Рене Франсуа Огюст Роден

ANGEL_A

Пользователь
Рене Франсуа Огюст Роден (Rodin) (12.11.1840, Париж, — 17.11.1917, Мёдон, близ Парижа), французский скульптор. Сын мелкого чиновника. Учился в Париже в Школе рисования и математики (в 1854—1857) и у А. Л. Бари в Музее естественной истории (1864). В 1864—1871 работал в мастерской А. Карье-Беллёза. Выполнял модели мелкой декоративной пластики (в том числе для фарфора Севрской национальной мануфактуры). В 1871—1877 оформил монументально-декоративной скульптурой ряд зданий Брюсселя. В 1875 посетил Италию, где увлекся искусством Микеланджело, Донателло и Л. Гиберти. С 1877 изучал памятники французской готики. Зрелым мастерством отмечены уже ранние работы Родена (например, голова "Человека со сломанным носом", 1864). Статуе "Бронзовый век" (1877), олицетворяющей пробуждение человечества, его смятение перед грядущим, и проникнутой пафосом пророчества статуе "Проповедующий Иоанн-Креститель" (1879) в полной мере присущи характерные для Родена в дальнейшем смелость образных и пластических исканий, философская глубина замысла, острая жизненность в передаче сложного движения и энергичная моделировка объёмов. В 1884—1888 Роден создал для города Кале группу "Граждане Кале" (бронза, установлена в 1895), изображающую жителей Кале, которые жертвуют собой ради спасения родного города (во время его осады английским королём в середине 14 века). Драматическое звучание всей сцены в целом, её противоречивая эмоциональная атмосфера, ощущение духовной напряжённости героев, лаконичная и в то же время глубокая характеристика каждого из них рождаются благодаря беспокойному дробному ритму композиции, резким контрастам статичных фигур и фигур, полных динамики, противопоставлению весомости масс экспрессии поз и жестов. С 1880 и до конца жизни Роден работал над большой горельефной композицией "Врата ада", навеянной "Божественной комедией" Данте, мотивами античной мифологии, библейских легенд, поэзии Ф. Вийона и современной Родену поэзии и символически воплощавшей мир человеческих страстей.

Отдельные темы этой композиции Роден разрабатывал в виде самостоятельных произведений; таковы остро гротескная фигура "Та, которая была прекрасной Ольмьер" (1885), пронизанная тонкой поэзией группа "Поцелуй" (1886), исполненная внутренней мощи и духовного величия статуя "Мыслитель" (1888). С середины 1880-х годов в творчестве Родена всё более нарастает тяготение к усложнённым символическим образам, к выявлению полярных, крайних человеческих эмоций — от ясной гармонии с миром, от мягкого лиризма до полного отчаяния и мрачной сосредоточенности. Постепенно меняется и манера Родена: его произведения приобретают нарочито эскизный, как бы незаконченный характер, всё контрастнее становится игра света и тени, а моделировка форм, иногда текучих, — подчёркнуто живописной. Это позволяет Родену, одному из основоположников импрессионизма в скульптуре, передать впечатление медленного, порой мучительного рождения форм из стихийной, аморфной материи силой "духовного порыва". В отличие от импрессионистов-живописцев Роден всегда склонялся к такому "метафизическому" пониманию художественного творчества, к вневременным, общечеловеческим сюжетам; вместе с тем он всегда сохранял известную определённость форм и придавал особенное значение их фактурной осязаемости как важному средству заострения образа. Всё же утрата чувства монументальности отличает такие работы Родена, как памятники В. Гюго (мрамор, 1886—1900) и О. Бальзаку (бронза, 1893—1897; установлен в 1939) в Париже, проект "Башни труда" (гипсовая модель, 1899). В то же время Роден продолжал создавать портретные бюсты, отличающиеся остротой и цельностью передачи характера человека, его внутреннего мира (бюсты: Ж. Далу, 1883, А. Рошфора, 1897). Особую художественную ценность представляют динамичные и лёгкие по исполнению рисунки и офорты Родена. Варианты всех названных скульптурных произведений Родена (в гипсе, бронзе, мраморе) находятся в Музее Родена в Париже, а также во многих других музеях мира.

Творчество Родена составило эпоху в истории скульптуры; сохраняя верность романтической традиции, безусловно принадлежа реализму (особенно психологически проникновенными портретами), соотносясь с импрессионизмом и символизмом, оно дало импульсы творческим исканиям различных по направленности мастеров скульптуры 20 века, учеников Родена. Среди них: А. Бурдель, А. Майель, Ш. Деспьо, А. С. Голубкина.
Самые знаменитые скульптуры Родена

Мыслитель



Вечная весна
1898. Бронза. Музей Родена, Париж.

 
Сверху