей самурая приучали не бояться темноты, одиночества, дикого зверя и нечистой силы. Классическая литература переполнена рассказами о подвигах самураев, торжествующих над коварной нечистью благодаря своему хладнокровию и мужеству. Вкус к выслеживанию, погоне, убийству прививался на охоте. Бесстрашное отношение к человеческой крови воспитывалось во время упражнений с мечом на трупах врага, на преступниках в тюрьме, а порой и на ни в чем не повинных живых бродягах и нищих крестьянах – обычай, узаконенный в печально известном эдикте Хидэеси о «праве на пробу меча» (тамэсигири). К пятнадцати годам, когда подросток проходил обряд инициации и, выбрив лоб, получал два самурайских меча, он уже был вполне подготовлен к карьере воина.

ЧТОБЫ В БОЮ БЫЛО ЛЕГКО
Учитывая подобную подготовку, самураи сравнительно легко переносили физические и моральные тяготы, которые поджидали их на начальном этапе обучения в школах бу-дзюцу. А тяготы были немалые. Месяцами длились скучные, однообразные упражнения. Постановка базовой техники новой школы даже у опытных самураев зачастую отнимала годы. Обучение по ускоренной программе не практиковалось вообще, ибо принято было считать, что каждый поступивший в данную школу должен вжиться в новую систему, полностью перестроив организм.

Дважды в год, в зимние холода и в разгар лета, в течение 8-10 дней проводились усиленные занятия – сборы, так называемые зимние (кан-кэйко) и летние учения (сетю-кэйко). В эти периоды тренировки продолжались почти круглосуточно, чередуясь с часами сидячей медитации-практики, пришедшей из дзенских монастырей. Зимой – в снегу босиком и без теплой одежды, летом – на солнцепеке, в духоте или под дождем. Так проходили сборы, и точно так же проходят они во многих школах и поныне.

Преподавание с точки зрения технических деталей было полностью подчинено канону, который не менялся в течение веков. Малейшая попытка исправить или дополнить мастера рассматривалась как вопиющее нарушение этикета. Таким образом, ученик должен был прежде всего тщательно копировать действия учителя. Далее, слово «тренировка» применительно к воинским искусствам обозначается понятием «закрепление и повторение старого», где под старым подразумеваются прежде всего заветы старых мастеров.

ПОДУШКА НА ШНУРКЕ
Методика преподавания в школах бу-дзюцу была весьма сходна с китайской. Первый этап – постановка базовой техники (кихон), закладка основ правильных движений: ударов, блоков, стоек, переходов, маневрирования. Второй этап – разучивание сложных комбинаций (рэндзюку-вадза) из нескольких элементарных приемов с завершающим ударом или броском. Далее шло разучивание сложных комплексов формальных упражнений с включением многочисленных приемов (ката), имеющих также и прикладное значение. На этой стадии предполагался активный духовный рост, способствовавший достижению совершенства.

Овладевший всем техническим арсеналом школы проходил посвящение в тайные традиции (мицудэн), если заслуживал того по мнению наставника. Далее перед ним открывались бескрайние просторы свободного варьирования сочетаний приемов и оттачивания мастерства.

В процессе обучения ученик должен был всесторонне подтвердить свои бойцовские и человеческие качества, достойно зарекомендовав себя перед учителем и старшими собратьями.

Обратимся к популярному жизнеописанию знаменитого фехтовальщика XVI века Цукахара Бокудэна. У мастера было три сына, которые с детства обучались владению мечами. Прошло время, и отец решил проверить, на что способны его наследники. На шнурке занавески, прикрывавшей вход в комнату, он поместил подушку, которая должна была упасть при легком колебании ткани. Затем отец приказал сыновьям явиться к нему в порядке старшинства. Подойдя к двери, старший сын по провисанию шнурка, конфигурации складок и прочим малозаметным признакам догадался, что над входом какой-то посторонний предмет. Протянув руку, он осторожно снял подушку, раздвинул складки занавески и вошел. Средний сын сюрприза не заметил, но, когда подушка сорвалась со шнурка, успел поймать ее в полете. Младший сын рывком откинул занавеску, и подушка шлепнулась ему на затылок – но прежде, чем она успела коснуться земли, бравый самурай рассек ее надвое мечом. «Ты, сын, мой, – сказал Бокудэн старшему, - готов к тому, чтобы встать на Путь меча. Ты, - сказал он среднему, - должен еще немало потренироваться, а ты, мой младший сын, - позор для нашего рода!»

ВО ИМЯ ДОЛГА
Среди самураев, не связанных ежедневной службой, популярно было паломничество из школы в школу с целью накопления опыта и расширения диапазона бу-дзюцу. Иногда такого рода рыцарские странствия носили агрессивный характер. В жажде утвердить славу непобедимого фехтовальщика самурай, подобно своим европейским коллегам – рыцарям, вызывал не поединок всякого, кто подворачивался под руку. Поскольку основной заповедью в большинстве рю было убийство наповал с первого удара (хиссацу), побежденному редко приходилось жаловаться на пристрастность судьи или нарушения правил. Если повод для поединка был достаточно важным, противнику посылался официальный письменный вызов с подробным и весьма напыщенным изложением мотивов. Таким же образом решались и споры между конкурирующими школами. Решительное поражение или смерть главы одной рю чаще всего приводило к возвышению другой.

Овладение секретами воинских искусств для самурая было равносильно бесконечному Пути, духовному и нравственному самосовершенствованию во имя наилучшего исполнения долга: «Тренировке человека нет конца. Бывает, что вы вдруг начинаете чувствовать себя достигшим полного совершенства и перестаете заниматься тем, чем занимались до сих пор. Между тем, кто хочет быть совершенным, тот всегда должен помнить, что он еще очень далек от этого. Только не довольствующиеся уже достигнутым и постоянно стремящиеся к высшим достижениям будут почитаться потомством за лучших из людей», - убеждает «Сокрытое в листве».

«Следует ценить золотую середину, но, когда речь идет о воинских искусствах, даже в ежедневных тренировках самурай должен неизменно чувствовать, что его мастерство превосходит мастерство соратников…»

Чаще всего в школах бу-дзюцу преподавали технику владения одним-двумя из основных видов оружия.

Квалифицированный буси являлся в известном смысле универсалом и мог со своим мечом, копьем или палицей, а иногда и просто голыми руками успешно обороняться против многих противников.

АВТОР: Андрей ОНОПРИЕНКО
Мастер-инструктор международного класса,
обладатель IV дана по джиу-джитсу
 
С

Сакаи Сабуро

Guest
Ребята, не обольщайтесь... Поверьте, путь война труден... японский, русский, не важно... а экзотика мало значит
 
Сверху