Роберт Рождественский

Sabrina

Пользователь
20 июня поэту Роберту Рождественскому исполнилось бы 80 лет



20 июня исполняется 80 лет со дня рождения Роберта Рождественского.
Яркий представитель поколения "шестидесятников", самобытный автор проявил себя в так называемой "эстрадной" поэзии. Наряду с близкими друзьями и творческими единомышленниками Евгением Евтушенко, Андреем Вознесенским и Беллой Ахмадулиной поэт громогласно учил страну жить, любить, помнить прошлое и верить в лучшее.

Первое стихотворение Роберта Рождественского (тогда еще Роберта Станиславовича Петкевича - чуть позже мальчик возьмет фамилию и отчество отчима) появилось в выпуске газеты "Омская правда" от 8 июля 1941 года - под заголовком "Фашистам не будет пощады!". Автору патриотического призыва тогда едва исполнилось 9 лет.


С винтовкой мой папа уходит в
поход.
Желаю, любимый, побед!
И мама зеленую сумку берет,
Уходит с сестрой в лазарет.
Я тоже имею и ловкость, и силу,
Чтоб в бой на фашистов идти.
Но мне: "Подожди, - говорит
Ворошилов, -
Учись, закаляйся, расти".
Хотя мне сегодня десятый лишь
год,
Стрелять научусь я как надо.
И пусть только Сталин мне
скажет: "В поход!" -
Фашистам не будет пощады!

Третьеклассник обычной омской школы тогда еще не мог предположить, что тема начавшейся Великой Отечественной войны станет одной из основных в его творчестве, а страшные, но драгоценные воспоминания станут самыми важными уроками - уроками о ценности и неповторимости каждой человеческой жизни. Их поэт постарается донести до своих читателей и слушателей уже в 60-х годах.

На Земле
безжалостно маленькой
жил да был человек маленький.
У него была служба маленькая.
И маленький очень портфель.
Получал он зарплату маленькую...
И однажды -
прекрасным утром -
постучалась к нему в окошко
небольшая,
казалось,
война...
Автомат ему выдали маленький.
Сапоги ему выдали маленькие.
Каску выдали маленькую
и маленькую -
по размерам -
шинель.

...А когда он упал -
некрасиво, неправильно,
в атакующем крике вывернув рот,
то на всей земле
не хватило мрамора,
чтобы вырубить парня
в полный рост!

1969

Осмысление трагедий войны в творческом сознании художника переплеталось с размышлениями о христианских добродетелях, с мифологическими сюжетами, и, в конечном итоге, диктовало особое отношение к жизни, главный принцип которого - деятельное стремление к счастью, борьба за него.

Не убий!—
в полумраке
грошовые свечи горят...
Из глубин
возникают слова
и становятся в ряд.
Если боль
и набухли кровавые кисти рябин,
если бой, -
кто услышит твое:
"Не убий.."?

Мы слышны
только самым ближайшим
друзьям и врагам.
Мы смешны,
если вечность
пытаемся бросить к ногам.
Есть предел
у цветка,
у зари
и у сердца в груди.
Мир людей.
И над каждым библейское:
"Не укради!.."
Мир
дрожит,
будто он искупался
в январской воде...
Надо
жить!
У последней черты.
На последней черте.
Думать всласть.
Колесить, как товарный вагон,
И не красть.

Разве что —
У богов.
Огонь.

Военная тема нашла отражение и в песенной лирике Рождественского - так, произведение на слова поэта "За того парня" украсило фильм "В бой идут одни "старики". В разные года песню исполняли Муслим Магомаев, Лев Лещенко, Иосиф Кобзон и другие артисты эстрады. Однако тематикой ВОВ творчество Роберта Рождественского не ограничивалось. Достаточно вспомнить хотя бы его "Эхо любви" в исполнении Анны Герман, "Позвони мне, позвони" Ирины Муравьевой, его "Мгновения" ("Не думай о секундах свысока"), "Погоню" (в горячей крови), "Товарища Песню" или оптимистичный призыв "не печалиться".

Колышется дождь густой пеленой,
стучатся дождинки в окошко твое.
Сегодня любовь
прошла стороной,
а завтра,
а завтра ты встретишь ее!

Не надо печалиться -
вся жизнь впереди.
Вся жизнь впереди, -
надейся и жди!

Тропинка в лесу запахла весной,
земля разомлела от солнечных дней.
Сегодня мечта
прошла стороной,
а завтра,
а завтра ты встретишься с ней.

Как в поле роса,
как в небе звезда,
как в море бескрайнем веселый прибой,
пусть будет с тобой,
с тобой навсегда
большая мечта
и большая любовь!

Не надо печалиться -
вся жизнь впереди.
Вся жизнь впереди, -
надейся и жди!

"Большая любовь" также была одним из лейтмотивов творчества Роберта Рождественского. Иногда написанная филигранно тонко, даже без упоминания самого слова, напрашивающегося на банальные рифмы, - как в одном из самых известных произведений поэта "Мы совпали с тобой, совпали...", иногда - в экспериментальной форме, с идейным пафосом, как в стихотворении-диалоге "Отдать тебе любовь? - Отдай!" - тема взаимоотношений влюбленных сопровождала Рождественского на протяжении всего творческого пути.

Алене

Мы совпали с тобой,
совпали
в день, запомнившийся навсегда.
Как слова совпадают с губами.
С пересохшим горлом —
вода.
Мы совпали, как птицы с небом.
Как земля
с долгожданным снегом
совпадает в начале зимы,
так с тобою
совпали мы.
Мы совпали,
еще не зная
ничего
о зле и добре.

И навечно
совпало с нами
это время в календаре.

* * *

- Отдать тебе любовь?
- Отдай!
- Она в грязи...
- Отдай в грязи!..
- Я погадать хочу...
- Гадай.
- Еще хочу спросить...
- Спроси!..
- Допустим, постучусь...
- Впущу!
- Допустим, позову...
- Пойду!
- А если там беда?
- В беду!
- А если обману?
- Прощу!
- "Спой!"- прикажу тебе..
- Спою!
- Запри для друга дверь...
- Запру!
- Скажу тебе: убей!..
- Убью!
- Скажу тебе: умри!..
- Умру!
- А если захлебнусь?
- Спасу!
- А если будет боль?
- Стерплю!
- А если вдруг - стена?
- Снесу!
- А если - узел?
- Разрублю!
- А если сто узлов?
- И сто!..
- Любовь тебе отдать?
- Любовь!..
- Не будет этого!
- За что?!
- За то, что
не люблю рабов.

1969

Проживший 41 год с любимой супругой Аллой Борисовной Киреевой, литературным критиком и художником, Роберт Рождественский разбирался не только в настоящих чувствах, но и в тонкостях устройства женской души - примером тому его популярное стихотворение "Красивая женщина - это профессия...".

Красивая женщина - это профессия.
И если она
до сих пор не устроена,
ее осуждают,
и каждая версия
имеет своих
безусловных
сторонников.
Ей,
с самого детства вскормленной
не баснями,
остаться одною -
а, значит, бессильною, -
намного страшнее,
намного опаснее,
чем если б она не считалась
красивою.
Пусть вдоволь листают
романы прошедшие,
пусть бредят дурнушки
заезжими принцами.
А в редкой профессии
сказочной женщины
есть навыки,
тайны
и строгие принципы.
Идет она молча
по улице трепетной,
сидит, как на троне,
с друзьями заклятыми.
Приходится жить -
ежедневно расстрелянной
намеками,
слухами,
вздохами,
взглядами.
Подругам она
улыбается весело.
Подруги ответят
и тут же обидятся...
Красивая женщина -
это профессия,
А все остальное - сплошное любительство.


И все же главным источником вдохновения в поэзии Рождественского служила проза будней - не взирая на обвинения в публицистичности, отказе от высоких идеалов, поэт продолжал писать о современных реалиях и их главных героях: программистах, шоферах, кинодублерах, врачах...

Баллада о телефонных звонках

Наверное, похожи номера.
А может,
техники недосмотрели.
Но только
незадолго до утра
я был разбужен
телефонной трелью...
- Скажите, это центропункт?
Алло?..
Алло!!
(Я трубку вешаю в молчанье.
Я даже не могу ответить зло.
Я сплю.
Я ничего не замечаю...)
Звонок, и все сначала:
- Центропункт?
Опять ошибка?
Это невозможно!!

Сна не было уже.
А был испуг
пред всем,что непонятно
и тревожно...
Звонки ломились,
будто в дверь - плечом.
Как настоящий ветер -
в сновидениья...

- Аппендицит!..
- Да я-то тут при чем?!.
- Потеря крови!..
- У кого потеря?!

По комнате шаталась темнота,
она была пугающе громадна...
- Ранение в районе живота!..
- Алло!
Необходим реаниматор!..
(Валилась трубка
из дрожащих рук.)
- Открытый перелом!..
Нужна машина...

...Да погоди, не горячись.
А вдруг
все правильно.
И это не ошибка.
Тебе поверили.
Тебя нашли.
Узнали номер.
Выяснили имя...
Ты ж сам кричал,
что боли всей Земли
отныне станут
навсегда твоими!..
Что ж, если так,
то слово за тобой.
Барахтайся в нестихотворных темах.
Она тебя зовет -
чужая боль.
Реальная.
Людская.
Без подделок...
Скажи, что повзрослел.
Что нездоров.
Давнишнюю строку
возьми обратно...
Но я бужу
знакомых докторов.
Я что-то объясняю им
невнятно.
И остаюсь
в гудящей тишине.
И чувствую натянутые нити...

Все правильно.
Все так.
Звоните мне!
Ошибки нет.
Звоните мне!
Звоните!

1973-1977

Для Рождественского не было тем больших и маленьких, зато была в его работах одна вечная тема, связавшая поэта с предшественниками и последователями на писательском поприще - тема творчества и "проблема белого листа".

А. Пахмутовой

Вроде просто:
найти и расставить слова.
Жаль, что это все реже.
И все больней...
Вновь бумага лежит -
ни жива, ни мертва -
будто знает,
что ты прикоснешься к ней.

Но ведь где-то есть он,
в конце концов,
тот -
единственный,
необъяснимый тот -
гениальный порядок
привычных нот,
гениальный порядок
обычных слов.
 

Тайша

Пользователь
И тебе это нравится? Ты чувствуешь отклики там, в глубине, когда читаешь это? Рифмы-рифмы-рифмы...
 

Sabrina

Пользователь
Тайша написал(а):
И тебе это нравится? Ты чувствуешь отклики там, в глубине, когда читаешь это? Рифмы-рифмы-рифмы...
.. иначе он не был бы одним из любимых моих поэтов.

***

Знаешь,
я хочу чтоб каждое слово этого
утреннего стихотворенья, вдруг
потянулось к рукам твоим,
словно
соскучившаяся ветка сирени.
Знаешь,
я хочу, чтоб каждая строчка, неожиданно
вырвавшись из размера и всю строфу
разрывая в клочья, отозваться в сердце
твоем сумела.
Знаешь,
я хочу, чтоб каждая буква глядела
бы на тебя влюбленно. И была бы
заполнена солнцем,
будто капля росы
на ладони клена.
Знаешь,
я хочу, чтоб февральская вьюга покорно
у ног твоих распласталась.
И хочу,
чтобы мы любили друг друга
столько,
сколько нам жить осталось.
 

Erika

Пользователь
Я жизнь люблю
безбожно!
Хоть знаю наперёд,
что
рано или поздно
настанет
мой черёд.
Я упаду
на камни
и, уходя
во тьму,
усталыми руками
землю
обниму...
Хочу,
чтоб не поверили,
узнав,
друзья мои.
Хочу,
чтоб на мгновение
охрипли
соловьи!
Чтобы
впадая в ярость,
весна
по свету
шла...
Хочу, чтоб ты
смеялась!
И счастлива
была.
 

Sabrina

Пользователь
Очень нравится вот это про влюблённого радиста.

«ВОСЕМЬДЕСЯТ ВОСЕМЬ»

Сочетание "88-С" по коду радистов
означает "целую"


Понимаешь,
трудно говорить мне с тобой:
в целом городе у вас -
ни снежинки.
В белых фартучках
школьницы идут
гурьбой,
и цветы продаются на Дзержинке.
Там у вас -деревья в листве...
А у нас,-
за версту,
наверное,
слышно,-
будто кожа новая,
поскрипывает наст,
а в субботу будет кросс
лыжный...

Письма очень долго идут.
Не сердись.
Почту обвинять
не годится...
Рассказали мне:
жил один влюбленный радист
до войны на острове Диксон.
Рассказали мне:
был он
не слишком смел
и любви привык
сторониться.
А когда пришла она,
никак не умел
с девушкой-радисткой
объясниться...
Но однажды
в вихре приказов и смет,
график передачи ломая,
выбил он:
"ЦЕЛУЮ!"
И принял в ответ:
"Что передаешь?
Не понимаю..."

Предпоследним словом
себя обозвав,
парень объясненья не бросил.
Поцелуй
восьмерками зашифровав,
он отстукал
"ВОСЕМЬДЕСЯТ ВОСЕМЬ!"
Разговор дальнейший
был полон огня:
"Милая,
пойми человека!
("Восемьдесят восемь!")
Как слышно меня?
("Восемьдесят восемь!")
Проверка".

Он выстукивал восьмерки
упорно и зло.
Днем и ночью.
В зиму и в осень.
Он выстукивал,
пока
в ответ не пришло:
"Понимаю,
восемьдесят восемь!.."

Я не знаю,
может,
все было не так.
Может -
более обыденно,
пресно...
Только верю твердо:
жил такой чудак!
Мне в другое верить
неинтересно...

Вот и я
молчание
не в силах терпеть!
И в холодную небесную просинь
сердцем
выстукиваю
тебе:
"Милая!
Восемьдесят восемь!.."
Слышишь?
Эту цифру я молнией шлю.
Мчать ей
через горы и реки...
Восемьдесят восемь!
Очень люблю.
Восемьдесят восемь!
Навеки.
 
Т

ТороповаОлеся

Guest
Мне нравятся его стихи, дрожь по телу идет. Отклик в моей душе и сердце живейший они вызывают. Когда Роберт Р. был маленький, он жил в моем родном городе Омске. Там у него жили бабушка, а мама была на фронте. Позже она его забрала и мальчик тоже был на фронте, сын полка. И в музее у нас есть экспозиция, ему посвященная. А вот домик, где они жил с бабушкой разрушается. Если уже не разрушился окончательно. Административные злдания его теснят.
 
Сверху